Кто развил представление о строении вселенной


У древнего земледельца, привязанного к своему клочку земли, круг наблюдения и опыта не мог быть большим. О мире он судил только на основе того, что непосредственно ощущал, видел своими глазами. Он считал, что мир разделен на две совершенно различные части — это Земля и небо.

Земля казалась ему небольшой и плоской, над которой, как крыша дома, высилась хрустальная «твердь небесная». Над «твердью» будто бы находятся «верхние воды», которые иногда через отверстия в небе изливаются, по воле бога, на Землю, в виде дождя. По небу вокруг Земли движутся Солнце, Луна и другие небесные светила.


]]>Библейская картина строения небес. Изображена по рассказу средневекового монаха, который будто бы нашел «край Земли» (такое место, где «небо сходится с Землей»), просунул голову в трещину «небесной тверди» и таким образом увидел, как движутся небесные светила.]]>

Библейская картина строения небес. Изображена по рассказу средневекового монаха, который будто бы нашел «край Земли» (такое место, где «небо сходится с Землей»), просунул голову в трещину «небесной тверди» и таким образом увидел, как движутся небесные светила.

При таких представлениях легко было притти к заключению, что все в мире сотворено для человека, что человек — «венец творения», что только для людей Солнце, Луна и звезды изливают свой свет на Землю. При этом каждый древний народ не только считал Землю средоточием всей вселенной, но склонен был полагать, что то именно место, где он обитал, есть центр мира. Например, китайцы до сих пор называют свою страну Срединным царством; инки Перу говорили, что центр мира находится в храме Куцко, название которого значит «пуп». Такой наивный, ограниченный, типично геоцентрический взгляд на мир вполне соответствовал непосредственным зрительным впечатлениям.

В том или ином виде мы встречаем этот взгляд у всех народов древнего мира — египтян, греков и т. д. Даже вавилонская астрономия, несмотря на свое довольно высокое развитие, все же не пришла к новому, более правильному воззрению на небо и Землю, на строение вселенной. В древнейших вавилонских сочинениях мы читаем, что Земля имеет вид выпуклого острова, окруженного океаном, а небо — просто твердый купол, опирающийся на земную поверхность. На этом куполе прикреплены небесные светила, причем он отделяет воды, находящиеся «внизу» (океан, обтекающий земной остров), от вод, находящихся «наверху» (дождевых вод). Солнце восходит утром, выходя из небесных ворот, а вечером, заходя, проходит через западные ворота и ночью движется где-то под Землей.


Это примитивное воззрение на строение всего мира не подвергалось в Вавилоне никакому изменению, несмотря на продолжавшееся развитие науки о небе. Но это нас не удивит, если мы вспомним, что вавилонская (как и египетская и пр.) астрономия являлась наукой жрецов. Она была лишь вспомогательным средством для составления календаря и выработки культового ритуала и всецело оставалась в плену религиозных идей, неразрывно связанных с антропогеоцентрическим мировоззрением.

]]>Вавилонское представление о Земле и небе. Под выпуклой Землей находятся «нижние воды», а над небесной «твердью» — «высшие воды». Внутренность неба освещена Солнцем, а над небом живут боги.]]>

Вавилонское представление о Земле и небе. Под выпуклой Землей находятся «нижние воды», а над небесной «твердью» — «высшие воды». Внутренность неба освещена Солнцем, а над небом живут боги.


Вавилонское представление о вселенной оказало влияние на библейское описание мира. В европейско-христианских священных книгах всюду проводится взгляд, что Земля играет исключительную роль во всем мире, который создан и существует только для человека. О небесах в библии, например, говорится, что они «тверды как литое зеркало» (книга Иова, XXXVII, 18) и что они утверждены на колоннах — «потряслась земля, дрогнули и подвиглись основания небес» (Вторая книга царств, XXII, 8), «столпы небес дрожат» (книга Иова, XXVI, 41). Что же касается вопроса, на чем Земля держится, то одна и та же «священная» книга Иова в различных местах дает противоречивые представления: то Земля утверждена на некотором основании — «где ты был, когда я полагал основание Земли», «на чем утверждены основания ее и кто положил краеугольный камень» (XXXIX, 4, 6), то проглядывает иной взгляд — «он распростер север над пустотой, повесил Землю ни на чем» (XXVI, 7).

Представление об исключительном положении Земли в мире лежало в основе не только всякой религии, но и астрологии, считавшей, что по движению планет и их положению среди зодиакальных созвездий можно предсказывать будущее народов, судьбу отдельных личностей и т. д.

Громадное, всеобъемлющее влияние Солнца на все происходящие на Земле процессы, на жизнь растений и животных очень рано было замечено людьми.
к же давно было найдено, что по положению звезд на небе можно определить время года, и поэтому казалось, что от звезд, а не только от Солнца, зависит, например, урожай. Все это в конце концов привело к мысли, что все земные события зависят от наступления тех или иных небесных явлений и что, следовательно, по небесным светилам можно предсказывать все события человеческой жизни. Поэтому в древнем Египте, в Вавилоне, Ассирии и других древних странах астрология была очень популярна. Астрологи-жрецы производили наблюдения небесных светил не только для календаря, но и для астрологических гаданий.

Христианская церковь в первые века недружелюбно относилась к астрологии или звездочетству, как к «языческому учению», признающему предопределение и, следовательно, противоречащему идее свободной воли и ответственности за грехи. Однако в эпоху Возрождения астрология достигла широкого распространения в Западной Европе и даже стала обязательным предметом преподавания в ряде университетов, что вполне гармонировало с антропогеоцентрическим мировоззрением.


]]>Библейская картина вселенной, весьма напоминающая представление о мире древних вавилонян. Земля покоится на столбах и окружена «нижними водами». Над нею находится твердое небо, образующее небесный океан — «высшие воды». К «тверди» прикреплены светила; в ней также имеются «окошки», из которых льется дождевая вода, когда они открыты.(Оригинальный рисунок автора).]]>

Библейская картина вселенной, весьма напоминающая представление о мире древних вавилонян. Земля покоится на столбах и окружена «нижними водами». Над нею находится твердое небо, образующее небесный океан — «высшие воды». К «тверди» прикреплены светила; в ней также имеются «окошки», из которых льется дождевая вода, когда они открыты.(Оригинальный рисунок автора).

Если Земля в качестве обиталища «венца творения» — человека занимает особенное положение во вселенной, а небесные светила созданы только для Земли и ее обитателей, то, по мнению астрологов, можно допустить, что планеты (в число планет астрологи включали также Солнце и Луну) влияют на всё происходящее на Земле и на судьбу отдельных людей. Поэтому при королях, полководцах и т. п. была особая должность астролога, который составлял гороскопы, т. е. предсказания будущих событий на основании расположения планет среди созвездий во время рождения человека и в другие важные моменты его жизни. Астрология и астрономия в то время были тесно связаны, причем астрология являлась источником существования для астрономов. К тому же в основании той и другой лежало одно и то же антропогеоцентрическое представление о мире.


Это наивное представление вполне удовлетворяло потребности древнего земледелия, охоты, промыслов и мореплавания, пока опыт людей был ограничен.

Уже в древнейшие времена перед человеком встал вопрос: куда Солнце девается после захода на западе? Как мы видели, вавилоняне, которым небо представлялось твердой полусферой, считали, что Солнце восходит утром через восточные «небесные ворота» и заходит вечером через западные. Фалес, Анаксимандр и другие греческие мыслители, жившие между 600—500 гг. до хр. эры в ионийских городах на берегах Малой Азии, уже не ограничивались старым вопросом: что есть над нами и вокруг нас? Они пошли по новому пути, поставив еще один вопрос: что находится под нами?

Из наблюдений того, что некоторые звезды не заходят, а описывают полный круг над горизонтом, другие же погружаются под него и восходят вновь, они оторвались от видимых впечатлений и пришли к заключению, что небо шарообразно. Но если это так, если кроме одного куполообразного «потолка» над Землей существует еще полусфера под ней, т. е. если небо имеет форму полной сферы, то нечего и говорить о «небесных воротах». С этой точки зрения необходимо, чтобы шарообразное, сферическое небо вращалось вокруг оси, в силу чего и происходит восход и закат светил. Отсюда следовало, что Земля не лежит на чем-нибудь, а изолирована со всех сторон в пространстве, и когда Солнце; заходит на западе, оно описывает на невидимой части небесной сферы вторую половину своего кругового пути.


Однако продолжал еще существовать взгляд, что Земля плоская, что она является диском или тонким цилиндром, на верхней поверхности которого обитают люди. Анаксимандр (610—547 гг. до хр. эры) внес в это представление весьма важную поправку: он мысленно увеличил размеры небесной сферы и уменьшил размеры Земли, так что наивное, примитивное представление об ограничении Земли небом исчезло. Выходило, таким образом, что плоская Земля, окруженная воздушной оболочкой, свободно висит в пространстве, что одинаково удаленная от каждой точки небесной сферы почти бесконечных размеров, она не может упасть ни наверх, ни вниз и поэтому остается в «равновесии» в центре всего мира. Конечно, в течение долгого времени эта идея Анаксимандра казалась головокружительной, так как она порывала с привычными представлениями.

После того как весь мир стал представляться сферой, был сделан дальнейший шаг: появились идеи о том, что и Земля не плоский диск и не цилиндр, а шар. Ведь если Земля плоская, то горизонт должен быть во всех местах один и тот же, а вследствие этого вид звездного неба всюду должен быть одинаковым, земные же предметы с любой точки должны быть видны целиком сверху и донизу. А между тем греческие мореплаватели заметили, что звезды, поднимающиеся над южной частью горизонта у берегов Африки, совсем не видны у берегов Черного моря, т. е. в более северных странах; это указывало на то, что Земля имеет изогнутую поверхность, что положение горизонта в разных местах различно. Вместе с тем греки, проживающие на островах и плававшие по морям, не могли не обратить внимания на то, что при приближении к берегу сначала видны верхушки высоких предметов (гор, кораблей, зданий и т. д.), затем средние и наконец нижние; это вело к мысли, что у Земли должна существовать некоторая выпуклость, заслоняющая от нас нижние части предметов.


Основоположником учения о том, что Земля есть шар, свободно висящий в мировом пространстве, считается Пифагор — философ и математик VI века до хр. эры. По своему значению и смелости это представление может быть поставлено в ряд с учением о движении Земли или с открытием закона всемирного притяжения. Во всяком случае оно является одним из величайших достижений научной мысли древности вообще.

Далее возник вопрос и о размерах шарообразной Земли. Этот вопрос впервые был решен, и притом поразительно просто, греческим ученым Эратосфеном (276—196 до хр. эры). Эратосфен установил, что в день летнего солнцестояния в Александрии, в полдень, Солнце отстояло от зенита (от высшей точки небосвода) на 7,2°, т. е. на одну пятидесятую долю окружности. В тот же день, южнее, в Сиене (теперь здесь город Ассуан), лежащем на одном меридиане с Александрией, Солнце освещало дно колодцев, т. е. там Солнце находилось как раз в зените, прямо над головой. Эти два города отстоят друг от друга на 5 000 стадий. Поэтому Эратосфен считал, что если это расстояние составляет одну пятидесятую часть окружности земного шара, то вся окружность его составляет 250 000 стадий.

Греческий философ Демокрит.

Греческий философ Демокрит.


Выдвинув представление о сферической форме небесного свода, ионийская философская школа в лице Анаксимандра сделала первый шаг по пути отречения от непосредственных впечатлений. Между прочим, один из представителей этой школы Анаксимен (VI век до хр. эры) считал небесную сферу твердой и прозрачной, а потому и невидимой. По мнению этого философа, которое очень долго владело умами людей, небесная «твердь» вращается вокруг оси, а звезды вбиты в нее, наподобие золотых гвоздей. Однако один из наиболее замечательных представителей ионийской школы, Анаксагор (500—428 до хр. эры), совершенно отвергал мысль о прикреплении небесных светил к твердому, хрустальному небесному своду. Звезды он считал состоящими из той же материи, что и Земля, а именно каменными массами, причем одни из них накалены и светят, а другие холодны и темны. В связи с этой идеей о единстве земной и небесной материи Анаксагор говорил, что Солнце состоит из расплавленного вещества, похожего на земное вещество. В подтверждение этого Анаксагор приводил в качестве примера падающие с неба метеориты. Он описал один «небесный камень», упавший в его время во Фракии и равный по величине мельничному жернову. Он полагал, что этот кусок железа, упавший при дневном свете на Землю, ведет свое происхождение от Солнца. Это якобы и доказывает, что наше дневное светило состоит из раскаленного железа.


Анаксагор, далее, утверждал, что по своей величине Солнце во много раз больше, чем весь Пелопонес, а Луна приблизительно равна Пелопонесу. Луна настолько велика, что на ней умещаются горы и долины, причем — подобно Земле — она является местопребыванием живых существ; свой свет это темное тело получает от Солнца; оно затмевается, когда попадает в тень, отбрасываемую Землей. Характерно при этом, что на вопрос: если небесные тела подобно земным телам тяжелы, то почему они не падают на Землю? — Анаксагор отвечал, что причина этого заключается в их круговом движении около Земли. Значит, с точки зрения этого мыслителя, небесные тела не падают на Землю потому, что их круговое движение имеет перевес над силой падения, влекущей тела вниз. В связи с этим он сравнивал движение Луны вокруг Земли с движением камня в праще, быстрое вращение которой уничтожает стремление камня упасть на Землю (это, вероятно, древнейшее дошедшее до нас понятие о центробежной силе).

Долгое время Анаксагор скрывал эти свои взгляды или излагал их лишь своим ближайшим ученикам. Когда же эти взгляды стали известны благодаря распространению его сочинения «О природе» (из него до нас дошло лишь несколько отрывков), он сделался жертвой мракобесия — был заключен в темницу как безбожник и приговорен к смертной казни по обвинению в том, что осмелился устанавливать законы божеству, а Солнце считать не божественным светилом, а раскаленным камнем, горячим метеоритом. Лишь благодаря настоятельным хлопотам его могущественного ученика и друга Перикла смертная казнь Анаксагору была заменена изгнанием из родной страны: он был отпущен с обязательством навсегда оставить Афины.

Определение окружности Земли по Эратосфену.

Определение окружности Земли по Эратосфену. В момент наблюдения, произведенного Эратосфеном, лучи Солнца в точке S — Сиене направлены к центру Земли, вследствие чего вертикально поставленный стержень не отбрасывает тени. В это же время в точке А — Александрии, находящейся на том же меридиане, солнечные лучи образуют с направлением к центру Земли АО угол а, равный 7,2°, т. е. соответствующий 1/50 окружности. Ввиду параллельности солнечных лучей угол а равен углу b, а последний соответствует AS, равной расстоянию между обоими городами и составляющей 1/50 окружности Земли.

Как видно из сказанного, Анаксагор еще в те далекие времена высказал в основном правильные взгляды о Земле, Солнце, звездах, метеоритах, центробежной силе и т д. Особенно важно следующее.

Анаксагор считал, что все видоизменения тел» есть не что иное, как соединение или разъединение мельчайших, невидимых глазу частиц материи. Он писал: «Ничто не возникает вновь и не уничтожается; всё сводится к сочетанию или разъединению вещей, существующих от века; вернее было бы признать возникновение сочетанием, а прекращение—разъединением».

Это представление о материи несомненно оказало влияние на великого древнегреческого материалиста Демокрита (460—370 или 360 г. до хр. эры), который разработал атомистическую теорию мира, сыгравшую колоссальную роль в развитии естествознания и философии.

Согласно этой теории Демокрита, вселенная безначальна и никогда и никем не была создана; всё, что было, есть и будет, обусловлено необходимостью, зависит от определенных причин, а не от прихоти каких-то сверхъестественных, божественных существ. Вселенная состоит из неделимых, качественно-тождественных мельчайших частиц — атомов, которые извечно находятся в непрерывном движении. Атомы, различаясь по форме, меняют свое взаимное положение, а для того, чтобы это было возможно, пространство должно быть вообще пусто. Переменой взаимного положения атомов вызвано всякое видоизменение, так что многообразие вещей зависит от числа, формы и соединения атомов. Число атомов бесконечно велико и формы их бесконечно различны, но качественно эти частички совершенно тождественны. При движении в бесконечном пространстве они сталкиваются, и это вызывает вихри, из которых образуются небесные тела, различные миры. Демокрит учил, что в бесконечном пространстве бесконечное число сочетаний, соединений атомов может образовать бесчисленное количество миров.

В общем, Демокрит рисовал себе такую картину вселенной: вселенная бесконечна, ее материя вечна, а количество миров бесчисленно, некоторые из миров похожи друг на друга, другие — совершенно отличны. Эти тела не есть постоянное; они возникают и исчезают, мы их видим в различных стадиях развития. Белесоватую мерцающую полосу на небе, издревле называемую Млечным Путем, Демокрит принимал за скопление колоссального количества весьма тесно расположенных звезд. Звезды он называл очень далекими солнцами; о Луне говорил, что она похожа на Землю, имеет горы, долины и т. д.

«Отец церкви» Ипполит (около 220 г. хр. эры) в своем сочинении «Опровержение всех ересей» так излагает демокритовское представление о вселенной: «Миры (по мнению Демокрита) бесчисленны и различны по величине. В некоторых из них нет ни солнца, ни луны, в других — солнце к луна больше по размерам наших, а в некоторых — их большее число. Расстояния между мирами не равны, между некоторыми большие, между другими меньшие, и одни миры еще растут, другие находятся уже в расцвете, третьи разрушаются, и в одно и то же время в одних местах миры возникают, в других разрушаются. Погибают же они друг от друга, сталкиваясь между собой. Некоторые миры не имеют животных и растений и вовсе лишены влаги… Наш мир находится в расцвете, не будучи в состоянии более принимать что-либо извне».

Таким образом, Демокрит не видел существенной разницы между нашим миром и другими мирами. Земля для него — лишь одни из бесконечного числа миров, т. е. — лишь одно из космических тел. Демокрит пытался объяснить, что Земля возникла от сгущения атомов в центре мирового вихря, образовавшегося вследствие постоянных столкновений атомов. Он полагал, что вначале Земля была мала и легка и поэтому находилась в движении; с течением времени она стала больше и тяжелее — отчего перешла в неподвижное состояние и только стала вращаться вокруг своей оси.

Хотя по Демокриту Земля находится в центре вселенной, — все его учение о природе звезд, образовании миров и т. п.]]>2]]>совершенно непримиримо с существом геоцентрического мировоззрения.

Взгляды Демокрита были явно атеистичны, и поэтому они считались «опасными» для народных масс. Чтобы помешать их распространению, аристократы и реакционеры не стеснялись в средствах. Например, Платон и его ученики скупали сочинения Демокрита и уничтожали их (до нас дошли лишь незначительные отрывки из них). В результате этого смелые материалистические идеи Демокрита имели лишь незначительное влияние в ту эпоху, когда они возникли.

Эти идеи были использованы и развиты выдающимся мыслителем Эпикуром (341—270 до хр. эры) — одним из столпов античного материализма. Этот философ отстаивал учение о бесчисленности миров и ясно показал, что из этого учения необходимо вытекает представление о пространственной бесконечности вселенной.

Бесконечность вселенной Эпикур выводил из того, что «вселенная» означает «всесодержащая», так что вне ее ничего нет и быть не может. Он утверждал: «Вселенная бесконечна, пространство не имеет ни низа, ни верха, ни какого-нибудь окончания; вселенная бесконечна, потому что всё ограниченное имеет нечто вне себя; внешнее ведь предполагает другое рядом с собой, с чем и можно было бы его сравнить, но именно такого другого нет рядом со вселенной и ни с чем поэтому ее нельзя сопоставить. Таким образом, нет ничего внешнего, и поэтому у вселенной нет границ — следовательно, она — бесконечна и неограниченна».

Так же подходил к этому вопросу горячий последователь Эпикура великий римский поэт Лукреций Кар (99—55 гг. до хр. эры), который в своей философской поэме «О природе вещей» изложил основные идеи античного материализма. В этом атеистическом произведении Лукреций говорит: «Если должны мы признать, что нет ничего за вселенной, нет и краев у нее и нет ни конца, ни предела. И безразлично, в какой ты находишься части вселенной: где бы ты ни был, везде, с того места, что ты занимаешь, все бесконечной она остается во всех направлениях». Между прочим, Лукреций правильно подчеркнул то обстоятельство, что из представления о бесконечности мирового пространства логически вытекает отрицание идеи о центральном положении Земли или какого-либо другого пункта вселенной. Он писал: «…не верь утвержденью, что всё устремляется к какому-то центру вселенной», ибо «…центра ведь нету нигде у вселенной, раз ей никакого нету конца».

Если античная натурфилософия выдвинула учение о бесчисленности миров и о пространственной бесконечности вселенной, то античная астрономия, наоборот, старалась еще больше утвердить геоцентризм и, следовательно, поддерживала учение о пространственной конечности вселенной. В связи с этим противоречием натурфилософы-материалисты и астрономы-практики обычно просто совершенно игнорировали друг друга, не пытаясь даже согласовать свои различные точки зрения. В проигрыше, однако, оказались материалисты, хотя их идеи никогда не были совершенно забыты в древнем мире. Но эти идеи, опровергавшие религиозное мировоззрение, не могли добиться такого распространения, какое получила идеалистическая философия, развитая Сократом, Платоном и Аристотелем. Эти философы оказали огромное влияние на последующее развитие мысли, но они не способствовали прогрессу наших знаний о вселенной, так как ставили науке определенные пределы. Например, Сократ (469 — 399 гг. до хр. эры) строго завещал своим ученикам не заниматься вопросами о движении небесных светил, о их расстояниях от Земли, о их (происхождении и т. д., считая эти вопросы неразрешимыми. По сообщению его любимейшего ученика Ксенофонта, он уверял, что «всё это навсегда останется тайной для смертного, и, конечно, самим богам прискорбно видеть старания человека разгадать то, что угодно было им навсегда скрыть от него непроницаемой завесой».

С точки зрения прогресса естественно-научного миропонимания древнегреческая идеалистическая философия, достигшая наивысшего развития в учении Аристотеля, несомненно являлась шагом назад по сравнению с учением Демокрита. Эта философия по самому существу своему служила оправданием религиозного мировоззрения. Она была облечена густой оболочкой анимизма, крайнего антропоморфизма, наивной телеологии и прочих атрибутов поповщины (почему и была использована христианскими богословами).

Г.А.Гурев СИСТЕМЫ МИРА

]]>Источник]]>

Источник: www.kramola.info

Что такое
геоцентрическая модель Вселенной?

Собственно говоря, это космологическая модель вселенной, в центре которой расположена шарообразная Земля. А вокруг неё вращаются все остальные планеты.

Кто развил представление о строении вселенной
Геоцентрическая модель Вселенной

Как оказалось, данное представление о мире поддерживали многие древние учёные. Большой вклад в развитие и поддержание геоцентрической модели вселенной внесли работы Аристотеля и Птолемея.

Модель вселенной по Аристотелю

Более целостное представление о мире, его форме и развитии предложил Аристотель.

Кто развил представление о строении вселенной
Аристотель

Стоит отметить, что в своих работах Аристотель объединил свои знания по физике и философские идеи.

По мнению учёного, вселенная представляла собой материю. В её состав входили земля, вода, огонь и воздух. То есть четыре стихии.

Кто развил представление о строении вселенной
Пять элементов по мнению Аристотеля

Между прочим, он верил, что присутствует пятый элемент эфир. Все части движутся. Для каждого движения существует конечная цель.

«Откуда взялось бы что-нибудь, если бы в самой действительности не было причины?»

В понимании Аристотеля космос не пустое пространство. Он утверждал, что пустоты не существует в природе. Передвижение есть, а пустоты нет. Стало быть, само пространство состоит из мест и тел. А граница это край, которое имеет только тело.

По его представлениям, вселенная не подвластна времени. Хотя он не отрицал связь между ним и движением.

Само время определяет движение, а оно, в свою очередь, определяет время. В этом противоречии заключен «круг времени».

На основе наблюдений Аристотель сделал вывод, что Земля неподвижно находится в центре вселенной. А вокруг неё движутся небесные тела.

Учёный был противником представления о том, что кто-то поддерживал планеты. Типа сказок про Атлантов и трёх китов.

Модель вселенной Птолемея

В Теорию Аристотеля поддержал и обосновал Платон. Именно поэтому её еще называют моделью вселенной Аристотеля-Птолемея.

Кто развил представление о строении вселенной
Скульптура Платона

Его картина вселенной была построена на математических расчётах. В её основе также лежала шарообразная Земля и ее движение во вселенной.

Модель вселенной Птолемея также подразумевала неподвижность нашей планеты, но описывала движение тел вокруг Земли.

Безусловно, модель вселенной Аристотеля-Птолемея стала важным шагом в изучении и понимании Вселенной. Такая космологическая картина была актуальна до 16 века.

Модели вселенной

Космологические модели вселенной это представления о её формировании и развитии.

Впрочем, выделяют три основные идеи.

Теория Большого Взрыва

Описывает начальное зарождение вселенной. Её появление связывают со взрывом материи и образовании сингулярного состояния. Считается, что взрыв породил пространство. А его расширение привело к появлению Вселенной.

Кто развил представление о строении вселенной
Большой взрыв

На сегодняшний день, данная теория признана общепринятой.

Модель расширяющейся Вселенной

По сути, описывает само расширение и рост вселенной. В основе лежит увеличение размера и объема пространства относительно наблюдателя. Главным вопросом данного представления о мире является бесконечность пространства.

Модель расширяющейся Вселенной

Такая модель наиболее приближена к современной науке. Сформировалась она на основе теории относительности. Которую, как известно, предложил ещё Альберт Эйнштейн.

По принципу данной модели, вселенная может как сжиматься, так и расширяться. К сожалению, является она только теорией. Никаких научно-обоснованных подтверждений не несёт.

Теория стадии инфляции

Содержит пояснения появления и расширения вселенной.
Она ориентирована на быстротечное расширение вселенной на нулевой момент времени.

Более того, теория стадии инфляции имеет большое количество возможных идей развития вселенной.
К тому же, в своей основе содержит начальный этап развития пространства после Большого Взрыва.

Теория стадии инфляции (большой взрыв слева, наши дни справа)

С точки зрения учёных, сначала вселенная была горячей и плотной. А уже в результате своего расширения она остыла. Затем появилась гравитация и электромагнитное поле. В результате начали образовываться тела, планеты, спутники и др.

Какую модель вселенной предлагает современная наука?

Как мы знаем, наша планета входит в состав галактики Млечный путь. Кроме того, она состоит в Солнечной системе.

За основу современные учёные берут модель Фридмана.
Его теория объясняет, что вселенная однородная и изотропная. Состоит она из вещества с постоянной кривизной. Которая может быть положительной, отрицательной, либо нулевой.

В разные времена человек по-разному представлял себе мир. Сначала все строилось на догадках. Сейчас же, учёные основываются на выведенные наукой законы, наблюдения и доказательства.

Но остаётся ещё много загадок и предположений о Вселенной. И главное, что ждёт нас в будущем?

Источник: kosmosgid.ru

Путь к пониманию положения нашей планеты и живущего на ней человечества во Вселенной был очень непростым и подчас весьма драматичным. Вам известно, что движение звёзд на небе привлекало людей с древних времён. Тогда было естественным считать, что Земля является неподвижной, плоской и находится в центре мира. Казалось, что вообще весь мир создан ради человека. Подобные представления получили название антропоцентризма.

Кто развил представление о строении вселенной

Ещё древние греки — как и многие другие народы до и после них, — проводили различие между Землёй, которую они считали центром Вселенной, и планетами. При этом многие идеи и мысли древнегреческих учёных отразились и в современных научных представлениях о природе. Тяжело перечислить имена всех учёных Древней Греции, гениальные догадки которых легки в основу современной астрономии. Например, гениальный математик Пифагор считал, что «в мире правит число». При этом считается, что именно он первым высказал идею о том, что наша планета, как и все другие небесные тела, имеет шарообразную форму.

Древнегреческий философ Демокрит, с которым вы знакомились ещё на начальных этапах изучения физики и химии, первым предположил, что наше Солнце во много раз превосходит по объёму Землю. Так же он первым высказал догадку о том, что Луна не имеет собственного свечения, а лишь отражает солнечный свет.

К IV веку до нашей эры, выдающийся философ античного мира Аристотель смог обобщить все эти знания. И более 2 тысяч лет его сведения о Земле и небе, о закономерностях движения тел не подвергались сомнению.

Кто развил представление о строении вселенной

Аристотель первым попытался обосновать шарообразность Земли. Согласно ему, все тяжёлое стремится к центру Вселенной, где скапливается и образует шарообразную массу — Землю. Планеты (что переводится, как «блуждающие звёзды») размещены на особых сферах, которые вращаются вокруг Земли. Такая система мира получила название геоцентрической (от греческого названия Земли — Гея).

Аристотель не случайно предложил считать Землю неподвижным центром мира. Если бы Земля перемещалась, то, по справедливому мнению Аристотеля, было бы заметно регулярное изменение взаимного расположения звёзд на небесной сфере. Но ничего подобного никто из астрономов не наблюдал. И лишь в начале XIX века было наконец-то обнаружено и измерено смещение звёзд, происходящее вследствие движения Земли вокруг Солнца.

В III веке до нашей эры ещё один древнегреческий мыслитель Аристарх Самосский по астрономическим наблюдениям впервые смог определить расстояние от Земли до Луны. Ему также принадлежат первые вычисления объёма Солнца. По его данным он более чем в 300 раз превосходил объём Земли. На основании этих данных Аристарх Самосский первым выдвинул предположение о том, что Земля вместе с другими планетами движется вокруг этого самого крупного тела. Поэтому неслучайно наши современники называют Аристарха «Коперником античного мира».

Кто развил представление о строении вселенной

Во II веке нашей эры Клавдий Птолемей, используя наблюдения и идеи своих предшественников, а также собственные наблюдения и математические выкладки, разработал полноценную геоцентрическую систему мира. Построенная им система позволяла вычислять положения планет относительно звёзд на будущее время, а также предсказывать наступления солнечных и лунных затмений. Птолемей создал модель, используя общепринятую в античности идею, что все светила движутся вокруг неподвижной Земли, которая является центром мироздания и имеет шарообразную форму.

Кто развил представление о строении вселенной

Наиболее сложной задачей для него оказалось попытка объяснения петлеобразного движения планет. В своём великом труде «Математический трактат астрономии» (более известным, как «Альмагест») он вводит комбинацию двух равномерных круговых движений планет: движение самой планеты по малой окружности (эпицикл) и обращение центра этой окружности вокруг Земли (деферент). При комбинации этих двух круговых движений получалась эпициклоида, по которой, как полагалось, и двигалась планета.

Конечно же система мира Птолемея была не совершенной, так как она давала чисто кинематическое описание движения планет. Но другого объяснения наука того времени дать просто не могла.

Со временем, по мере накопления наблюдений о движениях планет, теория Птолемея всё больше и больше усложнялась (вводились дополнительные круги с различными радиусами, наклонами, скоростями), что вскоре сделало её слишком громоздкой и неудобной. Но не смотря на все трудности система мира Птолемея господствовала ещё более тысячи лет.

Лишь в XVI веке некоторые учёные начинают ставить под сомнение геоцентрическую систему мира Птолемея. В частности, в 1543 году выходит плод более чем 40-летней работы Николая Коперника «Об обращении небесных сфер».

Кто развил представление о строении вселенной

В нём он приводит доводы о том, что центром нашей системы является не Земля, а Солнце. Так возникло гелиоцентрическое учение, которое дало ключ к познанию Вселенной. В частности, Коперник показал, что суточное движение всех светил на небесной сфере является следствием вращения Земли вокруг своей оси. Также гелиоцентрическая система Коперника очень просто объясняла петлеобразное движение планет.

Создание гелиоцентрической системы мира ознаменовало новый этап в развитии не только астрономии, но и всего естествознания. Учение Коперника освободило науку от устаревших и схоластических традиций, тормозивших её развитие. Однако сам великий астроном оставался в плену некоторых предубеждений. Например, Коперник так и не смог отказаться от представления, что планеты движутся равномерно по круговым орбитам. Поэтому его модель Вселенной также содержала множество эпициклов и деферентов.

Кто развил представление о строении вселенной

Но несмотря на это, простота и стройность системы строения мира, изложенная Коперником, быстро нашла своих сторонников. Одним из первых был итальянский монах, поэт и философ Джордано Бруно. Он не только принимает учение Коперника, но и расширяет его. В частности, он первым указывает на то, что звёзды — это далёкие солнца, вокруг которых вращаются свои планеты. О том, что во Вселенной существует бесчисленное количество тел, подобных нашему Солнцу.

Кто развил представление о строении вселенной

В противоположность бытовавшим в то время мнениям, он полагал кометы небесными телами, а не испарениями в земной атмосфере. Бруно также отвергал средневековые представления о противоположности между Землёй и небом, утверждая физическую однородность мира. Во многом из-за своих революционных знаний, в 1592 году Бруно был арестован и подвергнут суду Инквизиции. В 1600 году его признали «нераскаявшимся, упорным и непреклонным еретиком» и приговорили к «наказанию без пролития крови», что означало требование сжечь живым. В ответ на приговор Бруно заявил судьям: «Сжечь — не значит опровергнуть!».

Огромный вклад в развитие гелиоцентрической системы мира внёс немецкий астроном Иоганн Кеплер. Проявив не дюжую интуицию, он одним из первых определил, что каждая планета движется не по окружности, а по эллипсу, в одном из фокусов которых располагается Солнце. Также он вывел ещё два закона движения планет, с которыми мы познакомимся немного позднее.

Одновременно с Кеплером на другом конце Европы итальянский учёный Галилео Галилей также поддержал гелиоцентрическую систему мира Коперника. Мы уже рассказывали о том, что настоящий переворот в астрономии произошёл в 1608 году, после того как голландский мастер по изготовлению очков Иоанн Липперсгей обнаружил, что две линзы, расположенные на одной прямой, могут увеличивать предметы. Этой идеей сразу же воспользовался Галилей. В 1609 году он сконструировал свою первую зрительную трубу с трёхкратным увеличением и направил её в небо, тем самым «превратив» её в телескоп.

С помощью изобретённого телескопа Галилей сделал ряд открытий, либо косвенно подтверждавших теорию Коперника, либо выбивавших почву из-под ног его противников — сторонников Аристотеля. Во-первых, Галилей установил, что поверхность Луны не гладкая, как подобало небесному телу в учении Аристотеля. Она, подобно нашей планете, имеет горы и впадины. Кроме того, итальянец первым объяснил пепельный свет Луны отражением солнечного света Землёй. Также Галилею принадлежит открытие четырёх спутников Юпитера: Ио, Европы, Ганимеда и Каллисто.

Однако, в 1633 году Галилео Галилей судом Инквизиции был обвинён в публичной поддержке запрещённой гелиоцентрической системы мира Николая Коперника, которую в 1616 году католическая церковь осудила как еретическое учение:

«Ты, Галилей, сын флорентийца Винченцо Галилея, был обвинён в сем Святом судилище в том, что считаешь за истину и распространяешь в народе лжеучение, по которому Солнце находится в центре мира неподвижно, а Земля движется вокруг оси суточным вращением… В том, что ты издал несколько писем о солнечных пятнах, в которых вышеуказанное учение объявлял истинным… Наконец, явился на свет экземпляр твоего сочинения, … и ты в нём, следуя бредням Коперника, развивал некоторые положения, противоречащие здравому смыслу и Святому писанию»

Кто развил представление о строении вселенной

В результате процесса, Галилей отрёкся от учения Коперника, а также от своих астрономических наблюдений и вычислений. Хотя общеизвестна легенда, согласно которой, после суда Галилей сказал: «И всё-таки она вертится!».

В 1687 году Исаак Ньютон опубликовал открытый им закон всемирного тяготения, который позволил выразить теорию движения планет в виде формул и навсегда отказаться от громоздких геометрических построений. Но это уже другая история, о которой мы поговорим с вами позже.

Источник: videouroki.net

Развитие представлений о Вселенной

На ран­них эта­пах ис­то­рии ци­ви­ли­за­ции «го­ри­зонт В.» на­хо­дил­ся на рас­стоя­нии все­го по­ряд­ка со­тен ки­ло­мет­ров. К нач. 21 в. В. ис­сле­ду­ет­ся уже до рас­стоя­ний бо­лее 10 млрд. све­то­вых лет. В ис­то­рич. ас­пек­те по­ня­тие «В.» кон­цен­три­ру­ет в се­бе ас­тро­но­мич., фи­зич., фи­лос. пред­став­ле­ния ци­ви­ли­за­ции. По­это­му по­ня­тие «В.» яв­ля­ет­ся со­ци­аль­но-гео­гра­фи­че­ски и ис­то­ри­че­ски развиваю­щим­ся в со­от­вет­ст­вии с уров­нем ци­ви­ли­за­ции, осо­бен­но с её ас­тро­но­мич. по­зна­ния­ми и пред­став­ле­ния­ми. С вы­хо­дом ци­ви­ли­за­ции с ре­гио­наль­но­го на гло­баль­ный уро­вень и раз­ви­ти­ем нау­ки Но­во­го вре­ме­ни пред­став­ле­ния о В. всё в боль­шей ме­ре ста­ли ос­но­вы­вать­ся на дос­ти­же­ни­ях ас­тро­но­мии и фун­да­мен­таль­ной фи­зи­ки.

В раз­ви­тии наи­бо­лее об­щих пред­став­ле­ний о В. мож­но вы­де­лить сле­дую­щие эта­пы (они не все­гда под­да­ют­ся чёт­кой да­ти­ров­ке в разл. ре­гио­нах).

То­по­цен­три­че­ская В. дои­сто­ри­че­ско­го или ран­не­го ис­то­ри­че­ско­го эта­па раз­ви­тия че­ло­ве­че­ст­ва поя­ви­лась у изо­ли­ро­ван­ных пле­мён и ло­каль­но су­ще­ст­вую­щих ци­ви­ли­за­ций, субъ­ек­тив­но ощу­щаю­щих ме­сто сво­его оби­та­ния цен­тром В. (та­кие пред­став­ле­ния о В. со­хра­ни­лись до на­ших дней в не­ко­то­рых пле­ме­нах, напр., Но­вой Гви­неи). В наи­бо­лее раз­ви­тых ва­ри­ан­тах та­ких мо­де­лей В. пред­став­ля­лась, как пра­ви­ло, до­ста­точ­но про­тя­жён­ной (в Древ­ней Ин­дии да­же бес­ко­неч­ной) пло­ской Зем­лёй, на­кры­той ку­по­лом не­ба (Древний Ки­тай, Древ­ний Еги­пет, ци­ви­ли­за­ции Сре­ди­зем­но­мо­рья, Ви­зан­тии и др.).

Гео­цен­три­че­ские мо­де­ли В. по­яви­лись в ран­ней ан­тич­но­сти. Сре­ди ар­гу­мен­тов в их поль­зу, в ча­ст­но­сти в обос­но­ва­ние сфе­рич­но­сти Зем­ли, бы­ли и со­вер­шен­но кор­рект­ные с точ­ки зре­ния совр. нау­ки. Напр., Пи­фа­гор (6 в. до н. э.) от­ме­чал круг­лую тень Зем­ли на Лу­не во вре­мя лун­ных за­тме­ний.

Ло­ги­че­ски по­сле­до­ва­тель­ная гео­цен­трич. мо­дель В. по­строе­на в 4 в. до н. э. Ари­сто­те­лем (вслед за Ев­док­сом Книд­ским). Боль­шой объ­ём на­блю­да­тель­ных све­де­ний о В. по­лу­чен Гип­пар­хом (2 в. до н. э.). Гео­цен­три­че­ская сис­те­ма ми­ра, по­зво­ляю­щая до­ста­точ­но точ­но опи­сы­вать дви­же­ния не­бес­ных тел, раз­ра­бо­та­на К. Пто­ле­ме­ем (2 в.). Пто­ле­мее­ва сис­те­ма ми­ра бы­ла в 12 в. ка­но­ни­зи­ро­ва­на ка­то­лич. цер­ко­вью, что на­дол­го за­дер­жа­ло раз­ви­тие пред­став­ле­ний о Все­лен­ной.

Гео­цен­трич. кар­ти­ну ми­ра сме­ни­ла ге­лио­цен­три­че­ская мо­дель В. – кар­ти­на об­шир­ной, но ко­неч­ной В. с цен­тром, в ко­то­ром на­хо­дит­ся Солн­це. Пер­вые идеи о по­доб­ной сис­те­ме со­дер­жа­лись ещё в тру­дах Ари­стар­ха Са­мос­ско­го (3 в. до н. э.). Но впер­вые на­уч­но обос­но­ван­ная ге­лио­цен­три­че­ская сис­те­ма ми­ра раз­ра­бо­та­на Н. Ко­пер­ни­ком в сер. 16 в. Сис­те­ма Ко­пер­ни­ка со­дер­жа­ла пред­став­ле­ния о строе­нии В. как о Сол­неч­ной сис­те­ме – Солн­це с пла­нета­ми, рас­по­ло­жен­ны­ми в пра­виль­ном по­ряд­ке, с дос­та­точ­но вер­ны­ми от­но­си­тель­ны­ми рас­стоя­ния­ми – и очень уда­лён­ной сфе­ре звёзд. Ра­ди­каль­но уточ­нил дви­же­ния пла­нет в ге­лио­цен­трич. сис­те­ме Ко­пер­ни­ка И. Ке­п­лер в нач. 17 в., вве­дя за­ко­ны дви­же­ния пла­нет (Ке­п­ле­ра за­ко­ны).

В кон. 16 в. Дж. Бру­но, опи­ра­ясь на идеи Ни­ко­лая Ку­зан­ско­го, воз­ро­дил древ­нюю идею Лев­кип­па, Де­мок­ри­та и др. о бес­ко­неч­но­сти В., её ацен­трич­но­сти и о мно­же­ст­вен­но­сти оби­тае­мых ми­ров. Та­ким бес­пре­дель­ным ми­ром звёзд (солнц), их пла­нет­ных сис­тем и ко­мет ста­ла бес­ко­неч­ная Все­лен­ная И. Нью­то­на (1660-е гг.), в ос­но­ву ко­то­рой бы­ла по­ло­же­на его идея тя­го­те­ния. На 200 лет Все­лен­ная Нью­то­на ока­за­лась стерж­невым эле­мен­том на­уч. кар­ти­ны ми­ра. Эво­лю­ци­он­но-фи­зич. со­дер­жа­ние в мир Нью­то­на вно­си­ли ес­те­ст­во­ис­пы­та­те­ли, фи­ло­со­фы и ас­тро­но­мы. Так, И. Кант (сер. 18 в.) ввёл пред­став­ле­ние об эво­лю­ции В., У. Гер­шель (кон. 18 в.) «раз­дви­нул» го­ри­зон­ты В. за пре­де­лы Сол­неч­ной сис­те­мы, от­крыв звёзд­ную сис­те­му – Га­лак­ти­ку. Солн­це вхо­дит в неё лишь как од­на из со­тен мил­ли­ар­дов звёзд. По су­ще­ст­ву, Гер­шель «рас­ши­рил» В. и даль­ше, пред­ста­вив Га­лак­ти­ку как один из мно­же­ст­ва эле­мен­тов («пла­стов») круп­но­мас­штаб­ной струк­ту­ры Все­лен­ной.

Во 2-й пол. 19 в. Л. Больц­ман пред­ло­жил идею флук­туа­ций как вы­ход из тер­мо­ди­на­мич. па­ра­док­са – «те­п­ло­вой смер­ти» Все­лен­ной. Идея Больц­ма­на о ве­ду­щей ро­ли во В. флук­туа­ций не ис­чер­па­ла се­бя до на­стоя­ще­го вре­ме­ни. Так, в совр. кос­мо­ло­гии на­блю­да­ет­ся тен­ден­ция вос­при­ни­мать В. (по­доб­ные на­шей Ме­та­га­лак­ти­ке и да­же бо­лее круп­но­мас­штаб­ные) как ги­гант­ские флук­туа­ции ва­куу­ма фи­зи­че­ско­го. Не­об­хо­ди­мость пре­одо­ле­ния др. кос­мо­ло­ги­че­ских па­ра­док­сов – фо­то­мет­ри­че­ско­го и гра­ви­та­ци­он­но­го – спо­соб­ст­во­ва­ла даль­ней­ше­му со­вер­шен­ст­во­ва­нию об­щей кар­ти­ны Все­лен­ной.

Но­вый этап в раз­ви­тии на­уч. пред­став­ле­ний о В. на­чал­ся с по­строе­ния А. Эйн­штей­ном об­щей тео­рии от­но­си­тель­но­сти (ОТО; 1916–17). При­ло­же­ние ОТО к кос­мо­ло­гии при­ве­ло к пред­став­ле­нию о бес­ко­неч­ной во вре­ме­ни, ста­ти­че­ской, без­гра­нич­ной, но, бла­го­да­ря кри­виз­не и замк­ну­то­сти про­стран­ст­ва, ко­неч­ной мо­де­ли В. В 1922 А. А. Фрид­ман тео­рети­че­ски от­крыл не­ста­цио­нар­ность В. в це­лом. В сер. 1920-х гг. Э. Хаббл от­крыл мир га­лак­тик, а в кон. 1920-х гг. – рас­ши­ре­ние В. Эти от­кры­тия да­ли ос­но­ва­ние для вве­де­ния по­ня­тия «Все­лен­ная Хабб­ла» как рас­ши­ряю­ще­го­ся ми­ра га­лак­тик – Ме­та­га­лак­ти­ки, «на­шей Все­лен­ной».

Важ­ным эта­пом в раз­ви­тии пред­став­ле­ний о В. ста­ло по­строе­ние в кос­мо­логии ин­фля­ци­он­ной мо­де­ли Все­лен­ной (1980-е гг., А. Гут, А. Д. Лин­де), а за­тем тео­рии сто­хас­ти­че­ской ин­фля­ции (Лин­де). С по­зи­ций по­след­ней тео­рии В. бес­ко­неч­на в про­стран­ст­ве и вре­ме­ни, а на­ша рас­ши­ряю­щая­ся Ме­та­га­лак­ти­ка – лишь од­на из не­во­об­ра­зи­мо­го мно­же­ст­ва В. Они об­ла­да­ют разл. про­стран­ст­вен­ны­ми и вре­мен­ны́­ми раз­мер­но­стя­ми, в них дей­ст­ву­ют др. фи­зич. за­ко­ны из-за раз­ли­чия зна­че­ний фун­да­мен­таль­ных фи­зи­че­ских кон­стант. На во­прос, по­че­му в на­шей В. фи­зич. за­коны и фун­да­мен­таль­ные по­сто­ян­ные имен­но та­кие, как есть, а не иные, один из воз­мож­ных от­ве­тов да­ёт ан­троп­ный прин­цип. Раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся мо­де­ли мак­си­маль­но не­од­но­род­ной В., по­стро­ен­ной на прин­ци­пе «чем даль­ше от на­шей В., тем бо­лее от­лич­ны фи­зич. за­ко­ны, дей­ст­вую­щие во Все­лен­ной».

Современные представления о Вселенной

Воз­раст «на­шей В.» (рас­ши­ряю­щей­ся Ме­та­га­лак­ти­ки) со­став­ля­ет ок. 14 млрд. лет. Плот­ность её (по­ряд­ка 10–29 г/см3) близ­ка к кри­ти­че­ской (см. Кри­ти­че­ская плот­ность Все­лен­ной), что со­от­вет­ст­ву­ет плос­ко­му про­стран­ст­ву-вре­ме­ни. Ком­по­нен­ты плот­но­сти (%): звёз­ды ок. 0,5; ба­рио­ны (в осн. меж­га­лак­ти­че­ский газ) ок. 4; не­ба­ри­он­ная скры­тая мас­са («тём­ная ма­те­рия») ок. 22; ней­три­но ок. 0,3; ан­ти­гра­ви­ти­рую­щий ва­ку­ум («тём­ная энер­гия») ок. 74.

Не­смот­ря на ма­лую до­лю за­клю­чён­ной в нём мас­сы, ба­ри­он­ное ве­ще­ст­во яв­ля­ет­ся наи­бо­лее за­мет­ным во В. Из не­го со­сто­ят звёз­ды и меж­звёзд­ная сре­да – газ и пыль, час­тич­но объ­е­ди­нён­ные в пла­не­ты. Хи­мич. эво­лю­ция ве­ще­ст­ва в совр. В., а так­же осн. про­цес­сы энер­го­вы­де­ле­ния в ней свя­за­ны со звёз­да­ми и их эво­лю­ци­ей. Тер­мо­ядер­ные ре­ак­ции в не­драх звёзд вы­зы­ва­ют пре­вра­ще­ние лёг­ких хи­мич. эле­мен­тов в бо­лее тя­жё­лые, вплоть до же­ле­за; а са­мые тя­жё­лые эле­мен­ты ро­ж­да­ют­ся при взры­вах сверх­но­вых звёзд. Сжа­тие ядер про­эво­лю­цио­ни­ро­вав­ших звёзд при­во­дит к ро­ж­де­нию сверх­плот­ных объ­ек­тов – бе­лых кар­ли­ков, ней­трон­ных звёзд и чёр­ных дыр; при этом вы­де­ля­ет­ся зна­чи­тель­ная гра­ви­та­ци­он­ная энер­гия. Из­лу­че­ние нор­маль­ных звёзд яв­ля­ет­ся прак­ти­че­ски един­ствен­ным ис­точ­ни­ком энер­гии, спо­соб­ным под­дер­жи­вать жизнь на по­верх­но­сти пла­нет.

Звёз­ды ие­рар­хи­че­ски объ­е­ди­не­ны в сис­те­мы всё бо­лее и бо­лее круп­ного мас­шта­ба. Си­лой гра­ви­та­ции они свя­за­ны в двой­ные, трой­ные и ещё бо­лее слож­ные крат­ные сис­те­мы. Зна­чи­тель­ная часть звёзд по край­ней ме­ре не­ко­то­рую часть сво­ей жиз­ни про­во­дит в со­ста­ве звёзд­ных ско­п­ле­ний, со­дер­жа­щих от со­тен до мил­лио­нов звёзд в ка­ж­дом. Мо­ло­дые звёз­ды, их ско­п­ле­ния и свя­зан­ное с ни­ми меж­звёзд­ное ве­ще­ст­во час­то объ­е­ди­не­ны в звёзд­ные ком­плек­сы раз­ме­ром в сот­ни пар­сек и мас­сой в мил­лио­ны масс Солн­ца. От­дель­ные звёз­ды, их ско­п­ле­ния и ком­плек­сы, плот­ные об­ла­ка меж­звёзд­но­го га­за и раз­ре­жен­ная меж­об­лач­ная сре­да объ­е­ди­не­ны в га­лак­ти­ки мас­са­ми от де­сят­ков мил­лио­нов до со­тен мил­ли­ар­дов масс Солн­ца и раз­ме­ра­ми от не­сколь­ких ты­сяч до со­тен ты­сяч све­то­вых лет. В центр. об­лас­тях га­лак­тик пре­об­ла­да­ет ба­ри­он­ное (звёзд­ное) ве­ще­ст­во, но на их пе­ри­фе­рии всё за­мет­нее ста­но­вит­ся при­сут­ст­вие не­ба­ри­он­ной, скры­той мас­сы, ко­то­рая в це­лом пре­ва­ли­ру­ет в мас­се круп­ных га­лак­тик.

Боль­шин­ст­во га­лак­тик об­ра­зу­ет не­боль­шие груп­пы, а за­мет­ная часть (ок. 10%) – бо­лее круп­ные ско­п­ле­ния из со­тен и да­же мн. ты­сяч га­лак­тик. Эти ско­п­ле­ния, имею­щие ха­рак­тер­ный раз­мер в мил­лио­ны све­то­вых лет, ор­га­ни­зо­ва­ны в ещё бо­лее круп­ные струк­ту­ры – сверх­ско­п­ле­ния га­лак­тик раз­ме­ром в де­сят­ки мил­лио­нов све­то­вых лет, раз­де­лён­ные пус­то­та­ми та­ко­го же мас­шта­ба. Со­при­ка­саю­щие­ся ме­ж­ду со­бой сверх­ско­п­ле­ния и пус­то­ты ме­ж­ду ни­ми об­ра­зу­ют со­то­вую или, точ­нее, пе­но­об­раз­ную струк­ту­ру. Но и она не­од­но­род­на: в ней за­мет­ны уп­лот­не­ния мас­шта­бом в сот­ни мил­лио­нов све­то­вых лет – т. н. ве­ли­кие сте­ны. С пе­ре­хо­дом от струк­тур ма­ло­го мас­шта­ба ко всё бо­лее круп­ным кон­тра­сты плот­но­сти сни­жа­ют­ся, так что с уве­ли­че­ни­ем про­стран­ст­вен­но­го мас­шта­ба В. вы­гля­дит всё бо­лее и бо­лее од­но­род­ной.

К нач. 21 в. важ­ней­ши­ми не­ре­шён­ны­ми про­бле­ма­ми в изу­че­нии В. пред­став­ля­ют­ся сле­дую­щие: рас­ши­ре­ние на­шей В. и его на­чаль­ные ста­дии от ис­ход­ной син­гу­ляр­но­сти; про­бле­ма Ве­ли­ко­го объ­е­ди­не­ния осн. фи­зич. взаи­мо­дей­ст­вий (вклю­чая гра­ви­та­ци­он­ное); про­ис­хо­ж­де­ние и эво­лю­ция круп­но­мас­штаб­ной струк­ту­ры Ме­та­га­лак­ти­ки; про­бле­ма жиз­ни и ра­зу­ма во В. Су­ще­ст­ву­ет так­же про­бле­ма при­ро­ды фун­дам. объ­ек­тов не­клас­сич. ха­рак­те­ра, та­ких как чёр­ные ды­ры. Со­глас­но не­ко­то­рым пред­став­ле­ни­ям, их по­ни­ма­ние ле­жит за пре­де­ла­ми ОТО и тре­бу­ет по­строе­ния кван­то­вой тео­рии гра­ви­та­ции. Ос­та­ёт­ся от­кры­той и про­бле­ма объ­яс­не­ния при­ро­ды и «ме­ха­низ­ма дей­ст­вия» та­ких важ­ных и ха­рак­тер­ных объ­ек­тов В., как ак­тив­ные яд­ра га­лак­тик, ква­за­ры и гам­ма-вспле­ски. Так, толь­ко в не­дав­ние го­ды бы­ло до­ка­за­но, что гам­ма-вспле­ски – это да­лё­кие ме­та­га­лак­ти­че­ские со­бы­тия, энер­ге­ти­че­ски наи­бо­лее мас­штаб­ные в из­вест­ной В. Рас­смат­ри­ва­ет­ся так­же воз­мож­ность наб­лю­де­ния сре­ди объ­ек­тов на­ше­го не­ба (с по­зи­ций ин­фля­ци­он­ной В.) Боль­ших взры­вов, про­ис­хо­дя­щих в на­ча­ле ро­ж­де­ния др. все­лен­ных.

Источник: bigenc.ru


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.