Показать какие


  • Разговор о планах
  • Чередование планов
  • Еще несколько важных понятий
  • Заключение
  • Ходят тут всякие…

В первой части данного материала мы рассмотрели основные настройки современных видеокамер, прошлись критикой по неправильным психологическим установкам операторов-новичков; научились держать видеокамеру и вкратце поговорили о такой важной составляющей фильма, как кадр. Пора продолжить курс молодого бойца. Теперь мы, умудренные опытом краткой, но насыщенной информацией службы, приступим к изучению таких понятий, как план, чередование плана и правила монтажа.  И в заключение… дадим Присягу! Куда же без этого?!

Разговор о планах

Без предварительной подготовки (наша статья, скорее, посвящена аспектам практики, а не теории) рискнем утверждать, что, если в течение какого-либо значительного отрывка видеоматериала нам придется любоваться только одним планом (посмотрите четыре картинки вверху и выбирайте любой) — наш взгляд заскучает. В первом стоп-кадре мы захотим взглянуть в глаза героям ближе и увидеть место, где они так трогательно смотрят друг другу в глаза. В стоп кадре 2 — увидеть пальцы стилиста, порхающие над прической девушки, в стоп-кадре 3 — увидеть невесту полностью в свадебном платье… Стоп-кадр 4 непонятен, хочется увидеть место, где находится свеча, что происходит рядом.


Даже такое специфичное видео, как, скажем, футбольный матч, съемочная бригада старается показывать не одним общим или дальним планом (чтобы ни в коем случае не упустить стремительные и непредсказуемые перемещения мяча), а постоянно разнообразить видеоряд более крупными планами. Показываются напряженные лица игроков и тренера во время некритичных ситуаций, эмоции на лицах болельщиков. Если показывать весь матч одним планом — чем это будет отличаться от сидения на трибуне?

О том, какие планы и в каком порядке уместно показывать зрителю, мы сейчас и поговорим. Наша задача — сделать материал максимально комфортным для просмотра. Итак, для начала введем классификацию планов по крупности. Не забудем, что в подавляющем большинстве случаев мерилом всего происходящего в кадре является человек, поэтому всю классификацию мы будем проводить относительно человека. Итак:

Детальный план

Мы видим в кадре именно деталь, подробность. Кисть руки, туфелька, свеча или кнопка дверного замка. Многие видеооператоры пренебрегают таким планом, кто сознательно, а кто нет. Ведь чтобы получить такие кадры, необходимо подойти в упор к объекту или снимать с достаточно большим увеличением, то есть бороться с тремором рук, задерживать дыхание и т.д. А ведь этот детальный план необходим.


Видео, в отличие от фотографии, не обладает избыточным разрешением. Если на хорошей фотографии человека в полный рост вы вдруг захотите рассмотреть марку часов на его запястье — пожалуйста, можете абсолютно без потери качества увеличить картинку на мониторе в несколько раз. В видео, увы, разрешение экрана не позволяет этого сделать. Даже при небольшом увеличении с помощью монтажных программ, картинка теряет четкость, замыливается, распадается на отдельные пиксели.

Если вы думаете, что для полного рассказа о происходящем событии вам понадобятся детали — снимайте именно детали. Такими планами. Особенно такие планы важны для человека, про соционический тип которого можно сказать, что он сенсорик, то есть привык все потрогать, пощупать. Представление о фактуре материала позволит таким зрителям полнее погрузиться в происходящее на экране.

Крупный план

Показать какие

А куда без крупных планов? Именно в них эмоции, выражение взгляда. Можно заглянуть человеку в глаза и увидеть многое. Если мерилом избрать человека — на крупном плане лицо занимает весь экран. Возможно увидеть часть шеи, воротник, но никак не грудь. Такой план подходит людям, чей соционический тип можно охарактеризовать как этик. Человеку важны эмоции, чувства. И мы не в праве его этого лишать.


Не стоит для съемки такого плана подносить объектив близко к лицу, лучше (в разумных пределах) воспользоваться увеличением. При съемке в упор на широком угле лицо человека приобретает дополнительную вытянутость в сторону камеры, черты лица искажаются. Самый гротескный случай — вспомните соседку Шпака, когда Иван Васильевич смотрел на нее в дверной глазок (поскольку мы «на службе» — не вредно будет вспомнить и тот момент в к/ф «Горячие головы», когда находящийся в строю косоглазый курсант в упор смотрит на распекающего его злобного сержанта).

Разумеется, снять такой план тоже достаточно трудно. Особую трудность для видеооператора-любителя, или пусть даже профессионала, но работающего в жанре репортажа (когда трудно воспользоваться штативом, по вполне объективным причинам) представляют две вещи — естественный тремор рук, который сказывается при съемке со сколько-нибудь заметным увеличением, и то, что объекту достаточно даже легкого движения головой или плечами, чтобы кадр был потерян. А мы напоминаем, что показывать такой кадр меньше пяти секунд за редким исключением бессмысленно.

Классификация планов, о которой мы вам рассказываем, — это не наше изобретение, на ней построена вся отечественная школа кинематографа и телевидения. Однако существует и другая классификация планов, например, Голливудская. Там есть такой план, как «портретный», «половинный», «молочный», «поколенный». В основу положена вся та же крупность, но ступени градации, как мы видим, немного разные. Не будем останавливаться на ней подробно, отметим только, что эти планы не так очевидны, как, кажется, видно из их названия. Если вы решите почитать западные работы по операторскому искусству — имейте это в виду, обычно классификация планов обговаривается.


Первый средний план

Именно так, обычно, по утверждению психологов, мы видим собеседника, разговаривая с ним на комфортном для общения расстоянии (полтора-два шага). С, примерно, «по-грудь» до, примерно, «по-пояс». Это то, что между этими «примерно», и принято называть первым средним планом.

Второй средний план

Если человек виден ниже, чем по пояс, но выше, чем по колени, — такой план называется вторым средним. На таком расстоянии (мы сейчас говорим о расстоянии для невооруженного взгляда, без увеличительной, или наоборот, широкоугольной оптики) прекрасно видно моторику человека, связь его движений, жестикуляции и основной мимики. С такого расстояния можно рассматривать человека, не боясь причинить ему дискомфорт. Тип людей, которые при всех равных предпочтут такие планы — определяйте сами, напомним только, что «планы разные нужны, планы разные важны».

Общий план

На общем плане человек в полный рост занимает практически весь кадр по вертикали, с разумными вариациями. Этот план отлично подходит, чтобы показать ближайшее окружение главных действующих лиц. Специально для новичков-операторов подчеркнем: этот план обычно не прыгает сам в видоискатель. Чтобы  запечатлеть такой план, приходится отойти подальше. Мы обязательно советуем вам сделать это усилие, разнообразие планов необходимо для хорошего фильма.


Дальний план

Да, нет предела крайностям. Этот план призван показать все, что увидел бы посторонний зритель, оказавшись на месте события. Фигурка человека занимает ничтожную часть экрана, она нужна только для осознания масштаба, ни о какой мимике или выражении лица говорить не приходится. Но логику сразу станет понятно где, в какое время года и суток происходит событие, о котором ведется рассказ. Понятно, что чтобы  отснять дальний план именно места действия (иначе это будет просто пейзаж), бедному оператору придется достаточно далеко отойти. Уверяем, не пропадет ваш скорбный труд, такие планы вовремя и к месту — удел профессиональных фильмов, и зритель это оценит.

Чередование планов

Да, действительно, зачем мы столько писали? Если о золотом сечении еще куда ни шло, пригодится, то зачем такой долгий рассказ о планах? Догадливый читатель, наверное, уже сообразил, что как ни наведи камеру — какой-нибудь план да получишь. Как в известной истории про сына турецко-подданного: в ней Остап, делая единственно возможные ходы, как оказалось, повторил неизвестную ему защиту Фелидора.

Как уже замечено выше, любой кадр видео, если не происходит его смены за достаточно короткое время (5-10 секунд), зрителю надоест.


т, разумеется, событие может быть сколь угодно интересным и важным, и оторваться от экрана может быть очень трудно, но кадр надоест. Наш взгляд будет выискивать новые подробности сцены, а подробностей нет. Не избыточно видео. Если мы показываем сцену, как девушка протягивает кочевнику чашку (рисунок чуть выше), то хоть прищуривайся, хоть прислоняй лицо к монитору — не увидишь деталей. И не поможет попытка заглянуть за край экрана. Ни один план в видео не может быть самодостаточным даже небольшое время. Эрго? Планы нужно менять. Смена кадров в видео называется монтаж. Он бывает внутрикадровый и межкадровый.

Внутрикадровый — это когда смена планов и ракурсов производится движением камеры или перемещением объектов съемки в течение одной сцены, без прекращения съемки. Межкадровый — это когда следующий кадр зритель видит отснятым другой камерой, или той же камерой, но после смены ракурса или плана.

Оба вида монтажа по-своему нужны и по-своему хороши, среди признанных мэтров искусства есть апологеты и того и другого типа монтажа. Например, Спилберг предпочитает межкадровый монтаж, отрицая движение камеры как таковое, а Сокуров снял нашумевший фильм «Русский ковчег»  одним дублем, не выключая камеры ни на мгновение. Отметим, что большинство режиссеров не задумываются над тем, в какую именно крайность им удариться, и используют как межкадровый, так и внутрикадровый монтаж как инструменты выражения своих идей, без всяких идеологических подоплек.


r /> Сейчас мы только говорим о том, в каких порядках мы будем менять планы в нашем фильме. Итак, мы не ставим целью долго подталкивать вас к тому, чтобы вы догадались о правильном ответе, кинематографисты в свое время искали ответ на этот вопрос очень долго. Желающих в полной мере насладиться методикой поисков и захватывающими экспериментами Эйзенштейна и Кулешова, мы отошлем к книге Соколова «Монтаж». Уверяем вас, если вам понравился процесс видеосъемки, то прочтение этого труда не будет лишним. Мы, уважаемый читатель, просто выдадим вам правильный ответ. Итак:

Монтаж по крупности

Один и тот же объект нельзя показывать разными планами, если они не отстоят друг от друга через одну ступень. Исключение составляют связки «дальний — общий» и «деталь — крупный».

Схема:

По этой схеме мы можем сколь угодно долго и всеобъемлюще показывать зрителю сцену и героев. Общий смысл этого закона — показать зрителю изменение картинки, чтобы он не заскучал, но не делать этого чересчур резко. Два вопроса, на которые мы ответим, потому что вы при внимательном прочтении и попытке разобраться не могли их не задать:

А: Что означает «нельзя»? А возьму и сделаю!

Q: На здоровье! Просто в месте, где вы нарушите этот закон (да и другие, о которых мы тут расскажем) в месте стыка двух кадров возникнет акцент, кратковременный дискомфорт восприятия. Появится ощущение разрыва во времени, резкого скачка. Разумеется, кинокартина (или, например, видеоклип) без акцентов невозможна, но не следует их делать там, где повествование непрерывно и не предусматривает нарушения целостности и гармоничности происходящего.


А: Мы часто видим в кино, как этот закон нарушается. Например, при съемке диалога, мы поочередно видим то одного, то другого героя крупным планом, и все воспринимается комфортно.

Q: Мы ведем речь о показе одного и того же объекта. Показывать несвязанные объекты можно, не учитывая этот закон, он — об одном и том же объекте. Ни один из законов, о которых мы рассказываем, не действует сам по себе, только видео, не противоречащее всем приведенным здесь законам, не вызывает дискомфорта при восприятии.

Если мы показываем идущего по аллее парка человека, или сидящую за столом девочку, то примерно каждые 5-10 секунд (в зависимости от динамики сцены и ритма повествования) план должен меняться, чтобы зритель не заскучал. По этому закону мы и можем показать нашего героя во всей красе.

Монтаж по направлению движения и взгляда

Один и тот же объект не может двигаться в двух соседних кадрах то в одну, то в другую сторону. Так же некомфортно будет выглядеть то, что снимаемый герой смотрит в одном кадре в одну сторону, а в другом — в другую.


Тут, мы думаем, тоже не стоит долго распространяться в ответе на вопрос «почему?». Потому что невозможно в жизни мгновенно оббежать кого-либо и уставиться на него с противоположной стороны. Не бывает так, а значит, и психика наша к таким восприятиям не готова. Мы ответим на вопросы, которые возникают у новичков, когда они пытаются воплотить этот закон в съемке:

А: Что нам делать, если у нас есть два красивых кадра, где объект движется то в одну, то в другую сторону? Или если нужный нам объект необходимо показать и с одной и с другой стороны? Неужели какой-нибудь кадр придется выкинуть?

Q: Профессионалы в таких случаях используют следующие способы:

  • между двумя этими планами показать так называемую «перебивку», то есть абсолютно нейтральный кадр (а можно и несколько), никак не относящийся к объектам. Например, главные герои идут по аллее в одну сторону, затем показываем играющую рядом девочку или лучик солнца сквозь листву, или сидящую на скамейке бабушку (да хоть наблюдающего за ними из-за кустов шпиона, все эти законы действуют в фильме любого жанра). Затем, абсолютно комфортно мы можем показать героев с другой стороны, идущих по отношению к зрителю в другую сторону. В случае с автомобилем уместно будет показать, например, приборную доску;
  • пересечь линию их маршрута с включенной камерой. Способ, требующий серьезного владения камерой, как писалось выше, придать своей походке плавность, комфортную для восприятия очень трудно, профессионалы в таких случаях прибегают к помощи кранов, рельсов, стэдикамов;
  • показать промежуточный план, в котором главные герои идут прямо на камеру или от нее.

Отдельного внимания заслуживает описание принципов направления взгляда при съемке диалогов.

При съемке диалога или любого другого вида общения, все идущие друг за другом планы должны делаться с одной стороны линии общения.

Надеемся, про линию общения долго объяснять не придется. Просто мысленно проведите между двумя общающимися людьми линию. Не отрезок, не луч, а именно линию. Ее нельзя пересекать при съемке ни в коем случае, кроме как воспользовавшись тремя способами, описанными выше. Соблюдая это нехитрое правило, мы сразу получим несколько отличительных свойств нашего видео, которое поможет зрителю комфортно воспринять увиденное. Если один герой всегда смотрит вправо, то другой — всегда влево. И никогда не возникнет впечатление, что разговаривающие между собой люди смотрят куда-то в одну сторону, один из-за плеча другого. При этом человеческая психика отождествляет правую и левую сторону с позицией и мироощущением героя, без большой надобности не стоит пересекать ее, даже используя способы, описанные выше: у зрителя возникнет ощущение перемены точки зрения, смущения кого-либо из участников разговора.

Монтаж по фазе движения

Последующий кадр сцены должен продолжать предыдущий по фазе движения.

Самый классический пример, обычно используемый для демонстрации принципа, — это два кадра с марширующими солдатами. На одном мы видим, как правые ноги пошли вниз, на другом — как они опускаются на землю. Наверное, излишне указывать, что на видео солдаты не должны в этом месте сбиться с ритма. И опуститься во втором кадре должна именно та нога, которая опускалась в предыдущем. Кино — это великая сила, при просмотре несогласованного по фазе движения видео у потомственных строевиков может случиться истерика. То же правило — не сбивать ритм — нужно применять к любому видео, где любые заметные движения имеют хорошо видимые фазы.

Заметим ещё: используя этот закон, можно сглаживать нежелательные нарушения других монтажных законов. Например, переходом по фазе движения достаточно хорошо маскируется нарушение закона крупности. На одном кадре мы видим, как главный герой первым средним планом размахивается, и в момент движения руки мы меняем план на дальний (надо показать, куда полетит выпущенный из руки камень).

Монтаж по яркости и цветности

Последующий кадр сцены не должен иметь ощутимых различий в яркости и цвете. Любые изменения яркости и цвета должны происходить постепенно.

С одной стороны, все понятно: биение яркости и цветности в кадре не должны вызывать раздражения (вспомните о фиксировании экспозиции, к которому мы призывали в главе о кнопках на камере), но с другой — как всегда, появляются вопросы:

А: Герой заходит в темную комнату с освещенной улицы. Мы не хотим делать резкого акцента, наоборот, хотим показать заход героя в дом просто как один из этапов на пути,  скажем, к телевизору. Как быть? Ведь неизбежен скачок по яркости?

Q: Да, неизбежен. Есть несколько приемов, позволяющих сгладить этот скачок (заметим, что все эти приемы уместны и при стыке кадров по всем другим правилам, мы надеемся, что вы внимательно читаете эту статью и пытаетесь не просто заучить, но и проанализировать полученную информацию).

  • постоянная звуковая картина. Скажем, в процессе смены кадров неизменен голос главного героя (небольшой внутренний монолог, типа «сейчас приду, пельмешек нажарю». Вспомните бормотание под нос норштейновского Ёжика в Тумане). Это поможет «стабилизации» образа в сознании зрителя;
  • внутрикадровый монтаж. Заключается он в том, чтобы зайти вместе с героем в комнату, не выключая видеокамеры. Разумеется, это потребует от оператора серьезных усилий, ведь тряска камеры крайне нежелательна. Такой же способ, то есть внутрикадровый монтаж, применим и в ситуации, если мы хотим уберечь зрителя от скачка цветности. Например, на общем плане главный герой идет по зеленой аллее. Подошло время показать его крупнее, но в этот момент он подходит к кирпичной стене. В крупном плане неизбежно по глазам ударит красный цвет, которого в предыдущем кадре не было. Как быть? Ответ напрашивается сам собой: на первом кадре мы должны проводить героя до тех пор, пока стена не покажется в кадре и не займет ощутимую часть экрана. Никакого дискомфорта при этом зритель не испытает;
  • промежуточный кадр. Очень важный прием во многих случаях, когда мы хотим плавно изменить обстановку на экране. Должен быть промежуточный кадр, в данном случае по яркости. Придумайте его. Герой подошел к двери, все светло-светло. Рука тянется к замку, поворот ключа покажем крупно, рука убирается. Мы видим дверь с лежащей на ней тенью героя. Уже ближе к темноте, ждущей нас в помещении.

Как мы видим, все принципы монтажа имеют основной целью снизить дискомфорт при переходе с одного кадра на другой. Анализируя конкретные кадры, и выясняя, что именно вам не нравится, можно открыть и другие правила.

Еще несколько важных понятий. Правила хорошего тона видеографа

Подошла пора заканчивать эту статью, она и так получилась ощутимо большей, чем первоначально планировалось. Еще несколько вещей, о которых необходимо знать новичкам, мы рискнем дать бессистемно. Почему бессистемно? Во-первых, их легко запомнить и так. Во-вторых, объяснение причин «почему так, а не иначе» можно провести двумя способами. Долго-долго объяснять и подводить читателя к ответу или просто напомнить о том, что видео должно быть комфортно для восприятия, из этого нехитрые правила и проистекают. Так как «во-вторых» мы уже выполнили, то, пожалуй, перейдем к этим самым вещам. Итак:

Использовать правило «сорока пяти»

Само правило выглядит очень просто.

При съемке одного и того же объекта или сцены, два идущих друг за другом кадра не должны производиться под одним и тем же углом к объекту. Крайне желательно смещением точки съемки добиться того, чтобы угол между ними приближался к 45 градусам. При этом все остальные известные нам правила также должны выполняться.

Чего мы добиваемся этим правилом? Изменение крупности кадра не будет выглядеть как моментальное приближение или удаление объекта, что, как мы уже говорили, ведет к нежелательному эффекту. В реале это выглядит примерно так, как мы указали на нижеприведенной схеме.

Не подумайте, что мы так плохо рисуем. Два схематических изображения в правом верхнем углу картинки — это стандартное обозначение людей при создании раскадровки в кинематографе. Два пучка расходящихся от низа экрана линий — две камеры с показанными углами съемки. Несмотря на явный примитивизм, можно безошибочно определить, что два человечка стоят (или идут, в данном случае неважно) в левый нижний угол экрана. Две точки съемки мы разнесли вовсе не произвольно. Обратите внимание:

  • не пересекается линия движения, то есть правило по направлению движения соблюдено;
  • не пересекается линия общения, если идущим людям вздумается поболтать между собой, то правило направления взгляда тоже будет соблюдено;
  • если судить по тому, какие углы у камер относительно людей, то можно сказать, что правило крупности мы тоже соблюли: с точки съемки 1 мы показываем первый средний план, а с точки съемки 2 — общий;
  • наконец, две красные линии, обозначающие биссектрисы углов наших камер, пересекаются под углом 45 градусов, именно об этом мы сейчас и говорим.

Избегать повторяющихся движений камеры

При попытке операторов совершить внутрикадровый монтаж (а, выражаясь бытовым языком, — хоть как-то украсить подчас достаточно рядовое событие), очень часто мы видим такую картину: после панорамирования или игры приближением-удалением, оператор возвращается на кадр, с которого камера начала движение, практически обратным маршрутом. Было приближение — тут же камера начинает свой путь обратно. Был поворот налево — сейчас произойдет поворот направо. Нужно ли сейчас доказывать, что это некомфортно наблюдать зрителю? Не станем, просто поверьте на слово. При постановочной видеосъемке такое ни в какие ворота не лезет, а как быть при репортажной? Надо опять вернуться в ту же точку, ребенок (или собачка, да кто угодно) бегает кругами. Сделали наезд, с целью показать какую-то важную деталь, пора опять на общий план, там очень важное происходит, нельзя зрителя долго держать в неведении… Итак, что будем делать?

  • нас может спасти последующий монтаж нашей записи (он многое может спасти, готовьтесь изучать видеоредакторы). Один из повторяющихся кусков маршрута (начальный или конечный, по выбору) можно заменить упоминаемой выше перебивкой. То есть кадром, на котором зритель увидит то, что не может увидеть в соседних кадрах, но, безусловно, снятых в том же месте и в то же время (на самом деле обычно чуть раньше или чуть позже). Это, например, может быть просто один из статистов, который до этого промелькнет на общем плане, внимательно смотрящий на происходящее. О перебивках мы подробно расскажем в следующей части.
  • тот же монтаж может позволить просто безболезненно отрезать кусочек, ничего не вставляя взамен. Это возможно в том случае, если в этот момент участниками сцены не было произнесено никаких важных фраз. Но повезет вам или нет — вопрос статистики. При серьезной съемочной работе вы просто обязаны запастись перебивками, это «палочка-выручалочка» для стыка многих кадров.
  • найти промежуточную третью точку и придти в нее другим способом. После того как сделали наезд (а вам тут же страсть как понадобилось опять уйти на общий план), примените панорамирование. Например, во время праздника, в толпе вы выхватили наездом маленькую девочку, внимательно изучающую подаренный ей флажок. Не спешите делать отъезд, проведите камерой в сторону, пока девочка полностью не исчезнет за границей кадра, и наведитесь на кого-нибудь другого. Разумеется, следует сделать это как можно чище, без лишних рысканий и ни в коем случае не движениями, которыми в кино обычно показывают поиск снайпером очередной цели. После чего, немного выждав (чтобы зритель успел понять, что вы ему в очередной раз показываете), вы можете спокойно сделать отъезд, и затем (или одновременно) панорамированием вернуться на общий план. Уверяем, такая съемка будет ощутимо комфортнее восприниматься зрителем. То же самое, если вы только что провели панораму. В следующей «перебежке» камеры до следующей цели обязательно воспользуйтесь зумом. Такой прием нисколько не подходит для постановочных съемок, но сейчас мы изучаем те задачи, которые возникают просто при попытке качественно заснять  для своего семейного архива несколько важных моментов.

— А махнуть рукой (да, и такой способ есть). Подержать план подольше, чтобы зритель успел забыть, как именно выглядел предыдущий, потом спокойно вернуться на прежний.

Давать себе и зрителю отдохнуть от главных героев

При малейшем нарушении законов монтажа возникает… Правильно, вы уже усвоили материал этой статьи. И представьте выполнение этой задачи (не дать зрителю почувствовать малейший дискомфорт от нарушения какого-либо закона) со всем усердием. Уверяем, снять самую тривиальную сцену станет очень трудно. А наполнить по всем правилам осмысленными действиями двухминутный эпизод — задача для профессиональной съемочной группы. Какие хитрости для этого существуют? Двух видов — достойные профессионалов и недостойные. Начнем с недостойных:

Разбивать кадры «вспышечкой» или, наоборот, уводом в темноту. Допустимо при создании работы в таком жанре, как видеоклип (в этом жанре почему-то считается уместным практически все. Никогда не берите в качестве примера для обучения видеоклипы!), но очень часто такую «работу» можно наблюдать и на телевидении, в передачах стиля МТV или Fashion. Не ставьте себе задачу  шокировать и оглушить зрителя: при условиях для съемок, которые возникают в быту, у вас и так будет огромное количество нестыковок. Есть более приемлемые способы:

Использовать перебивки. Нейтральные кадры, не имеющие прямого отношения к действующим лицам, помогут изменить очень многое. Например, при показе напряженного диалога, когда герои интенсивно передвигаются по вашей съемочной площадке, они часто будут выбегать из кадра. Моменты, когда «кадра нет» или он не соответствует канонам по своему направлению и крупности, можно с успехом заменять, например, слушающими зрителями. Разумеется, виды природы ощутимо раскрасят фильм о походе. Имейте в виду, что при монтаже можно вставить кадры, которые были отсняты не с дрожащих от усталости рук или с учащенным дыханием, а чуть позже, на привале.

Заключение. Бойцам и генералам

Присяга

Всё, дорогой рекрут. «Курсы молодого бойца» окончены, личный состав… Нет, не отдыхает. В армии нет слова «отдых», если вы не знали 🙂

Личный состав после КМБ приводят к Присяге. Итак, читаем. Мы называем понятия и принципы, о которых долго и, надеемся, не утомительно рассказывали, а вы повторяете. Если что-то забыли — обязательно возвращаетесь и вдумчиво читаете, пока не усвоите.

Мы, молодые видеографы, знаем и умеем использовать такие кнопки на видеокамере, как:

  • кнопка включения/выключения записи REC
  • exposure (а если ее нет — режимы Spotlight и Backlight)
  • WB
  • рычаг приближения-удаления -ZOOM+
  • кнопка и кольцо FOCUS MANUAL

Нам чужды синдромы снайпера, поливальщика газонов, шагающего экскаватора или театрала; мы не силимся объять необъятное. Мы умеем строить кадр, исходя из принципа «Золотого сечения». Мы знаем, какие бывают планы по крупности: крупный план, первый и второй средний, общий и дальний (если не знаем — значит, перед нами съемка через микроскоп или вид из космического корабля). Мы умеем чередовать планы, исходя из принципов крупности, направления движения и взгляда, яркости и цветности, а также фазы движения. Чтобы наши кадры как можно чаще совпадали с вышеуказанными принципами, мы умеем пользоваться перебивками.

Товарищам генералам

Из своей армейской жизни хорошо помню, что самыми ужасными периодами службы для командиров части были… проверки. К проверкам готовились со всем тщанием. Все красили, ровняли, пришивали бирочки. Так и я, перед тем как сдать эту статью редактору, раз за разом пробегался взглядом по тексту, переставляя слова и фразы, правя формулировки. Но в часть приезжал генерал, и, оглядев казарму, внезапно заявлял, что…  скажем, выключатели находятся на неуставной высоте. Так и хотелось сказать генералу — мол, товарищ генерал, боеспособность армии меряется не выключателями. Кстати, генералы все равно ставили нормальные оценки боеспособности. Должны же они найти ошибки, а то какие же они генералы?

Так  , товарищи генералы от видеографии, решившие с высоты своего авторитета найти неточности и ошибки. Да, в этой статье очень упрощенная (и поэтому ошибочная в каноническом свете) формулировка некоторых терминов, многое дано не столь детально, как в учебниках, по которым учатся студенты ГИТРа и ВГИКа, а приемы и способы откровенно примитивны. Но статья и не для студентов написана. Она для тех, кому не придется говорить с кинооператорами или осветителями, то есть специалистами с другого факультета, на одном языке. И ничего ужасного в том, что молодые бойцы от видеографии так и не узнали, что такое «восьмерочка» или «синхрон», им на данном этапе это не нужно. Статья создавалась лишь для тех, кто хочет, чтобы его домашние записи приобрели более презентабельный вид, а не для тех, кто собирается штурмовать Канны.

Товарищам солдатам

Граждане молодые бойцы!

То, что вы только что прочитали, — лишь небольшая часть того, что необходимо сделать. Сделать, чтобы  отснятое вами видео воспринималось на экране комфортно. Будьте критичны к качеству полученного знания — многие важные аспекты в этой статье упрощены или упущены для более удобного восприятия. Существует много частных случаев, когда указанные законы и приемы не будут работать так, как надо. Например — только для информации заметим — что основных монтажных законов гораздо больше, общее их число — десять. Что есть огромное количество хитростей, чтобы сгладить нарушение этих законов. Что монтаж может различаться по стилю повествования, что свет и направление движения во многих случаях могут служить мощным выразительным средством. Не говоря уже о языке движения камеры, о котором мы даже не начинали говорить.

Но теперь, если возвращаться к военной терминологии, вы знаете основы строевого Устава, это, с одной стороны, гарантирует ваш переход на следующую ступень в мире видеоискусства, а с другой — закладывает фундамент для новых достижений. Если вам интересен дальнейший путь в мир видеографии — чаще бывайте на нашем форуме и внимательнее изучайте раздел Путеводитель в Цифровое Видео. В следующих частях у нас с вами начнутся уже сержантские курсы. Мы постараемся помочь применить полученные знания для решения конкретных задач, таких как видеосъемка (и монтаж, готовьтесь!) фильмов о походах, концертах, корпоративных вечеринках и детях. Пока, кроме внимательного, на уровне рефлексов, изучения этой статьи — посоветуем ознакомиться с основами захвата и монтажа видео, и хорошенько изучить какой-нибудь видеоредактор. Всем спасибо.

Источник: www.ixbt.com

1. Начертание карт в древности

Люди начали рисовать карты еще до того, как задумались о том, круглая Земля или плоская. Ученые обнаружили на Камчатке рисунок на кости, изображающий путь к богатому добычей месту. Это, вероятно, одна из древнейших карт. Карты рисовали на кусках коры, вырезали на деревянных дощечках, которые удобно было брать в дорогу. Некоторые народы процарапывали карты острым предметом на сырых глиняных плитках, которые после высушивания становились прочными, с четким изображением.

Этой карте мира, в центре которой расположен город Вавилон, более 3 тысяч лет.

Карта мира Древнего Вавилона 

Рис. 1. Карта мира Древнего Вавилона (Источник)

Так же были найдены наскальные рисунки местности в пещерах, где люди обитали тысячи лет назад.

Наскальный рисунок местности 

Рис. 2. Наскальный рисунок местности (Источник)

С изобретением бумаги карты стали рисовать на ней. На карты наносились все сведения, полученные учеными и путешественниками во время странствий по разным землям.

Древняя карта мира на бумаге 

Рис. 3. Древняя карта мира на бумаге (Источник)

Изготовление карты было длительным процессом, ведь все детали прорисовывались вручную, поэтому карты стоили очень дорого.

2.  Преимущества карты перед глобусом

Долгий период времени на картах присутствовали только четыре материка: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка. Прошло много лет, прежде чем мореплаватели отрыли Австралию и Антарктиду.

Когда ищешь какую-нибудь страну на глобусе, видишь только одно полушарие. А чтобы увидеть другое, глобус нужно повернуть.

Глобус

 Рис. 4. Глобус (Источник)

На глобусе невозможно обозначить большое количество географических объектов, не увеличив его размеров. А глобус большого размера неудобен для использования в путешествиях.

3. Масштаб 

Масштаб – это отношение длины линий на карте или чертеже к действительной длине. Масштаб физической карты России говорит нам, что каждый сантиметр карты соответствует 200 км на местности.

Физическая карта России

Рис. 7. Физическая карта России (Источник)

4. Полушария Земли 

На карте можно показать сразу две половины Земли. Если делить земной шар по экватору, получится карта Северного и Южного полушарий,

Северное и Южное полушария

Рис. 5. Северное и Южное полушария

а если по линии нулевого меридиана – Западного и Восточного полушарий.

Западное и Восточное полушария

Рис. 6. Западное и Восточное полушария

Географическая карта – это уменьшенное изображение земной поверхности принятыми условными знаками. Чтобы понять, во сколько раз уменьшено изображение, нужно посмотреть масштаб карты.

5. Виды карт

Географические карты бывают разные. На физической карте, можно увидеть материки и океаны, там обозначены различные географические объекты.

Физическая карта Евразии

Рис. 8. Физическая карта Евразии (Источник)

На карте полезных ископаемых особыми значками отмечены места залежей полезных ископаемых.

Карта полезных ископаемых

Рис. 9. Карта полезных ископаемых (Источник)

На картах обитания животных указаны места обитания различных видов птиц и животных.

Карта обитания птиц и животных 

Рис. 10. Карта обитания птиц и животных (Источник)

На контурных картах нет цветовых обозначений и изображены, но не подписаны, всевозможные географические объекты. Они удобны для прокладывания маршрутов.

Контурная карта 

Рис. 11. Контурная карта

На политической карте мира изображены страны и их границы.

Политическая карта Евразии 

Рис. 12. Политическая карта Евразии (Источник)

На синоптических картах условными значками показаны наблюдения за погодой.

Синоптическая карта 

Рис. 13. Синоптическая карта (Источник)

Разные карты объединяют в атласы.

Географический атлас 

Рис. 14. Географический атлас (Источник)

Карты изображают различные территории. Есть карты районов, городов, областей, государств, материков, океанов, карты полушарий и мировые карты.

6. Легенда карты, условные обозначения на карте

Условные обозначения на карте такие же, как и на глобусе. Они называются легендой и обычно помещаются внизу карты.

Легенда карты 

Рис. 15. Легенда карты (Источник)

Их необходимо знать, чтобы читать карту – находить на ней географические объекты, реки и моря, города…

7. Шкала глубин и высот, горы России

Найдем на физической карте России Западно-Сибирскую равнину.

Западно-Сибирская равнина 

Рис. 16. Западно-Сибирская равнина (Источник)

Мелкие горизонтальные черточки, покрывающие немалую часть её территории, означают болота.

Здесь находятся одни из самых больших мире болот – Васюганские. Линиями изображаются реки, границы и дороги, кружочками – города.

Васюганские болота

Рис. 17. Васюганские болота

Моря и горы имеют реальные очертания и окрашиваются разными цветами. Синим и голубым – водоемы, желтым – возвышенности, зеленым – низменности, коричневым цветом – горы.

В нижней части карты размещают шкалу глубин и высот, с помощью которой можно увидеть какую высоту или глубину означает тот или иной оттенок цвета на карте.

Чем глубже океан, тем темнее цвет. На карте Северного Ледовитого океана самый темный оттенок синего в Гренландском море, где глубина достигает 5 тысяч 527 метров; самый светлый оттенок бледно-голубого цвета, там глубина моря – 200 метров.

Физическая карта Северного Ледовитого океана 

Рис. 18. Физическая карта Северного Ледовитого океана

Чем выше горы, тем темнее цвет, которым они обозначены. Так, Уральские горы, которые считаются сравнительно невысокими (высочайшие вершины от 1000 до 2000 м над уровнем моря), на карте окрашены светло-коричневым цветом.

Уральские горы 

Рис. 19. Уральские горы

Гималаи – самые высоки горы в мире (10 вершин с высотой более 8 км) обозначены темно-коричневым цветом.

Гималайские горы 

Рис. 20. Гималайские горы

Горы Гималаи 

Рис. 21. Горы Гималаи (Источник)

В Гималаях расположена Джомолунгма (Эверест) – высочайшая вершина мира (8848 м).

Гора Джамалунгма 

Рис. 22. Гора Джамалунгма (Источник)

Пользуясь шкалой высот, легко определить высоту Кавказских гор.

Кавказские горы 

Рис. 23. Кавказские горы

Их коричневый цвет указывает, что высота гор более 5 тысяч метров. Наиболее известные вершины — гора Эльбрус (5642 м) и гора Казбек (5033 м) покрыты вечными снегами и ледниками.

Гора Эльбрус 

Рис. 24. Гора Эльбрус (Источник)

Гора Казбек 

Рис. 25. Гора Казбек (Источник)

Источник: interneturok.ru

Меркурий в мае 2020 года

Меркурий — очень непоседливая планета. По сравнению с другими небесными светилами он крутится на небе вокруг Солнца, как ужаленный. Судите сами: в начале мая планета находится на небе справа от Солнца, то есть на утреннем небе. 5 мая Меркурий вступает в верхнее соединение с Солнцем (проходит за ним), после чего переходит на небо вечернее. Буквально через неделю его уже можно наблюдать после захода Солнца!

Хорошие условия для наблюдения Меркурия сложатся после 15 мая и продолжатся до конца месяца. Найти планету будет непросто для жителей Петербурга и Москвы из-за яркого фона неба. Однако на помощь придет яркая Венера. Ее можно и нужно использовать в качестве указателя на Меркурий. Ближайшая к Солнцу планета располагается на линии, соединяющей Венеру и самый яркий участок зари.

На протяжении недели — с 15 по 22 мая — Меркурий сближается с Венерой на небе. Вечером 22 мая произойдет соединение: планеты будут находиться всего лишь в 1° друг от друга. В период с 19 по 24 мая найти Меркурий на небе будет очень легко — нужно просто внимательно осмотреть участок небо в непосредственной близости от Венеры. До 22 мая Меркурий находится ниже на небе, чем Венера, 22 мая вечером слева от нее, а после 22 числа — выше и левее Венеры.

Обратите внимание: 24 мая вечером рядом с планетами будет находиться молодой месяц Луны!

Венера в мае 2020 года

Скорее всего вы уже видели ярчайшую Венеру на вечернем небе зимой или весной этого года. Если еще не видели — обязательно найдите ее в мае! Это невероятно красивое и впечатляющее зрелище!

Венера появляется в ранних сумерках в западной части небосклона. Уже через полчаса после захода Солнца планета видна на небе очень отчетливо. (На самом деле Венера прекрасно наблюдается невооруженным глазом и на дневном небе, при свете Солнца! Просто нужно знать, куда именно смотреть.)

В ранних сумерках Венера похожа на бриллиант. Бросается в глаза ее белый цвет и ровное, спокойное сияние. Так ровно светить могут планеты, а звезды — только в космосе.

Когда сумерки сгустятся, Венера превращается в крупный лучезарный объект белого или желтоватого цвета. Она словно обрастает лучиками — это эффект рассеяния света на сетчатке наших глаз. В это время планета привлекает всеобщее внимание. Она совсем не мерцает; поневоле кажется, будто это не небесное светило, а искусственный объект — то ли прожектор заходящего на посадку самолета, то ли вообще какой-то НЛО…

В течение мая Венера сближается на небе с Солнцем. В первой половине месяца это не очень заметно, особенно в средних широтах, где планета проводит на небе 3 — 4 часа. Зато последние 2 недели сближение происходит стремительно — в самом конце мая Венера буквально ныряет в вечернюю зарю и исчезает с небосклона.

Венера в телескоп

Первое, что бросается в глаза при взгляде на Венеру через телескоп, — планета выглядит как узкий ослепительно яркий серпик. (Венера и Меркурий меняют фазы подобно Луне.) На темном фоне неба серп Венеры настолько ярок, что на него трудно смотреть! Поэтому многие любители астрономии предпочитают наблюдать планету днем или в ранних сумерках. Ночью же лучше смотреть на планету через нейтральный светофильтр.

С каждым вечером в течение мая серп Венеры становится крупнее и одновременно у́же. Это значит, что: а) угол между планетой и Солнцем на небе становится меньше, б) планета приближается к Земле.

Наблюдения показывают, что наблюдаемая фаза Венеры нередко отличается от теоретической. Особенно это заметно, когда планета выглядит как узкий серп.

Наблюдая планету через телескоп в мае, обращайте внимание на рога серпа: нередко они бывают удлинены. Иногда один из рогов бывает размыт, в то время как другой виден очень четко. Время от времени на краю рогов отмечаются резкие зазубрены. Все эти детали видны уже в простейший телескоп (с апертурой от 60 мм).

Во второй половине мая серп Венеры достигает почти 1 угловой минуты и становится заметным даже при наблюдении в простейший бинокль! Есть данные, что люди с очень острым зрением способны увидеть серп Венеры и невооруженным глазом. Такие наблюдения возможны за несколько дней до соединения планеты с Солнцем, то есть в самых последних числах мая.

Марс в мае 2020 года

В этом году Марс является объектом повышенного интереса со стороны любителей астрономии. 13 октября ожидается противостояние Марса; Красная планета подойдет к Земле на минимальное расстояние в ближайшее десятилетие.

Несмотря на то что видимый диаметр Марса в мае составляет меньше 10 угловых секунд, многие наблюдатели уже сейчас наводят свои телескопы на планету. (В инструменты с апертурой свыше 100 мм можно довольно много чего найти на диске Марса. Однако такие наблюдения требуют, чтобы планета находилась высоко над горизонтом. Это условие в мае выполняется более или менее только на крайнем юге России.)

Севернее Москвы, скажем, на широте Петербурга, найти Марс невооруженным глазом практически невозможно из-за начинающегося сезона белых ночей. Планета восходит уже на светлом фоне неба и наблюдается чрезвычайно низко над горизонтом. Для ее поиска необходим бинокль или телескоп.

Если вы живете в средней полосе России, найти Марс в течение мая довольно трудно, но вполне возможно. Планета восходит ранним утром на юго-востоке примерно за 2 часа до восхода Солнца. Наблюдается Марс в течение примерно часа низко на небе.

При поиске Марса проще всего отталкиваться от яркой планеты Юпитер, которая в течение мая наблюдается примерно в 30° западнее (правее) Марса. Юпитер намного ярче любой из звезд и хорошо заметен в утренних сумерках. Звезда слева от Юпитера — планета Сатурн. О них читайте ниже.

Также найти Марс поможет Луна, которая в период с 14 по 16 мая будет находиться недалеко от планеты.

Внешне Марс похож на одну из ярких звезд. Невооруженным глазом хорошо заметен красноватый цвет планеты. Также заметно, что в отличие от звезд, Марс практически не мерцает.

Проще всего найти Красную планету можно на юге России — на широте Волгограда, Краснодара и южнее. Здесь Марс наблюдается в течение 2 — 2,5 часов на предрассветном небе. Направление — юго-восток.

Марс в телескоп

В средней полосе России наблюдения Марса в телескоп пока не имеют особого смысла: вы вряд ли увидите что-нибудь кроме небольшого красноватого диска.

На юге России Марс можно наблюдать в последние час-полтора перед рассветом. При хороших атмосферных условиях планета покажет полярную шапку и наиболее крупные и контрастные детали на поверхности — так называемые моря и материки. Для наблюдения тонких деталей на поверхности планеты помимо спокойной атмосферы необходимы опыт и еще раз опыт!

Юпитер в мае 2020 года

Весной Юпитер становится заметным объектом на утреннем небе.

Планета восходит почти точно на юго-востоке поздно ночью. В первой половине мая Юпитер наблюдается в течение примерно двух часов перед восходом Солнца, а в конце месяца — до трех часов ежеутренне.

Не заметить Юпитер на небе трудно. Это очень яркий объект! Юпитер намного ярче любой из звезд, и заметно уступает в блеске одной только Венере (но Венера видна по вечерам). Как и Венера, Юпитер похож на крупную звезду с лучиками. Ему присуще ровное и спокойное сияние. Цвет Юпитера — желтоватый.

В мае 2020 года Юпитер наблюдается на небе в компании с Сатурном. Окольцованная планета располагается примерно в 5° к востоку от Юпитера. А на продолжении линии Юпитер-Сатурн к востоку находится планета Марс (см. выше).

Ориентиром при поиске Юпитера на небе послужит Летний треугольник. Планета находится под этой весьма заметной звездной фигурой.

Юпитер в телескоп

Юпитер — одна из самых интересных планет для детальных наблюдений в телескоп. Облачные пояса, вихри и ураганы, фестоны и, конечно, Большое красное пятно — все эти подробности наблюдаются в относительно небольшие телескопы. Самое интересное, что практически все детали в атмосфере Юпитера очень изменчивы. Они меняют яркость, контраст, размеры. Одни детали исчезают, другие появляются…

Однако, для их наблюдения нужна спокойная и прозрачная атмосфера. Только в этом случае изображение планеты в окуляре будет устойчивым и по-настоящему сфокусированным.

К сожалению, сейчас получить такое изображение можно только на юге России. В средней полосе сделать это очень трудно — слишком уже низко над горизонтом находится Юпитер! Например, на широте Москвы планета не поднимается в мае выше 10°. А на небе Петербурга Юпитер располагается еще ниже!

Что можно разглядеть при наблюдении Юпитера в телескоп при таких условиях?

  • Сплюснутый диск планеты. Юпитер представляет собой не сферу, а эллипсоид вращения — его экваториальный диаметр заметно больше полярного. Этот факт заметен даже при наблюдении в 60-мм телескопы.
  • Облачные пояса. Скорее всего вы увидите одну или две коричневатые полоски, пересекающие желтый диск планеты к северу и к югу от экватора. Это мощные пояса облаков.
  • Спутники Юпитера. Четыре крупнейших спутника Юпитера наблюдаются уже в бинокль в виде звездочек, расположенных рядом с планетой. При этом они располагаются не беспорядочно — одна над планетой, другая под и так далее — а вдоль плоскости экватора Юпитера. Конфигурация спутников меняется каждый вечер. Иногда все они располагаются справа от планеты, иногда — слева. Иногда пара спутников находится справа, а один или два — слева. Нередко рядом с планетой наблюдается меньше четырех спутников. Где находятся недостающие? Либо за диском Юпитера, либо в его тени, либо проходят перед диском Юпитера! В этом случае в телескоп можно наблюдать на Юпитере тень от спутника! Это опять-таки возможно при хороших атмосферных условиях.
  • Сатурн в мае 2020 года

Еще одна далекая планета-гигант весь 2020 год проводит на небе рядом с Юпитером. В мае угловое расстояние между планетами составляет всего около 5°.

Конечно, это не означает, что светила находятся близко друг к другу в пространстве — Сатурн располагается почти в два раза дальше от нас, чем Юпитер! Тем не менее, близкое расположение планет на небе позволяет очень легко найти Сатурн. Для этого нужно найти Юпитер, а затем обратить внимание на довольно яркую звездочку слева от планеты. Это и будет Сатурн.

Обратите внимание: Сатурн располагается практически на одинаковой высоте над горизонтом с Юпитером. Цвет Сатурна желтоватый, но не такой очевидный, как у Юпитера. В отличие от звезд Сатурн не мерцает, а светит очень ровно и спокойно.

В мае 2020 года планета восходит поздно ночью вслед за Юпитером на юго-востоке. Наблюдается Сатурн в течение 2-3 часов, после чего исчезает в лучах утренней зари.

Сатурн в телескоп

Главная достопримечательность Сатурна — его кольца. Они легко видны даже в телескоп с апертурой 60 мм. А в 150-мм телескопы можно заметить щель Кассини, зазор между широкими кольцами А и В. Ширина щели составляет 5000 км, что примерно равно половине диаметра Земли. Можно представить, насколько крохотной выглядела бы наша планета в телескоп, находись она на расстоянии Сатурна!

Надо сказать, что щель Кассини, равно как и детали на диске Сатурна, можно наблюдать только при условии спокойной атмосферы, что у горизонта случается редко. Гораздо чаще изображение планеты в окуляре плывет, струится, выходит из фокуса даже при умеренных увеличениях. К сожалению, это реальность, в которой любителям астрономии в России придется жить еще минимум 5 лет, до тех пор, пока Сатурн не перейдет в созвездие Водолея. Правда, на юге страны планета поднимается заметно выше над горизонтом, чем на небе Москвы или Петербурга. Соответственно, в Крыму и на Кавказе сейчас складываются наиболее комфортные условия в стране для наблюдения Сатурна.

Уран и Нептун

Интерес к самым далеким планетам Солнечной системы обычно невелик. Невооруженным глазом они не видны. Для их поиска потребуется как минимум бинокль, в который они представляются в виде неярких звездочек. Для наблюдения дисков планет уже не обойтись без телескопа.

26 апреля Уран вступил в соединение с Солнцем, после чего перешел с вечернего неба на утреннее. Однако наблюдать планету можно будет только в самом конце мая и только на юге России. В средней полосе Уран не виден, так как восходит в лучах утренней зари.

Находится Уран в созвездии Овна, к югу от трех его ярчайших звезд.

В мае 2020 года планета Нептун располагается в созвездии Водолея, недалеко от планеты Марс. На юге России найти Нептун можно в предрассветные часы. Для этого нужно отыскать Марс (см. выше). А затем, отталкиваясь от Красной планеты, при помощи телескопа попытаться обнаружить звездочку Нептуна. (Рисунок внизу кликабельный.)

Итоги

Подведем итоги. В мае 2020 года на небе можно увидеть все 5 ярких планет. Правда, условия их видимости будут разными для разных регионов России. На юге страны условия для наблюдения планет будут максимально благоприятными. Венера и Меркурий наблюдаются по вечерам, сразу после захода Солнца, а Юпитер, Сатурн и Марс в течение 2-3 часов по утрам. Несколько сложнее найти утренние планеты в средней полосе. Юпитер как самая яркая планета виден очень хорошо, а вот Сатурн и особенно Марс — гораздо хуже. Их можно обнаружить на небе, отталкиваясь от Юпитера. При этом важно иметь открытый горизонт в направлении на юго-восток!

Еще более неблагоприятные условия для наблюдения планет сложатся на широтах Петербурга, Пскова, Петрозаводска, Вологды. Там все планеты будут наблюдаться на фоне утренней либо вечерней зари. Однако увидеть их можно при условии открытого горизонта на северо-запад (при наблюдении Венеры и Меркурия) и юго-восток (при наблюдении Юпитера, Сатурна и Марса). Наконец, еще севернее уже наступает сезон белых ночей. Там в течение мая можно наблюдать только Венеру.

Источник: skygazer.ru


показа́ть

ПОКАЗАТЬ -кажу, -кажешь; показанный; -зан, -а, -о; св.

1. кого-что кому. Дать увидеть, представить для разглядывания, рассматривания. П. книгу товарищу. П. удостоверение при входе. П. видеофильм. П. город, музей, собор кому-л. (ознакомить, давая пояснения). П. фокус, опыт (публично продемонстрировать). П. пример (послужить примером). П. больного врачу (для осмотра). П. рукопись специалисту (для чтения и заключения). П., как писать буквы; п., как пользоваться компасом (наглядно обучая). Тебе уже показали будущую невестку? П. товар лицом (представить с лучшей, наиболее выгодной стороны). П. язык, нос (также: подразнить кого-л., высовывая язык или строя нос).

2. (на кого-что). Движением, жестом обратить чьё-л. внимание, указав на кого-, что-л. П. дорогу в лес. П. на новое здание. П. рукой направление движения. П. глазами, взором, взглядом на соседа. П. на дверь кому-л. (потребовать, чтобы кто-л. ушёл). П. пальцем на кого-, что-л. (неодобр.; относиться к кому-, чему-л. как к необычному, обращающему на себя внимание).

3. кого-что или с придат. дополнит. Изобразить, копируя кого-, что-л., подражая кому-, чему-л. П. чью-л. привычку, манеру переспрашивать. П. тебе, как ты читаешь?

4. кого-что. Проявить, обнаружить какое-л. свойство, качество, состояние. П. прекрасные знания. П. (свой) нрав, характер. П. истинный героизм. Стараться не п. своего смущения. П. себя хорошим руководителем. П. себя с хорошей стороны. П. себя (проявить вполне свои качества). П. своё лицо (обнаружить сущность, раскрыть свои мысли, чувства, намерения). Не п. (и) виду (ничем не обнаружить свои чувства, мысли, намерения). П. для вида (притвориться, создать видимость чего-л.). // Дать те или иные количественные результаты (в соревнованиях, спорте и т.п.). П. лучший результат в беге. П. скорость в сто километров. П. класс, марку (разг.; обнаружить высокое мастерство).

5. кого-что или с придат. дополнит. Сделать явным, очевидным, раскрыть что-л., дать основания для какого-л. заключения. П. цифры в отчёте. П. значение космических исследований. Время показало, что учёный не ошибался. Анализ почвы показал степень её радиоактивности. Результаты голосования показали следующее. // Поведением, словами, видом дать понять что-л., побудить догадаться о чём-л. П. знаком, что надо молчать. Чтобы п. место посадки самолёта, мы разожгли костёр.

6. что. Отметить, обозначить. П. интонацию голосом. П. графически падение производительности труда. Океаны показаны на карте синим цветом. Термометр показал десять градусов тепла. Часы, стрелки часов показали полночь.

7. на кого и с придат. дополнит. Дать показания при допросе. Свидетели показали, что обвиняемый был дома. Опрошенные показали на сторожа как на виновника пожара.

8. (что кому). Разг. Проучить кого-л., сделать нагоняй кому-л. за что-л. Я тебе покажу смеяться! Я тебе покажу, где раки зимуют! (употр. как угроза). Я тебе покажу кузькину мать (разг.-сниж.; употр. как угроза). Отец придёт — покажет тебе! (употр. как угроза).

9. только кратк. страд. прич. прош. Рекомендовать, счесть полезным (о способах лечения, поведении больных и т.п.). Больному показаны воздушные ванны, покой. Прогулки по свежему воздуху показаны с медицинской точки зрения. Препарат показан при гипертонии.

Показать глаза куда, где. Прийти, появиться на короткое время. Показать глаза стыдно кому. О чувстве стыда перед кем-л. Показать нос куда, где. Пойти, поехать куда-л., появиться где-л. ненадолго. Показать зубы. Огрызнуться или проявить свою злобную, хищническую натуру; обнаружить готовность к отпору. Показать когти. Проявить, обнаружить злые намерения, готовность к нападению, отпору. Показать спину. Обернувшись к кому-л., уйти, отступить. Показать пятки. Поспешно убежать. Показать кукиш, фигу, шиш кому. Разг.-сниж. О знаке презрительного отказа, издёвки. Показать кукиш в кармане. Разг.-сниж. О трусливом высказывании за глаза, несогласии или угрозе.

Показывать, -аю, -аешь; нсв. (1-7 зн.). Показываться, -ается; страд. Показывание, -я; ср. (1-2 зн.). Показ, -а; м. (1, 4-5 зн.). П. научно-технических достижений. П. моды. Правдивый п. жизни. Международный, конкурсный п. кинофильмов. Для показа, в зн. нареч. Напоказ. Выставить для показа опытные образцы. Овощи не продаём, они только для показа. П. того, чем располагают в хозяйстве.

Источник: gufo.me


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.