В какую эпоху жил аристотель


Кто был Аристотель?

Аристотель (ок. 384 г. до н.э. до 322 г. до н.э.) был древнегреческим философом и ученым, который до сих пор считается одним из величайших мыслителей в политике, психологии и этике. Когда Аристотелю исполнилось 17 лет, он поступил в Платоновскую академию. В 338 году он начал заниматься Александром Великим. В 335 году Аристотель основал свою собственную школу, лицей, в Афинах, где он провел большую часть оставшейся жизни, изучая, преподавая и писать. Некоторые из его наиболее известных работ включают в себя этику, политику, метафизику, поэтику и предварительную аналитику. Афины, фреска Рафаэля, 1509.

Книги Аристотеля

Аристотель написал около 200 работ, в основном в виде заметок и рукописных набросков, касающихся рассуждений, риторики, политики, этики и науки. и психология. Они состоят из диалогов, записей научных наблюдений и систематических работ. По сообщениям, его ученик Феофраст следил за трудами Аристотеля и позже передал их своему ученику Нелею, который хранил их в хранилище, чтобы защитить от влаги, пока они не были доставлены в Рим и использованы там учеными. Из 200 произведений Аристотеля около 31 все еще находятся в обращении. Большинство датируется временем Аристотеля в лицее.


Поэтика

Поэтика — научное исследование письма и поэзии, где Аристотель наблюдает, анализирует и определяет в основном трагедию и эпическую поэзию. По сравнению с философией, которая представляет идеи, поэзия — это подражательное использование языка, ритма и гармонии, которые представляют объекты и события в мире, полагал Аристотель. Его книга исследует основы создания историй, включая развитие персонажей, сюжет и сюжетную линию.

«Никомаховская этика» и «Евдемийская этика»

В «Нихомахской этике», которая, как полагают, была названа в честь сына Аристотеля, Никомаха, Аристотеля, предписала моральный кодекс поведения для того, что он назвал «##201201». ; хорошая жизнь. & # x201D; Он утверждал, что хорошая жизнь в некоторой степени бросает вызов более строгим законам логики,поскольку в реальном мире возникают обстоятельства, которые могут представлять конфликт личных ценностей. Тем не менее, это был человек должен осторожно рассуждать при разработке своего суждения. Эудемийская этика — еще один из основных трактатов Аристотеля о поведении и суждении, которые составляют «хорошую жизнь».

О счастье. В своих трактатах об этике Аристотель стремился раскрыть лучший способ прожить жизнь и придать ей смысл высшее благо для человека, в его словах который он определил, было стремление к счастью. Наше счастье — это не состояние, а деятельность, и оно определяется нашей способностью жить жизнью, которая позволяет нам использовать и развивать свой разум. Хотя несчастье может повлиять на счастье, по-настоящему счастливый человек, он верил,учится развивать привычки и поведение, которые помогают ему (или ей) сохранять неудачу в перспективе.


Золотая середина: Аристотель также определил то, что он назвал золотой серединой. Аристотель считал, что жить моральной жизнью было конечной целью. Это означает, что нужно подходить к любой этической дилемме, находя среднее между жизнью с избытком и жизнью с недостатком, принимая во внимание потребности и обстоятельства человека.

«Метафизика»

В своей книге «Метафизика» Аристотель прояснил различие между веществом и формой. Для Аристотеля материя была физической субстанцией вещей, в то время как форма была уникальной природой вещи, которая придавала ей свою идентичность.

Политика

В политике,Аристотель исследовал поведение человека в контексте общества и власти. Аристотель считал, что цель правительства — дать гражданам возможность достичь добродетели и счастья. Предназначенная для помощи государственным деятелям и правителям, «Политика», помимо других тем, исследует, как и почему возникают города; роли граждан и политиков; богатство и система классов; цель политической системы; типы правительств и демократий; и роли рабства и женщин в семье и обществе.


Риторика

В Риторике Аристотель наблюдает и анализирует публичные выступления с научной строгостью, чтобы научить читателей тому, как быть более эффективными ораторами. Аристотель полагал, что риторика имеет важное значение в политике и праве и помогает защищать правду и справедливость. Хорошая риторика,Аристотель верил, может обучать людей и побуждать их рассмотреть обе стороны дебатов. Работа Аристотеля исследовала, как построить аргумент и максимизировать его эффект, а также ошибочные рассуждения, которых следует избегать (например, обобщение из одного примера).

Предыдущая Аналитика

В Prior Analytics Аристотель объясняет силлогизм как «дискурс, в котором определенные вещи, как предполагалось, могут отличаться от предполагаемых результатов» необходимости, потому что это так. Аристотель определил основные компоненты рассуждения в терминах инклюзивных и исключительных отношений. Такие отношения были визуально привиты в будущем с помощью диаграмм Венна.

Другие работы по логике

Помимо предыдущей аналитики, другие основные работы Аристотеля по логике включают в себя категории, интерпретацию и последующую аналитику. В этих работах Аристотель обсуждает свою систему рассуждений и разработки обоснованных аргументов.

Работы по науке

Аристотель написал работы по астрономии, в том числе «На небесах», и наукам о Земле, включая метеорологию. , По метеорологии Аристотель не просто имел в виду изучение погоды.
о более обширное определение метеорологии включало в себя все воздействия, которые мы можем назвать общими для воздуха и воды, а также виды и части Земли и влияния ее частей. В метеорологии Аристотель определил круговорот воды и обсудил темы, начиная от стихийных бедствий до астрологических событий.Хотя многие из его взглядов на Землю в то время были противоречивыми, они были вновь приняты и популяризировались в позднем средневековье.

Работы по психологии

В книге «О душе», Аристотель исследует психологию человека. Работы Аристотеля о том, как люди воспринимают мир, по-прежнему лежат в основе многих принципов современной психологии.

Философия

Аристотель по философии повлиял на идеи поздней античности. путь через ренессанс. Одним из основных направлений философии Аристотеля была его систематическая концепция логики. Цель Аристотеля состояла в том, чтобы придумать универсальный процесс рассуждения, который позволил бы человеку узнать все мыслимые вещи о реальности.Первоначальный процесс включал описание объектов на основе их характеристик, состояний бытия и действий.

В своих философских трактатах Аристотель также обсуждал, как человек может затем получить информацию об объектах посредством дедукции и умозаключения. Для Аристотеля дедукция была разумным аргументом, в котором «когда определенные вещи закладываются, что-то еще вытекает из необходимости в силу их бытия». Его теория дедукции является основой того, что философы сейчас называют силлогизмом, логическим аргументом, когда вывод выводится из двух или более других предпосылок определенной формы.

Аристотель и биология


Хотя Аристотель не был технически ученым по сегодняшним определениям,наука была одним из предметов, которые он долго исследовал во время учебы в лицее. Аристотель считал, что знание можно получить, взаимодействуя с физическими объектами. Он пришел к выводу, что объекты состоят из потенциала, которым затем манипулируют обстоятельства, чтобы определить результат объекта. Он также признал, что человеческая интерпретация и личные ассоциации сыграли роль в нашем понимании этих объектов.

Аристотель в области наук включал изучение биологии. Он попытался с некоторой ошибкой классифицировать животных по родам на основе их сходных характеристик. Далее он классифицировал животных по видам, основанным на тех, у кого была красная кровь, и тех, у которых их не было. Животные с красной кровью были в основном позвоночными, в то время как бескровный животных называли головоногими. Несмотря на относительную неточность его гипотезы, классификация Аристотеля считалась стандартной системой на протяжении сотен лет.

Морская биология также была областью очарования для Аристотеля. Посредством вскрытия он внимательно изучил анатомию морских существ. В отличие от его биологических классификаций, его наблюдения за морской жизнью, выраженные в его книгах, значительно более точны.

Когда и где родился Аристотель?


Аристотель родился около 384 года. До н.э. в Стагире, небольшом городке на северном побережье Греции, который когда-то был морским портом.

Семья, молодость и образование

Отец Аристотеля, Никомах, был придворным врачом македонского короля Аминты II.Хотя Никомах умер, когда Аристотель был еще маленьким мальчиком, Аристотель оставался тесно связанным с Македонским судом и находящимся под его влиянием до конца своей жизни. Мало что известно о его матери, Фестисе; также считается, что она умерла, когда Аристотель был молодым.

После смерти отца Аристотеля Проксен Атарнеус, который был женат на Аристотеле, старшая сестра Аримнеста, стала Аристотелем. опекун, пока он не достиг совершеннолетия. Когда Аристотелю исполнилось 17 лет, Проксен отправил его в Афины, чтобы получить высшее образование. В то время Афины считались академическим центром вселенной. В Афинах Аристотель поступил в Академию Платона, ведущее учебное заведение Греции, и стал образцовым ученым. Аристотель поддерживал отношения с греческим философом Платоном,сам ученик Сократа и его академия в течение двух десятилетий. Платон умер в 347 г. до н.э. Поскольку Аристотель не соглашался с некоторыми философскими трактатами Платона, Аристотель не унаследовал должность директора академии, как многие предполагали.

После смерти Платона Аристотель друг Эрмии, царь Атарнея и Ассоса в Мисии, пригласил Аристотеля в суд.

Жена и дети

Во время своего трехлетнего пребывания в Мисии Аристотель познакомился и женился на своей первой жене, Пифии, царе Гермии племянница. Вместе у пары родилась дочь Пифия, названная в честь ее матери.


В 335 году до н.э., в том же году, когда Аристотель открыл лицей, умерла его жена Пифия. Вскоре после этого Аристотель начал роман с женщиной по имени Герпиллис,который родом из своего родного города Стагира. По мнению некоторых историков, Герпиллис мог быть рабом Аристотеля, предоставленным ему судом Македонии. Они предполагают, что он в конце концов освободил и женился на ней. Несмотря на это, известно, что у Герпиллиса были дети Аристотеля, включая одного сына по имени Никомах, по отцу Аристотеля.

Обучение

В 338 г. до н.э. Аристотель отправился домой в Македонию, чтобы начать обучение сына короля Филиппа II, тогдашнего 13-летнего Александра Великого. Филипп и Александр оба высоко ценили Аристотеля и обеспечили, чтобы суд Македонии щедро компенсировал ему его работу.

В 335 г. до н.э., после того как Александр сменил своего отца на царе и завоевал Афины, Аристотель вернулся к город. В Афинах Академия Платона,В настоящее время под управлением Ксенократа, по-прежнему было ведущее влияние на греческую мысль. С разрешения Александра Аристотель открыл собственную школу в Афинах под названием Лицей. Время от времени Аристотель провел большую часть оставшейся жизни, работая учителем, исследователем и писателем в лицее в Афинах, до смерти своего бывшего ученика Александра Македонского.


Потому что Аристотель, как известно, ходил на территории школы во время обучения его учеников, которых заставляли следовать за ним, прозвали «перипатетики»; имеется в виду люди, которые путешествуют. Члены лицея занимались различными предметами — от науки и математики до философии и политики, а также почти всего, что между ними. Искусство было также популярной областью интересов. Члены лицея записали свои выводы в рукописи. При этом,они построили огромную коллекцию письменных материалов школы, которая, согласно древним свидетельствам, была названа одной из первых великих библиотек.

Когда Александр Македонский внезапно умер в 323 г. до н.э., про-македонское правительство был свергнут, и в свете настроений против Македонии Аристотеля обвинили в нечестии за его связь с его бывшим учеником и македонским судом. Чтобы избежать преследования и казни, он покинул Афины и бежал в Халкис на острове Эвия, где он оставался до своей смерти год спустя.

Когда и как умер Аристотель?

В 322 году до нашей эры, всего через год после того, как он бежал в Халкис, чтобы избежать преследования по обвинению в нечестии, Аристотель заболел заболеванием органов пищеварения и умер.

Наследство

В столетии после смерти Аристотеля его работы вышли из употребления, но они были возрождены в течение первого столетия. Со временем они пришли, чтобы заложить фундамент более семи веков философии. Влияние Аристотеля на западную мысль в гуманитарных и социальных науках в значительной степени считается беспрецедентным, за исключением вклада его учителя Платона и учителя Платона Сократа до него. Двухтысячелетняя академическая практика интерпретации и обсуждения философских работ Аристотеля продолжает существовать.


Влияние на западную мысль в гуманитарных и социальных науках во многом считается беспрецедентным, за исключением вклада его учителя Платона и учителя Платона Сократа до него. Двухтысячелетняя академическая практика интерпретации и обсуждения философских работ Аристотеля продолжает существовать.

Источник: biography-live.ru

В какую эпоху жил аристотельАристотель — знаменитый древнегреческий ученый, философ, основатель перипатетической школы[1] («перипатос» − крытая галерея вокруг двора, где философ проводил занятия или прогулка − манера ведения занятий Аристотелем), один из любимых учеников Платона, воспитатель Александра Македонского.

Аристотель родился в городе Стагире в семье, имевшей благородное происхождение:  отец Аристотеля − Никомах, был потомственным врачом, служил при царском дворе, что позволяло Аристотелю общаться с сыном царя Аминты III − Филиппом − будущим правителем и отцом Александра Македонского.     В 369 году до н. э. Аристотель потерял родителей, и стал круглым сиротой, но, благодаря опекуну − Проксену, он смог продолжить образование.


В 367 г. до н. э. Аристотель отправился в Афины, где на протяжении двадцати лет работал вместе с Платоном (вплоть до его смерти в 347 г. до н. э.) в его академии и входил в содружество философов-платоников. После смерти учителя Аристотель  по приглашению тирана Гермия жил в Малой Азии (город Ассос), однако в 345 г. до н. э. Аристотелю пришлось покинуть это место и переселиться со своей супругой на остров Лесбос.

В 343 или 342 до н.э. философу поступило предложение от Филиппа  II стать учителем для юного наследника престола − Александра, которому в то время было 13 лет. Аристотель помог сформировать образ мыслей и характер будущего полководца, при этом старался быть его старшим товарищем, сопровождающим юношу на его жизненном пути, без навязывания ему собственных мыслей. Александру Македонскому приписывают следующее высказывание: «Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, так как если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю — тем, что дает ей цену». Находясь в завоевательных походах, Александр отправлял Аристотелю  образцы растений и животных из стран, в которых ему удавалось побывать, что являлось ценным источником для естественнонаучных исследований ученого.

В 335 г. до н. э. 50-летний Аристотель, оставив с Александром Каллисфена – племянника, философа, отправился в Афины, где основал Ликей — собственную школу. Утром философ проводил занятие с узким кругом посвященных, а вечером его школа была открыта для всех людей, желающих побеседовать с философом. Ликейский период является крайне важным этапом биографии Аристотеля: именно тогда появляются на свет одни из самых значимых трудов Аристотеля, которые во многом повлияли на  развитие мировой науки.

Несмотря на то, что Аристотель старался всегда быть вдалеке от политики, волна антимакедонских репрессий, прокатившаяся по стране после смерти Александра в 323 г. до н. э. вынудила его покинуть свое пристанище и отправиться с группой учеников в Халкиду, которая становится его последним пристанищем: наследственная болезнь желудка прервала жизнь 62-летнего философа.

Основные произведения

«Политика» – 2 книги»,

«Законы» – 4 книги,

«Никомахова этика»,

«О справедливости» 4 книги,

«О философии» 3 книги,

«О государственном деятеле» 2 книги,

«Извлечения из «Законов» Платона» – 3 книги,

«Извлечения из «Государства»» – 2 книги,

«Государственные устройства» 158 городов, общие и частные, демократические, олигархические, аристократические и тиранические

Основные идеи

Аристотель причислил этику к разряду  практических наук, целью которой является совершение поступков. Об этой науке нельзя говорить как о точном знании, так как ее предметы достаточно неясны и постигаются лишь приблизительно.  Согласно учению философа, предметом этики является благо, на достижение которого направлены определенные поступки и действия. Высшим благом является благо государства или народа. Как и Платон, Аристотель считает, что благо полиса превосходит благо отдельного человека, ведь не целое должно существовать ради части, но часть ради целого. «Желанно, разумеется, и благо одного человека, но прекрасней и божественней благо народа и государств». В своих политических взглядах Аристотель исходит из понимания человека как «общественное животное» («человек от природы есть политическое животное»), в сферу жизни которого входят семья, общество, государство. Государство (как и экономику) Аристотель рассматривает очень реалистически: государственный деятель не может ждать, пока наступят идеальные политические условия, а должен, исходя из возможностей, наилучшим образом, в условиях лучшей конституции управлять людьми – такими, каковы они есть, и прежде всего заботиться о физическом и моральном воспитании молодежи. Наилучшие государственные формы суть монархия, аристократия, умеренная демократия, оборотной стороной которых, т.е. наихудшими государственными формами, являются тирания,олигархия, охлократия (господство черни).

 

Источник: pravo.hse.ru

Биография

Аристотель – древнегреческий мыслитель, ученик Платона, по прошествии времени вступивший с ним в полемику, основатель перипатетической школы, наставник Александра Македонского. Его вклад в науку неоценим. На протяжении более 2 тысячелетий ученые-философы пользуются созданным им понятийным аппаратом, его идеи легли в основу естественных наук. Наследие Аристотеля насчитывает около 50 книг, дошедших до нас благодаря стараниям его учеников и последователей.

Детство и юность

Аристотель родился в городе Стагира, который расположен в греческой колонии Фракии. Из-за названия родного города впоследствии Аристотеля часто называли Стагирским. Он происходил из династии врачевателей. Его отец Никомах был придворным врачом македонского царя Аминты III. Мать Фестида имела благородное происхождение.

Портрет Аристотеля. Художник Франческо Айец
Портрет Аристотеля. Художник Франческо Айец / Gallerie dell’Accademia

Так как в семье лекарское искусство передавалось из поколения в поколение, Никомах собирался сделать врача и из сына. Поэтому с детских лет обучал мальчика основам медицины, а также философии, которая у греков считалась обязательной наукой для каждого лекаря. Но планам отца не суждено было исполниться. Аристотель рано осиротел и вынужден был покинуть Стагир.

Сначала 15-летний юноша отправился в Малую Азию к опекуну Проксену, а в 367 году до н. э. обосновался в Афинах, где стал учеником Платона. Аристотель изучал не только политику и философские течения, но и мир животных и растений. В общей сложности он пробыл в академии Платона около 20 лет.

Сформировавшись как мыслитель, Аристотель отверг учение наставника об идеях бестелесных сущностей всего сущего. Молодой философ выдвинул собственную теорию – первичности формы и материи и неотделимости души от тела. Портрет двух мыслителей, ведущих спор, увековечил мастер эпохи Возрождения – Рафаэль Санти на фреске «Афинская школа».

Аристотель и Платон (фрагмент фрески «Афинская школа»)
Платон и Аристотель (фрагмент фрески «Афинская школа») / Музей Ватикана

В 345 году до н.э. Аристотель уезжает на остров Лесбос, в город Митилену, из-за казни его друга Гермия, также бывшего ученика Платона, который затеял войну против персов.

Через 2 года Аристотель отправляется в Македонию, куда его пригласил царь Филипп, чтобы воспитывать наследника – 13-летнего Александра. Период биографии мыслителя, который он посвятил обучению будущего знаменитого полководца, продлился почти 8 лет. По возвращении в Афины Аристотель основал собственную философскую школу «Ликей», которая также известна под названием перипатетической школы.

Философское учение

Аристотель разделил науки на теоретические, практические и творческие. К первым он относил физику, математику и метафизику. Эти науки, по словам философа, изучаются ради собственно знаний. Ко вторым – политику и этику, так как благодаря им строится жизнь государства. К последним он относил все виды искусства, поэзию и риторику.

Аристотель и Александр Македонский
Аристотель и Александр Македонский / Ancient Pages

Центральным стержнем учения Аристотеля считаются 4 главных первоначала: материя («то, из чего»), форма («то, что»), производящая причина («то, откуда») и цель («то, ради чего»). В зависимости от этих первоначал он определял действия и субъектов как благо или злодеяние.

Мыслитель стал основоположником иерархической системы категорий. Их он выделял 10: сущность, количество, качество, отношение, место, время, обладание, положение, действие и страдание. Все сущее распределяется на неорганические образования, мир растений и живых существ, мир различных видов животных и человека.

С идей Аристотеля начали складываться основополагающие концепции пространства и времени как самостоятельных сущностей и как системы отношений, образовываемых материальными объектами при взаимодействии.

Аристотель с бюстом Гомера. Художник Рембрандт
Аристотель с бюстом Гомера. Художник Рембрандт / Metropolitan Museum of Art

На протяжении нескольких последующих веков оставались актуальными типы государственных устройств, которые описал Аристотель. Образ идеального государства философ представил в сочинении «Политика». Согласно теории мыслителя человек реализуется в обществе, так как живет не только для себя одного.

С другими индивидуумами его связывают кровные, дружественные и другие узы. Цель гражданского общества – не столько экономическое процветание и нажива отдельных лиц, сколько всеобщее благо, «эвдемонизм». Оно возможно только благодаря упорядочению жизни гражданским правом и нравственными законами.

Он выделял 3 положительных и 3 отрицательных варианта правления. К правильным, преследующим цель общего блага, он относил монархию, аристократию и политию. К неправильным, преследующим частные цели правителя, относил тиранию, олигархию и демократию.

Аристотель. Художник Паоло Веронезе
Философ Аристотель. Художник Паоло Веронезе / Biblioteca Nazionale Marciana

Измышления философа коснулись и сферы искусства. Свой взгляд на развитие театрального жанра драмы мыслитель описал в сочинении «Поэтика». До наших дней дошла только первая часть этого труда, вторая, предположительно, содержала сведения о строении древнегреческой комедии. Размышляя о театре и об искусстве в целом, Аристотель выдвигает идею существования феномена подражания, которое свойственно человеку и доставляет ему удовольствие.

Еще одно фундаментальное сочинение философа носит название «О душе». В трактате Аристотель раскрывает ряд метафизических вопросов, связанных с жизнью души любого существа, определяя разницу существования человека, животного и растения. Также здесь философ описывает 5 чувств (осязание, обоняние, слух, вкус и зрение) и 3 способности души (к росту, ощущению и размышлению).

Кроме этого, Аристотель успел изучить и поразмышлять обо всех доступных в его время науках. Он оставил труды по логике, физике, астрономии, биологии, философии, этике, диалектике, политике, поэзии и риторике. Собрание трудов великого философа называется «Аристотелев корпус».

Личная жизнь

О характере ученого можно судить по некоторым воспоминаниям его современников. По словам преданных последователей Платона, Аристотель не сдерживал эмоций, когда дело касалось философских споров. Однажды мыслитель даже повздорил с наставником так сильно, что Платон стал избегать случайной встречи с учеником.

Аристотель. Художник Хосе де Рибера
Аристотель. Художник Хосе де Рибера / Indianapolis Museum of Art

О личной жизни мыслителя потомкам остались скудные сведения. Известно, что у Аристотеля было две жены и двое детей. В 347 году до н. э., в 37 лет, Аристотель женился на Пифиаде, приемной дочери близкого друга Гермия, тирана Ассоса в Троаде. У Аристотеля и Пифиады родилась одна дочь Пифиада. После кончины первой супруги философ стал сожительствовать со служанкой Герпеллидой, которая подарила ему наследника – мальчика Никомаха.

Смерть

После смерти Александра Македонского в Афинах возрастают бунты против македонского господства, а самого Аристотеля, как бывшего учителя Александра, обвиняют в безбожии. Философ покидает Афины, так как предполагал возможность повторения судьбы Сократа – отравление ядом. Произнесенная им фраза «хочу избавить афинян от нового преступления против философии» стала знаменитой цитатой.

Памятник Аристотелю в Миезе
Памятник Аристотелю в Миезе / Carole Raddato, Википедия

Мыслитель переезжает в город Халкис на острове Эвбей. Чтобы показать Аристотелю свою поддержку, за ним следует огромное число его учеников. Но философ не прожил на чужбине слишком долго. Через 2 месяца после переселения он умирает на 62 году жизни от тяжелой болезни желудка, которая в последнее время мучила его.

После смерти наставника его школу «Ликей» возглавил преданный ученик Теофраст, который развил учение Аристотеля о ботанике, музыке, истории философии. Он позаботился и о сохранении трудов мыслителя.

Философские труды

  • «Категории»
  • «Физика»
  • «О небе»
  • «О частях животных»
  • «О душе»
  • «Метафизика»
  • «Никомахова этика»
  • «Политика»
  • «Поэтика»

Цитаты

Благодарность быстро стареет.

Платон – друг, но истина дороже.

Чтобы разбудить совесть негодяя, надо дать ему пощечину.

Ясность – главное достоинство речи.

Источник: 24smi.org

Этика изложена в 3 сочинениях: «Большая этика» (MM)- вероятно, самое раннее сочинение, меньше др. по объему; «Эвдемова этика» (EE), названная так по имени редактора Евдема Родосского, ученика А.; и «Никомахова этика» (EN), названная по имени Никомаха, сына А., вероятно подготовившего текст к изданию. Схема изложения в наиболее представительной «Никомаховой этике» такова:

Кн. 1: цель всякого действия, в т. ч. сознательного,- некое благо. Но поскольку действий, искусств и наук много, мы всегда преследуем различные конкретные цели, к-рые, однако, подчинены одни другим, поскольку и практические науки подчинены одни другим. Самая главная практическая наука — наука о гос-ве, ее цель, включающая цели проч. наук,- счастье, или счастливая жизнь. Одни предпочитают жизнь, посвященную удовлетворению вожделений и служению страстям, др.- деятельную жизнь, требующую добродетелей и приносящую почет среди сограждан, третьи — жизнь созерцательную.

Не касаясь скотского образа жизни и оставив рассуждения о созерцательной жизни на более позднее время, А. рассматривает благо практической жизни. Еще раз подчеркнув бесполезность понятия блага как такового, он полагает счастье как начало, к к-рому стремится всякий человек, т. е. живое существо, наделенное способностью суждения. Его благом будет деятельность души сообразно наилучшей добродетели в течение полной человеческой жизни. При этом радость будет доставлять и сама добродетель, и ее созерцание у других. Поэтому для уразумения счастья нужно рассмотреть добродетели разумной души: одни — добродетели ума (дианоэтические), др.- нрава (этические). К первым относится, напр., мудрость, ко вторым — щедрость.

Дианоэтические добродетели возникают и возрастают благодаря обучению, этические — благодаря упражнению и привычке. В кн. 2-4 А. рассматривает этические добродетели, к-рые суть середины между 2 крайностями: напр., мужество есть середина между страхом и дерзостью; благоразумие — середина между бесчувственностью и распущенностью; щедрость — середина между скупостью и мотовством; величие души — середина между заносчивостью и приниженностью; поступки бывают непроизвольные и произвольные, совершаемые в результате сознательного выбора; добродетель (как, впрочем, и порок) всегда произвольна.

В кн. 5 специально рассматривается справедливость в связи с разными видами права, причем А. весьма изобретателен в демонстрации того, что справедливость — тоже середина (напр., справедливость при распределении — выполнение геометрической пропорции; при обмене — арифметической).

Кн. 6 посвящена дианоэтическим добродетелям: они связаны с разумным началом души и относятся либо к созерцанию, либо к творчеству и поступкам (практике); в первом случае благо и зло — истина и ложь, во втором — правильное или неправильное решение и поступок. Наука — в отличие от творчества и практической деятельности, к-рые связаны с тем, что может быть и так, и иначе,- всегда имеет дело с тем, бытие чего необходимо. Самая точная из наук — мудрость, и предмет ее постижения — самое ценное, божественное по природе, тогда как связанная с практикой рассудительность относится только к человеческим делам, а человек не самое ценное в мире. Рассудительность состоит в правильном принятии решений, в т. ч. в гос. делах, но прежде всего — в частных делах человека.

Кн. 7 начинается с установления того, чего с этической т. зр. необходимо избегать: порока, невоздержности, зверства; затем А. переходит к удовольствию и страданию в их отношении к благу. Разобрав мнения предшественников и современников, А. утверждает: ничто не мешает тому, чтобы высшее благо было разновидностью удовольствия; в удовольствиях, не сопряженных со страданием, не бывает избытка; мы не можем постоянно наслаждаться одним и тем же в силу того, что наша природа не проста и смертна, а бог всегда наслаждается одним, причем простым удовольствием.

Кн. 8 — о дружбе и ее разновидностях, что приводит к рассмотрению видов гос. устройства: царская власть, аристократия и тимократия, или полития,- правильные; тирания, олигархия, демократия — их извращения.

Кн. 9 продолжает рассуждение о дружественных отношениях и встающих в связи с этим вопросов: назначение цены в добровольных сделках, выбор между близкими и проч. людьми, сохранение дружбы, притом что один из друзей меняется; сходные с дружбой проявления расположения, единомыслия и т. д.

Кн. 10 посвящена удовольствию и счастью. Начало книги продолжает рассуждение 7-й кн. и закрепляет эвдемонизм А.: удовольствия, сопровождая правильную деятельность, придают совершенство жизни, а к счастливой жизни все и стремятся. Виды удовольствия зависят от видов деятельности, и наибольшее человеческое удовольствие следует определить как то, каким наслаждается добродетельный человек. Что касается счастья, то оно всегда связано с деятельностью, избираемой ради нее самой, а таковая есть деятельность, сообразная добродетели. Наивысшие добродетели — дианоэтические, а именно мудрость, наивысшая деятельность — созерцание, наивысшая способность в нас — ум, а высшие предметы суть его предметы познания. Поэтому наивысшее счастье — ближайшее божественному — связано с мудростью, умом и созерцанием, а все проч. виды счастья — с жизнью на основе рассудительности.

Завершается кн. 10 и весь трактат рассуждением о необходимости воспитания, как частного, при к-ром достигается большая тщательность, так и общественного, получаемого благодаря совершенным законам. Отсюда А. естественным образом переходит к «Политике» (Pol.).

В «Политике», как и в этических сочинениях, активно используется понятие середины (лучшее гос. устройство, или полития, есть, по А., «средний» строй), а также понятие блага, на к-рое нацелено всякое человеческое общение, в особенности то общение, к-рое является наиболее важным и всеохватным, т. е. гос-во.

В кн. 1 вводятся понятия семьи, селения, гос-ва как естественно возникающих форм общения. При этом гос-во по природе предшествует индивидууму и семье, поскольку они не являются самодовлеющими, и важнейшая человеческая добродетель — справедливость — связана с представлением о гос-ве. Человек по природе есть существо политическое. При этом одни по природе принадлежат не сами себе, а другому (таковы варвары): они — рабы, от к-рых свободные по природе (таковы эллины) отличаются даже физически. Эти последние владеют искусством управления, к-рое отличается от искусства приобретения собственности. К нему относится, в частности, военное искусство, способное обеспечить удачную охоту на людей, предназначенных к подчинению, а также искусство наживать состояние, к-рое связано либо с торговлей, либо с ведением домашнего хозяйства и в этом случае необходимо и заслуживает похвалы. Домохозяйство предполагает разные виды власти (господина над рабом, мужа над женой, отца над ребенком), и потому его необходимо изложить при рассмотрении гос. устройств.

Кн. 2 посвящена рассмотрению проектов гос. устройств Платона (к-рого А. осуждает за чрезмерный унитаризм в «Государстве» и за отсутствие реализма в «Законах»), Фалея Халкидонского (желавшего уравнять все земельные наделы), Гипподама Милетского (создавшего проект гос-ва из 10 тыс. граждан, разделенных на 3 класса: ремесленников, земледельцев и воинов), а также лакедемонского, критского и карфагенского гос. устройств. Помимо этого А. перечисляет древних законодателей: Ликурга из Спарты, Солона из Афин, Залевка из Локр Эпизефирских, Харонда из Катаны, Филолая из Коринфа, а также Драконта из Афин и Питтака с Лесбоса, давших законы для уже существовавших гос-в, и Андродаманта из Регия, ничем, впрочем, не примечательного.

В кн. 3 обсуждается вопрос, что такое собственно гос-во, но начинается она с определения гражданина как того, кто участвует в законосовещательной или судебной власти; его добродетель, к-рая отличается от добродетели просто хорошего человека,- способность властвовать и подчиняться; эти добродетели могут совпасть только в идеальном гос-ве. Гос. устройство есть определенный порядок в организации гос. должностей вообще, и в первую очередь верховной власти; целью гос. устройства является возможность участия всех граждан в прекрасной жизни, к-рую оно должно обеспечить. Правильные гос. устройства (ср.: EN. VIII 12) суть царская власть, аристократия и полития; отклонения от нее — тирания, олигархия, демократия.

Кн. 4 посвящена наилучшему виду гос. устройства. А. называет его просто «государственным устройством» — политией. При этом он считает, что главными видами гос. устройства реально являются олигархия и демократия. Демократия имеет 5 видов: всеобщее равенство; ограниченное имущественным цензом право занятия должностей; все граждане по происхождению могут занимать должности, властвует закон; любой человек, получивший гражданство, может занять должность, властвует закон; власть принадлежит не закону, а народу. Олигархия имеет 4 вида: доступ к должности обеспечивает большой имущественный ценз; недостающие должности пополняются путем кооптации из числа имеющих его; сын наследует должность после отца; при наследовании должностей властвует не закон, а должностные лица (династия).

Подлинная аристократия учитывает богатство, добродетели и народ, склоняющаяся к демократии — добродетели и народ.

Полития есть соединение олигархии и демократии: напр., состоятельные платят штраф за уклонение от судебных обязанностей (как при олигархии), а неимущие за исполнение гражданских обязанностей получают вознаграждение (как при демократии); 2-й способ соединения — средний ценз: не высокий, но и не ничтожный; 3-й — должности замещаются по избранию (как при олигархии), а не по жребию (как при демократии), но без ценза.

Тирания имеет 3 вида: 2 покоятся на законном основании и на избрании, 3-й представляет собой неограниченную монархию к выгоде правителя, а не подданных.

Наилучший строй — средний, в к-ром большинство граждан — среднего достатка.

Помимо этого А. рассматривает, какими при разных видах гос. устройства будут законосовещательная (законодательная) власть, должности (исполнительная власть) и судебная власть.

В кн. 5 А. говорит о причинах гос. переворотов, в кн. 6 — о скрещении различных видов гос. устройств и ветвей власти в них.

В кн. 7-8 излагается проект наилучшего гос. устройства, обеспечивающего гражданам счастливую жизнь. А. исходит из теоретической установки, согласно к-рой на каждого должно приходиться столько счастья, сколько у него добродетели, разума и согласной с ними деятельности, порукой чему — божество, счастливое само по себе благодаря своим свойствам. Идеальное гос-во должно быть ни большим, ни маленьким, а средним, расположенным на удобной территории, без граждан-ремесленников, с земледельцами-рабами. У последних нет досуга, а полноправные граждане развивают такие добродетели, к-рые хороши и во время досуга, и для работы, причем цель их жизни, как гос., так и частной, одна и та же. Мужество и выносливость нужны им для труда, философия — для досуга, а воздержность и справедливость — и там, и здесь. Граждан нужно воспитывать и обучать грамматике, гимнастике, музыке и рисованию, причем с юного возраста, для чего должны быть установлены соответствующие законы.

Источник: www.pravenc.ru


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.