Вселенная в философии это


весь мир, бесконечный во времени и в пространстве и безгранично разнообразный по тем формам, к-рые принимает материя в процессе своего развития. Исходным пунктом, принципиальной основой изучения В. является признание ее материальности, объективности, независимости от человеч. сознания. В широком смысле В. является предметом изучения всего естествознания, каждая отрасль к-рого изучает одну из сторон В. В более узком смысле наукой о В. является астрономия, изучающая пространственно-временн?е распределение материи во В., строение и развитие небесных тел и их систем. Вопрос о В. в целом составляет предмет космологии. Развитие представлений о строении В. прошло неск. этапов, к-рые характеризуются как расширением и углублением знаний о В., так и изменением содержания самого понятия «В.». В древнейшую эпоху исследование ограничивалось ближайшими окрестностями населенных местностей. Именно с этим ранним этапом связана этимология слова «В.», к-рое представляет собой церк.-слав.


ревод греч. слова «?????????», т.е. населенная, обитаемая часть Земли. Следующий этап связан с установлением шарообразности Земли и отдаленности небесных светил (Пифагор, 6 в. до н.э., Аристотель, 4 в. до н.э., Эратосфен, 3 в. до н.э.). Опираясь на признание шарообразности Земли, Филолай (5 в. до н.э.) и Аристарх Самосский (3 в. до н.э) высказали предположение о движении Земли. Но эта мысль настолько противоречила традиции, что не встретила поддержки и была вскоре забыта. На долгое время утвердилась геоцентрич. система мира Птолемея (2 в. до н.э.), поддержанная авторитетом христианской церкви. Книга Коперника «Об обращении небесных сфер» (1543) произвела переворот в науке и заложила основы для науч. подхода к изучению В. Развив мысль Коперника о том, что Земля – рядовое небесное тело, Дж. Бруно пришел к выводу о бесконечности звездной В. С 17 в. началось интенсивное изучение Солнечной системы и обоснование гелиоцентрич. идей Коперника (Галилей, Кеплер, Декарт, Ньютон, Кант, Лаплас и др.). В 19 в. началось детальное исследование звездной системы Млечного пути, нашей Галактики; 20 в. ознаменовался доказательством существования др. галактик и переходом к изучению Метагалактики, т.е. известной нам совокупности галактик. Такое стремит. расширение границ астрономич. В. сопровождалось углублением знаний о ее осн. закономерностях. Если до 20 в. в основе астрономич. представлений лежали законы всемирного тяготения Ньютона и геометрия Эвклида, то совр. наука использует для своих построений общую теорию относительности (см.

носительности теория) и неэвклидову геометрию. Новый этап в исследовании В. открыла сов. наука, осуществив запуск первых искусств. спутников Земли и создание первой искусств. планеты. В. является сложным структурным единством космич. систем разных порядков. Простейшую из известных нам космич. систем составляет планета с ее спутниками. Физич. характеристики и число спутников различных планет весьма разнообразны. Напр., объем Юпитера превышает объем Земли в 1295 раз; Земля имеет один спутник – Луну, а вокруг Юпитера движутся 12 спутников. Планеты с их спутниками включаются в систему более высокого порядка, центром к-рой является звезда. Примером подобной системы служит Солнце с девятью большими планетами (Меркурий, Венера, Марс, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон) и с большим количеством астероидов, комет и метеорного вещества. Все планеты вращаются вокруг Солнца по эллиптич. орбитам, находящимся почти в одной плоскости. Диаметр Солнечной системы – 10 млрд. км. Солнце – раскаленный газовый шар – является источником энергии и определяет гравитационное поле (см. Поле физическое), в к-ром движутся планеты и др. тела Солнечной системы. Вся система движется по отношению к ближайшим звездам со скоростью 20 км/сек и вместе с ними участвует во вращении вокруг центра Галактики со скоростью ок. 230 км/сек. Солнечная система не представляет какого-то исключит. явления в природе. Данные астрономии позволяют утверждать, что имеются и др.

анетные системы. Более высокими структурными единицами В. являются огромные скопления звезд, пылевых и газовых туманностей, примером чего служит наша Галактика. Рассматриваемая как единое целое, Галактика характеризуется как несколько сжатый сфероид с экваториальным диаметром порядка 26000 парсек (1 парсек = 3,26 световых лет = 3,08 x 1013 км) и периодом собств. вращения порядка 200–240 млн. лет. Относительно ближайших галактик она движется со скоростью 250 км/сек. Галактика имеет два спутника – Малое и Большое Магеллановы облака, каждое из к-рых представляет собой небольшую галактику. Число звезд, входящих в Галактику, достигает порядка 1011, осн. масса их концентрируется в плоскости Млечного пути. Галактика неоднородна. Составляющие ее образования группируются в различные взаимопроникающие подсистемы. Особенностью галактик является отсутствие центр. тела, подобного Солнцу. Гравитац. поле определяется всей совокупностью галактич. образований и поэтому движение звезд носит гораздо более сложный характер, чем движение планет вокруг Солнца. Число галактик, к-рые в наст. время доступны наблюдению, достигает 1 млрд. В изученной части пространства галактики расположены относительно равномерно, образуя иногда скопления, архипелаги галактик. Существует предположение, что все эти галактики входят в систему более высокого порядка – Метагалактику. Рассматривая всю совокупность науч. данных об известной нам части В., можно сделать неск. наиболее общих выводов о свойствах В.

целом. Достоверность этих выводов базируется на теоретич. обобщении всех достижений совр. науки. В. бесконечна в пространстве; она не имеет ни начала, ни конца ни в каком направлении. Этот материалистич. тезис неоднократно подвергался нападкам. В 19 в. для этого использовались т.н. гравитац. и фотометрич. парадоксы (см. Космологические парадоксы). С возникновением релятивистской космологии в бурж. науке распространилась ошибочная концепция конечной, но не ограниченной В., противопоставляемая представлению о бесконечности В. (см. А. Эйнштейн, Вопросы космологии и общая теория относительности, в сб. «Принцип относительности», 1935). Логичность формально математич. стороны этой концепции маскирует произвольность исходных предпосылок, вводимых в теорию в качестве т.н. «упрощающих» предположений (однородность и изотропность пространства). Умозрит. характер этой концепции показан в ряде работ сов. и зарубежных ученых (Г. М. Идлис, Космическая материя, 1957; П. Лаберенн, Происхождение миров, 1957). В. бесконечна во времени; она существовала и будет существовать вечно, не имея ни начала, ни конца во времени. Идеалисты пытались и пытаются опровергнуть это утверждение. В 19 в. опровержения шли по линии неправильного истолкования второго начала термодинамики (т.н. теории «тепловой смерти» В.). Ныне аргументация базируется на признании допплеровской природы красного смещения. Экстраполируя в прошлое наблюдаемые сейчас лучевые скорости галактик, идеалистически настроенные ученые приходят к выводу о «творении» В.

следовательно, о существовании творч. начала. Именно поэтому эта теория стала почти офиц. точкой зрения католич. церкви. Ошибочность подобных рассуждений заключается в том, что расширение известной нам части В. произвольно распространяется на всю В. Действительно, любой объект во В., любая упорядоченная звездная система имеют свой возраст, но в приложении ко В. в целом понятие «возраста» теряет свой смысл. В. бесконечно разнообразна по формам существования и движения материи. Материя не возникает и не уничтожается, а только переходит из одной формы в другую. Поэтому совершенно произвольной и идеалистич. является теория о постоянном творении материи из «ничего» (F. Hoyle, A new model for the expanding universe, в журн. «Monthly Notices of the Royal Astron. Soc», L., 1948, v. 108; H. Bondi, Cosmology, 1952). Бесконечное разнообразие материальных форм в бесконечной В. приводит к выводу о том, что органич. жизнь, как одна из форм существования материи, не является достоянием только нашей планеты, а возникает повсюду, где складываются соответствующие условия. Таковы осн. свойства В., имеющие не только физич., но и большое философ. значение. В своих наиболее общих выводах наука о строении В. теснейшим образом связана с философией. Отсюда и ожесточенная идеологич. борьба, ведущаяся по вопросам структуры и развития В. Отрицание бесконечности В. в пространстве и времени со стороны ряда ученых вызывается не только влиянием идеалистич.

ховной атмосферы, в к-рой они находятся, но и безуспешными попытками построить непротиворечивую модель бесконечной В., опирающуюся на всю совокупность известных нам наблюдательных данных. Признание в той или иной форме конечности В. есть по существу отказ от решения важнейшей научной проблемы, переход с позиций науки на позиции религии. В противоположность этому философия диалектич. материализма, доказывая бесконечность В. в пространстве и времени, стимулирует дальнейшее развитие науки, указывая принципиальные пути для развития теории. Вопрос о конечности или бесконечности В. – это вопрос не только естествознания. Само по себе накопление эмпирич. материала и его математич. обработка только в рамках той или иной отд. науки еще не могут дать исчерпывающего и логически неуязвимого ответа на поставленный вопрос. Наиболее адекватным средством для решения поставленной задачи является филос. анализ, опирающийся на достижения всего естествознания и прочную основу диалектико-материалистич. метода. На первый план здесь выдвигается диалектич. разработка понятия бесконечности, трудности оперирования к-рым ощущает не только космология, но и др. науки. Т.о., проблема общих свойств В., ее пространств.-временных характеристик вызывает большие трудности. Но все тысячелетнее развитие науки убеждает в том, что решение этой проблемы может быть только на путях признания бесконечности В. в пространстве и времени. В общем плане такое решение дано диалектическим материализмом.

нако создание рационального, непротиворечивого представления о В. в целом с учетом всех наблюдаемых процессов – дело будущего. Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955 его же, Анти-Дюринг, М., 1957; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14; Блажко С. Н., Курс общей астрономии, М., 1947; ?олак И. Ф., Курс общей астрономии, 7 изд., М., 1955; Паренаго П. П., Курс звездной астрономии, 3 изд., М., 1954; Эйгенсон М. С, Большая Вселенная, М.–Л., 1936; Фесенков В. Г., Современные представления о Вселенной, М.–Л., 1949; Агекян Т. ?., Звездная Вселенная, М., 1955; Lyttlеton R. ?., The modern universe, L., [1956]; Hоуle F., Frontiers of astronomy, Melb., [1956]; Thomas O., Astronomie. Tatsachen und Probleme, 7 Aufl., Salzburg–Stuttgart, [1956]. А. Бовин. Москва.

Источник: terme.ru

Развитие представлений о Вселенной

На ран­них эта­пах ис­то­рии ци­ви­ли­за­ции «го­ри­зонт В.» на­хо­дил­ся на рас­стоя­нии все­го по­ряд­ка со­тен ки­ло­мет­ров. К нач. 21 в. В. ис­сле­ду­ет­ся уже до рас­стоя­ний бо­лее 10 млрд. све­то­вых лет. В ис­то­рич. ас­пек­те по­ня­тие «В.» кон­цен­три­ру­ет в се­бе ас­тро­но­мич., фи­зич., фи­лос. пред­став­ле­ния ци­ви­ли­за­ции. По­это­му по­ня­тие «В.» яв­ля­ет­ся со­ци­аль­но-гео­гра­фи­че­ски и ис­то­ри­че­ски развиваю­щим­ся в со­от­вет­ст­вии с уров­нем ци­ви­ли­за­ции, осо­бен­но с её ас­тро­но­мич. по­зна­ния­ми и пред­став­ле­ния­ми. С вы­хо­дом ци­ви­ли­за­ции с ре­гио­наль­но­го на гло­баль­ный уро­вень и раз­ви­ти­ем нау­ки Но­во­го вре­ме­ни пред­став­ле­ния о В. всё в боль­шей ме­ре ста­ли ос­но­вы­вать­ся на дос­ти­же­ни­ях ас­тро­но­мии и фун­да­мен­таль­ной фи­зи­ки.


В раз­ви­тии наи­бо­лее об­щих пред­став­ле­ний о В. мож­но вы­де­лить сле­дую­щие эта­пы (они не все­гда под­да­ют­ся чёт­кой да­ти­ров­ке в разл. ре­гио­нах).

То­по­цен­три­че­ская В. дои­сто­ри­че­ско­го или ран­не­го ис­то­ри­че­ско­го эта­па раз­ви­тия че­ло­ве­че­ст­ва поя­ви­лась у изо­ли­ро­ван­ных пле­мён и ло­каль­но су­ще­ст­вую­щих ци­ви­ли­за­ций, субъ­ек­тив­но ощу­щаю­щих ме­сто сво­его оби­та­ния цен­тром В. (та­кие пред­став­ле­ния о В. со­хра­ни­лись до на­ших дней в не­ко­то­рых пле­ме­нах, напр., Но­вой Гви­неи). В наи­бо­лее раз­ви­тых ва­ри­ан­тах та­ких мо­де­лей В. пред­став­ля­лась, как пра­ви­ло, до­ста­точ­но про­тя­жён­ной (в Древ­ней Ин­дии да­же бес­ко­неч­ной) пло­ской Зем­лёй, на­кры­той ку­по­лом не­ба (Древний Ки­тай, Древ­ний Еги­пет, ци­ви­ли­за­ции Сре­ди­зем­но­мо­рья, Ви­зан­тии и др.).

Гео­цен­три­че­ские мо­де­ли В. по­яви­лись в ран­ней ан­тич­но­сти. Сре­ди ар­гу­мен­тов в их поль­зу, в ча­ст­но­сти в обос­но­ва­ние сфе­рич­но­сти Зем­ли, бы­ли и со­вер­шен­но кор­рект­ные с точ­ки зре­ния совр. нау­ки. Напр., Пи­фа­гор (6 в. до н. э.) от­ме­чал круг­лую тень Зем­ли на Лу­не во вре­мя лун­ных за­тме­ний.


Ло­ги­че­ски по­сле­до­ва­тель­ная гео­цен­трич. мо­дель В. по­строе­на в 4 в. до н. э. Ари­сто­те­лем (вслед за Ев­док­сом Книд­ским). Боль­шой объ­ём на­блю­да­тель­ных све­де­ний о В. по­лу­чен Гип­пар­хом (2 в. до н. э.). Гео­цен­три­че­ская сис­те­ма ми­ра, по­зво­ляю­щая до­ста­точ­но точ­но опи­сы­вать дви­же­ния не­бес­ных тел, раз­ра­бо­та­на К. Пто­ле­ме­ем (2 в.). Пто­ле­мее­ва сис­те­ма ми­ра бы­ла в 12 в. ка­но­ни­зи­ро­ва­на ка­то­лич. цер­ко­вью, что на­дол­го за­дер­жа­ло раз­ви­тие пред­став­ле­ний о Все­лен­ной.

Гео­цен­трич. кар­ти­ну ми­ра сме­ни­ла ге­лио­цен­три­че­ская мо­дель В. – кар­ти­на об­шир­ной, но ко­неч­ной В. с цен­тром, в ко­то­ром на­хо­дит­ся Солн­це. Пер­вые идеи о по­доб­ной сис­те­ме со­дер­жа­лись ещё в тру­дах Ари­стар­ха Са­мос­ско­го (3 в. до н. э.). Но впер­вые на­уч­но обос­но­ван­ная ге­лио­цен­три­че­ская сис­те­ма ми­ра раз­ра­бо­та­на Н. Ко­пер­ни­ком в сер. 16 в. Сис­те­ма Ко­пер­ни­ка со­дер­жа­ла пред­став­ле­ния о строе­нии В. как о Сол­неч­ной сис­те­ме – Солн­це с пла­нета­ми, рас­по­ло­жен­ны­ми в пра­виль­ном по­ряд­ке, с дос­та­точ­но вер­ны­ми от­но­си­тель­ны­ми рас­стоя­ния­ми – и очень уда­лён­ной сфе­ре звёзд. Ра­ди­каль­но уточ­нил дви­же­ния пла­нет в ге­лио­цен­трич. сис­те­ме Ко­пер­ни­ка И. Ке­п­лер в нач. 17 в., вве­дя за­ко­ны дви­же­ния пла­нет (Ке­п­ле­ра за­ко­ны).


В кон. 16 в. Дж. Бру­но, опи­ра­ясь на идеи Ни­ко­лая Ку­зан­ско­го, воз­ро­дил древ­нюю идею Лев­кип­па, Де­мок­ри­та и др. о бес­ко­неч­но­сти В., её ацен­трич­но­сти и о мно­же­ст­вен­но­сти оби­тае­мых ми­ров. Та­ким бес­пре­дель­ным ми­ром звёзд (солнц), их пла­нет­ных сис­тем и ко­мет ста­ла бес­ко­неч­ная Все­лен­ная И. Нью­то­на (1660-е гг.), в ос­но­ву ко­то­рой бы­ла по­ло­же­на его идея тя­го­те­ния. На 200 лет Все­лен­ная Нью­то­на ока­за­лась стерж­невым эле­мен­том на­уч. кар­ти­ны ми­ра. Эво­лю­ци­он­но-фи­зич. со­дер­жа­ние в мир Нью­то­на вно­си­ли ес­те­ст­во­ис­пы­та­те­ли, фи­ло­со­фы и ас­тро­но­мы. Так, И. Кант (сер. 18 в.) ввёл пред­став­ле­ние об эво­лю­ции В., У. Гер­шель (кон. 18 в.) «раз­дви­нул» го­ри­зон­ты В. за пре­де­лы Сол­неч­ной сис­те­мы, от­крыв звёзд­ную сис­те­му – Га­лак­ти­ку. Солн­це вхо­дит в неё лишь как од­на из со­тен мил­ли­ар­дов звёзд. По су­ще­ст­ву, Гер­шель «рас­ши­рил» В. и даль­ше, пред­ста­вив Га­лак­ти­ку как один из мно­же­ст­ва эле­мен­тов («пла­стов») круп­но­мас­штаб­ной струк­ту­ры Все­лен­ной.

Во 2-й пол. 19 в. Л. Больц­ман пред­ло­жил идею флук­туа­ций как вы­ход из тер­мо­ди­на­мич. па­ра­док­са – «те­п­ло­вой смер­ти» Все­лен­ной. Идея Больц­ма­на о ве­ду­щей ро­ли во В. флук­туа­ций не ис­чер­па­ла се­бя до на­стоя­ще­го вре­ме­ни. Так, в совр. кос­мо­ло­гии на­блю­да­ет­ся тен­ден­ция вос­при­ни­мать В. (по­доб­ные на­шей Ме­та­га­лак­ти­ке и да­же бо­лее круп­но­мас­штаб­ные) как ги­гант­ские флук­туа­ции ва­куу­ма фи­зи­че­ско­го. Не­об­хо­ди­мость пре­одо­ле­ния др. кос­мо­ло­ги­че­ских па­ра­док­сов – фо­то­мет­ри­че­ско­го и гра­ви­та­ци­он­но­го – спо­соб­ст­во­ва­ла даль­ней­ше­му со­вер­шен­ст­во­ва­нию об­щей кар­ти­ны Все­лен­ной.

Но­вый этап в раз­ви­тии на­уч. пред­став­ле­ний о В. на­чал­ся с по­строе­ния А. Эйн­штей­ном об­щей тео­рии от­но­си­тель­но­сти (ОТО; 1916–17). При­ло­же­ние ОТО к кос­мо­ло­гии при­ве­ло к пред­став­ле­нию о бес­ко­неч­ной во вре­ме­ни, ста­ти­че­ской, без­гра­нич­ной, но, бла­го­да­ря кри­виз­не и замк­ну­то­сти про­стран­ст­ва, ко­неч­ной мо­де­ли В. В 1922 А. А. Фрид­ман тео­рети­че­ски от­крыл не­ста­цио­нар­ность В. в це­лом. В сер. 1920-х гг. Э. Хаббл от­крыл мир га­лак­тик, а в кон. 1920-х гг. – рас­ши­ре­ние В. Эти от­кры­тия да­ли ос­но­ва­ние для вве­де­ния по­ня­тия «Все­лен­ная Хабб­ла» как рас­ши­ряю­ще­го­ся ми­ра га­лак­тик – Ме­та­га­лак­ти­ки, «на­шей Все­лен­ной».

Важ­ным эта­пом в раз­ви­тии пред­став­ле­ний о В. ста­ло по­строе­ние в кос­мо­логии ин­фля­ци­он­ной мо­де­ли Все­лен­ной (1980-е гг., А. Гут, А. Д. Лин­де), а за­тем тео­рии сто­хас­ти­че­ской ин­фля­ции (Лин­де). С по­зи­ций по­след­ней тео­рии В. бес­ко­неч­на в про­стран­ст­ве и вре­ме­ни, а на­ша рас­ши­ряю­щая­ся Ме­та­га­лак­ти­ка – лишь од­на из не­во­об­ра­зи­мо­го мно­же­ст­ва В. Они об­ла­да­ют разл. про­стран­ст­вен­ны­ми и вре­мен­ны́­ми раз­мер­но­стя­ми, в них дей­ст­ву­ют др. фи­зич. за­ко­ны из-за раз­ли­чия зна­че­ний фун­да­мен­таль­ных фи­зи­че­ских кон­стант. На во­прос, по­че­му в на­шей В. фи­зич. за­коны и фун­да­мен­таль­ные по­сто­ян­ные имен­но та­кие, как есть, а не иные, один из воз­мож­ных от­ве­тов да­ёт ан­троп­ный прин­цип. Раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся мо­де­ли мак­си­маль­но не­од­но­род­ной В., по­стро­ен­ной на прин­ци­пе «чем даль­ше от на­шей В., тем бо­лее от­лич­ны фи­зич. за­ко­ны, дей­ст­вую­щие во Все­лен­ной».

Современные представления о Вселенной

Воз­раст «на­шей В.» (рас­ши­ряю­щей­ся Ме­та­га­лак­ти­ки) со­став­ля­ет ок. 14 млрд. лет. Плот­ность её (по­ряд­ка 10–29 г/см3) близ­ка к кри­ти­че­ской (см. Кри­ти­че­ская плот­ность Все­лен­ной), что со­от­вет­ст­ву­ет плос­ко­му про­стран­ст­ву-вре­ме­ни. Ком­по­нен­ты плот­но­сти (%): звёз­ды ок. 0,5; ба­рио­ны (в осн. меж­га­лак­ти­че­ский газ) ок. 4; не­ба­ри­он­ная скры­тая мас­са («тём­ная ма­те­рия») ок. 22; ней­три­но ок. 0,3; ан­ти­гра­ви­ти­рую­щий ва­ку­ум («тём­ная энер­гия») ок. 74.

Не­смот­ря на ма­лую до­лю за­клю­чён­ной в нём мас­сы, ба­ри­он­ное ве­ще­ст­во яв­ля­ет­ся наи­бо­лее за­мет­ным во В. Из не­го со­сто­ят звёз­ды и меж­звёзд­ная сре­да – газ и пыль, час­тич­но объ­е­ди­нён­ные в пла­не­ты. Хи­мич. эво­лю­ция ве­ще­ст­ва в совр. В., а так­же осн. про­цес­сы энер­го­вы­де­ле­ния в ней свя­за­ны со звёз­да­ми и их эво­лю­ци­ей. Тер­мо­ядер­ные ре­ак­ции в не­драх звёзд вы­зы­ва­ют пре­вра­ще­ние лёг­ких хи­мич. эле­мен­тов в бо­лее тя­жё­лые, вплоть до же­ле­за; а са­мые тя­жё­лые эле­мен­ты ро­ж­да­ют­ся при взры­вах сверх­но­вых звёзд. Сжа­тие ядер про­эво­лю­цио­ни­ро­вав­ших звёзд при­во­дит к ро­ж­де­нию сверх­плот­ных объ­ек­тов – бе­лых кар­ли­ков, ней­трон­ных звёзд и чёр­ных дыр; при этом вы­де­ля­ет­ся зна­чи­тель­ная гра­ви­та­ци­он­ная энер­гия. Из­лу­че­ние нор­маль­ных звёзд яв­ля­ет­ся прак­ти­че­ски един­ствен­ным ис­точ­ни­ком энер­гии, спо­соб­ным под­дер­жи­вать жизнь на по­верх­но­сти пла­нет.

Звёз­ды ие­рар­хи­че­ски объ­е­ди­не­ны в сис­те­мы всё бо­лее и бо­лее круп­ного мас­шта­ба. Си­лой гра­ви­та­ции они свя­за­ны в двой­ные, трой­ные и ещё бо­лее слож­ные крат­ные сис­те­мы. Зна­чи­тель­ная часть звёзд по край­ней ме­ре не­ко­то­рую часть сво­ей жиз­ни про­во­дит в со­ста­ве звёзд­ных ско­п­ле­ний, со­дер­жа­щих от со­тен до мил­лио­нов звёзд в ка­ж­дом. Мо­ло­дые звёз­ды, их ско­п­ле­ния и свя­зан­ное с ни­ми меж­звёзд­ное ве­ще­ст­во час­то объ­е­ди­не­ны в звёзд­ные ком­плек­сы раз­ме­ром в сот­ни пар­сек и мас­сой в мил­лио­ны масс Солн­ца. От­дель­ные звёз­ды, их ско­п­ле­ния и ком­плек­сы, плот­ные об­ла­ка меж­звёзд­но­го га­за и раз­ре­жен­ная меж­об­лач­ная сре­да объ­е­ди­не­ны в га­лак­ти­ки мас­са­ми от де­сят­ков мил­лио­нов до со­тен мил­ли­ар­дов масс Солн­ца и раз­ме­ра­ми от не­сколь­ких ты­сяч до со­тен ты­сяч све­то­вых лет. В центр. об­лас­тях га­лак­тик пре­об­ла­да­ет ба­ри­он­ное (звёзд­ное) ве­ще­ст­во, но на их пе­ри­фе­рии всё за­мет­нее ста­но­вит­ся при­сут­ст­вие не­ба­ри­он­ной, скры­той мас­сы, ко­то­рая в це­лом пре­ва­ли­ру­ет в мас­се круп­ных га­лак­тик.

Боль­шин­ст­во га­лак­тик об­ра­зу­ет не­боль­шие груп­пы, а за­мет­ная часть (ок. 10%) – бо­лее круп­ные ско­п­ле­ния из со­тен и да­же мн. ты­сяч га­лак­тик. Эти ско­п­ле­ния, имею­щие ха­рак­тер­ный раз­мер в мил­лио­ны све­то­вых лет, ор­га­ни­зо­ва­ны в ещё бо­лее круп­ные струк­ту­ры – сверх­ско­п­ле­ния га­лак­тик раз­ме­ром в де­сят­ки мил­лио­нов све­то­вых лет, раз­де­лён­ные пус­то­та­ми та­ко­го же мас­шта­ба. Со­при­ка­саю­щие­ся ме­ж­ду со­бой сверх­ско­п­ле­ния и пус­то­ты ме­ж­ду ни­ми об­ра­зу­ют со­то­вую или, точ­нее, пе­но­об­раз­ную струк­ту­ру. Но и она не­од­но­род­на: в ней за­мет­ны уп­лот­не­ния мас­шта­бом в сот­ни мил­лио­нов све­то­вых лет – т. н. ве­ли­кие сте­ны. С пе­ре­хо­дом от струк­тур ма­ло­го мас­шта­ба ко всё бо­лее круп­ным кон­тра­сты плот­но­сти сни­жа­ют­ся, так что с уве­ли­че­ни­ем про­стран­ст­вен­но­го мас­шта­ба В. вы­гля­дит всё бо­лее и бо­лее од­но­род­ной.

К нач. 21 в. важ­ней­ши­ми не­ре­шён­ны­ми про­бле­ма­ми в изу­че­нии В. пред­став­ля­ют­ся сле­дую­щие: рас­ши­ре­ние на­шей В. и его на­чаль­ные ста­дии от ис­ход­ной син­гу­ляр­но­сти; про­бле­ма Ве­ли­ко­го объ­е­ди­не­ния осн. фи­зич. взаи­мо­дей­ст­вий (вклю­чая гра­ви­та­ци­он­ное); про­ис­хо­ж­де­ние и эво­лю­ция круп­но­мас­штаб­ной струк­ту­ры Ме­та­га­лак­ти­ки; про­бле­ма жиз­ни и ра­зу­ма во В. Су­ще­ст­ву­ет так­же про­бле­ма при­ро­ды фун­дам. объ­ек­тов не­клас­сич. ха­рак­те­ра, та­ких как чёр­ные ды­ры. Со­глас­но не­ко­то­рым пред­став­ле­ни­ям, их по­ни­ма­ние ле­жит за пре­де­ла­ми ОТО и тре­бу­ет по­строе­ния кван­то­вой тео­рии гра­ви­та­ции. Ос­та­ёт­ся от­кры­той и про­бле­ма объ­яс­не­ния при­ро­ды и «ме­ха­низ­ма дей­ст­вия» та­ких важ­ных и ха­рак­тер­ных объ­ек­тов В., как ак­тив­ные яд­ра га­лак­тик, ква­за­ры и гам­ма-вспле­ски. Так, толь­ко в не­дав­ние го­ды бы­ло до­ка­за­но, что гам­ма-вспле­ски – это да­лё­кие ме­та­га­лак­ти­че­ские со­бы­тия, энер­ге­ти­че­ски наи­бо­лее мас­штаб­ные в из­вест­ной В. Рас­смат­ри­ва­ет­ся так­же воз­мож­ность наб­лю­де­ния сре­ди объ­ек­тов на­ше­го не­ба (с по­зи­ций ин­фля­ци­он­ной В.) Боль­ших взры­вов, про­ис­хо­дя­щих в на­ча­ле ро­ж­де­ния др. все­лен­ных.

Источник: bigenc.ru

Содержание: предисловие, части 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, заключение.

Говоря о Вселенной, мы подразумеваем все существующее во времени и пространстве. Философов и ученых всегда волновало, как она возникла. Они пытались объяснить, почему мир именно такой, какой есть, как он возник и что есть архэ — первооснова, начало всего сущего.

Вселенная есть, это неоспоримый факт, но как она возникла, какова природа материи, времени и пространства? Как возникли звезды и что за законы управляют всем мирозданием?

В древности на эти вопросы отвечала мифология.

В мифах разных народов есть три основных модели, которые описывают возникновение Вселенной. Согласно первой модели, у ее истоков есть два начала. Первое начало — это воды первобытной бездны, которая не имеет никаких признаков и характеристик и является потенциальностью всего сущего. Второе начало организует этот хаос и способствует проявлению семян жизни, их росту и развитию.

Согласно мифологии индейцев хопи, первоначально существовали только творец Тайова и бесконечное пространство первого мира Токпела. Не было ни начала, ни конца; не было ни времени, ни формы, ни жизни. Только огромная пустота, чье начало и конец, время, форма и жизнь были в сознании создателя Тайови. Затем он, бесконечный, задумал конечное и создал Сотукнанга, говоря: «Я создал тебя, первую силу в форме человека, чтобы осуществить мой план жизни в бесконечном пространстве…»

Согласно второй космогонической модели, Вселенная возникает из некоего Существа, которое гибнет или приносит себя в жертву, и из частей его тела возникают небо, земля, Солнце, звезды и все живые существа.

В китайской мифологии мир возник из тела великана Паньгу. Его последний вздох превратился в ветер и облака, глаза стали солнцем и луной, туловище — земной сушей, кровь — реками, волосы на голове — звездами, кожа и волосы на теле — травами, цветами и деревьями, зубы и кости — металлами и драгоценными камнями, пот на теле — дождем и росой, а маленькие существа, жившие на его теле, превратились в людей. Так был сотворен мир.

Процесс творения может также совершиться в результате волевого акта самого творца (третья мифологическая модель), который силой мысли и словом творит богов и людей и все, что есть в мире.

«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет… И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И стало так».

Эти три модели отчасти присутствуют и в схеме сотворения мира, изложенной в «Законах Ману»:

Эта (Вселенная) существовала в форме Тьмы, непроницаемой, лишенной отличительных признаков, недоступной рассуждению, умонепостигаемой, полностью погруженной, словно в глубокий сон.

Тогда явился божественный Самосущий, неразличимый, [но] творящий [все] это, великие стихии и прочее, различимое, — с неодолимой [творческой] силой, разгоняющей тьму…

Желая произвести на свет всевозможные существа, первым делом он сотворил мыслью воды и поместил в них [свое] семя.

Это [семя] превратилось в золотое яйцо…

Божественный восседал в этом яйце целый год; затем он сам [одной] своей мыслью разделил его на две половины.

И из этих половинок он создал небо и землю, между ними срединное пространство, восемь точек горизонта и вечное жилище вод.

Все эти космогонические модели можно интерпретировать философски, как делали стоики и платоники. Тогда изначальные воды будут олицетворять первоматерию, являющуюся родительницей стихий (осязаемой материи), вместилищем всего и наполнителем всех форм; а божество, из тела которого возникает Вселенная, символизирует единое начало, в котором материя и жизнь неотделимы друг от друга, и поэтому все сущее, включая и материю, наделено жизнью. Мифы, в которых все возникло благодаря силе мысли и творящего слова, символически говорят о том, что порядок не может возникнуть сам по себе и Вселенная есть отражение мирового разума (мира идей).

Платон в «Тимее» предлагает философски осмысленную модель возникновения космоса — самого совершенного из всего возникшего и существующего. Его Вселенная не только совершенна, она жива и разумна. Иначе говоря, она наделена телом, душой и умом, и, имея тело, она находится во власти не только промысла, но и необходимости. На самом грубом уровне основой Вселенной является материя, накладывающая на все, причастное ей, свои ограничения. Следовательно, и в мифах, и в философии основой всего сущего является материя и жизнь-сознание.

С точки зрения современной физики, Вселенная возникла благодаря импульсу, который дал толчок тому, что мы называем Большим взрывом. В момент Большого взрыва возникли время и пространство и высвободилось огромное количество энергии, которая в дальнейшем дала возможность возникновению материи. Потребовалось несколько миллиардов лет, чтобы из этой дифференцированной материи образовались галактики, звезды, планеты, в том числе наша Земля.

Следовательно, материя — это энергия, а энергия — это материя, существующая в виде элементарных частиц (являющихся одновременно волнами). Почему они имеют заряд, массу и другие признаки, уподобляющие их числам-принципам пифагорейского учения, где одно число невозможно вывести из других чисел? И почему они взаимодействуют четырьмя способами, напоминая о пифагорейской тетраде? Можно отметить, что между платоновской и современной научной моделью Вселенной помимо принципиальных различий есть нечто общее: стремление описать мир, опираясь на математические принципы и законы.

Тем не менее, несмотря на красоту и внутреннюю согласованность этих двух моделей, как говорят ученые, мы должны предпочесть ту, которая нам кажется более разумной и лучше совпадает с научными данными, иначе говоря, которая «лучше функционирует».

Антон Мусулин

Содержание: предисловие, части 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, заключение.

Источник: zen.yandex.com

Теории происхождения Вселенной

Креационизм: все создал Господь Бог

Среди всех теорий о происхождении Вселенной эта появилась самой первой. Очень хорошая и удобная версия, которая, пожалуй, будет иметь актуальность всегда. Кстати, многие ученые физики, несмотря на то что наука и религия часто представляются понятиями противоположными, верили в Бога.

Вселенная в философии это

Например, Альберт Эйнштейн говорил:

«Каждый серьезный естествоиспытатель должен быть каким-то образом человеком религиозным. Иначе он не способен себе представить, что те невероятно тонкие взаимозависимости, которые он наблюдает, выдуманы не им.»

Теория Большого Взрыва (модель горячей Вселенной)

Пожалуй, самая распространенная и наиболее признанная модель происхождения нашей Вселенной. Отвечает на вопрос — каким образом образовались химические элементы и почему распространённость их именно такая, какая сейчас наблюдается.

Согласно этой теории, около 14 миллиардов назад, пространства и времени не было, а вся масса вселенной была сосредоточена в крохотной точке с невероятной плотностью – в сингулярности. Однажды из-за возникшей в ней неоднородности, произошел так называемый Большой Взрыв. И с тех пор Вселенная постоянно расширяется и остывает.

Первые 10-43 секунды после Большого Взрыва называют этапом квантового хаоса. Природа мироздания на этом этапе существования не поддается описанию в рамках известной нам физики. Происходит распад непрерывного единого пространства-времени на кванты.

Спустя 10 000 лет энергия вещества постепенно превосходит энергию излучения и происходит их разделения. Вещество начинает доминировать над излучением, возникает реликтовый фон.

Теория Большого Взрыва тверже встала на ноги после открытия космологического красного смещения и реликтового излучения. Два этих явления — самые весомые доводы в пользу правильности теории.

Также разделение вещества с излучением значительно усилило изначальные неоднородности в распределении вещества, в результате чего начали образовываться галактики и сверхгалактики. Законны Вселенной пришли к тому виду, в котором мы наблюдаем их сегодня.

Вселенная в философии это

Модель расширяющейся Вселенной

Сейчас доподлинно известно, что Галактики и иные космические объекты удаляются друг от друга, а значит, Вселенная расширяется.

Модель расширяющейся Вселенной описывает сам факт расширения. В общем случае не рассматривается, когда и почему Вселенная начала расширяться. В основе большинства моделей лежит общая теория относительности и её геометрический взгляд на природу гравитации.

Вселенная в философии это

Красное смещение – это наблюдаемое для далеких источников понижение частот излучения, которое объясняется отдалением источников (галактик, квазаров) друг от друга. Данный факт свидетельствует о том, что Вселенная расширяется.

Реликтовое излучение – это как бы отголоски большого взрыва. Ранее Вселенная представляла собой горячую плазму, которая постепенно остывала. Еще с тех далеких времен во Вселенной остались так называемые блуждающие фотоны, которые образуют фоновое космическое излучение. Ранее при более высоких температурах Вселенной данное излучение было гораздо мощнее. Сейчас же его спектр соответствует спектру излучения абсолютно твердого тела с температурой всего 2,7 Кельвин.

Теория эволюции крупномасштабных структур

Вселенная в философии это

Суть — вначале галактики были небольшие по размеру (примерно как Магеллановы облака), но со временем они сливаются, образуя всё большие галактики.

В последнее время верность теории поставлена под вопрос.

Теория струн

Вселенная в философии это

Эта гипотеза в некоторой степени опровергает Большой взрыв в качестве начального момента возникновения элементов открытого космоса.

Согласно теории струн, Вселенная существовала всегда. Гипотеза описывает взаимодействие и структуру материи, где существует определенный набор частиц, которые делятся на кварки, бозоны и лептоны. Говоря простым языком, эти элементы являются основой мироздания, поскольку их размер настолько мал, что деление на другие составляющие стало невозможным.

Отличительной чертой теории о том, как образовалась Вселенная, становится утверждение о вышеупомянутых частицах, которые представляют собой ультрамикроскопические струны, которые постоянно колеблются. Поодиночке они не имеют материальной формы, являясь энергией, которая в совокупности создает все физические элементы космоса.

Примером в данной ситуации послужит огонь: глядя на него, он кажется материей, однако он неосязаем.

Хаотическая теория инфляции — теория Андрея Линде

Вселенная в философии это

Согласно данной теории существует некоторое скалярное поле, которое неоднородно во всем своем объеме. То есть в различных областях вселенной скалярное поле имеет разное значение. Тогда в областях, где поле слабое – ничего не происходит, в то время как области с сильных полем начинают расширяться (инфляция) за счет его энергии, образуя при этом новые вселенные.

Такой сценарий подразумевает существование множества миров, возникших неодновременно и имеющих свой набор элементарных частиц, а, следовательно, и законов природы.

Теория Ли Смолина

Эта теория достаточно известна и предполагает, что Большой Взрыв не является началом существования Вселенной, а – лишь фазовым переходом между двумя ее состояниями. Так как до Большого Взрыва Вселенная существовала в форме космологической сингулярности, близкой по своей природе к сингулярности черной дыры, Смолин предполагает, что Вселенная могла возникнуть из черной дыры.

Эволюция Вселенной

Как происходил процесс развития и эволюции Вселенной? В течение следующих миллиардов лет гравитация заставила более плотные области притягиваться. В этом процессе формировались газовые облака, звезды, галактические структуры и прочие небесные объекты.

Вселенная в философии это

Этот период именуют Структурной Эпохой, так как именно в этот временной отрезок зарождалась современная Вселенная. Видимое вещество распределялось на различные формирования (звезды в галактики, а те в скопления и сверхскопления).

Сложно представить время за 13,7 миллиардов лет до сегодняшнего дня, когда вся Вселенная представляла собой сингулярность. Согласно теории Большого взрыва, один из главных претендентов на роль объяснения того, откуда появилась Вселенная и вся материя в космосе — все было сжато в точку, меньшую, чем субатомная частица. Но если это еще можно принять, задумайтесь вот о чем: что же было до того, как случился Большой взрыв?

Этот вопрос современной космологии уходит корнями еще в четвертое столетие нашей эры. 1600 лет назад теолог Августин Блаженный как и один из лучших физиков 20 века Альберт Эйнштейн пытались понять природу  до сотворения Вселенной. Они пришли к выводу , что просто не было никакого «до».

В настоящее время человеком выдвигаются различные теории.

Теория Мультивселенной

Вселенная в философии это

Что если наша Вселенная является потомком другой, старшей Вселенной? Некоторые астрофизики полагают, что пролить свет на эту историю поможет реликтовое излучение, оставшееся от большого взрыва.

Согласно этой теории, в первые мгновения своего существования Вселенная начала чрезвычайно быстро расширяться. Также теория объясняет температуру и плотность флуктуаций реликтового излучения и подсказывает, что эти флуктуации должны быть одинаковыми.

Но, как выяснилось, нет. Последние исследования дали понять, что Вселенная на самом деле однобока, и в некоторых областях флуктуаций больше, чем в других. Некоторые космологи считают, что это наблюдение подтверждает, что у нашей Вселенной была «мать»(!)

В теории хаотической инфляции эта идея приобретает размах: бесконечный прогресс инфляционных пузырьков порождает обилие вселенных, и каждая из них порождает еще больше инфляционных пузырьков в огромном количестве Мультивселенных.

Теория белых и черных дыр

Вселенная в философии это

Тем не менее, существуют модели, которыми пытаются объяснить образование сингулярности до большого взрыва. Если вы думаете о черных дырах как о гигантских мусоросборниках, они являются главными кандидатами первоначального сжатия, поэтому наша расширяющаяся Вселенная вполне может быть белой дырой — выходным отверстием черной дыры, и каждая черная дыра в нашей Вселенной может вмещать в себя отдельную вселенную.

Большой скачок

Другие ученые считают, что в основе формирования сингулярности лежит цикл под названием «большой скачок», в результате которого расширяющаяся вселенная в итоге коллапсирует сама в себя, порождая другую сингулярность, которая, опять же, порождает другой большой взрыв.

Этот процесс будет вечным, и все сингулярности и все схлопывания не будут представлять собой ничего другого, кроме как переход в другую фазу существования Вселенной.

Теория циклической Вселенной

Вселенная в философии это

Последнее объяснение, которое мы рассмотрим, использует идею циклической Вселенной, порожденной теорией струн. Она предполагает, что новая материя и потоки энергии появляются каждые триллионы лет, когда две мембраны или браны, лежащие за пределами наших измерений, сталкиваются между собой.

Что было до Большого взрыва? Вопрос остается открытым. Может быть, ничего. Может, другая Вселенная или другая версия нашей. Может, океан Вселенных, в каждой из которых — свой набор законов и констант, диктующих природу физической реальности.

Проблемы современных моделей рождения и эволюции Вселенной

Вселенная в философии это

Многие теории, касающиеся Вселенной в последнее время сталкиваются с проблемами, как теоретического, так и, что более важно, наблюдательного характера:

  1. Вопрос о форме Вселенной является важным открытым вопросом космологии. Говоря математическим языком, перед нами стоит проблема поиска трёхмерного пространственного сечения Вселенной, то есть такой фигуры, которая наилучшим образом представляет пространственный аспект Вселенной.
  2. Неизвестно, является ли Вселенная глобально пространственно плоской, то есть применимы ли законы Евклидовой геометрии на самых больших масштабах.
  3. Также неизвестно, является ли Вселенная односвязной или многосвязной. Согласно стандартной модели расширения, Вселенная не имеет пространственных границ, но может быть пространственно конечна.
  4. Существуют предположения, что Вселенная изначально родилась вращающейся. Классическим представлением о зарождении является идея об изотропности Большого взрыва, то есть о распространении энергии одинаково во все стороны. Однако появилась и получила некоторое подтверждение конкурирующая гипотеза о наличии изначального момента вращения Вселенной.

 

Видео



Источник: asteropa.ru

Так, что же такое Вселенная?Что такое  Вселенная? Это слово имеет несколько значений.

Вселенная — это огромный мир, наполненный звёздами, планетами, галактиками, туманностями и т.д. Но тело человека — это тоже своеобразная вселенная, вселенная в миниатюре, в которой живут крохотные создания, называемые клетками.

Для них — это настоящая вселенная, так как всю свою жизнь они проводят внутри неё и даже не подозревают, что что-то может существовать за её пределами.

Древние люди под вселенной подразумевали тот мир, который они видели непосредственно, без помощи телескопов. Это мир, в котором встаёт и заходит Солнце, в котором леса, поля и горы находятся под огромным небесным сводом. Мир, в котором живут животные, растения и люди.

Под вселенной древние подразумевали Землю, а точнее, ту её часть, в которой сами жили, то есть, биосферу. Звёзды, хоть и принадлежали к этой вселенной, но лишь, в качестве загадочных светлячков, прибитых к небесному своду.

И древние люди оказались правы. Если уж человеческий организм может претендовать на название «вселенная», то биосферу давно пора назвать этим словом.

Так, что же такое  Вселенная?

Это понятие — субъективное и зависит, прежде всего, от наблюдателя. Если наблюдателем является клетка крови, то для неё вселенной будет тело того живого существа, в организме которого она живёт.

Если наблюдателем будет собака, для неё вселенная — это биосфера.

Если наблюдателем становятся люди с оптическими приборами, для них вселенная — это мир звёзд и галактик.

Каждому наблюдателю его вселенная кажется неимоверно большой, а её границы — практически недостижимыми.

Таким образом, понятие «вселенная» — индивидуально и зависит от наблюдателя.

Словно матрёшки, вселенные вложены друг в друга. Отличие лишь в том, что в большую матрёшку входит только одна, на размер меньшая, а во вселенную — включены миллионы, миллиарды, бесчисленное количество меньших вселенных, каждая из которых состоит из бесчисленного количества ещё меньших.

В этой связи, клетку тоже можно назвать вселенной, её жителями будут атомы и молекулы, ведь, в каждой клетке насчитываются миллионы атомов.

С другой стороны, можно предположить, что наша видимая звёздная Вселенная имеет свои границы, а за её границами находится мир, в котором живут миллиарды подобных нашей вселенных. И этот мир тоже может претендовать на название «вселенная».

К чему все эти размышления в экологическом контексте?

К тому, что главным объектом исследования духовной экологии, как упоминалось ранее, является биосфера. Поняв её жизнь, мы сможем лучше понять свою. Когда люди увидят в биосфере живое существо, да ещё сравнимое с человеком, изменится отношение к ней.

Сейчас отношение людей к биосфере — потребительское. Миллионы потребителей только и озабочены тем, чтобы потреблять. А потребляют они ресурсы биосферы, которые, как известно, не бесконечные.

Если человек — это вселенная, внутри него тоже живут миллиарды жителей. Как он будет себя чувствовать, если какая-то часть этих жителей объявит себя потребителями и допотребляется до того, что жизнь самого человека будет поставлена под угрозу?

Чтобы ты, читатель, мог ярче понять ситуацию, представь, что внутри тебя сидит миллиард потребителей, которые бурят твой организм, роют его, выкачивают из него все соки, да ещё и отравляют твой организм различного рода отходами.

Каково, приятно?

Вот и планете, тоже неприятно.

Но, понять это можно, только сравнивая биосферу с человеком, а ещё лучше, сравнивая её с самим собой.

по материалам из книги: А. Пилипенко — «Земля — живое существо».

Источник: rodoswet.ru


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.