Снял парад планет


Один из самых странных отечественных фантастических фильмов 1980-х снял режиссёр Вадим Абдрашитов. Главными героями картины стали шестеро вполне обыкновенных мужчин-резервистов, призванных на военные сборы…

Компания подобралась что надо: мясник, народный депутат, архитектор, астроном, грузчик и рабочий с завода. Для разношёрстной компании сборы стали весьма странным приключением и… последним аккордом уходящей молодости. Вслед за достижением сорокалетия мужчины должны быть переведены в запас.

Возвращаясь с учений, герои-артиллеристы вместе переживут много странных моментов. В частности, попадут в город, населённый очаровательными, но почему-то одинокими дамами, а позже станут свидетелями уникального небесного явления — парада планет.

Сначала были «Сборы»


"Парад планет", кадр из фильма, фото из открытых источников

По мнению критиков, «Парад планет» – характерный образец «перестроечного» кино, пусть и вышедший за год до перестройки, гласности и нового мышления. Картина, слишком смелая для 1984 года, — в этом уверены практически все критики.

Первоначально историю собирались назвать «Сборы». И судьба у неё была не столь простой, как кажется. «Парад…» ждал своего часа несколько лет: из-за событий в Афганистане Госкино (на фоне военных действий) не давало «добро» на съёмки фильма о «штатских мужчинах в армейской форме, занимающихся непонятно чем».

Сценарий фильма был написан давним соавтором Абдрашитова — драматургом Александром Миндадзе, творчески переработавшим глубокое и психологическое произведение украинского писателя Евгения Гуцало.

Как цензоры записали картину в «фантастические»


Алексей Жарков в фильме "Парад планет", фото из открытых источников

Прежде чем «Парад планет» вышел на экраны, фильм пришлось несколько раз перемонтировать. Кроме того, цензура настояла на том, чтобы в финальных титрах картины было указано, что эта история – «фантастическая». Хотя режиссёр и сценарист определяли свою работу скорее как «философскую притчу».

Сейчас нечто подобное (разумеется, по-своему) пытается делать «Квартет И», отправляя своих героев в путешествия, тоже заставляющие задуматься.

Впрочем, история с «Парадом планет» оказалась более сильной – об этой советской «фантастике» из 1984-го спорят до сих пор, называя отечественным артхаусом.

Ансамбль актёров во главе с Олегом Борисовым

Олег Борисов на съёмках фильма "Парад планет", фото из открытых источников

Своим успехом картина была обязана сильному актёрскому ансамблю. В картине можно увидеть Сергея Шакурова, Алексея Жаркова, Сергея Никоненко, Александра Пашутина — причём, на пике карьеры любимых артистов.

Главную роль в «Параде планет» сыграл Олег Борисов. На тот момент ему уже было 54, что не помешало кумиру блистательно вжиться в образ сорокалетнего. Режиссёр считает, что актёр максимально выложился в этом фильме: внешне на экране он живёт одной жизнью, хотя внутренне – совершенно иной.

О том, как актёру работалось на съёмках фильма, сегодня можно узнать из его дневника. В нём Борисов записал, что быстро и с удовольствием втянулся в ритм «военной» жизни «Парада планет» – с ранними подъёмами, пробежкой и завтраком по расписанию… Кроме того, во время работы в Подмосковье актёр сумел пополнить свою домашнюю библиотеку – накупил в сельском магазинчике книг, которые в ту пору в столице были в дефиците.

Единственным моментом работы над картиной, создававшим дискомфорт, для Олега Борисова было обилие ночных сцен в фильме, из-за которых актёр постоянно ощущал недосып…


Источник: zen.yandex.ru

Как известно, всякого рода астрономические явления, космические пертурбации, да даже изменение погодного ландшафта неизменно влияют на человеческое сознание, настроение и некую самоидентификацию, как достигая своим влиянием апогея в отдельных личностях, так и в целых массах. Как известно, некие значимые события, приуроченные к религиозным датам, массовым празднествам, общественно значимым реалиям могут доводить отдельных личностей и их группу, массу, толпу в совокупности до истерий, беспорядков, экстаза или до целенаправленных сплочений, идеологий и следованиям принципам, соответственно, этим можно управлять. В качестве примера можно взять всякого рода концы света, проблемы 2000-го года, давки в Мекке и прочих снисхождениях благодатного огня, террористические угрозы наконец. Событие может обернуться хаосом или наоборот венценосным экстатическим просветлением, в то время как ничего мистического и сверхъестественного в этом, естественно, нет. Главенствующую роль играет групповая приобщённость и общий эмоциональный порыв.


Парад планет — астрономическое явление, при котором некоторое количество планет Солнечной системы оказывается по одну сторону от Солнца в небольшом секторе. Явление редкое, значимое, а следовательно могущее вызывать все вышеуказанные штуки, ещё сильнее — если присовокупить к этому идеологическую основу и следствие.

СССР, поздний застой. Шестеро сорокалетних мужчин, чья жизнь давным-давно устоялась и представляет собой наезженную колею, вдруг оказались выдернутыми из социально-общественной и семейной оболочки, многолетнего рутинного быта, повестками отправившись на военные сборы. Игра «в войнушку» закончилась, всем «спасибо»… но огонёк в глазах-таки засветился — зачем возвращаться к ежедневной одной и той же жизни, если впереди ещё несколько свободных дней ? Отправившись на конечный пункт военных учений — деревню Гуськово — герои сами того не понимая, попадают в некое трансцендентальное искривление времени, пространства и сущности, сплочённой группой путешествуя по руслу своей жизни, молодости и старости…

Обобщая разъединённые относительно социальных и культурных слоёв и выполняемых в обществе функций личности, дуэт Абдрашитов-Миндадзе (по мотивам романа Евгения Гуцало) соединяет в единое целое внутреннего мира представителей интеллигенции и пролетариата, конформистов, алкоголиков и астрономов, архитекторов и мясников, выявляя общую проблематику этой самой внутренней стагнации как отдельно взятой личности, так и группы, массы, страны.
рок лет — к прошлому не вернёшься, а будущее видится таким же, как и вчера. Мальчишеская игра в танчики и пушки возвращает живость в глазах мужиков — как, и это всё, уже домой, а откуда взялись эти ракеты, и как это мы могли погибнуть смертью храбрых — обсуждение недавних боёв ещё ведётся после завершения сборов.

Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой

Группа отправляется в Гуськово, с чего и начинается «перешагивание за пределы», «выход за пределы», transcendens — сорокалетние мужчины выходят за пределы своей юности из танчиков к молодости и девушкам. Удивительно, но всё это Гуськово оказывается заселено одинокими томными красавицами с грустными глазами — что может быть прекрасней: танцульки, обнимашки, слово за слово и так далее. С каждым пределом всё больше и больше раскрываются характеры героев, каждый из мужчин более окунается в себя и свою жизнь, смотрит на неё со стороны, на своё одиночество, смысл своего существования, чему, несомненно, способствует группа.


риоды, пределы, как и в жизни, летят слишком быстро — вчера ты закончил школу, сегодня у тебя жена и двое детей, а завтра ты в доме престарелых. Абдрашитов лишь быстренько обрисовывает края этой замкнутой в самой себе притче о вечном поиске смыслов, как замкнуты герои в своих орбитах, как планеты. Общие купания голышом в реке быстро надоедают: «бабы — пять минут удовольствия». Герои оставляют забытых девушек и остаются в одиночестве на острове, сидя перед костром и переходя к пределу взрослости и мужской дружбе, вспоминая и обсуждая своих жён, вдруг приходя к общему радостному мнению, что вот-то они настоящие друзья и настоящие отношения.

Наконец, вербуя бедного химика-органика в отпуску, герои через реку Стикс отправляются в старость, царство мёртвых. Атмосфера дома престарелых тревожно-пугающая и нагнетает страх, что подчёркивается и музыкой, и толпами стариков и старух, которые лезут в кадр словно неспешные зомби из фильма ужасов, увидевшие живых. Здесь герои обретают свои альтер-эго, а герой Олега Борисова подыгрывает сумасшедшей старушке, которая принимает его за сына, вдруг сам понимая, что рассказать ему о своей серой рутинной жизни практически нечего. Приближение парада планет сплачивает, подытоживая некий общий путь героев, заканчивая их «выходы за пределы», возвращая в прежнюю оболочку, город и общество.


На всём протяжении картины Абдрашитов сохраняет некое чувство устоявшегося одиночества и замкнутости. Герои им не противятся и не пытаются преодолеть, здесь нет тревоги и страха — они просто существуют и въелись в их сущности. Казалось бы такие разительные смены обстановок и пространств практически не влияют на них, они в них даже не участвуют, словно смотря со стороны на происходящее, словно проживая в очередной раз один и тот же путь, зная, что было в начале, и что будет в конце. Некая почти бездушная бесплотная абстрактная предопределённость, как день сменяет ночь (чему вторят даже панорамные природные кадры) — надо ли это, не надо ли это, есть ли в этом смысл или нет, повлияло ли как-то это путешествие на героев или нет ? Они просто вернулись в город и разошлись каждый своей дорогой, уже прежде больше никогда не увидевшись. Измениться ли что-то после этого путешествия ? Абдрашитов не даёт ответа. И они вовсе не устали жить, они хотят и могут жить. Быть может должен случиться некий другой парад планет, но не в этом странном и вымышленном приключении, а в обществе и социальной системе, государстве, душах и людях ? Режиссёр предрекает перестроечное время и перемены, тишину перед бурей, застой идей и ценностей…


Электрический свет продолжает наш день,
И коробка от спичек пуста,
Но на кухне синим цветком горит газ.
Сигареты в руках, чай на столе — эта схема проста,
И больше нет ничего, все находится в нас.
Перемен! — требуют наши сердца.
Перемен! — требуют наши глаза.
В нашем смехе и в наших слезах,
И в пульсации вен:
«Перемен!
Мы ждем перемен!»

Источник: www.kinopoisk.ru

Второе сближение Юпитера и Венеры состоится 17 ноября

В сети показали парад планет, который в Украине можно было наблюдать в понедельник, 13 ноября, с шести часов утра. Видео редкого астрономического явления опубликовали в YouTube.

На ролике видно, что на небе рядом находятся две яркие точки – планеты Венера и Юпитер. Небесные тела прошли на расстоянии менее чем полградуса.

Стоит отметить, что в пятницу, 17 ноября, состоится второе сближение планет. Однако на этот раз к Юпитеру и Венере присоединится Луна. Вместе они образуют треугольник. Увидеть феномен можно будет утром, до 8:00 часов.


Видео: Парад планет (YouTube/softrif.com)

Парад планет – это астрономическое явление, при котором некоторое количество планет Солнечной системы оказывается по одну сторону от Солнца в небольшом секторе. При этом они находятся более или менее близко друг к другу на небесной сфере.

Малый парад — астрономическое явление, во время которого четыре планеты оказываются по одну сторону от Солнца в небольшом секторе. К этим планетам относятся: Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Меркурий.

Большой парад — астрономическое явление, во время которого шесть планет оказываются по одну сторону от Солнца в небольшом секторе. К ним относятся: Земля, Венера, Юпитер, Марс, Сатурн, Уран.

Также различаются «видимые» и «невидимые» парады планет Солнечной системы.

Парад планет можно наблюдать либо вечером, либо утром. Мини-парад планет с участием четырех планет происходит чаще, а мини-парады планет с участием трёх планет можно наблюдать ежегодно (или даже два раза в году), однако условия их видимости не одинаковы для различных широт Земли.

Видимые парады планет с участием пяти ярких небесных тел происходят не чаще, чем раз в 18-20 лет, и следующий парад из пяти планет состоится в марте 2022 года.

Ранее сообщалось, что 13 ноября украинцы смогут наблюдать необычный парад планет.

Источник: styler.rbc.ua

«Парад планет» — пятый фильм знаменитого дуэта режиссера Вадима Абдрашитова и сценариста Александра Миндадзе. В нем авторы представили своеобразный срез советского общества времен позднего застоя. На военных сборах резервистов в одной «батарее» оказываются мужчины-сверстники, которые в обычной жизни не общаются друг с другом: астрофизик Костин (Олег Борисов), мясник Султан (Сергей Шакуров), заводской рабочий Иван (Петр Зайченко), грузчик Слонов (Алексей Жарков), архитектор Спиркин (Александр Пашутин), водитель троллейбуса и народный депутат Афонин (Сергей Никоненко). Всем по сорок лет, и это последние сборы в их жизни. Последняя возможность вот так выпасть из повседневности, оказаться в причудливой компании.

По сюжету военной игры батарея героев фильма уничтожена и «бойцам» предписано «умереть». Так они получают несколько свободных дней до конца учений. И отправляются в странное путешествие, которое можно считать фантастическим походом в параллельное пространство, наполненное фантомами памяти, подсознания. Надо думать, такое путешествие вглубь себя естественно для сорокалетних: в этот период люди подводят первые итоги жизни, а некоторые переживают «кризис среднего возраста».

В филигранно разработанной, прихотливой композиции «Парада планет» ощутима игра с античными, библейскими мотивами, с блужданиями лирического героя Данте. Например, герои забредают в деревню Гуськово, где живут одни женщины. Прекрасные деревенские сирены, конечно, становятся огромным соблазном для мужчин, но резервисты спасаются бегством на остров. Там их ждет встреча с туристом-химиком (Борис Романов). Он, как Харон, переправляет их в лодке в своеобразное царство мертвых — в некий фантастический дом престарелых. Там одна из старушек принимает героя Олега Борисова за своего сына, пропавшего в годы войны.

Ближе к финалу фильма герои наблюдают в ночном небе парад планет. На какие-то минуты орбиты небесных тел пересекаются, а потом планеты разлетаются навсегда. Это метафора встречи самих героев. Спонтанное мужское братство распадется, как только кончится срок сборов, герои доберутся до города и разбегутся по своим будничным делам.

«Парад планет» удивительным образом балансирует на грани реальности и фантастики. «Материал, конечно, диктует свой язык. Мы очень долго искали материю «Парада планет»: степень условности, природу условности… — вспоминал Вадим Абдрашитов в интервью для «Новой газеты» (18 декабря 2000 года). — Там очень много нелепого с точки зрения бытописательства. Люди находятся между двух миров: убиты, но живы. И совершают путешествие по своей памяти, жизни, совести… И все это про жизнь — реальную, нашу». Еще одна отличительная черта фильма — отказ от привычной структуры героев. Здесь нет пары главных героев, двух пар второстепенных и т. д.

«Парадом планет» командует многофигурный ансамбль, в котором каждому даны свои правда и боль», — справедливо отмечает критик Михаил Брашинский («Новейшая история отечественного кино»). Ансамбль подобрался сильный, яркий, и в нем каждый актер сумел пронести свою индивидуальность, подчинившись железной режиссерской воле.

Источник: www.culture.ru


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.