Космогония это в философии


КОСМОГО́НИЯ (от греческого космогони́я — создание мира, вселенной), учение о происхождении и развитии мира как целого. На космогонические вопросы по-своему отвечают религия, мифология, философия и естествознание. Иудаизм первым идею сотворения мира Богом поставил в центр своего мировоззрения и связал ее с этикой. Христианство и ислам заимствовали эту идею у иудаизма.

Содержание:

  • В Библии
  • В Талмуде, мидраше и позднейшей раввинистической литературе
  • В еврейской философии эпохи эллинизма и средних веков
  • В каббале
  • В еврейской мысли нового времени

В Библии

Основы библейской космогонии изложены в главах 1 и 2 книги Бытие. С самого начала библейского рассказа Бог выступает как единственный творец и мироустроитель; все стадии («дни») творения суть акты Его творческой воли. Библейский рассказ о сотворении мира носит конкретно-образный характер и не содержит законченной теологической или философской доктрины о «творении из ничего».


Это понятие впервые появляется в восходящей к середине 2 в. до н. э. 2-й книге Маккавеев (7:28). Однако по существу библейская космогония ближе к этой доктрине, чем к различным космогоническим мифам Ближнего Востока, мотивы которых в преобразованном виде часто встречаются в Библии (см. ниже). Два стиха, открывающие книгу Бытие, служат как бы введением в рассказ о творении Вселенной (подразумеваемой под словами «небо и земля»), в которой элементы мироздания первоначально пребывали в смешанном, хаотическом состоянии (тоху ва-воху).

Речениями Бога в шесть дней был создан мир и все существующее в нем, но уже в первые четыре дня хаос сменился космическим порядком. В первый день был сотворен свет и отделен от тьмы; во второй — небесная твердь, которая отделила воду под ней от воды над ней; на третий — поднебесные воды были собраны в одно место и обнажилась суша, породившая растительность; на четвертый день были сотворены небесные светила, отделяющие день от ночи; на пятый — все водные твари, а также птицы; на шестой — наземные животные и человек — мужчина и женщина.

Каждый акт творения положительно оценивается Богом: «И увидел Бог, что это хорошо». Человек сотворен по образу и подобию Бога (Быт. 1:26, 27); ему вверяется власть над землей и населяющими ее животными (Быт. 1:28). Сочтя, что все, сотворенное Им, весьма хорошо, Бог освятил седьмой день и почил от дел (Быт. 2:2, 3).


Непосредственно за этим повествованием следует несколько иной, более антропоцентрический вариант рассказа о творении (Быт. 2:4–24). В нем небеса и земля предполагаются уже сотворенными; земля первоначально орошается лишь поднимающимся с ее поверхности паром; сотворение человека предшествует сотворению растительного и животного мира. Бог создает человека из праха земного и вдувает в него дыхание жизни. В первом повествовании говорится об одновременном создании мужчины и женщины; во втором — о создании женщины из ребра мужчины.

Согласно мнению библейской критики, различие этих двух рассказов отражает различие источников Пятикнижия (см. Адам, Библия. Толкование, экзегеза и критические исследования Библии. Научное исследование и критика Библии; Ю. Вельхаузен).

Сопоставление этих двух вариантов библейского рассказа о сотворении мира с шумеро-аккадскими космогоническими мифами, в частности с вавилонским эпосом «Энума элиш», выявляет ряд общих мотивов, на фоне которых особенно ярко выделяется уникальный характер библейской космогонии. В «Энума элиш», как и в Бытии (1:2), первобытный хаос отождествляется с водной бездной, которую олицетворяет богиня Тиамат — этимологический эквивалент слова тхом (`бездна`).


В обоих источниках создание неба и земли представлено как результат разделения вод твердью. Сотворение дня и ночи предшествует сотворению светил. Последовательность событий в обоих произведениях одинакова: сотворение небесной тверди, суши, светил, человека и отдых божества. Сотворение человека из праха земного (Быт. 2:7) аналогично его сотворению из глины — мотив, часто встречающийся в шумеро-аккадской мифологии, например, в эпосе о Гильгамеше.

Однако библейская космогония и космогонические мифы Месопотамии отражают совершенно различные мировоззрения. В книге Бытие бездна (тхом), в отличие от Тиамат аккадского мифа, является не первичной созидательной силой, но безличной и пассивной массой воды. Единый Бог, согласно книге Бытие, царит над всей природой, силы которой сотворены Его абсолютной волей и отнюдь не являются богами или их воплощением. Сотворение человека рассматривается как вершина и цель творения.

Библейский рассказ о сотворении мира, в отличие от аккадского космогонического эпоса, не играл никакой культовой роли в религии Древнего Израиля. Книга Бытие утверждает идею единого предвечного и всемогущего Творца. Космогония здесь не связана с теогонией (мифами о происхождении богов). Специальное упоминание о создании Богом «больших рыб» (морских чудовищ: Быт. 1:21) является, по-видимому, частью библейской полемики с политеистическим угаритским мифом о первоначальной борьбе между богом-творцом и морским чудовищем, олицетворяющим хаос. Бытие подчеркивает, что морские чудовища были сотворены Богом, а не являлись богами-соперниками.


Отзвуки мифа о демиургической битве встречаются, однако, в книгах Пророки и в Псалмах, где говорится о торжестве Бога над силами водного хаоса, который олицетворяют морские чудовища Левиафан, Рахав, Таннин, а также само море (Ис. 27:1; 51:9, 10; Иер. 5:22; Пс. 74:13, 14; 89:10, 11 и многие другие). В библейском контексте эти образы призваны подчеркнуть абсолютное господство Бога над силами природы. В Притчей Соломоновых книге (3:19 ,20; 8:22–31) вводится понятие Премудрости Божьей — поэтическое олицетворение Божьего творческого замысла. Образ Премудрости стал позднее предметом умозрительных гностических построений (см. ниже).

В поэтической форме идея планомерности создания мира Богом и непостижимой для человека целесообразности, царящей в мире по воле его Творца, излагается в книге Иов (38,39). Псалом 104 представляет собой возвышенный гимн мудрости и благости Творца и совершенству творения. Здесь содержится идея света как облачения Божества (104:1, 2): мировые стихии изображены исполнителями воли Божьей (104:4), которая проявляется в вечном обновлении природы (104:29, 30). Наиболее явным и бескомпромиссным утверждением Божьей воли как единственной творческой причины мира со всеми его противоречиями являются слова пророка Исайи: «Я создаю свет и творю тьму, делаю мир и произвожу зло; Я, Господь, делаю все это» (Ис. 45:7).

В Талмуде, мидраше и позднейшей раввинистической литературе


Стремясь оградить библейскую концепцию творения от чуждых ей космогонических представлений эллинистического мира, Мишна резко порицает обсуждение проблем происхождения мира (ма‘асе брешит), как и других эзотерических вопросов (Хаг. 2:1; ср. Бен-Сира 3:19–22). Однако необходимость опровергать гностические и другие еретические взгляды, утверждавшие вечность материи, либо отрицавшие роль Бога как единственного творца мира, вынуждала законоучителей Талмуда отступать от постановления Мишны, что «ма‘асе брешит не следует обсуждать даже перед двумя [слушателями]», которое Иерусалимский Талмуд приписывает рабби Акиве (ТИ. Хаг. 2:1, 77а).

Так, Гамлиэль Старший (см. Гамлиэль) вступил в дискуссию с неким философом, утверждавшим, что Бог при сотворении мира использовал в качестве готового материала хаос, тьму и бездну (Быт. Р. 1:9). Между школами Бет-Хиллел и Бет-Шаммай существовали разногласия по двум вопросам космогонии: что было сотворено раньше (небо или земля) и предшествовал ли творческий замысел акту творения или они были одновременны (Быт. Р. 1:15; 12:14). Мнение Шим‘она бар Иохая об одновременности сотворения неба и земли и примате замысла над актом творения более согласуется с принципом библейской космогонии о сотворении мира одной Божьей волей (без каких-либо усилий со стороны Творца), выраженным в Мишне словами «десятью речениями был сотворен мир» (Авот 5:1).


Особенно резко полемизировали законоучители Талмуда с гностической идеей о сотворении мира ангелами, противопоставляя ей тезис о сотворении ангелов Богом (Быт. Р. 1:3; 3:8). Особое место в талмудической космогонии занимает проблема сотворения света, которое, согласно библейскому рассказу, предшествовало сотворению небесных светил. Большинство таннаев придерживалось мнения, что светила были сотворены уже в первый день, однако «развешены» лишь на четвертый.

Танна рабби Я‘аков и амора рабби Эл‘азар (см. Амораи) считали, что свет, сотворенный в первый день, был скрыт от грешников и откроется в будущем праведникам (Хаг. 12а). Премудрость Божья (см. выше) отождествляется с Торой уже в апокрифической книге Бен-Сиры Премудрость (24:8–9): в мидраше говорится о том, что Бог при сотворении мира смотрел в Тору, которая, таким образом, оказывается Божественным планом мироздания (Быт. Р. 1:1).

В эпоху амораев в талмудическую космогонию проникают мифологические элементы, вроде рассказа о наказании Богом «ангела моря» (сар шел ям), отказавшегося поглотить по Его требованию все надземные воды и обнажить таким образом сушу (ББ.746).


nbsp;эту эпоху космогонические представления, господствовавшие в эллинистическом мире, ранее считавшиеся эзотерическими, начинают обсуждаться публично; запрещение заниматься ими фактически отпадает. Проникновение в духовный мир законоучителей Талмуда космогонических концепций гностического происхождения, часто сопровождавшихся магической и теургической практикой, стало одним из источников позднейшей мистической литературы (см. Каббала).

Трудности согласования разных вариантов библейского рассказа о творении не ускользали от внимания толкователей и комментаторов Библии. Так, различие имен Бога в двух вариантах рассказа о творении, ставшее позднее исходным пунктом библейской критики, объяснялось в Мидраше различием Божественных атрибутов. Элохим соответствует атрибуту справедливости, а тетраграмматон — атрибуту милосердия (Филон Александрийский дает противоположное толкование).

По различным вопросам космогонии раввинистические авторитеты не придерживаются единой, общеобязательной точки зрения. Раши, например, считал, что в первом стихе книги Бытие речь идет о начальном состоянии, но не о хронологическом порядке сотворения неба и земли. Другие авторитеты объясняют различия в библейских рассказах о творении тем, что в Библии иногда дается обобщение, а потом раскрываются его детали.


Вообще, раввинистические авторитеты стремились к такому истолкованию рассказа о сотворении мира, при котором противоречие между его вариантами разрешалось бы при сохранении единства повествования. Первым из традиционных комментаторов Библии, высказавшим мнение о том, что библейское повествование представляет собой сознательную попытку опровержения космогонических мифов, был М. Л. Малбим. Его мнение позднее поддержали У. Кассуто и другие авторитеты.

В еврейской философии эпохи эллинизма и средних веков

Еврейские мыслители с момента знакомства с древнегреческой философией пытались согласовать библейский рассказ о творении с философскими учениями, допускавшими такое согласование, и защитить его от несовместимых с ним учений. Филон Александрийский основал свою теорию сотворения мира на учении Платона, из которого постарался устранить элементы, несовместимые с библейским повествованием, прежде всего, утверждение о сотворении мира из вечной, предсуществующей материи.

Согласно Филону, Бог сотворил первичную материю из ничего, а затем сотворил мир из первоматерии. Связующим звеном между Богом и сотворенным Им миром является логос — слово Божье, коренящееся в Божественной сущности, но наделенное самостоятельным существованием. Логос содержит в себе мир вечных идей-первообразов, оказываясь, таким образом, синонимом Премудрости Божьей. В акте сотворения мира, который для Платона являлся необходимым выражением Божественной природы, Филон усматривал проявление свободы Божественной воли: Бог мог воздержаться от сотворения мира или сотворить другой мир.


В космогонических построениях средневековой еврейской философии центральное место занимала полемика с учением о вечности мира в его неоплатонических или аристотелевских вариантах. Первым систематическим рассмотрением космогонической проблемы в средневековой еврейской философии является учение Са‘адии Гаона, который использовал аргументы арабского спекулятивного богословия (калам). Согласно Са‘адии, мир сотворен во времени из ничего. Вечность материи несовместима, по мнению Са‘адии, с творческой активностью Бога.

Ввиду того, что неоплатоническая идея эманации мира из Бога не согласуется с доктриной творения из ничего, Ицхак Исраэли попытался примирить эту доктрину с библейским понятием творения, различая в последнем две стадии: проявление свободной творческой мощи Бога и эманацию природы из первичной материи и формы, сотворенных Богом. Противоречия, свойственные космогонии еврейского неоплатонизма, более резко проявились у Шломо Ибн Габирола, который в философско-религиозной поэме «Кетер малхут» («Царский венец») утверждает доктрину творения из ничего, а в философском труде «Мекор хаим» («Источник жизни») колеблется между доктриной творения из ничего и эманацией, склоняясь к первой. Подобно другим философам-неоплатоникам, Ибн Габирол признает вневременный характер эманации мира из его первоисточника.


Бахья Ибн Пакуда утверждает, что существование материи является свидетельством существования ее Творца, ибо она не способна к самотворению. Иехуда ха-Леви предпочитает опираться на авторитет еврейской традиции, настаивающей на подлинности библейского рассказа о творении. Маймонид отвергает аргументы как калама и неоплатонизма, так и Аристотеля и его мусульманских последователей, утверждавших вечность вселенной и господства в ней естественной необходимости. Космогоническая проблема, согласно Маймониду, выходит за рамки философии и требует апелляции к откровению.

Вместе с тем он приводит ряд философских аргументов, которые, хотя и не являются решающими, все же косвенно свидетельствуют в пользу библейского учения о сотворении мира. Библия недвусмысленно утверждает сотворенность мира, но допускает некоторую свободу толкования деталей творения. Даже платоновская теория творения из предсуществующей материи совместима, по мнению Маймонида, с идеей Божественной свободы и ее вмешательством в естественную закономерность. Маймонид предпочитает следовать еврейской традиции, которая, как правило, толкует библейский рассказ в духе доктрины о творении из ничего, однако допускает и возможность иной интерпретации Писания в случае подтверждения теории Платона (Майм., Наст. 2:25).

Герсонид и Хасдай Крескас отвергли «агностицизм» Маймонида и попытались с помощью философских аргументов доказать сотворение мира. Согласно Герсониду, телеологическая концепция природы, лежащая в основе физики Аристотеля, предполагает Творца, формирующего Вселенную согласно Своим целям. Гипотеза вечности Вселенной ведет к опровержению аристотелевых законов динамики и к ряду противоречий.

В отличие от Маймонида, Герсонид считает, что Бог создал мир из вечной бесформенной материи; доктрина творения из ничего не может объяснить создание физического мира бестелесным Богом. Герсонид полагает, что доктрина вечной бесформенной материи содержится в Торе. Аврахам Ибн Эзра в своих комментариях к Библии также придерживается платонических, эманационистских взглядов на творение. Крескас отвергает все аргументы Маймонида и Герсонида в пользу начала мира во времени и, по-видимому, считает, что разрешение противоречия между традиционным библейским взглядом на творение и идеей вечности мира, возможно, содержится в учении о вечном, непрерывном творении Богом многих миров, которое существует уже в талмудической литературе.

Проблеме сотворения мира Крескас отводит второстепенную роль в своей системе; в отличие от Маймонида, он не видит в отрицании сотворения мира во времени подрыва основ еврейской религии. Решающее значение для Крескаса имеет вера в причинную зависимость мира от Бога, что тождественно творению из ничего. Возможно, известное влияние на формирование космологических представлений Крескаса оказали взгляды христианского аристотелика Фомы Аквинского.

В каббале

Космогонические темы встречаются уже в ранней литературе еврейской мистики, в частности, в произведениях эзотерических теософских течений талмудической эпохи. Тема ма‘асе брешит получила уникальное освещение в книге «Сефер-иецира» (предположительно 3 в. н. э.), содержащей самостоятельную переработку понятия «творение» в духе пифагорейской мистики чисел. Мистика «Сефер-иецира», тесно связанная с идеей Божественной Премудрости и традиционными представлениями библейской и талмудической космогонии, содержит оригинальные космогонические идеи, весьма далекие от талмудических.

Бог сотворил мир с помощью 32-х тайных путей Премудрости: десяти сфирот и 22-х букв еврейского алфавита. Термин сфирот, впервые появляющийся в этом тексте, употребляется здесь для обозначения тех чисел, в которых поздние пифагорейцы усматривали первичные элементы мироздания. Сфирот, возникшие в результате творения, а не эманации из недр Божества, играют решающую роль в космогонии. Первые четыре сфирот — это четыре мировые стихии: дух Божий, эфир (дух, образующий мировую атмосферу), вода и огонь. Остальные шесть сфирот представляют собой шесть измерений пространства. С помощью комбинаций букв, начертанных на небесной сфере и запечатленных в духе Божьем, совершается творение.

Эта идея весьма близка к мнению, приписываемому в Талмуде аморе Раву, о существовании «букв, с помощью которых были созданы небо и земля» (Бр. 55а). Возможно, это мнение явилось выводом из учения о сотворении мира Богом с помощью Торы, которая состоит из букв и таинственным образом содержит все эти комбинации. Здесь «Сефер-иецира» перекликается с идеями буквенной магии. Все творение «запечатывается» комбинациями букв, составляющих священное имя Божье (см. Тетраграмматон).

Каббалистическая космогония и космология стремятся соединить в той или иной форме космогонию Библии и Талмуда с положениями некоторых учений философии. Все системы каббалы исходят из принципиального различия между сокровенным, непостижимым Божеством (эйн-соф) и раскрытием Бога в творении. Творение связано с откровением скрытого Божества, Его как бы выходом из Себя, хотя в то же время вне Бога нет ничего, ибо, согласно неоплатонической формуле, усвоенной ранними каббалистами, «все исходит из Единого, и все возвращается к Единому».

В учениях каббалы переход от эйн-соф к «проявлениям», от сокровенного Бога к Богу-творцу связывается с вопросом о первичной эманации. Хотя все описания этого процесса претендовали только на символическое значение, содержащимся в них символам в каббалистической литературе часто приписывалась объективная реальность. Решение Божества выйти из Своего непроницаемого уединения и проявить Себя в творении отнюдь не рассматривается в каббале как необходимое следствие сущности эйн-соф; это свободное решение, остающееся непостижимой тайной. Поэтому каббалисты отвергают постановку вопроса о мотивах творения.

Отказываясь от всяких попыток рационалистического объяснения творения, каббала приобретает характер «теософской» доктрины, предметом которой является внутренняя жизнь и акты Бога. В таких классических произведениях каббалистической литературы, как «Сефер ха-бахир» (12 в.) и Зохар (13 в.), различные космогонические идеи представлены в туманной и неясной форме, что позволяет ссылаться на них сторонникам противоположных взглядов. Различия между каббалистическими системами проявляются уже в трактовке ими первого шага творения: направлен ли он в сторону внешнего мира, или является шагом внутрь, отступлением эйн-соф в глубины Самого Себя.

Ранние каббалисты и Моше Кордоверо придерживались первой точки зрения, что привело их к теории эманации, близкой к неоплатонизму. Лурианская каббала (см. Ицхак Лурия), напротив, толкует возвращение самого Бога в Свои глубины как шаг, предшествующий творению. Понятия, наиболее часто используемые в каббалистической литературе для обозначения этого первого шага, относятся к Божественной воле, мысли, «абсолютному ничто» и внутреннему излучению эйн-соф, более высокому, чем другие его эманации.

Самым смелым из этих понятий является обозначение первого проявления эйн-соф как аин (`ничто`), которое оказывается единственно возможной характеристикой Бога именно в Его отношении к творению. Доктрина творения из ничего претерпевает в этом мистическом учении радикальное преобразование и начинает обозначать эманацию из недр Божества. Это мнение осталось эзотерической доктриной, маскируемой употреблением традиционной формулы. В отличие от неоплатонизма, в каббале эманация сфирот рассматривается как происходящая в Самом Боге. Сокровенное Божество (эйн-соф) и Бог, проявившийся в эманациях сфирот — один и тот же Бог, рассматриваемый под разными углами зрения.

Проблема продолжения эманации за пределами Божества решалась каббалистами по-разному. Большинство ранних каббалистов склонялось к мысли об идентичности сфирот субстанции (сущности) Бога. В более поздних источниках сфирот рассматривались уже не как сущность Бога, но скорее как Его «орудия» или «сосуды». Кордоверо пытался примирить оба мнения, утверждая, что в сфирот можно различить два аспекта — аспект «сущности» и аспект «сосудов». С этой точки зрения, сфирот одновременно идентичны сущности Божества и отделены от нее. Этот взгляд возобладал в поздней каббале.

Согласно каббалистическим воззрениям, первая стадия творения — это эманация первичного света и десяти сфирот из недр Самого Бога, эйн-соф; вторая стадия — сотворение духовных сил; третья — создание отдельных видов бытия с их качествами числа, меры и формы, четвертая, последняя, стадия — сотворение материального мира. В некоторых системах каббалы сотворение человеческих душ относится ко второй стадии, а сотворение ангелов — к третьей. Каждая из этих стадий связана с последовательным уменьшением духовности. На последней, низшей стадии, порча духа приводит к появлению демонов.

Идея духовного прообраза человека (Адам Кадмон), которую каббалистическая космогония заимствовала из еврейского гнозиса первых веков н. э., трактовалась либо как совокупность всех десяти сфирот, либо как посредник между эйн-соф и сфирот. Согласно последней трактовке, Адам Кадмон был создан на первой стадии творения, а затем из него посредством эманации возник весь мир. В ряде каббалистических учений используется мидрашистская легенда о мирах, созданных и разрушенных до сотворения нынешнего мира. В Зохаре эта легенда связывается с происхождением зла (см. Добро и зло).

Космогония лурианской каббалы означала радикальное изменение всей структуры каббалистической мысли. Она ввела три революционных понятия: цимцум (`сокращение`, `умаление` Божества), швират ха-келим (`ломка сосудов`) и тиккун (`исправление`). Оригинальность лурианской доктрины цимцум состоит в том, что первым актом эйн-соф оказывается в ней не самооткровение и эманация, но, напротив, самоумаление и самоограничение. Творение становится возможным благодаря самоограничению Божества. Бог как бы отступает, оставляя место для процесса творения.

Первичное пространство, образовавшееся после акта цимцум, заполняется светом эманации; его вместилищем являются сосуды, возникшие в результате взаимодействия различных потоков первичной эманации. Происхождение зла И. Лурия объясняет космической катастрофой — «ломкой сосудов», не выдержавших мощного напора Божественной эманации. Из обломков сосудов, сохранивших, однако, искры Божественного света, возникли клиппот (`оболочки`), темные силы ситра ахара (`другой стороны`). Эти оболочки являются источником грубой материи. Первая форма, которую приобретает эманация после акта цимцум — это Адам Кадмон, который в лурианской каббале служит как бы связующим звеном между эйн-соф и иерархией низших миров.

Возвышение духовного прообраза человека до степени первого бытия, возникшего после цимцум, придает антропоцентрический характер всей лурианской каббале. «Ломка сосудов» является поворотным пунктом в космической драме. Адам Кадмон возвращает миру его первоначальный облик, существовавший в замысле Творца (тиккун) с помощью света, исходящего из его головы и преобразующего хаос (результат «ломки сосудов») в упорядоченные структуры — «лики» (парцуфим), каждая из которых содержит своеобразную комбинацию сфирот. В символической форме здесь выражена глубокая идея о спасении мира, осуществляемом божественной силой человеческого духа.

В космогонии лурианской каббалы отчетливо различимы черты гностицизма: изображение творения как космической драмы, порожденной роковым кризисом в недрах самого Божества; поиски пути восстановления целостности и совершенства космоса, очищения от зла, в чем человеку отводится центральная роль. Наряду с этими гностическими представлениями в ней присутствует «диалектическая» тенденция в гегелевском смысле этого термина. Она проявляется в попытках рационального объяснения таких доктрин, как цимцум, «ломка сосудов» и образование парцуфим.

Многие исследователи находят в каббале выраженную пантеистическую тенденцию — чрезмерное сближение Бога и мира. Однако каббалистическую космогонию в целом лучше охарактеризовать термином «панентеизм», сущность которого афористически выражена в словах Кордоверо: «Бог — это все, что существует, но не все, что существует, — Бог».

Завершением каббалистической космогонии является учение лурианской каббалы о миссии Израиля в мире — собирании рассеянных искр Шхины и их вознесении, то есть подготовке избавления. В лурианской каббале национальные и космические мотивы сливаются в единый великий миф изгнания и избавления.

Источник: eleven.co.il

(от греч. kosmos — Вселенная, мир и goneia — рождение) — область астрономии, в к-рой изучаются проблемы происхождения и развития космич. тел и их систем: звездных скоплений, звезд, галактик, планет Солнечной системы и т. д. В качестве важнейших разделов включает в себя планетную К., звездную К. и галактич. К. Проблемы К. чрезвычайно важны для выработки науч. мировоззрения и критики религии, к-рая с давних времен дает свою фантастич., искаженную картину мира. Первые космого-нич. представления о развитии небесных тел были высказаны ан-тичн. философами 4-1 вв. до н. э. (Левкипп, Демокрит, Лукреций). Затем наступил многовековой период господства богословия, когда преобладала религ. т. зр. о сотворении мира богом. В 17 в. франц. философ Р. Декарт показал несостоятельность концепций сотворения мира богом и предложил гипотезу об образовании всех небесных тел как результате вихревого движения мельчайших частиц материи. Науч. фундамент планетной К. заложил И. Ньютон, к-рый обратил внимание на закономерности движения планет. В 1755 И. Кант предложил гипотезу возникновения Солнечной системы на основе действия механич. сил притяжения и отталкивания. Обобщив астрономич. открытия В. Гершеля, в 1796 П. Лаплас выдвинул гипотезу происхождения Солнечной системы, сходную с кантовской. Однако в 19 в. выявились трудности, к-рые гипотеза Канта — Лапласа преодолеть на уровне тех знаний не могла. Были выдвинуты др. гипотезы, в части., Дж. Джинса, об образовании планет под влиянием притяжения пролетавшей поблизости от Солнца массивной звезды. Однако вероятность такого события чрезвычайно мала, и в наст. вр. в К. на уровне новых знаний (теория полей, корпускулярное излучение и т. д.) происходит возврат к идеям Канта и Лапласа об образовании планет из рассеянного вещества (напр., гипотезы О. Шмидта, Я. Хойла, А. Камерона, Э. Шацмана). В звездной К. большинством исследователей разделяется идея образования звезд путем сгущения рассеянного туманного вещества, выяснены конкр. ядерные реакции, обеспечивающие излучение звезд. Галактич. К. делает только первые шаги, проводится классификация галактик и их скоплений, изучаются эволюционные изменения звезд и газовой составляющей галактик, их хммич. состава, природа начальных возмущений, к-рые привели к распаду расширяющегося газа Метагалактики на отд. сгущения, исследуются мощные взрывы, происходящие в квазарах и ядрах активных галактик, и др. Совр. К. развивается, опираясь на большое количество фактов, охватывающих самые различные свойства небесных тел и свидетельствующих о закономерном, естеств. характере эволюции вечной Вселенной, в к-рой нет места для сверхъестеств. сил.

Космогония Ж. — 1. Раздел астрономии, изучающий происхождение и развитие космических тел и их систем: звезд, звездных скоплений, галактик и т.п. // Учебный предмет, содержащий теоретические……..
Толковый словарь Ефремовой

Космогония — космогонии, ж. (греч. kosmogonia — происхождение мира) (книжн.). Учение или верование о происхождении мира. Древнегреческая космогония Гезиода.
Толковый словарь Ушакова

Космогония — -и; ж. [от греч. kosmos — вселенная и gonē (goneia) — рождение] Раздел астрономии, изучающий происхождение и развитие космических тел и их систем: звёзд, звёздных скоплений, галактик и т.п.
Толковый словарь Кузнецова

Космогония — (от космос и …гония; греч. kosmogonia) — раздел астрономии,изучающий происхождение и развитие космических тел и их систем (планет иСолнечной системы в целом, звезд, галактик……..
Большой энциклопедический словарь

Космогония Вед —         Тому, кто привык судить о языческих богах по хорошо знакомым греческим мифам, индийский пантеон покажется непроходимыми джунглями, выбраться из которых —……..
Энциклопедия мифологии

КОСМОГОНИЯ — КОСМОГОНИЯ, -и, ж. (спец.). Учение о происхождении космических тел и их систем. К. Солнечной системы. || прил. космогонический, -ая, -ое.
Толковый словарь Ожегова

КОСМОГОНИЯ — КОСМОГОНИЯ (греч. kosmogonia), раздел астрономии, изучающий происхождение и развитие космических тел и их систем.
Экологический словарь

Источник: slovariki.org

Суть задачи-вопроса 2-8: каковы ранние формы космологии и в чем они заключались?

Биоблогосфера счастлива повидаться с вами! Привет всем!

С точки зрения науки, космизм (греч. упорядоченный мир) – это космогония – совокупность теорий о рождении и эволюции Вселенной: концепции Канта-Лапласа (XVIII век) об образовании Солнечной системы конденсацией пылевых масс, теории расширяющейся вселенной Фридмана, разлетающихся галактик Хаббла (XX век), теории относительности Энштейна и др.

Иммануи́л Кант (1724-1804)  – нем. философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма.
Пьер-Симо́н Лапла́с (1749-1827) – французский математик и астроном; известен работами в области небесной механики, дифференциальных уравнений, один из создателей теории вероятностей.

Большинство древнегреческих учёных поддерживали геоцентррическую систему мира, согласно которой в центре Вселенной находится неподвижная шарообразная Земля, вокруг которой обращаются пять планет, Солнце и Луна. В Средние века в астрономии и философии как христианских, так и мусульманских стран доминировала космология Аистотеля. Первая половина XVI века отмечена появлением новой, гелиоцентрической системы мира Николая Коперника.

А вот и ответ на вопрос задачи 2-7: в чем отличие русского космизма от космизма вообще? Ответ обоснуйте. Русский космизм – осознание взаимообусловленности и всеединства; необходимости соизмерять человеческую деятельность с целостностью мира. Осталось порассуждать на эту тему, а это вы сделаете и без моей помощи 🙂

Александр Александрович Фри́дман (1888-1925) – выдающийся российский и советский математик, физик и геофизик, основоположник современной физической космологии.

Космоло́гия – раздел астрономии, изучающий свойства и эволюцию Вселенной в целом. Основу этой дисциплины составляют математика, физика и астрономия.

А вот и ответ на вопрос задачи 2-8 из слайда 13 лекции 2: ранние формы космологии – религиозные мифы о сотворении (космогония) и уничтожении (эсхатология) существующего мира.

И это все на сегодня, мне лайк, а вам пока-пока! До новых встреч в Биоблогосфере!

Источник: zen.yandex.ru

греч. ??????????, от ?????? – Вселенная и ?????? – зарождение) – область науки, изучающая происхождение и развитие небесных (космич.) тел и их систем. К. опирается на астрономич. и астрофизич. данные, а планетная К. также на данные наук о Земле. В совр. К. широко используются данные экспериментальной и теоретич. физики. Планетная К. изучает происхождение нашей планетной системы, опираясь на наблюдения различных тел только этой системы. Звездная К. и К. галактик изучают происхождение множества звезд и звездных систем, опираясь на наблюдения многих сходных объектов, возникших в разных условиях, в разное время и находящихся на разных стадиях развития. Вследствие специфич. трудностей (крайняя медленность большинства космогонич. процессов, отсутствие до сих пор возможностей эксперимента) в К. чаще, чем в др. науках, приходится иметь дело не с разработанными теориями, а с науч. гипотезами. Кроме того, в физико-математич. науках, к к-рым относится и К., хотя бы ограниченная количеств. разработка является наряду с подтверждением фактич. данными необходимой предпосылкой для превращения гипотезы в теорию. Космогонич. исследование, как и вообще всякое исследование процессов развития в естествознании, обычно представляет собой тесное сочетание индукции и дедукции. Вместе с тем имеются дедуктивные гипотезы и теории (напр., исходящие из предвзятой идеи о важной роли турбулентности или электромагнитных сил в изучаемом процессе), к-рые иногда замаскированы индуктивной формой изложения. Видимость индуктивности зачастую создается опред. толкованием фактич. данных, на самом деле допускающих различные истолкования. Космогонич. гипотезы 18 и 19 вв. относились гл. обр. к происхождению солнечной системы. В них рассматривалась преимущественно механич. сторона процесса развития. Лишь в 20 в. развитие астрофизики и физики позволило начать серьезное изучение происхождения звезд. Совсем в недавнее время, всего несколько лет назад, началась разработка К. галактик, природа которых была выяснена только в 20-х гг. 20 в. И с т о р и я к о с м о г о н и и. Первые общие идеи о развитии небесных тел были высказаны антич. философами в 5–1 вв. до н.э. (Левкипп, Демокрит, Лукреций). В средние века наступил период господства теологии. Лишь в 17 в. Декарт отбросил библейский миф о сотворении мира и нарисовал картину образования всех небесных тел в результате вихревого движения мельчайших частиц материи, оставив богу лишь роль создателя этой материи. До середины 18 в. теория вихрей Декарта владела умами ученых. Фундамент науч. планетной К. заложил Ньютон, к-рый первый обратил внимание на закономерности движения планет. Опираясь на открытые им осн. законы механики и закон всемирного тяготения, управляющий движением планет вокруг Солнца, он пришел к выводу, что устройство планетной системы не может быть результатом случайного стечения обстоятельств. Но он приписывал его акту божеств. творения. Бюффон высказал гипотезу (1745), что планеты возникли из сгустков вещества, исторгнутого из Солнца ударом огромной кометы (в то время кометы считались массивными телами). Кант в книге «Общая естеств. история и теория неба» (1755) поставил вопрос о закономерном естеств. происхождении всех небесных тел. Полемизируя с Ньютоном, он дал космогонич. объяснение закономерностям движения планет, выдвинув гипотезу об их образовании из рассеянной материи. Как стало теперь ясным, Кант правильно нарисовал картину развития вращающегося околосолнечного пылевого облака, но не мог ее обосновать. В течение 19 и 20 вв. неоднократно делались попытки обоснования этой гипотезы, но все они были неудачными вследствие механистич. подхода к исследованиям, игнорирования процесса перехода механич. энергии в др. формы. Между тем еще в 70-х гг. 19 в. Энгельс писал о решающей роли этого процесса (см. «Диалектика природы», 1955, с. 48). В конце 18 в. Лаплас выдвинул гипотезу о происхождении солнечной системы, во многом сходную с гипотезой Канта. Гипотеза Лапласа быстро завоевала признание и именно благодаря ей астрономия оказалась одной из первых наук, внесших идею развития в совр. естествознание. Еще сто лет назад выяснилось, что гипотеза Лапласа не способна объяснить распределение момента количества движения между Солнцем и планетами или, иными словами, огромные размеры планетной системы по сравнению с Солнцем. Хотя обнаруживались все новые трудности, с к-рыми гипотеза Лапласа не могла справиться, она признавалась мн. учеными вплоть до середины 20 в. Нек-рые космогонич. гипотезы, выдвигавшиеся в 19 – нач. 20 вв., хотя и были в целом ошибочными, содержали новые интересные идеи (метеоритная гипотеза Лигондеса, планетезимальная гипотеза Мультона и Чемберлина, гипотеза Си о захвате готовых планет). Англ. астроном Джордж Дарвин исследовал эволюцию системы Земля – Луна и показал, что вследствие приливного трения вращение Земли замедляется, а расстояние Луны от Земли увеличивается. Дарвин выдвинул гипотезу об отделении Луны от некогда жидкой, быстро вращавшейся Земли. Однако дальнейшие исследования подтвердили вывод А. М. Ляпунова о том, что плавное разделение быстро вращающегося жидкого тела невозможно. В 20–30-х гг. 20 в. широкой известностью пользовалась гипотеза англ. астронома Джинса, считавшего, что планеты образовались из вещества, вырванного из Солнца притяжением пролетавшей поблизости массивной звезды. Но эта гипотеза не способна объяснить огромные размеры планетной системы и др. явления. В 40-х гг. планетная К. вернулась к классич. идеям Канта и Лапласа об образовании планет из рассеянного вещества. В 1943 О. Ю. Шмидт выдвинул идею об аккумуляции планет из холодных твердых тел. Такой процесс образования Земли приводит к заключению о ее холодном начальном состоянии. В 1950 в работе Л. Э. Гуревича и А. И. Лебединского было показано, что тела, из к-рых аккумулировались планеты, образовались в окрестностях Солнца из вещества газово-пылевого облака. Нем. физик Вейцзеккер (1943), рассматривая аккумуляцию планет из газово-пылевого облика, приписывал важное значение вихревым и турбулентным движениям в нем, что, однако, не подтвердилось. Амер. астроном Кейпер (1949) предполагал, что в облаке образовались огромные массивные газово-пылевые протопланеты, превратившиеся в планеты путем избавления от избытка вещества. Под давлением критики Кейпер в конце 40-х гг. прекратил разработку этой гипотезы. Швед. физик Альвен рассмотрел в 1954 образование планет, исходя из предположения, что оно происходило под действием гл. обр. электромагнитных сил. Эта гипотеза вела к противоречию с фактич. данными. Однако она способствовала появлению теории Хойла (1960) о возникновении околосолнечного протопланетного облака, в к-рой электромагнитные силы играют важную роль. В 50-х гг. представления об аккумуляции планет из холодного вещества и о холодном начальном состоянии Земли стали господствующими в планетной К. во всем мире. В то время как в прежних гипотезах и теориях планетной К., начиная с Канта, выяснение процесса образования планет опиралось в первую очередь на механич. закономерности строения солнечной системы, в работах амер. физико-химика Г. Юри, начавшихся в 1951, основой служат данные о химич. составе Земли и метеоритов, а в работе Фаулера, Гринстейна и Хойла (1962) – данные об особенностях изотопного состава нек-рых элементов и об их относительном обилии. Все три принципиально разных подхода приводят к одинаковым общим заключениям об аккумуляции планет. Среди гипотез планетной К. часто выделяют небулярные (напр., Канта, Лапласа) и катастрофические (напр., Бюффона, Джинса). Однако многие не попадают ни в одну из этих групп. Следуя О. Ю. Шмидту, можно выделить в планетной К. три осн. вопроса, каждый из к-рых может служить основой для классификации: 1) Откуда и как взялось около Солнца вещество для построения планет и в каком состоянии оно находилось? 2) Каков был процесс образования планет из этого вещества? 3) Каково было начальное состояние Земли? Идея об образовании звезд путем сгущения рассеянного туманного вещества, восходящая в натур-филос. плане к Канту и даже Декарту, а в естеств.-науч. плане (с опорой на наблюдения туманностей) – к Гершелю и Лапласу, сохранилась до нашего времени и разделяется подавляющим большинством исследователей. После открытия механич. эквивалента тепла была подсчитана энергия, освобождающаяся при сжатии звезды (Гельмгольц, 1854; Кельвин, 1862). Оказалось, что ее хватило бы для поддержания излучения Солнца в течение десятков млн. лет. В то время такой срок казался достаточным, но потом изучение прошлого Земли показало, что Солнце излучает несравненно дольше. Кроме того, аналогичные расчеты для звезд большой светимости показали, что они могли бы излучать лишь несколько десятков тысяч лет. В начале 20 в. проблему источников энергии звезд пытались решить с помощью радиоактивных элементов, в то время лишь недавно открытых. Однако, хотя Солнце, если бы оно целиком состояло из радия или урана, и обладало бы достаточным общим запасом энергии, никакая смесь этих элементов не может обеспечить необходимую длительность и интенсивность ее выделения. Установление взаимосвязи массы и энергии, показавшее, что звезды, излучая, теряют массу, привело к гипотезам о возможности «аннигиляции» вещества в недрах земли, т.е. превращения вещества в излучение, к-рые не подтвердились. Правильной оказалась идея о «трансмутации» элементов, т.е. об образовании более сложных атомных ядер из простых, в первую очередь гелия из водорода. В 1938–39 были выяснены конкретные ядерные реакции, могущие обеспечить излучение звезд (Вейцзеккер, Бетте), и это явилось началом совр. этапа развития звездной К. Современная космогония. В планетной К. в наст. время общепризнано, что наша планетная система образовалась 41/2–5 млрд. лет назад из газово-пылевого вещества, некогда окружавшего Солнце и простиравшегося до границ системы. Исходя из господств. представлений об образовании Солнца из сжимающейся туманности, большинство исследователей, не конкретизируя предполагаемый процесс, считает, что газово-пылевое околосолнечное протопланетное облако образовалось совместно с Солнцем. Гипотеза О. Ю. Шмидта о захвате Солнцем части межзвездной туманности встречается с трудностями. Самый процесс формирования планет подавляющее большинство исследователей рассматривает как постеп. аккумуляцию холодного вещества. Гл. движущими факторами эволюции были действие сил тяготения, переход механич. энергии в тепловую и действие химич. сил. Земля первоначально была холодной. Лишь постепенно ее недра разогрелись в результате накопления тепла, выделяющегося при распаде радиоактивных элементов (последние присутствуют в небольших количествах во всех горных породах). Т.о., в совр. планетной К. восторжествовали идеи акад. В. И. Вернадского, высказывавшиеся им еще в начале века. Мыслимы др. планетные системы, в к-рых землеподобные планеты содержат больше или меньше радиоактивных элементов и потому их термич. история, а вместе с тем и история их коры, атмосферы и гидросферы отличаются от земной. З в е з д н а я к о с м о г о н и я первоначально имела задачей изучение происхождения и развития окружающих звезд, рассматриваемых как индивидуальные объекты. Успехи в изучении газово-пылевых туманностей поставили перед звездной К. вопрос об их происхождении и развитии и об их взаимодействии со звездами. Далее постановка вопроса о происхождении звезд изменилась после выяснения группового характера их образования. Наконец, в последние годы встала задача увязать результаты звездной К. с эволюцией нашей Галактики и др. галактик. Изучение внутр. строения звезд и ядерных источников их энергии показало, что массивные звезды большой светимости обладают таким огромным излучением, что могут поддерживать его лишь несколько млн. лет и, следовательно, являются очень молодыми. (Процессы «омоложения» звезд представляются мало вероятными, т.к. требуют выполнения довольно жестких условий). Тем самым была возрождена идея Гершеля о том, что процесс звездообразования продолжается до нашего времени. Подтверждением этой идеи явилось открытие В. А. Амбарцумяном звездных ассоциаций – крайне разреженных звездных групп, возраст к-рых не превышает неск. десятков млн. лет. Сосредоточение молодых звезд в ассоциациях показывает, что образование звезд носит групповой характер. Межзвездное пространство в нашей Галактике, а также во мн. др. галактиках наполнено разреженным газом и пылью, к-рые местами образуют более плотные газово-пылевые туманности. Массы нек-рых из них в тысячи раз больше масс отд. звезд. Туманное вещество пополняется выбросом вещества из звезд, происходящим как непрерывно, так и в форме взрывов, проявляющихся в виде вспышек «новых» и «сверхновых» звезд. С др. стороны, по мнению большинства астрономов, происходит образование звезд из холодных туманностей, что создает частичный круговорот вещества. Компактные непрозрачные туманности, названные глобулами, рассматриваются как начальная стадия формирования звезд. На нек-ром этапе сжатия и разогрева (происходящего вследствие выделения гравитац. энергии), когда темп-ра центр. области превысит млн. градусов, начинаются ядерные реакции. Сжатие практически прекращается, и звезда приходит в равновесие. Большинство наблюдаемых нами звезд излучает за счет превращения водорода в гелий. Водород – самый обильный элемент в космосе – составляет больше половины массы звезд, и потому водородная реакция длится очень долго. Массивные звезды выделяют больше энергии и потому быстрее расходуют свои запасы горючего, т.е. быстрее эволюционируют. После завершения всей цепи ядерных реакций у звезд умеренной массы происходит, с одной стороны, рассеяние наружных оболочек, слабо связанных со звездой, с др. стороны, сокращение остающегося ядра до размеров планет. Его плотность оказывается в тысячи и даже миллионы раз больше плотности воды. Как дальше эволюционируют сверхплотные звезды, как их вещество вновь вовлекается в общий круговорот, остается пока неизвестным. У массивных звезд исчерпание ядерных реакций, по-видимому, приводит к катастрофич. сжатию и разогреву, завершающемуся гигантским взрывом, при к-ром значит. часть вещества звезды разбрасывается в пространство (Хойл). Это наблюдается в виде вспышки «сверхновой» звезды. Во время такого взрыва происходит синтез наиболее тяжелых химич. элементов. Вспышки «сверхновых» звезд и рассеивающиеся оболочки обогащают межзвездный газ тяжелыми элементами. В нашей Галактике процесс звездной радиоволны длится приблизительно 1010 лет, и за это время химич. состав межзвездного газа успел заметно измениться. Ядерные процессы в звездах ведут к сокращению количества водорода и увеличению количества тяжелых элементов. Неизвестно, где и как протекает обратный процесс. Теория образования звезд из холодных туманностей встречается с трудностями при объяснении нек-рых механич. свойств групп молодых звезд. Поэтому В. А. Амбарцумян предполагает, что звезды образуются из вещества, находящегося в каком-то пока еще неизвестном сверхплотном состоянии. Эволюция звездных систем изучается в звездной динамике, сочетающей методы теоретич. механики и статистич. физики. С одной стороны, звездная система рассматривается как система материальных точек, гравитационно взаимодействующих друг с другом. С др. стороны, звездные системы рассматриваются как своего рода гравитирующий газ, что возможно благодаря тому, что в них важную роль играют хаотич. движения, хотя бы и накладывающиеся на упорядоченное движение, напр. на общее вращение звездного скопления. (К планетной системе с ее очень упорядоченными движениями методы звездной динамики неприложимы.) Тем не менее далеко не все методы и результаты кинетич. теории газов переносимы на звездный газ. Это объясняется др. характером взаимодействия, медленностью убывания гравитац. сил с расстоянием. Звездные системы не имеют равновесных (наиболее вероятных) состояний и всегда эволюционируют, хотя бы очень медленно. Системы с отрицат. полной энергией, т.е. такие, у к-рых потенциальная энергия гравитац. взаимодействия между звездами или др. членами системы (условно считаемая отрицательной) больше кинетич. энергии их движения, изменяются медленно. Принципиально очень важно, что в системе с хаотич. движениями действие сил притяжения приводит к ее рассеянию (диссипации) даже при отрицат. полной энергии. Чем массивнее система, чем больше ее притяжение, тем труднее ее покинуть, и потому она диссипирует медленнее. Системы с положит. полной энергией можно наблюдать лишь в течение небольшого интервала времени после образования – они быстро рассеиваются либо целиком, либо оставляя после себя небольшие подсистемы с отрицат. энергией. Наряду с образованием при звездных взаимодействиях подсистем с отрицат. энергией происходит и обратный процесс разрушения таких подсистем под действием притяжения пролетающих мимо посторонних звезд. Рассмотрение с этой т. зр. кратных звезд и скоплений показывает, что в условиях звездной среды нашей Галактики, в к-рых мы их сейчас наблюдаем, они не могли образоваться путем объединения отд. звезд. Они представляют собой группы совместно образовавшихся звезд, к-рые имеют тенденцию к распаду в ходе своей динамич. эволюции. Очень широкие двойные и кратные звезды могли образоваться путем взаимного захвата, но это могло происходить лишь в скоплениях, т.е. это опять-таки связано с групповым образованием звезд. У мн. звездных систем время жизни так велико, что успевают измениться физич. свойства входящих в них звезд. Поэтому частью космогонич. изучения звездных систем является рассмотрение статистич. распределения их звездного «населения» по различным физич. характеристикам и изменений этих распределений со временем. При этом исключит. значение имеет распределение звезд на диаграмме спектр-светимость (диаграмма Герцшпрунга-Рессела). За последние годы многие особенности распределений звезд на диаграмме спектр-светимость объяснены как результат эволюции звезд: изменения их внутр. строения и химич. состава вследствие протекания в их недрах ядерных реакций. Поэтому можно считать установленным, что именно ядерные реакции являются осн. источником энергии Солнца и звезд. В разработке К. галактик пока что делаются первые шаги. Еще продолжается выявление различных структурных типов галактик и их объединение в эволюционные последовательности. Выявлены галактики, обладающие мощным радиоизлучением. В 1963 обнаружены совершенно новые объекты, названные «сверхзвездами», к-рые, по-видимому, расположены на расстоянии многих миллиардов световых лет и излучают больше, чем суммарное излучение целой галактики. История К. от ее возникновения до совр. этапа характеризуется постепенным распространением идеи развития на все новые и новые космич. тела и системы. При этом подобно тому как проникновение в микромир привело к открытию новых форм существования и взаимодействия материи, так и проникновение в макромир открывает перед нами новые свойства материи. Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955; Новые Идеи в астрономии, Сб. 1, 3, СПБ, 1913, 1914; Классич. космогонич. гипотезы, М.–П., 1923; Баев К. ?., Ларионов ?. ?., ?опов П. И., История взглядов на строение и происхождение вселенной, М., 1931; Джине Дж., Вселенная вокруг нас, 2 изд., Л.-М., 1932; ?олак И. Ф., Происхождение вселенной, 3 изд., М.–Л., 1934; Успехи астрономич. наук, т. 2, М.–Л., 1941; ?есселл Г. Н., Солнечная система и ее происхождение, пер. с англ., М.–Л., 1944; ?есенков В. Г., К. солнечной системы, М.–Л., 1944; его же, Постановка проблемы К. в совр. астрономии, «Астрон. журн.», 1949, т. 26, No 2; Ивановский M. П., Рождение миров. Очерк совр. представлений о возникновении и развитии солнечной системы, Л., 1951; Труды первого совещания по вопросам космогонии 16–19 апреля 1951 г., М., 1951; Труды второго совещания по вопросам космогонии 19–22 мая 1952, М., 1953; Вопросы космогонии, т. 1–9, М., 1952–1963; ?есенков В.Г., Происхождение и развитие небесных тел по совр. данным, М., 1953; Струве О., Эволюция звезд, пер. с англ., М., 1954; Арсеньев А. С., Некоторые методологич. вопросы К., «Вопр. философии», 1955, No 3; Пэйн-Гапошкина Ц., Рождение и развитие звезд, пер. с англ., М., 1956; Шмидт О. Ю., Четыре лекции о теории происхождения Земли, 3 изд., М., 1957; Лаберенн П., Происхождение миров, пер. с франц., М., 1957; Левин В. Ю., Происхождение Земли и планет, 3 изд., М., 1959; Пикельнер С. В., Физика межзвездной среды, М., 1959; Амбарцумян В. ?., Некоторые методологич. вопросы К., в сб.: Тр. Всесоюзн. совещания по филос. вопросам естествознания, М., 1959; его же, Науч. труды, т. 2, Ер., 1960; его же, К., в сб.: Астрономия в СССР за 40 лет, М., 1960, с. 347–64; ?есенков В. Г., Что говорят данные наблюдений о происхождении солнечной системы, М., 1960; Шмидт О. Ю., Избр. труды. Геофизика и К., М., 1960; его же, Происхождение Земли и планет, М., 1962; ?оinсаr? H., Le?ons sur les hypoth?ses cosmogoniques, P., 1913; N?lke F., Das Problem der Entwicklung unseres Planetensystems, 2 Aufl., В., 1919; Jeans J., Astronomy and cosmogony, [Camb. ], 1928; N?lke F., Der Entwicklungsgang unseres Planetensystems, B.–Bonn, 1930; Urey H. C., The planets, their origin and development, New Hawen–L., 1952; Smart W. M., The origin of the Earth, [Camb. ], 1953; Schatzman E., Origine et ?volution des mondes, P., [1957 ]; Masi R., Eosmologia, Roma, 1961; Origin of the solar system, N.Y.–L., 1963. Б. Левин. Москва.

Источник: terme.ru


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.