Время это в философии определение


В науке известны «слабый» и «сильный» антропные принципы:

Слабый антропный принцип: Значения мировых констант, резко отличные от наших, не наблюдаются, потому что там, где они есть, нет наблюдателей.

Сильный антропный принцип: Метагалактика имеет свойства, позволяющие развиться наблюдателю.

Это научный, рациональный, материальный подход. Это взгляд снизу вверх – от основания к вершине иерархии мироздания.
Когда мы меняем ракурс взгляда на противоположный и смотрим от вершины к основанию иерархии, то видим другие принципы, которые обратны научным – это иррациональные или мистические принципы. Назовем их «частный» и «общий» антропные принципы:

Частный антропный принцип: Наблюдатель воспринимает только те значения мировых констант, которые он может воспринять в самом себе.

Общий антропный принцип: Наблюдатель осуществляет материализацию наблюдаемого по своему подобию.


В данных принципах человек и наблюдатель отождествляются присутствием слова «антропный» в названии принципов. Концепция метагалактического времени антропна в целом: она разрабатывается с позиции Метагалактики и для человека Метагалактики.

Итак, из слабого антропного принципа следует вывод об ограниченности человека в пространстве ограниченностью его строения.

Частный антропный принцип согласован с известными антропоцентричными позициями: «Изменись сам, и все изменится вокруг тебя» и «Человек, познай себя, и ты познаешь мир», что является ключами к преодолению ограничения слабого антропного принципа.

В формулировке сильного антропного принципа явно заложена граница его применимости: он действует до тех пор, пока Метагалактика развивает, но еще не развила наблюдателя, т.е. человека.

Общий антропный принцип вступает в действие, когда Метагалактика родила развитого наблюдателя. Перефразируя общий антропный принцип, можно сказать, что путь человека определяет судьбу Метагалактики, а развитие Метагалактики является частью пути человека.

Человек, как выразитель вышестоящего начала в нижестоящей материи, балансирует в себе и собой научные и мистические антропные принципы. В этом идея и суть антропности, как таковой.

Применяя антропный принцип к явлению времени, делаем следующие выводы:


1. Время существует только в присутствии наблюдателя. Нет наблюдателя – нет времени. Если нет времени, то может быть только длительность движения. А это, как следует из вышесказанного, возможно только тогда, когда вся Метагалактика представляет собой неиерархизированную систему. Для возникновения иерархизированности системы только длительности движения объектов недостаточно. Необходимо время. Таким образом, иерархизация наблюдаемого есть органичная функция наблюдателя, который порождает время собой, а без времени нет иерархических систем. Вне времени существуют неиерархизированные системы, но иерархичность в них может присутствовать.

2. Если наблюдатель воспринимает время системы, значит он иерархичен этой системе, т.е. признает и исполняет законы иерархии этой системы. Свойства времени системы, которые доступны наблюдателю определяются статусом наблюдателя, т.е. соответствуют иерархизированности наблюдателя, а, следовательно, наблюдатель порождает собой такое время, свойства которого определяются этим статусом.

3. Именно человек является полноценным наблюдателем Метагалактики.  Именно человек, иерархизирует Метагалактику степенью развитости своих восприятий. В этом идея антропности с позиции времени. Развитость наблюдателя определяется его свободной волей. Иерархизирован может быть только тот наблюдатель, который имеет свободную волю. А свобода воли из всех известных наблюдателей принадлежит только человеку.


4. Расшифровка иерархической системы возможна только фрактальной ей иерархической системой. Человек фрактален Метагалактике.

Источник: www.64z.ru

— фундаментальное понятие человеческого мышления, отображающее изменчивость мира, процессуальный характер его существования, наличие в мире не только «вещей» (объектов, предметов), но и событий. В содержание общего понятия В. входят аспекты, отображаемые более специальными понятиями: одновременности, временной последовательности, длительности, а также идея направленности, включающая в себя представление о прошлом, настоящем и будущем.
Большинство филос. направлений и естествознание рассматривают В. как объективную характеристику мира (объективное В.). Однако некоторые мыслители и философы квалифицируют В. как характеристику только человеческого сознания (Дж. Беркли, Д. Юм, И. Кант) или же, признавая объективное В., основной акцент делают именно на субъективном, внутреннем переживании В. (философия жизни, A. Бергсон, экзистенциализм, М. Хайдеггер).
На ранних этапах развития человечества представление о В. носило циклический характер (циклическое В.), что было вызвано исключительной важностью для человеческого существования циклических процессов: годичного и суточного циклов, цикла обращения Луны и, возможно, внутренних биоритмов организма и смены поколений.


ликтом такого циклического понимания В. является восточный календарь. Позднее постепенно выработалось линейное представление о B. Вместе с тем роль периодических (циклических) процессов в понимании В. и сейчас остается весьма значительной, поскольку именно они кладутся в основу эталонов измерения В.
В истории развития понятия В. можно выделить несколько этапов. Первоначально понятие В. рассматривалось в рамках мифопоэтической и религиозно-мифологической картины мира. В антич. эпоху В. становится предметом натурфилософского умозрения (Гераклит, Парменид, Демокрит, Аристотель). На этом этапе возникают два противоположных подхода к пониманию В. (как, впрочем, и пространства): субстанциональный, или субстантивистский, и реляционный. При субстанциональном подходе В. рассматривается как некая самостоятельная сущность, тогда как при реляционном подходе В. истолковывается как отношение в системе более фундаментальных сущностей. В дальнейшем вопрос о соотношении данных подходов активно дискутировался в философии и науке Нового времени.
В Средние века (4—14 вв.) внимание оказалось сосредоточенным в основном на связи понятия В. с теологическими проблемами, гл. обр. с проблемой сотворения мира. В кон. 17 — нач. 18 в. одним из основных движущих факторов анализа понятия В. становится теоретическое естествознание, поскольку именно в основные уравнения физических теорий (в первую очередь — классической механики) В.
одит как фундаментальный параметр, характеризующий любые процессы и явления мира. В этот период получает особое значение конфронтация субстанциональной (И. Ньютон) и реляционной (Г.В. Лейбниц) концепций В.
Развитие естествознания в нач. 20 в. привело к открытию фундаментальной связи между пространством и В. (специальная теория относительности — СТО). С этого момента проблема В. рассматривается в более общем контексте проблемы пространства — В. Важнейшим результатом СТО в аспекте понимания В. явилось существенное изменение классического представления об абсолютной одновременности событий. В СТО события, происходящие в разных точках пространства и одновременные в одной системе отсчета, будут неодновременны в др. системе отсчета, движущейся относительно первой.
Переход к рассмотрению единого пространства — В. в СТО не означает полного растворения В. в пространстве. В СТО сохраняется некий особый статус В. и, в частности, такие важные понятия, как прошлое, настоящее и будущее.
Др. важным аспектом анализа В. стало обсуждение проблемы направленности В., проистекающей из фундаментальной необратимости явлений, фиксируемой вторым законом термодинамики.
Выводы относительно В. специальной (а затем и общей) теории относительности и термодинамики сформировали филос. и естественно-научную проблематику анализа В. в 20 в.
В филос. и естественно-научной литературе анализируются основные аспекты и характеристики В. как объективной характеристики мира. К ним относится классическая проблема субстанциональной или же реляционной сущности В.
а проблема в настоящее время не имеет однозначного решения. И в философии, и в естествознании представлены обе т.зр.
Др. проблема состоит в выяснении зависимости временной длительности (характера протекания В.) от общего физического окружения. Эта сторона дела в определенной мере проясняется общей теорией относительности, устанавливающей зависимость временной длительности от гравитационного поля.
Третья фундаментальная проблема — направленность В. В современной литературе направленность В. анализируется в трех аспектах. Во-первых, направленность В. связывается со вторым законом термодинамики и необратимостью процессов. Новейшее развитие этого подхода представлено работами по термодинамике неравновесных процессов (школа И.Р. Пригожина) и работами по теории самоорганизации. Во-вторых, направленность В. может рассматриваться в рамках отношений причина — следствие (причина всегда предшествует следствию). Результатом развития такого подхода являются фундаментальные дисперсионные соотношения современной физики. В-третьих, направленность В. анализируется современной космологией, которая распространяет ее на глобальный космологический процесс расширения Вселенной. В этом аспекте существует дополнительная проблема возможности в прошлом сингулярного состояния, для которого понятие временной длительности (а тем самым и В. вообще) теряет смысл.
Кроме точного математизированного естествознания, понятие В.

тенсивно рассматривается в биологии (биологическое В.) и в дисциплинах, изучающих общество (историческое В., социальное В.).
В. как понятие выражает собой объективную длительность, порядок и направление событий, а также субъективное отношение к изменениям и жизненное ощущение (временность). Обычно под объективным В. понимается последовательность процессов в направлении от прошлого к будущему. Прошлое объем-лет собой события, не подлежащие изменению, настоящее находится в процессе формирования, а будущее неопределенно. В философии науки В. рассматривается как реальный параметр (позволяющий привести природные события в упорядоченную систему), определяющий длительность событий.
Временность как филос. понятие имеет два значения, выступая в качестве а) свойства изменчивости и б) отношения к изменчивости и преходящести бытия. Временность в первом смысле (temporarily — англ.) охватывает любые объекты; во втором же смысле (temporality — англ.) она относится только к экзистенциальным формам сознательных существ. В этом смысле только те существа пребывают во В., которые обладают сознанием В. и в состоянии в своей деятельности и мышлении преодолевать горизонт настоящего, оказывая целенаправленное воздействие на будущее и сохраняя в рефлексирующей памяти прошлое. Временность как фундаментальная структура субъективности конституирует эмпирическое В. повседневности и определяется как «изначальное В.» (Хайдеггер).
Человек выступает во В. как конечное существо.
нечность означает неспособность определять предпосылки собственного бытия и одновременно способность вставать в некоторое отношение к этим предпосылкам. Именно конечное существо, способное самоопределяться в отношении собственных границ, может знать, что оно хочет, и тем самым обладать свободой. Эксперименты по поводу ощущения В., проводимые на космонавтах, показывают значительные расхождения между объективной длительностью событий и ее субъективным ощущением. С критикой объективного В. еще раньше выступили экзистенциалисты и представители философии жизни. Бергсон провел различие между абстрактным измеряемым В. часов (temps) и подлинным В. (duree) как творческой текущей длительностью. Для Хайдеггера проблема В. связана со смыслом человеческого бытия вообще. Р. Вендорф рассматривает развитие культуры как функцию изменения сознания В. (т.н. тирания В.); Н. Элиас, для которого часы являются социально нормированными процессами, интерпретирует В. как социальный символизм, для которого существенно «пятое измерение В.» — коммуникативное.
Для философии вообще значимо различение между охватывающим универсальным В. и собственным В. системы. Универсальное В., которым измеряют длительность событий, основано на периодичности др. событий (напр., атомных часов), характеризуемых собственным В. Универсальное В. линейно и схватывает длительность, порядок и направление развития событий. Напротив, собственное В. объектов циклично, что наблюдается в биологических и социальных явлениях. Разрушение системы приводит к окончанию ее собственного В. Многообразие концепций В. и сложности построения единой теории В. показывают труды Международного общества по изучению В. (International Society for the Study of Time), в которых рассматриваются проблемы В. применительно ко всем наукам, в архитектуре, в обществе, в жизни индивида, в литературе, музыке и т.п.


Источник: dic.academic.ru

Как могу я в настоящее время надеяться найти моё прошлое?… Уже почти ровно двенадцать, и через почти ровно два часа сто тридцать восемь лет назад я должна была присутствовать на моём уроке писания с пратётушкой Эрминтрудой!

Джефф Нун Автоматическая Алиса

В нашей жизни существуют такие вещи, которые присутствуют всегда, но задумываемся мы о них крайне редко в силу того, что даже не можем до конца этот факт понять и осмыслить. Одной из таких категорий является понятие времени. Оно как бы и есть, как бы и нет, его вроде бы измеряют, но пощупать его невозможно. Время словно стоит на границе материальных миров: физического и тонкого. Лишь ученые-физики и философы пытаются познать природу времени и процессов, связанных с ним и оперируют этим понятием в своей деятельности. Нам же толком так и не объяснили что же это такое. Является ли время каким-то непреложным законом или это просто придуманные человеком «точки ориентировки» для систематизации его жизни? Давайте попробуем пристальнее взглянуть на это удивительное и неотъемлемое явление нашей жизни…


Существует мнение, что из всех живых существ на земле лишь человеку свойственно чувство времени, а животное живёт настоящим моментом и если помнит о каком-либо событии прошлого, то ему кажется, что оно случилось только что. Также оно не осознаёт, сколько времени должно пройти до тех пор, когда наступит какой-то момент в будущем.

Время на санскрите называется «кала». Каландара — дающий время. Время — «колесо», которое неумолимо «катится» вперёд, имея две составляющие — движение вперёд и вращение по кругу (через какое-то время всё в жизни повторяется, но только в новой обстановке). Веды утверждают, что существует и другой тип времени – вечное духовное. Его деятельность проявлена в духовном мире. Оно никогда не исчезает и не прекращает своего действия. Духовное время, воздействуя на всё сущее, заставляет его двигаться не циклически, а строго в одном направлении. Существа духовных миров постоянно прогрессируют в своём развитии и никогда не умирают.

В сознании древних существовало представление об «ухудшении» времени. Лежащая на нём печать божественности, обеспечивающая ему совершенство, постепенно стирается, и возникает необходимость нового импульса свыше, нового творения мира и времени.

Во времена античного мира Анаксагор впервые предположил, что мир возник одновременно со временем. Исходное же состояние времени он считал вечностью. Платон теоретически обосновал принцип «порчи времени» и циклическую концепцию мирового бытия. Аристотель говорил, что оно всегда связано с конкретным объектом, ибо невозможно движение без того, что движется.

Христианство же провозгласило линейность времени как принцип. Идея цикличного времени с точки зрения космогонии христианства неприемлема. Она означала бы, что человеку нет смысла надеяться на «истинное счастье», что круговращение человеческих страданий бесконечно.

Представление же об абсолютном, ни от чего не зависящем (Ньютоновском) времени стало одним из элементов социальной психологии людей современности. Математическое доказательство относительности времени Эйнштейна обусловило возникновение учения о четырёхмерном пространстве, четвёртой составляющей которого является неравномерно текущее время.

В одной из своих работ Николай Левашов объясняет, почему в нашей вселенной время протекает линейно. Имеется одно направление, в котором происходит последовательная цепь событий в нашей мета-вселенной — от пространств-вселенных, образованных двумя формами материй, к пространствам-вселенным, образованным синтезом девяти форм материй. В наше пространство-вселенную событие возмущения материй приходит из пространств-вселенных, образованных шестью формами материй. Поэтому, пройдя цикл развития в нашем пространстве-вселенной, образованной из семи форм материй (поэтому 7 цветов, нот и т.п.), первичные возмущения с «наложением» отпечатков происходящих в нём, достигают пространства-вселенной, образованной из восьми форм материй и через него, далее достигают центра зоны искривления мерности нашей мета-вселенной. Это и является причиной того, что время течёт в одном направлении.
Воздействие потоков, идущих извне, в первую очередь вызывает изменения на ментальных, потом на астральном и эфирном уровнях. Изменение, возникшее на внешних планах нашей планеты, последовательно проходя через предыдущие уровни, достигает естественно физического уровня и проявляется на нём.

Так можно увидеть будущее.

Глубина проникновения мыслью, сознанием в будущее зависит от того, на какой уровень, «этаж» планеты, человек смог сместиться своим сознанием. При мысленном смещении на четвёртый ментальный уровень планеты можно заглянуть на сотни, тысячи лет вперёд. Минимальное смещение — на эфирный уровень, даёт увидеть будущее ближайших дней, месяцев и лет. Как возможно подняться на седьмой этаж и узнать о событии, которое произойдёт через некоторое время, так же можно и спуститься в «подвальные» этажи и узнать, что было в прошлом. И опять, чем глубже человек своим сознанием может сместиться, тем в более далекое прошлое сможет заглянуть.

Будущее и Прошлое материальны и реальны, они являются частями одного неразрывного процесса. Ядерная физика на уровне элементарных частиц определила, что прошлое предопределяет будущее…

Выше гун материальной природы находится время, и в результате действия этих гун и под контролем времени находится вся деятельность, которая называется карма

Шримад Бхагаватам 2.5.22

В Ведах считается, что материальное время лишь проявление духовного. Этот тип времени начинает свою деятельность в момент возникновения одной из множества материальных вселенных и заканчивает свое действие в момент её разрушения, становясь непроявленным.

Имея духовную природу душа неизменна и вечна, но в силу своих желаний она рождается в новом материальном теле, где и находится ровно столько, сколько обусловлено кармой, выходя из тела в силу неукротимого влияния материального времени. Всё в этом мире движется по орбите вечного Времени, и всё, что существует, имеет также свою собственную орбиту времени. У каждого живого существа в этой Вселенной, как и у каждой планеты, есть своя орбита времени, называемая самватсарой. То по какой оси движется планета и является её орбитой времени. Не только планета, но и сама Вселенная спустя определенный срок будет разрушена. Каждый человек знает день своего рождения и то, что с этого дня он идёт иногда быстрей, иногда медленней навстречу своей смерти. Человек знает, что ему отведён определённый срок жизни. Время двигает атомы, планеты, жизнь людей и всё, что существует в этом мире по их циклу жизни. В этом мире не существует нецикличных и незакономерных процессов.

Время разрушает всё, что идет вразрез с духовным прогрессом. Только реализованное знание о том, что мы — душа, имеем вечную бессмертную природу и отличаемся от бренного материального тела, делает человека абсолютно бесстрашным.

Течение времени воспринимается всеми индивидуально. Когда мы удовлетворены, оно пролетает очень быстро. Когда же мы страдаем (наши планы отличаются от реальности), то оно мучительно долго тянется. Поэтому, например, продолжительность жизни на райских планетах очень велика по нашим земным масштабам, хотя там это не ощущается. А те мгновения, которые по земным масштабам греховное живое существо проводит в аду, воспринимаются им как тысячелетия.

Надо жить не по часам, а плыть на лодке Времени по океану жизни

Во Времени развертывается судьба каждого из нас, и только в строго определённые моменты времени возможны успехи и поражения. Время — это не что-то однородное и поверхностное. Время — это тончайшая нить, из которой плетётся ткань судьбы, и именно непостижимая природа Времени является основой всего, что случается с нами. Тот, кто будет дружить со Временем, сумеет стать неуязвимым во всём.

Согласно Ведам, Время — одно из самых могущественных сил, которые глубоко действуют на наше сознание. Но в большинстве своём люди не понимают этого и не придают должного значения могущественной силе времени. В итоге они теряют ясность понимания событий, их интуиция притупляется. Те же, кто внимательно относятся к законам времени, могут развить интуицию, видеть вещие сны, предчувствовать приближающиеся события и предсказывать их исход.

Существует выражение – «убить время». Убийство времени, т.е. бессмысленное его заполнение, ведёт к очень тяжёлой карме и является серьёзным грехом. Время — это единственный ресурс, который никогда не восстанавливается. Всё можно вернуть, но только не потерянное время. Один момент времени качественно не похож на другой. То, что возможно сегодня, может стать невозможным завтра. Человек, думающий, что может отложить какие-то важные дела на потом, считает, что через неделю будет точно такой же день, как и сегодня. Но он глубоко заблуждается: через неделю качество времени изменится, будет день для совершенно других дел, и то, что должно было быть сделано сегодня, совсем не впишется в ткань времени завтра, послезавтра или какого-то другого момента. Для всего есть свой отведённый срок, у всего есть СВОЁ ВРЕМЯ. И сначала нужно учиться чувствовать это, а затем начинать управлять этим. Никогда нельзя медлить, но и спешить, тоже не стоит.

Мы можем по необходимости или по своему желанию отказаться выполнять «волю» времени. Подчиняющий аспект времени не всегда проявляется явно, поэтому создаётся впечатление, что всё в этом мире дозволено. Однако, существует множество критериев, указывающих на неизбежность страданий при игнорировании силы времени. К примеру, несоблюдение режима сна однозначно приводит ко многим болезням и истощению психики. Наше питание, труд и отдых должны выполняться в определенные благоприятные периоды. Учась вставать, ложиться и принимать пищу вовремя, вы закладываете основу для благостного состояния ума. Нарушение же законов времени приводит к ослаблению разума, что в итоге провоцирует снижение вашей силы воли, а соответственно и к эффективности в жизни.

Согласно силе времени следует в первую половину дня работать умом, вторую половину дня работать телом, в сумерки работать духом (рано утром и перед сном), а ночью работать сокровенной душой и отдыхать, выходя за пределы известного. Тот, кто не может использовать правильно время, всегда остается в проигрыше. Поэтому в «Бхагавад-Гите» говорится — тот, кто не знает режима сна, еды, отдыха и работы не может стать совершенным йогом.

Человек должен вставать до рассвета. Примерно за 48 минут до восхода Солнца все функции в организме меняются на противоположные (доминирование одного полушария мозга сменяется другим, начинает лучше дышать другая ноздря, энергопотоки интенсивнее движутся с другой стороны, логика сменяется интуицией). Человек, встающий с 4-00 до 5-00, обладает большей жизнерадостностью, легко преодолевает трудности в жизни, имеет потенциал лидера и способен добиться больших материальных успехов. Тот, кто встает с 5-00 до 6-00, тоже будет добиваться определенных успехов, но не таких выдающихся. Серьёзных проблем в жизни тоже не будет. Веды говорят, чтобы исправить свою судьбу и отрицательную карму нужно вставать только до 6-00. Иначе это невозможно.

Режим приёма пищи является не менее важным, чем её качество. Даже самые полезные продукты, съеденные не вовремя, могут нанести вред и организму, и психике человека.

Во время сна происходит наполнение организма психической энергией (оджас). Это наполнение происходит с 21-00 до 4-00 под воздействием силы луны. Поэтому работа в ночное время считается крайне неблагоприятным видом занятия.

Выработав у себя привычки, сонастроенные со вселенским режимом времени, человек начинает ощущать внутреннюю силу, спокойствие ума и испытывает состояние счастья и удовлетворенности.

Помимо режима дня существуют благоприятные временные циклы для какой-либо деятельности, связанные не только с расположением солнца на небосклоне, но и с положением всех других планет нашей солнечной системы. Например, положение луны может влиять на здоровье человека, когда он делает стрижку или проводит какое-то лечение. Также для каждой лечебной травы существует своё лунное время, определяющее максимальную лечебную силу растения в момент её сбора. Всеми этими тонкостями занимается астрология. В ведические времена ни одно важное дело не начиналось без консультации астролога. Благоприятные результаты приносит действие, начатое в подходящий момент времени.
(Важно понимать, что абсолютное большинство современных астрологов совершенно не компетентны в астрологии по сути, так как они не учитывают при составлении карт и прочих вычислений многие факторы, самый важный из них — причинно-следственные связи всего происходящего. Поэтому будьте бдительны при обращении к подобным «специалистам» прим.ред.)

Подводя итоги, хочется надеяться на то, что для каждого прочитавшего эту статью, вышеизложенное станет СВОЕВРЕМЕННЫМ материалом для размышлений и выводов, сопутствующих движению вперёд!

Медитируйте на то, что ваша собранность, сосредоточенность и своевременность напрямую влияют на исход событий. Это направит вашу волю к благоприятным изменениям. Начните задумываться, что в ваших делах идёт не так, что вы делаете не вовремя, возможно, берёте на себя лишнее, или наоборот – не делаете того, что необходимо. Анализируйте свои дела, весь свой режим дня, отдыха и труда с точки зрения гармоничного использования времени, и изменяйте то, что сочтёте неправильным, уводящим вас от истинных и благостных целей.

Помните, что у каждого живого существа есть своя степень возможности подчиняться времени. Она определяется его кармой, т.е. влиянием на его жизнь поступков, совершенных в прошлом. Меняя себя, не будьте строги к окружающим. Просто станьте примером для них.

Очень немногим удается видеть время объёмно, одновременно в разных временных точках. Все страдания человека заключаются либо в переживаниях прошлого, либо в ожиданиях будущего, мы тратим на это множество своей энергии, при этом автоматически и неосознанно существуя в настоящем. Очень важно не только понимать, когда благоприятнее выполнить ту или иную деятельность, но и быть максимально сосредоточенным на моменте «здесь и сейчас», осознавать то, что происходит. Тогда появится чувство наполненности и удовлетворенности, инстинктивное понимание своевременности тех или иных поступков, а также увеличится скорость вашего развития.

Успехов на пути и крепкой дружбы со временем! ОМ!

(От редакторской группы добавим, что одно из самых эффективных вложений времени – это использование его на благо окружающего мира. А каким образом – решать каждому по своему)

Литература и www-источники:

  1. Бородин О.Р. Человек и время (возникновение современной хронологии). М.: Знание, 1991. 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «История»; №3);
  2. Н.В. Левашов «Последнее обращение к человечеству»;
  3. О.Г. Торсунов «Время»;
  4. sambandha.ru/tvorenie_vremya_vo_vselennoy
  5. realprojoe.com/istorii-drevnix-narodov-o-vozniknovenii-vremeni/

Источник: www.oum.ru

Будущее неизбежно, т.к. оно есть продолжение настоящего. Настоящее одновременно становится прошлым и будущим, прошлым потому, что оно уже свершилось, а будущим, потому что оно не может остановиться.

Поэтому время необходимо понимать как неизбежное изменение количеств взятых в ограниченном объеме.

Все величины, которые мы научились измерять, относительные, т.е. когда мы измеряем, мы сравниваем одно количество (количество 1) и другое количество (количество 2).

Таким образом, мы выражаем количество 2 через количество 1, т.е. результат измерений это всегда отношение двух количеств.

Когда мы измеряем количества, которые не меняются, то получаем одинаковый результат с точность измерения количества 1 и количества 2.

Но не все количества остаются неизменными. Это свойство нашего материального мира. Все течет, все меняется.

Чтобы измерить изменяющиеся количества, его необходимо ограничить, тогда можно сказать, что при одном измерении мы получили количество 1.1 и количество 2.1, а при втором измерении получили количество 1.2 и количество 2.2.

Как ни странно, при разных измерениях (мы еще не говорим о времени) изменяющейся величины мы будем получать разные значения (в отличии от не изменяющейся величины).

Тогда мы начинаем устанавливать функциональную связь между результатом измерения величины 1, которую мы меряем как изменяющуюся величину, и величины 2, которую мы меряем как эталон изменяющейся величины.

Таким образом, для измерения изменяющейся величины все усложняется, мы вынуждены делать ряд взаимосвязанных измерений.

Здесь ключевым моментом является взаимосвязанных, т.е. мы не можем теперь измерять изменяющуюся величину 1 и изменяющуюся величину 2 как угодно, а должны синхронизировать эти измерения.

Мы все еще не говорим про время, но должны ввести понятие одновременно, это означает, что кто-то должен дать старт измерениям.

Что происходит далее.

Мы даем старт первому измерению и измеряем величину 1 и величину 2, при этом мы делаем четыре измерения количеств.

величина 1: количество 1.1.1, количество 1.2.1

величина 2: количество 2.1.1, количество 2.2.1

Далее мы даем старт второму измерению и снова измеряем величину 1 и величину 2

величина 1: количество 1.1.2, количество 1.2.2

величина 2: количество 2.1.2, количество 2.2.2

В результате мы все еще не говорим про время, но имеем результаты двух разных измерений, которые были сделаны синхронно, т.е. измерения стартовали по общему сигналу.

Необходимо заметить, что в окружающем нас мире сигналы не требуются, т.к. все процессы которые происходят в этом окружающем мире происходят в соответствии с фактическими количествами, которые определяют равновесие этого окружающего мира и это равновесие количеств.

Подведем итог.

Если величина не изменяется, то мы получаем одинаковые с точность до погрешности результаты разных измерений.

Если величина изменяется, то мы получаем разные результаты разных измерений, которые выходят за рамки погрешности измерений, тогда мы начинаем искать причину и эта причина изменение измеряемой величины.

Таким образом мы сначала приходим выводу, то одни величины меняются, а другие не меняются.

Второй вывод, который мы делаем, что величины меняются по какому-то закону и чтобы выяснить этот закон начинаем сравнивать разные изменения величин.

И только тогда мы приходим к выводу, что одни величины меняются по линейному закону, а другие не по линейному закону.

Тогда мы можем выбрать величины, которые меняются по линейному закону в качестве эталонной величины для выяснения закона изменения величин, которые меняются нелинейно.

Теперь решайте сами можно ли приравнять линейное измерение не изменяющихся величин и линейное измерение линейно меняющихся величин.

Мы все еще не говорим про время, но наступил момент назвать это явление линейного изменения величин или количеств, т.к. мы определяем только количества, а величина это всегда отношение двух количеств.

Мы называем временем линейное изменение изменяющихся величин.

Соответственно, мы не придумали время, а только назвали, т.к. линейно изменяющиеся величины изменяются независимо от нас.

Значит время существует и это линейное изменение количеств в ограниченном объеме.

Источник: yandex.ru

Время является важнейшим понятием в философии и физике. Аристотель определял время как «меру движения». Такое толкование было закреплено в его «Физике», и оно заложило основу естественнонаучного понимания времени. Естественнонаучное понимание времени углубляет Исаак Ньютон, введя концепцию «абсолютного времени», которое течёт совершенно равномерно и не имеет ни начала, ни конца (https://ru.wikipedia.org/wiki/Время).

Безусловно, время непосредственно связано с движением, предоставляя возможность описать характеристики движения. Именно понимание времени как некой меры допускает возможность его измерения. Может показаться, что измерение времени – это не очень сложная задача. Так ли это?

Для определения положения тела в пространстве задается вопрос «Где?». Для ответа на этот вопрос требуется определить систему координат и начало отсчета. Положение тела определяется набором величин, характеризующим удаленность тела от начала координат.

Для определения положения тела во времени задается вопрос «Когда?». По аналогии с измерением положения тела в пространстве зачастую в физике он заменяется вопросом «Сколько?». Для ответа на этот вопрос требуется определить продолжительность периода времени между двумя некоторыми событиями. Привычны и обычны вопросы: Сколько тебе лет? Во сколько встретимся? Сколько времени это займёт?

На практике измерять время оказалось удобнее всего через сопоставление с длительностью каких-либо периодических процессов. Например, в качестве таких периодических процессов могут выступать годовое обращение Земли вокруг Солнца, суточное обращение Земли вокруг своей оси, колебание электромагнитного поля излучения какого-либо элемента и т.п. В каждом случае суть заключается в том, что через некоторые параметры движения определяется единица измерения времени.

На мой взгляд, именно такое понимание времени приводит к его зависимости от особенностей движения. Ведь время определяется как параметр движения, а характеристики движения выражаются через время. Это позволяет говорить об относительности времени.

Всё сказанное ранее представляет собой количественное понимание времени. Для меня это вторичное свойство времени. А что же тогда первично? Для меня первичным является качественное представление о времени.

Мое представление о времени основано на материалистическом принципе детерминизма в природе (см. публикацию «Часть 3.1. Есть ли у природы выбор?»). Детерминизм предполагает четкую причинно-следственную связь всех явлений природы. Так в «Диалектике природы» Ф.Энгельс дает определение времени: время есть следование одного после другого. Я приведу определение времени в несколько иной форме.

Время есть последовательность причинно обусловленных событий.

С этой точки зрения вопрос «Когда?» правильнее заменить не на «Сколько?», а на «После чего?». В этом случае определить положение события во времени можно только указывая на другое событие. Например, «в день весеннего равноденствия», «после полудня», «после распада атомного ядра» и т.п.. Такое определение и понимание времени является абсолютным и не подвержено особенностям наблюдения.

Мне могут сказать, что такое понимание времени не позволяет его точно измерять. На это я хочу ответить, что время вообще невозможно точно измерить. Измерять можно не время вообще, а только длительность промежутка времени между двумя причинно обусловленными событиями. В некоторых случаях не имеет смысл сама постановка вопроса об измерении.

Рассмотрим пример. На опушке леса встретились Красная Шапочка и Серый Волк. После непродолжительного разговора они направились к домику бабушки по разным дорожкам. И в какой-то момент времени они встретились вновь в домике бабушки. Что мы знаем о том, как текло время в ходе их пути? Ничего. Имеет ли это какое-нибудь значение для них? Нет. Есть только два факта: встреча на опушке и встреча в домике бабушки. Если два объекта никак между собой не взаимодействовали, то мы не можем знать ни об их состоянии в этот период времени, ни о том, как текло у них время. Допустим, что у каждого из них во время пути было по одному привалу. Можем ли мы сказать, у кого привал был раньше? Нет. Сама постановка вопроса является некорректной. Моменты их привалов являются причинно независимыми. Поэтому даже если предположить равномерное течение времени у каждого путника, то мы не получим ответ на поставленный вопрос. Допустим, что Серый Волк сделал привал в начале пути, а Красная Шапочка в конце пути. В любом случае мы не сможем ответить на вопрос, какой из этих моментов произошёл раньше. Всё основывается на предположениях о скорости течения времени у каждого из путников. А это всё только предположения. Ситуация в корне меняется в следующем случае. В момент своего привала Серый Волк спугнул зайца. Этот заяц побежал в сторону Красной Шапочки и встретился с ней в момент её привала. В этом случае можно однозначно утверждать, что привал у Серого Волка был раньше, чем у Красной Шапочки. В данном случае мы имеем два события, которые являются причинно зависимыми. И только это позволяет определить последовательность этих событий во времени.

Таким образом, все события выстроены во времени в соответствии с принципом причинно-следственных связей. Поэтому после причины всегда следует следствие. Поэтому время может течь только в одну сторону. От причины к следствию. Однонаправленность времени объясняется принципом детерминизма в природе.

Эти и другие свойства времени более подробно я буду рассматривать в последующих публикациях.

Источник: zen.yandex.ru


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.