Миф о большой и малой медведице


 

 

 

Легенды, связанные с созвездием Большой МедведицыОднажды Аркас, ставший прекрасным юношей, охотясь в лесах, напал на след медведя. Уже натянул он лук, чтобы смертоносной стрелой поразить добычу, но Зевс не допустил преступления: превратив своего сына также в медведя, он перенес обоих на небо. В ритмическом танце стали они кружиться вокруг полюса, но Гера, придя в ярость, упросила своего брата Посейдона не впускать ненавистную ей пару в свое царство; поэтому Большая и Малая Медведицы являются в средних и северных широтах нашего полушария незаходящими созвездиями. Франческо Петрарка описал Большую Медведицу в своем 33 сонете так:

Уже заря румянила восток.
А свет звезды, что немила Юноне,
Еще сиял на бледном небосклоне
Над полюсом, прекрасен и далек.



Легенды, связанные с созвездием Большой МедведицыСозвездие Большой медведицы. Атлас Гевелия. Большая Медведица кульминирует в полночь в марте — мае, а Малая — в начале июня. Ее самая яркая звезда отстоит в настоящее время на 1,5° от полюса мира и называется Полярной. Самые яркие звезды обеих Медведиц образуют фигуры, похожие на ковши, поэтому их легко найти на небе.
Существует и другая легенда об околополярных созвездиях. Опасаясь Кроноса, который пожирал своих детей, его супруга Рея спрятала новорожденного Зевса в пещере, где его вскармливали, кроме козы мальтеи, две медведицы — Мелисса и  Гелис, впоследствии помещенные за это на небо. Иногда Мелиссу называют  Киносурой, что означает «хвост собаки».  И действительно, у медведей таких длинных хвостов, какие мы видим на любом  изображении созвездий околополярной области, не бывает.

 

В Древней Руси это же созвездие имело разные названия – Воз, Колесница, Кастрюля, Ковш; народы, населявшие территорию Украины, называли его Телегой; в Заволжье оно звалось Большим Ковшом, а в Сибири – Лосем. И до сих пор в некоторых областях нашей страны сохранились эти названия.

 

Долон эбурген («семь старцев»), Долон дархан («семь кузнецов»), Долон бурхан  («семь  богов»),  в  мифологии  монгольских  народов созвездие Большой Медведицы, её семь звёзд иногда причисляются к тенгери.
шаманских  гимнах Долон эбурген — податель счастливой судьбы (ср. дзаячи). В бурятской мифологии (в эпосе о Гесере) созвездие появилось из черепов семи чёрных (злокозненных) кузнецов, сыновей враждебного людям чёрного кузнеца Хожори. Встречаются сюжеты (в тибето-монгольских   редакциях сборника «Волшебный мертвец» и  в  восходящих  к ним устных рассказах), связывающие происхождение Большой Медведицы с мифом о человеке с коровьей головой, именуемом  «Беломордый бычок» или «Белый бычок», а также Басанг (в тибетской мифологии — Масане, быкоголовый персонаж). Он был раздроблен железной колотушкой ведьмы-шулмаса на семь частей,  которые и составили созвездие; был взят на небо Хормустой за то, что победил чёрного пороза  (быка),  боровшегося с белым, являвшимся, по некоторым вариантам, воплощением самого верховного божества (солярная тема смены  дня  и ночи, ср.миф о Буханойон бабае). Согласно другой версии, одна из звёзд Большой Медведицы, находящаяся у неё на плече (вариант: в хвосте), украдена у Мичита (созвездие Плеяды), который гонится за похитителем.

 

Гренландские эскимосы все как один рассказывают про Большой Ковш одинаковую историю, совпадение всех деталей которой у каждого из рассказчиков заставляет предположить, что это чистая правда, а вовсе не досужий вымысел скучающих длинной полярной ночью охотников за моржами.

 

Жил в снежной хижине великий охотник Эриулок.
л один, поскольку очень гордился тем, что он именно великий охотник и не желал знаться с другими эскимосами, тоже охотниками, но не великими. В одиночку выходил Эриулок в утлом кожаном челне в бурное море и длинным, тяжёлым гарпуном с костяным острым наконечником добывал не только моржей и тюленей, но случалось, и кита. Как в одиночку можно добыть целого кита, оставим на совести самих эскимосов. В конце концов на то Эриулок и был великим охотником. Никогда в его снежной хижине не переводился нужный в хозяйстве тюлений жир, которым издавна заправляли эскимосские лампы и смазывали лица и пальцы, чтобы не отморозить. В любой день хватало у него вкусного вяленого мяса, а потолок и стены его снежного жилища были затянуты лучшими моржовыми шкурами, какие только можно было сыскать на всём протяжении от Гренландии до Лабрадора. Богат был одинокий Эриулок, сыт и доволен.

 

Но вот со временем стало донимать великого охотника некоторое беспокойство. Видно, не в одной охоте счастье, раз понял он, что не хочет больше возвращаться в свою одинокую хижину, где не услышать ни детского смеха, ни слов привета и признательности. Короче, понял великий охотник, что пора ему заводить семью и жить, как все люди. Но проще понять, чем сделать. Другие эскимосы давно уже не принимали слишком гордого соплеменника, раз навсегда отказав ему от дома, что иногда случается и в более цивилизованном мире, когда у кого-то дело получается лучше, чем у всех прочих.


 

Поскольку никого, кроме эскимосов, ни поблизости, ни в самом дальнем далеке не проживало, эскимосы же всегда отличались большой принципиальностью и чувством локтя: как решили не иметь дел с одиноким зазнайкой, так и не имели. В конце концов пошёл Эриулок на самый берег Ледовитого океана и обратился к самой повелительнице морских вод, рыб, духов и животных, к главной эскимосской богине Арнаркуагссак. Рассказал о своей проблеме и попросил помощи в надежде, что столь известному лицу, как он, богиня не откажет. 
Эскимосская богиня, и вправду не отказала и пообещала прислать местной грозе тюленей и моржей хорошую невесту, а если надо — и двух. Но, как водится у богов и богинь, назначила испытание. Следовало отправиться на какой-то далёкий остров, разыскать там ледяную пещеру, победить или обмануть огромного белого медведя и выкрасть у него ковш, полный волшебных ягод, дарующих молодость. Старой морской богине такие ягоды были очень нужны, а найти сумасшедшего, который за ними бы отправился, всё не удавалось. А тут как раз Эриулок подвернулся.

 

В общем, герой добрался до острова, отыскал пещеру, усыпил медведя и похитил ковш с волшебными ягодами. И к тому же благополучно доставил и ковш, и ягоды по назначению. Однако, и вправду хороший охотник.

 

Самое интересное, что морское божество не надуло в последний момент простодушного героя. Нет, разошлись по честному: Эриулок получил серебристую нерпу, которая тут же обратилась прекрасной девушкой и заявила, что всю жизнь только и мечтала, как бы выйти за Эриулока замуж. Так что вскоре великий охотник на ещё большую зависть соседей стал к тому же отцом обширного и счастливого семейства. Морская же богиня, съев волшебные ягоды и сбросив пару тысяч лет, на радостях так подкинула вверх пустой ковш, что он там за что-то зацепился, да так и повис над головами


 

В Древнем Египте созвездие Большой Медведицы называлось Мескхет, «Бедро, живущее в великом Озере северного неба» (ср. представление о барке Ра).

 

В мифологии ингушей считается, что богоборец Курюко похитил у бога грома и молнии Селы для передачи людям овец, воду и тростник для строительства жилищ. В этом ему помогают семеро сыновей Селы, которые должны были охранять вход к нему. Разгневанный Села приковал Курюко к горной скале, а сыновей в наказание подвесил к небу, они и составили созвездие Большой Медведицы.

 

В тибетском фольклоре демоница преследует быкоголовое существо Масанг, сына коровы и человека, и бросает ядро, которое разрывает Масанга на семь частей, которые становятся Большой Медведицей. В этом качестве данный персонаж (как Басанг) вошёл в мифологию монгольских народов.

 

Согласно армянскому мифу, семь звёзд Большой Медведицы — семь кумушек, превращённых разгневанным богом в семь звёзд.

 

Легенды, связанные с созвездием Большой МедведицыУ индейцев сиу Большая медведица ассоциировалась со Скунсом.


 

В Древнем Двуречье это созвездие носило название «Грузовая Повозка» (аккад. sambu, eriqqu). Представление о Большой Медведице как о колеснице было распространено в Древнем Двуречье, у хеттов, в Древней Греции, во Фригии, у балтийских народов, в Древнем Китае (Большая Медведица — «колесница, указывающая на юг»), у южноамериканских индейцев бороро. Названия созвездия Большой Медведицы, подобные этому, встречаются у многих народов, имеются и другие варианты названия: древневерхненемецкое wagan — «колесница»; древнеримское Septemtriones — «Семизвездие»; среднеголландское woenswaghen, woonswaghen — «повозка Вотана»; согдийское ‘nxr-wzn — «круг Зодиака»; митаннийское арийское uasanna — «круг на ипподроме»; древнеиндийское vahana — «животное, на котором ездят боги» — и ratha — «колесница»; тохарское A kukal, B kokale — «колесница»; немецкое Grosser Wagen — «Большой Воз».

 

В Индии голова Лося (Большой Медведицы) обращена на восток.

 

Погоня за небесным лосем приписывается в карело-финских рунах разным героям. Один из них -«хитрый парень Лемминкяйнен», беспокойный герой-неудачник. Сделав чудесные лыжи, он похваляется, что ни одно существо в лесах не сможет от него уйти. Его похвальбу слышат злобные хозяева диких тварей ~ Хийси и духи-ювттахи. Они сотворили лося Хийси:


Голову из кочки сделав, Из валежника все тело, Ноги смастерив из кольев, Уши из цветов озерных, А глаза же — из болотных.
Духи посылают лося бежать на север «по полям сынов лопарских, ко дворам Похьелы мрачной»; там он опрокидывает котел с ухой, вызывая слезы девиц и смех женщин. Этот смех Лемминкяйнен воспринимает как насмешку над собой и бросается в погоню за лосем на своих лыжах:

Первый раз он оттолкнулся
И исчез он с глаз на лыжах.
Во второй раз оттолкнулся
И уже не стал он слышен.
Третий раз он оттолкнулся —
И вскочил на спину лося.

Удачливый охотник уже сделал клеть, чтобы держать там добычу, и стал мечтать о том, как было бы хорошо постелить его шкуру на брачное ложе и ласкать на нем деву. Тут-то волшебный лось и вырвался у размечтавшегося добытчика: в ярости он разломал клеть и умчался. Лемминкяйнен бросился было вдогонку, да впопыхах оттолкнулся так, что сломал и лыжи и палки…
Неудача Лемминкяйнена связана с запретом, который он нарушил: во время охоты нельзя помышлять о брачных утехах — это отпугивает добычу. Кроме того, шкуру созданного духами священного животного нельзя использовать для бытовых нужд.
Можно предположить, что охотничий миф о гигантском олене, превратившемся в созвездие, в обществе, которому уже было известно скотоводство, трансформировался в миф об огромном быке, которого не могли заколоть боги.


 

Особым почитанием у финнов и карел, как и у прочих финно-угорских народов, пользовался медведь. Он возник из шерсти, брошенной с небес в воду; по другим мифам – родился возле небесных светил на небе, у Большой Медведицы, откуда был спущен на серебряных ремнях в позлаченной колыбели в лес, где и остался на серебряных ветвях сосны (о сходном мифе, известном обским уграм, будет рассказано ниже). Охота на медведя сопровождается целым циклом заговоров, в которых зверя уговаривают, будто он не был убит охотником, а сам пришел в дом к людям «с мёдным животом от меду»: для него, как для дорогого гостя, убирают избу. Медведь – родственник человека. Он из рода Адама и Евы: известны его отец и мать – Хонгатар (слово, родственное названию сосны). В некоторых заговорах медведя встречают как жениха, «в шубе денежной красавца» – стелят постель с золоченой периной (о медвежьей свадьбе мы говорили выше). Череп убитого медведя вешали на сосну – туда, откуда пришел первый мифический зверь: верили, что дух медведя возродиться вновь.

 

Легенды, связанные с созвездием Большой МедведицыВесьма оригинально название этих двух созвездий (Большой и Малой Медведицы)  у народов, населявших территорию нынешней Казахской республики.
блюдая звездное небо, они, как и другие народы обратили внимание на неподвижность Полярной звезды, которая в любое время суток неизменно занимает одно и то же положение над горизонтом. Вполне естественно, что эти народы основным источником существования которых были табуны лошадей, называли Полярную звезду «железным гвоздем» («Темир-Казык»), вбитым в небо, а в остальных звездах Малой Медведицы видели привязанный к этому «гвоздю» аркан, надетый на шею Коня (созвездие Большой Медведицы). В течение суток Конь обегал свой путь вокруг «гвоздя». Таким образом, древние казахи объединяли созвездия Большой и Малой Медведицы в одно.

 

Обские угры считали, что небесное происхождение приписывается лосю и другим космическим объектам: некогда лось имел шесть ног и мчался по небу так быстро, что никто не мог догнать его. Тогда на охоту отправился некий Сын бога или человек Мось – первопредок обских угров – на лыжах из священного дерева. Охотнику удалось согнать оленя с неба на землю и отрубить ему лишние две ноги, но следы небесной охоты навсегда запечатлелись на небе. Млечный путь – это лыжня охотника, Плеяды – женщины из его дома, Большая Медведица – сам лось. Небесный же охотник с тех пор поселился на земле, где было изобилие дичи. Несомненно, этот миф дублировался у многих северных народов.

 

Таков далеко не весь обзор представлений разных народов о самом известном созвездии нашего небосклона. Но и это дает понять насколько разнообразны были взгляды наших предков на одно и то же явление.


 Александрова Анастасия

Источник

Источник: welemudr.mirtesen.ru

Большая Медведица— Смотри! Упала звезда!
— Да, прямо в Ковш Большой Медведицы…
— Интересно, а что там, в этом звездном Ковше?.. Взяться бы за его Ручку и заглянуть туда!
— Может быть, попробуем?

* * *

Небо над нами — словно старинная книга, хранящая мудрость веков. Каждую ночь, как только солнце опускается за горизонт, открывается эта Небесная Книга, и ее светящиеся звездные письмена могут многое поведать о временах, когда люди совершали подвиги, о героях слагались легенды, а боги ходили по земле…

Много преданий записано в великой Книге звездного неба и самые яркие из них связаны с древнейшими созвездиями. Большая Медведица — из таких созвездий. Это не случайно. И по сей день семь звезд Медведицы лидируют в «хит-параде» самых популярных созвездий неба. Их знают все. Встречаясь взглядом с этими семью звездами, мы чувствуем, что в нашей душе просыпается величие, чистота, спокойствие и таинственная сила красоты звездного неба. Давайте приоткроем покрывало Урании, и Звездная Книга расскажет нам древнегреческую легенду о том, как красавица Каллисто вознеслась на небо, превратившись в созвездие Большой Медведицы.

Живописные лесистые горы в центре Пелопоннесского полуострова были излюбленным местом богини-охотницы Артемиды. Богиня и ее спутницы-нимфы строго следили за процветанием жизни в Аркадии, защищая в лесах молодые растения и звериных детенышей, охраняя чистоту, красоту и молодость Природы. Нимфы давали обет чистоты и целомудрия. В своих ритуальных танцах они надевали иногда медвежьи шкуры, за что и прозвали их медведицами, а Артемиду – Медвежьей богиней.

Дочь царя Ликаона, правившего Аркадией, была одной из самых прекрасных нимф в свите богини-охотницы. Ее так и звали — Каллисто, что на греческом означает «прекраснейшая».
Сам Зевс полюбил ее и явился к ней в облике Аполлона. От этой встречи родился у Каллисто сын Аркад (вариант: Аркас, что означает «медведь»). Артемида, узнав что ее нимфа нарушила клятву, превратила ее в Медведицу (согласно другой версии мифа, Зевс превратил Каллисто в медведицу, чтобы спасти ее от мести Геры).
Однажды Аркас, возвращаясь с охоты, увидел возле своего дома медведицу и лающую на нее собаку. Вознамерившись убить большого зверя, он вскинул копье и чуть было не совершил страшное преступление. Но тут вмешался Зевс. Желая спасти возлюбленную, он схватил медведицу за хвост и забросил на небо. Поскольку зверь был тяжелый, хвост при этом вытянулся и стал значительно длиннее хвоста обыкновенного медведя. Любимую собаку нимфы-охотницы Зевс не стал разлучать с хозяйкой и тоже забросил на небо, придав ей облик медведицы, но поменьше. Так оказалась красавица Каллисто вместе со своей любимицей среди звезд, где и по сей день привлекает своей красотой взоры людей.
Своего сына Аркаса, как повествуют легенды, Зевс тоже поместил на небо — в созвездие Волопаса или превратил его в звезду Арктур (что в переводе с древнегреческого означает «сторож, страж»), чтобы сын всегда охранял свою мать.
Гера, супруга Зевса, узнав о случившемся, пришла в ярость и упросила Посейдона не впускать ненавистную ей красавицу в свое царство. С тех пор кружатся Медведицы в ритмическом танце вокруг полюса, и никогда не суждено им искупаться в Океане.

* * *

— Да, Медведицы никогда не прячутся за горизонт. По их расположению можно определить, какое сейчас время года и который час. В древности этими полярными часами пользовались все путешественники и мореплаватели. Эти часы никогда не останавливаются. Большая Медведица важно обходит за сутки небесный Полюс мира, осматривая и охраняя его, словно кто-то привязал ее звездной уздечкой к Полярной звезде.
— Покажи мне Полярную звезду!
— Найди две крайние звезды Ковша, мысленно проведи от донышка Ковша линию вверх. Видишь яркую звезду? Это и есть Полярная звезда — центр Времени, все созвездия кружатся вокруг этой Царицы ночи.

Источник: gluhovski-igor.livejournal.com

Легенда Древней Греции

Жила на свете прекрасная нимфа Каллисто. Зевс был сражён её красотой и от их союза родился сын Аркас. Гера прознав про это превратила нимфу в медведицу. Зевс, чтобы спасти красавицу, отправил её на небо вместе с сыном. Так появились два созвездия, отличающиеся размерами.

Созвездие Малая Медведица
Созвездие Малая Медведица

По другой легенде древних греков Зевс, спасая нимфу Каллисто от мести Геры, превратил её в Медведицу. Однако, по некоторым данным, было две нимфы. Их Зевс превратил в животных, которые предстают на небе как Большая и Малая Медведицы.

Малая Медведица и Большая Медведица
Малая Медведица и Большая Медведица

Между тем, существует и другая легенда, также связанная с Зевсом. По старому преданию Древней Греции, страшный титан Кронос убивал всех своих наследников. Потому что ему было предсказано, что один из них свергнет отца. Но мать Зевса укрыла ребёнка в пещере, где его выходили коза Амалфея и нимфы Гелис и Мелисса. В дальнейшем пророчество сбылось. А в благодарность Зевс увековечил своих спасительниц. Коза превратилась в звезду созвездия Возничего, а нимфы навсегда украсили небо созвездиями медведиц.

Мать Зевса передаёт нимфам ребёнка
Мать Зевса передаёт нимфам ребёнка

Другие мифы

Но это не единственные мифы про историю созвездия. К примеру, монголы связывали семь звёзд с мудростью и властью. По этой причине они дали ему название Семь Старцев, или Семь Мудрецов. Часто называли даже Семью Богами, а также можно встретить имя Семь Кузнецов.

— Тысячи людей живут и не смотрят на Большую Медведицу!
— Им только кажется, что они живут.

Безымянная звезда

В отличие от других у тибетов есть своя легенда о появлении Большой Медведицы. Они верят, что некогда жил человек с головой коровы. По преданию он заступился за белого быка против чёрного быка. Первый олицетворял добро, а второй, наоборот, зло. Злая ведьма ударила человека, и он распался на семь частей. В благодарность за борьбу добрый бык превратил эти части в звёзды. Таким образом, появилось созвездие Большая Медведица.

А например, у эвенков созвездие олицетворяет космического лося Хэглэна. Поэтому часто оно упоминается под именем Лось. Что интересно, на русском Севере созвездие прозвали Сохатым. В то же время поляки называют Полярную звезду Лосиной.
Забавное имя дали Большой Медведице в Древней Руси — Конь на Приколе.

Созвездие лося (у эвенков)
Созвездие лося (у эвенков)

Несомненно, каждая история прекрасна. Но красота самого созвездия невероятна. Хотя известно оно с давних времён, Большая Медведица огромная тайна космического мироздания. Никогда не устанет человек выискивать её в небе. Она, как живая, притягивает к себе всё больше и больше внимания.

Источник: kosmosgid.ru

Наверное, каждый взрослый человек помнит замечательную колыбельную песенку из старого советского мультфильма про Умку. Именно она впервые показала маленьким телезрителям созвездие Большая Медведица. Благодаря этому мультфильму у многих появился интерес к астрономии, захотелось разузнать побольше об этой столь странно названной совокупности ярких планет.

Созвездие Большая Медведица – астеризм северного полушария неба, имеющий огромное количество названий, дошедших до нас из древности: Лось, Плуг, Семь Мудрецов, Повозка и прочие. Эта совокупность ярких небесных тел является третьей по величине плеядой всего неба. Самое интересное, что некоторые участки «ковша», входящего в созвездие Большой Медведицы, видны круглый год.

Именно благодаря своей характерной расположенности и яркости эта плеяда хорошо узнаваема. В состав созвездия входят семь звезд, которые имеют арабские имена, но греческие обозначения.

Звезды, входящие в созвездие Большая Медведица

Обозначение

Название

Интерпретация

α

Дубхе

Медведь

β

Мерак

Поясница

γ

Фекда

Бедро

δ

Мегрец

Начало хвоста

ε

Алиот

Происхождение названия неизвестно

ζ

Мицар

Набедренная повязка

η

Бенетнаш (Алькаид)

Предводитель плакальщиц

Существует огромное количество разнообразных теорий о возникновении созвездия Большая Медведица.

Первая легенда связана с Эдемом. Давным-давно на свете жила нимфа Каллисто – дочь Ликаона и помощницы богини Артемиды. О ее красоте ходили легенды. Даже сам Зевс не устоял перед ее чарами. Союз бога и нимфы привел к рождению сына Аркаса. Разгневанная Гера превратила Каллисто в медведицу. Во время одной из охот Аркас чуть не убил свою мать, но ее вовремя спас Зевс, отправив на небо. Туда же он переместил и сына, превратив того в созвездие Малая Медведица.

Вторая легенда связана непосредственно с Зевсом. Как гласит предание, древнегреческий титан Кронос уничтожал каждого своего наследника, ибо было предсказано ему, что один из них свергнет его с престола. Однако Рея – мать Зевса – решила сохранить жизнь своему ребенку и спрятала его в пещере Ида, расположенной на современном острове Крит. Именно в этой пещере его вскормили коза Амалфея и две нимфы, по легенде бывшие медведицами. Их звали Гелис и Мелисса. Свергнув своего отца и остальных титанов, Зевс подарил своим братьям – Аиду и Посейдону – подземное и водное царство соответственно. В благодарность за кормление и уход Зевс увековечил медведиц и козу, вознеся их на небо. Амалфея стала звездой в созвездии Возничего. А Гелис и Мелисса представляют собой теперь две плеяды – Большую Медведицу и Малую Медведицу.

Мифы монгольских народов отождествляют данный астеризм с мистическим числом «семь». У них издавна созвездие Большая медведица называлось то Семь Старцев, то Семь Мудрецов, Семь Кузнецов и Семь Богов.

Существует тибетская легенда возникновения этой плеяды ярких звезд. Поверье гласит, что когда-то давно жил в степях человек с головой коровы. В борьбе со злом (в предании оно выступает как черный бык) он вступился за белого быка (добро). За это человека наказала ведьма, сразив железным орудием. От удара он распался на 7 частей. Добрый белый бык, оценив вклад человека в борьбу со злом, вознес его на небо. Так и появилось созвездие Большая Медведица, в котором находится семь ярких звезд.

Источник: FB.ru

Созвездие Большой Медведицы    Большая и Малая Медведицы, как одни из наиболее заметных созвездий северного неба, имеют множество различных названий в легендах разных народов. Большую Медведицу часто называют колесницей, повозкой или просто семью быками. Созвездие Большой Медведицы с самой яркой звездой по имени Дубхе (арабское Тхар Дубб аль Акбар — «зад Большого Медведя») связано со следующей легендой. Прекрасная Каллисто, дочь царя Ликаона, была в свите богини-охотницы Артемиды. Под видом этой богини Зевс приблизился к деве, и она стала матерью Аркаса; ревнивая Гера тут же превратила Каллисто в медведицу. Однажды Аркас, ставший прекрасным юношей, охотясь в лесах, напал на след медведя. Уже натянул он лук, чтобы смертоносной стрелой поразить добычу, но Зевс не допустил преступления: превратив своего сына также в медведя, он перенес обоих на небо. В ритмическом танце стали они кружиться вокруг полюса, но Гера, придя в ярость, упросила своего брата Посейдона не впускать ненавистную ей пару в свое царство; поэтому Большая и Малая Медведицы являются в средних и северных широтах нашего полушария незаходящими созвездиями. Франческо Петрарка описал Большую Медведицу в своем 33 сонете так:

Уже заря румянила восток. 
А свет звезды, что немила Юноне, 
Еще сиял на бледном небосклоне 
Над полюсом, прекрасен и далек.

Миф о большой и малой медведицеСозвездие Большой медведицы. Атлас Гевелия. Большая Медведица кульминирует в полночь в марте — мае, а Малая — в начале июня. Ее самая яркая звезда отстоит в настоящее время на 1,5° от полюса мира и называется Полярной. Самые яркие звезды обеих Медведиц образуют фигуры, похожие на ковши, поэтому их легко найти на небе.
Существует и другая легенда об околополярных созвездиях. Опасаясь Кроноса, который пожирал своих детей, его супруга Рея спрятала новорожденного Зевса в пещере, где его вскармливали, кроме козы мальтеи, две медведицы — Мелисса и  Гелис, впоследствии помещенные за это на небо. Иногда Мелиссу называют  Киносурой, что означает «хвост собаки».  И действительно, у медведей таких длинных хвостов, какие мы видим на любом  изображении созвездий околополярной области, не бывает.

В Древней Руси это же созвездие имело разные названия – Воз, Колесница, Кастрюля, Ковш; народы, населявшие территорию Украины, называли его Телегой; в Заволжье оно звалось Большим Ковшом, а в Сибири – Лосем. И до сих пор в некоторых областях нашей страны сохранились эти названия.

Долон эбурген («семь старцев»), Долон дархан («семь кузнецов»), Долон бурхан  («семь  богов»),  в  мифологии  монгольских  народов созвездие Большой Медведицы, её семь звёзд иногда причисляются к тенгери. В шаманских  гимнах Долон эбурген — податель счастливой судьбы (ср. дзаячи). В бурятской мифологии (в эпосе о Гесере) созвездие появилось из черепов семи чёрных (злокозненных) кузнецов, сыновей враждебного людям чёрного кузнеца Хожори. Встречаются сюжеты (в тибето-монгольских   редакциях сборника «Волшебный мертвец» и  в  восходящих  к ним устных рассказах), связывающие происхождение Большой Медведицы с мифом о человеке с коровьей головой, именуемом  «Беломордый бычок» или «Белый бычок», а также Басанг (в тибетской мифологии — Масане, быкоголовый персонаж). Он был раздроблен железной колотушкой ведьмы-шулмаса на семь частей,  которые и составили созвездие; был взят на небо Хормустой за то, что победил чёрного пороза  (быка),  боровшегося с белым, являвшимся, по некоторым вариантам, воплощением самого верховного божества (солярная тема смены  дня  и ночи, ср.миф о Буханойон бабае). Согласно другой версии, одна из звёзд Большой Медведицы, находящаяся у неё на плече (вариант: в хвосте), украдена у Мичита (созвездие Плеяды), который гонится за похитителем.

Гренландские эскимосы все как один рассказывают про Большой Ковш одинаковую историю, совпадение всех деталей которой у каждого из рассказчиков заставляет предположить, что это чистая правда, а вовсе не досужий вымысел скучающих длинной полярной ночью охотников за моржами.
Жил в снежной хижине великий охотник Эриулок. Жил один, поскольку очень гордился тем, что он именно великий охотник и не желал знаться с другими эскимосами, тоже охотниками, но не великими. В одиночку выходил Эриулок в утлом кожаном челне в бурное море и длинным, тяжёлым гарпуном с костяным острым наконечником добывал не только моржей и тюленей, но случалось, и кита. Как в одиночку можно добыть целого кита, оставим на совести самих эскимосов. В конце концов на то Эриулок и был великим охотником. Никогда в его снежной хижине не переводился нужный в хозяйстве тюлений жир, которым издавна заправляли эскимосские лампы и смазывали лица и пальцы, чтобы не отморозить. В любой день хватало у него вкусного вяленого мяса, а потолок и стены его снежного жилища были затянуты лучшими моржовыми шкурами, какие только можно было сыскать на всём протяжении от Гренландии до Лабрадора. Богат был одинокий Эриулок, сыт и доволен.
Но вот со временем стало донимать великого охотника некоторое беспокойство. Видно, не в одной охоте счастье, раз понял он, что не хочет больше возвращаться в свою одинокую хижину, где не услышать ни детского смеха, ни слов привета и признательности. Короче, понял великий охотник, что пора ему заводить семью и жить, как все люди. Но проще понять, чем сделать. Другие эскимосы давно уже не принимали слишком гордого соплеменника, раз навсегда отказав ему от дома, что иногда случается и в более цивилизованном мире, когда у кого-то дело получается лучше, чем у всех прочих.
Поскольку никого, кроме эскимосов, ни поблизости, ни в самом дальнем далеке не проживало, эскимосы же всегда отличались большой принципиальностью и чувством локтя: как решили не иметь дел с одиноким зазнайкой, так и не имели. В конце концов пошёл Эриулок на самый берег Ледовитого океана и обратился к самой повелительнице морских вод, рыб, духов и животных, к главной эскимосской богине Арнаркуагссак. Рассказал о своей проблеме и попросил помощи в надежде, что столь известному лицу, как он, богиня не откажет.
Эскимосская богиня, и вправду не отказала и пообещала прислать местной грозе тюленей и моржей хорошую невесту, а если надо — и двух. Но, как водится у богов и богинь, назначила испытание. Следовало отправиться на какой-то далёкий остров, разыскать там ледяную пещеру, победить или обмануть огромного белого медведя и выкрасть у него ковш, полный волшебных ягод, дарующих молодость. Старой морской богине такие ягоды были очень нужны, а найти сумасшедшего, который за ними бы отправился, всё не удавалось. А тут как раз Эриулок подвернулся.
В общем, герой добрался до острова, отыскал пещеру, усыпил медведя и похитил ковш с волшебными ягодами. И к тому же благополучно доставил и ковш, и ягоды по назначению. Однако, и вправду хороший охотник.
Самое интересное, что морское божество не надуло в последний момент простодушного героя. Нет, разошлись по честному: Эриулок получил серебристую нерпу, которая тут же обратилась прекрасной девушкой и заявила, что всю жизнь только и мечтала, как бы выйти за Эриулока замуж. Так что вскоре великий охотник на ещё большую зависть соседей стал к тому же отцом обширного и счастливого семейства. Морская же богиня, съев волшебные ягоды и сбросив пару тысяч лет, на радостях так подкинула вверх пустой ковш, что он там за что-то зацепился, да так и повис над головами

В Древнем Египте созвездие Большой Медведицы называлось Мескхет, «Бедро, живущее в великом Озере северного неба» (ср. представление о барке Ра).

В мифологии ингушей считается, что богоборец Курюко похитил у бога грома и молнии Селы для передачи людям овец, воду и тростник для строительства жилищ. В этом ему помогают семеро сыновей Селы, которые должны были охранять вход к нему. Разгневанный Села приковал Курюко к горной скале, а сыновей в наказание подвесил к небу, они и составили созвездие Большой Медведицы.

В тибетском фольклоре демоница преследует быкоголовое существо Масанг, сына коровы и человека, и бросает ядро, которое разрывает Масанга на семь частей, которые становятся Большой Медведицей. В этом качестве данный персонаж (как Басанг) вошёл в мифологию монгольских народов.

Согласно армянскому мифу, семь звёзд Большой Медведицы — семь кумушек, превращённых разгневанным богом в семь звёзд.

Созвездие Скунса у индейцев СиуУ индейцев сиу Большая медведица ассоциировалась со Скунсом.

В Древнем Двуречье это созвездие носило название «Грузовая Повозка» (аккад. sambu, eriqqu). Представление о Большой Медведице как о колеснице было распространено в Древнем Двуречье, у хеттов, в Древней Греции, во Фригии, у балтийских народов, в Древнем Китае (Большая Медведица — «колесница, указывающая на юг»), у южноамериканских индейцев бороро. Названия созвездия Большой Медведицы, подобные этому, встречаются у многих народов, имеются и другие варианты названия: древневерхненемецкое wagan — «колесница»; древнеримское Septemtriones — «Семизвездие»; среднеголландское woenswaghen, woonswaghen — «повозка Вотана»; согдийское ‘nxr-wzn — «круг Зодиака»; митаннийское арийское uasanna — «круг на ипподроме»; древнеиндийское vahana — «животное, на котором ездят боги» — и ratha — «колесница»; тохарское A kukal, B kokale — «колесница»; немецкое Grosser Wagen — «Большой Воз».

В Индии голова Лося (Большой Медведицы) обращена на восток.

Погоня за небесным лосем приписывается в карело-финских рунах разным героям. Один из них -«хитрый парень Лемминкяйнен», беспокойный герой-неудачник. Сделав чудесные лыжи, он похваляется, что ни одно существо в лесах не сможет от него уйти. Его похвальбу слышат злобные хозяева диких тварей ~ Хийси и духи-ювттахи. Они сотворили лося Хийси:
Голову из кочки сделав, Из валежника все тело, Ноги смастерив из кольев, Уши из цветов озерных, А глаза же — из болотных.
Духи посылают лося бежать на север «по полям сынов лопарских, ко дворам Похьелы мрачной»; там он опрокидывает котел с ухой, вызывая слезы девиц и смех женщин. Этот смех Лемминкяйнен воспринимает как насмешку над собой и бросается в погоню за лосем на своих лыжах:

Первый раз он оттолкнулся 
И исчез он с глаз на лыжах. 
Во второй раз оттолкнулся 
И уже не стал он слышен. 
Третий раз он оттолкнулся —
И вскочил на спину лося.
Удачливый охотник уже сделал клеть, чтобы держать там добычу, и стал мечтать о том, как было бы хорошо постелить его шкуру на брачное ложе и ласкать на нем деву. Тут-то волшебный лось и вырвался у размечтавшегося добытчика: в ярости он разломал клеть и умчался. Лемминкяйнен бросился было вдогонку, да впопыхах оттолкнулся так, что сломал и лыжи и палки…
Неудача Лемминкяйнена связана с запретом, который он нарушил: во время охоты нельзя помышлять о брачных утехах — это отпугивает добычу. Кроме того, шкуру созданного духами священного животного нельзя использовать для бытовых нужд.
Можно предположить, что охотничий миф о гигантском олене, превратившемся в созвездие, в обществе, которому уже было известно скотоводство, трансформировался в миф об огромном быке, которого не могли заколоть боги.
Особым почитанием у финнов и карел, как и у прочих финно-угорских народов, пользовался медведь. Он возник из шерсти, брошенной с небес в воду; по другим мифам – родился возле небесных светил на небе, у Большой Медведицы, откуда был спущен на серебряных ремнях в позлаченной колыбели в лес, где и остался на серебряных ветвях сосны (о сходном мифе, известном обским уграм, будет рассказано ниже). Охота на медведя сопровождается целым циклом заговоров, в которых зверя уговаривают, будто он не был убит охотником, а сам пришел в дом к людям «с мёдным животом от меду»: для него, как для дорогого гостя, убирают избу. Медведь – родственник человека. Он из рода Адама и Евы: известны его отец и мать – Хонгатар (слово, родственное названию сосны). В некоторых заговорах медведя встречают как жениха, «в шубе денежной красавца» – стелят постель с золоченой периной (о медвежьей свадьбе мы говорили выше). Череп убитого медведя вешали на сосну – туда, откуда пришел первый мифический зверь: верили, что дух медведя возродиться вновь.

Созвездие Большой медведицы в виде коняВесьма оригинально название этих двух созвездий (Большой и Малой Медведицы)  у народов, населявших территорию нынешней Казахской республики. Наблюдая звездное небо, они, как и другие народы обратили внимание на неподвижность Полярной звезды, которая в любое время суток неизменно занимает одно и то же положение над горизонтом. Вполне естественно, что эти народы основным источником существования которых были табуны лошадей, называли Полярную звезду «железным гвоздем» («Темир-Казык»), вбитым в небо, а в остальных звездах Малой Медведицы видели привязанный к этому «гвоздю» аркан, надетый на шею Коня (созвездие Большой Медведицы). В течение суток Конь обегал свой путь вокруг «гвоздя». Таким образом, древние казахи объединяли созвездия Большой и Малой Медведицы в одно.

Обские угры считали, что небесное происхождение приписывается лосю и другим космическим объектам: некогда лось имел шесть ног и мчался по небу так быстро, что никто не мог догнать его. Тогда на охоту отправился некий Сын бога или человек Мось – первопредок обских угров – на лыжах из священного дерева. Охотнику удалось согнать оленя с неба на землю и отрубить ему лишние две ноги, но следы небесной охоты навсегда запечатлелись на небе. Млечный путь – это лыжня охотника, Плеяды – женщины из его дома, Большая Медведица – сам лось. Небесный же охотник с тех пор поселился на земле, где было изобилие дичи. Несомненно, этот миф дублировался у многих северных народов.

Таков далеко не весь обзор представлений разных народов о самом известном созвездии нашего небосклона. Но и это дает понять насколько разнообразны были взгляды наших предков на одно и то же явление.
 

Источник: taynoved.ru


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.