Интерстеллар ударение


image

Примечание 0: посвящается выходу фильма на торрентах оптических носителях.

Примечание 1: если вы ещё не смотрели фильм, то в этом переводе есть спойлеры!

Примечание 2: это перевод выдержки из книги Кипа Торна «Наука Интерстеллар». В отрывке обсуждаются существа, которых в оригинале называют «bulk beings». В русском переводе эту фразу никак, насколько я понял, не перевели, да и в фильме их упомянули всего один раз. По смыслу – это существа, эволюционировавшие до высших измерений, т.е. до измерений, больших, чем 4 (3 пространственные + время). Так что я решил перевести название как «высшие существа».

Все персонажи фильма убеждены в существовании высших существ, хотя используют это слово очень редко. Обычно персонажи говорят об этих существах «Они». В начале фильма Амелия Брэнд говорит астронавту Куперу: «Кто бы Они ни были, Они, по-видимому, заботятся о нас. Эта чёрная дыра позволит нам добраться до других звёзд. Она появилась тогда, когда мы в ней нуждались».


Одна из интересных идей Кристофера Нолана состоит в том, что Они – это эволюционировавшие люди. В далёком будущем в их распоряжении оказалось ещё одно пространственное измерение, и они живут во многомерном пространстве. В конце Купер говорит роботу TARS: «Ты не понял? Это не существа. Они – это мы, пытаются помочь, как я пытался помочь Мёрф». TARS отвечает: «Люди не строили этот тессеракт». «Пока нет, — говорит Купер, — но когда-нибудь. Не мы с тобой, но люди, люди, которые эволюционировали за пределы известных нам четырёх измерений».

Двумерная брана и трёхмерное пространство

image
В 1844 году Эдвин Эббот написал сатирическое произведение Флатландия: Многомерный роман. Хотя эта сатира викторианской эпохи сейчас выглядит старомодной, она сильно связана с Интерстеллар. Рекомендую к прочтению.

Она описывает приключения квадратного существа, живущего в двумерной вселенной Флатландии. Квадрат оказывается в одномерной вселенной Лайнландии, в нуль-мерной вселенной Пойнтландии и в трёхмерной Трёхмерии.

Когда я встретился с Кристофером Ноланом, мы оба с удовольствием отметили, что читали это произведение и оно нам понравилось.

Представьте, что вы – двумерный квадрат, живущий во Флатландии. Это может быть поверхность стола или бумаги, или резиновая мембрана. Я буду по-современному называть её двумерной браной.

Как образованное существо, вы подозреваете о существовании трёхмерного пространства, в котором находится ваша брана, но не уверены в этом. Представьте, что однажды к вам приходит в гости сфера. «Высшее существо».


image

Сперва вы не понимаете, что это высшее существо, но понаблюдав и подумав, вы не находите другого объяснения. Вы наблюдаете следующее: внезапно, без предупреждения и без видимого источника, на вашей бране появляется голубая точка. Она расширяется в голубой круг, который растёт до максимального диаметра, а затем сжимается обратно в точку, и исчезает (левая часть картинки).

Если верить в закон сохранения материи, нельзя создать что-то из ничего. Значит, происшедшее можно объяснить только тем, что изображено в правой части картинки. Трёхмерное существо, сфера, прошла через вашу брану. При этом вы наблюдали её двумерное сечение.

Представьте, что человек из трёх измерений пересекает вашу двумерную брану. Что вы увидите?

Высшие существа из пятого измерения, пересекающие нашу трёхмерную брану

Представьте, что наша вселенная с тремя пространственными и одним временным измерением, находится в пятимерном пространстве (четыре пространственных и одно временное). И там есть живые существа. У них должны быть центр и поверхность. Их поверхность будет состоять из всех точек, в четырёхмерном пространстве, которые находятся на определённом расстоянии от центра – например, 30 сантиметров. Поверхность существа будет иметь три измерения, а внутренности – четыре.

Представьте, что это существо пересекает нашу брану. Что мы увидим? Очевидно, сферические сечения гиперсферы.


image

Из ниоткуда появится точка (1), расширится до трёхмерной сферы (2), которая будет расширяться до максимума (3), затем сжиматься (4), дойдёт до точки (5) и исчезнет.

Можете представить, что мы увидим, если через нашу брану пройдёт четырёхмерный человек? Для этого надо представить, как выглядит четырёхмерный человек, и как выглядят его сечения.

Природа высших существ и их гравитация

Из чего же сделаны высшие существа? Наверняка не из такой же материи, как мы. У атомов три измерения, они могут существовать только в трёх измерениях. Как и субатомные частицы. Как и электрические и магнитные поля и та сила, что держит вместе атомы ядра.

Лучшие учёные умы пытались понять, как материя, силы и поля ведут себя, если наша вселенная – это действительно брана в многомерном пространстве. И пришли к выводу, что все частицы, силы и поля должны быть ограничены нашей браной, за исключением одной силы – гравитации, и тем искажением пространства, которое она создаёт.


В четырёх измерениях могут быть и другие поля и силы, но мы их не можем засечь. Можем только рассуждать и фантазировать – а физики этим и занимаются. Но экспериментальных подтверждений у нас нет. В фильме мы видим такие рассуждения на доске профессора Брэнда.

И скорее всего мы никогда не сможем их увидеть или почувствовать. При проходе высших существ через нашу брану мы не увидим их состав – их сечения будут прозрачными.

С другой стороны, мы почувствуем гравитацию и искривление пространства и времени. К примеру, если в моём желудке появится гиперсфера с достаточно сильным притяжением, мой желудок сожмётся, а мускулы напрягутся, сопротивляясь притяжению.

image

Если сечение многомерного существа появится и исчезнет перед шахматной доской или палитрой, его искривление пространства будет работать как линза, изменяя видимую картинку. Если существу будет вращаться, оно может затянуть пространство в водоворот.

Купер, Брэнд и команда корабля Эндюранс не чувствовала гравитации высших существ и не видела искривления пространства. Это, может быть, мы увидим в следующей части фильма, если она будет. Но старший Купер, летя через измерения закрывающегося тессеракта, достаёт до команды Эндюранс и более молодого себя при помощи гравитации. Брэнд видит и чувствует его присутствие, и думает, что он – это Они.


Источник: habr.com

Планеты Миллер и Манна
Первым делом астронавты отправляются на планету Миллер. Время там идёт замедленно — один час на ее поверхности равен семи земным годам.

ПРЕТЕНЗИЯ: Такое возможно только вблизи объектов, обладающих огромной массой, например, на орбите черной дыры. Но нужно находиться совсем рядом с дырой, практически над ее поверхностью. А стабильная орбита вокруг черной дыры должна превышать диаметр Гаргантюа как минимум трижды. Иначе планету Миллер давно бы засосало внутрь. С учетом показанных в фильме кадров время на поверхности планеты должно течь медленнее, чем на Земле, всего процентов на двадцать.

Это верно в отношении невращающихся черных дыр, но с Гаргантюа все обстоит по-другому. Гаргантюа — сверхмассивная вращающаяся черная дыра, что несколько меняет ее воздействие на окружающее пространство. При определенных условиях, скажем, если она будет вращаться очень быстро, а планета Миллер — располагаться достаточно близко к циркулярной орбите Гаргантюа, такое замедление времени возможно.

Правда, у вращающихся черных дыр есть предел скорости вращения, причем максимума они, как правило, не достигают. Чтобы на планете Миллер было такое замедление времени, Гаргантюа должна вращаться лишь чуточку меньше максимума. Это реально, хотя и маловероятно.
КОНТРАРГУМЕНТ: А как быть с приливными волнами? Они возможны, только если разница в гравитационном притяжении черной дыры на разных сторонах планеты очень велика. Но в таком случае планету просто разорвало бы на части!


На самом деле нет. Благодаря гигантским размерам Гаргантюа разница в притяжении черной дыры на разных сторонах планеты Миллер недостаточно велика. Тем не менее силы притяжения должно было хватить для деформирования планеты. Планета Миллер должна была выглядеть как эллипсоид, сжатый по бокам и вытянутый в длину. Кроме того, если бы планета вращалась вокруг своей оси, то силы притяжения Гаргантюа действовали бы в нескольких направлениях в зависимости от положения орбит. По фильму же мы видим, что все гигантские волны движутся примерно в одном направлении. Отсюда следует вывод, что планета Миллер всегда повёрнута к черной дыре одной и той же стороной.

Возможно и еще одно объяснение: из-за деформации планеты и притяжения Гаргантюа в определенных районах постоянно проходят землетрясения, вызывающие гигантские цунами.

КОНТРАРГУМЕНТ: Радиация, отсутствие привычного источника света и тепла — планета Миллер не выглядит подходящим местом для жилья. Неужели нужно было лететь на нее в первую очередь и неужели этой части экспедиции нельзя было избежать?

Разумеется, можно было. Планета Миллер никогда бы не стала бы первым кандидатом на место нового дома для человечества, если бы Купер или другие члены экипажа «Эндюранс» догадались использовать по назначению кучу научного оборудования, именно с этой целью доставленного на борт корабля. Информацию о пригодности планеты Миллер для жизни можно было получить прямо с орбиты при помощи телескопов и прочих приборов. Тех самых, которыми Ромили почти четверть века изучал саму чёрную дыру, пока остальные боролись с цунами.


Не спускаясь на планету, можно было бы провести ее изучение с безопасного расстояния, где временной лаг минимальный. Простой спектральный анализ здорово сэкономил бы топливо экспедиции и снизил бы накал страстей на экране. Кристоферу Нолану нужно было это замедление времени, чтобы показать, как растёт пропасть между отцом и дочерью.

В крайнем случае, если NASA так уж хотелось отправить на планету делегацию из мыслящих существ, вполне можно было бы послать в экспедицию экипаж, состоящий из одних роботов. Роботы способны выжить почти в любых условиях (судя по фильму — даже в черной дыре), они менее требовательны, не так капризны и легче переносят одиночество.

ПРЕТЕНЗИЯ: Насколько оправданны маневры Купера, которые он совершил перед посадкой на планете Миллер, чтобы избежать замедления времени и притяжения черной дыры?

Замедления времени он не избежал бы в любом случае — оно возрастает обратно пропорционально расстоянию от черной дыры. Но сэкономить время путем корректировки курса корабля благодаря гравитационному притяжению разных небесных тел еще как можно. В фильме Купер решает избежать притяжения Гаргантюа, разогнавшись до огромной скорости, а затем резко затормозить, попав в зону притяжения нейтронной звезды.


На самом деле подобным образом снизить скорость (и чтобы корабль и пассажиров при резком торможении не разорвало на кусочки) с помощью нейтронной звезды не удалось бы — для этого требуется небольшая черная дыра размером с Землю. Но Нолан был непреклонен насчёт количества черных дыр в фильме: одна, только одна!

Источник: www.yaplakal.com

Слово

Значение слова «интерстеллар» довольно легко раскрыть. Это составное слово, присущее английскому языку. Обычно в европейских языках не придумывается какой-либо новый термин для обозначения конкретного явления, а создается словосочетание из слитно написанных двух или более слов, которые уже имеют широкое распространение в языковой практике.

«Интерстеллар» — это слово, которое довольно часто можно видеть в работах англоязычных физиков и астрономов. Оно имеет прямое отношение к сфере исследования космических глубин, а также происходящих во Вселенной процессов. Термин используется в теоретических докладах математиков, призванных объяснить математическую природу материи.

Происхождение

«Интерстеллар» — это термин, созданный из двух слов английского языка. «Интер», первая часть слова, обозначает «через», «в», «сквозь» или «меж». «Стеллар» — это «звезда», «светящееся тело». Оба слова имеют прямое отношение к научной сфере и часто используются в астрономии и физике, однако до 2014 года они практически не встречались вместе. Таким образом, можно утверждать, что «интерстеллар» означает «межзвездный» или «сквозьзвездный». Первый вариант звучит литературно, однако второй точнее передает смысл.

Словарь


В знаменитом Оксфордском словаре вышеуказанного слова нет, отсутствует оно и в других периодических словарных изданиях Англии. Все дело в том, что серьезные академические словари не переиздаются каждый год, а выходят раз в десять или даже двадцать лет. Внесение поправок в подобного рода словарь — дело непростое: для обсуждения каждого изменения собирается ученый совет, состоящий из опытных филологов и лингвистов, которые решают, можно ли включить то или иное слово в официальный словарь Англии.

Возможно, в ближайшие десятилетия при очередном переиздании ведущих словарей Туманного Альбиона слово «интерстеллар» будет включено в какой-нибудь из них.

Экранизация

В 2014 году легендарный режиссер Кристофер Нолан выпустил одноименный фильм, сюжет которого практически дословно объяснил зрителям, что означает это слово, «интерстеллар».

Кинокартина повествует о черной дыре в пространственно-временном континууме, позволяющей человеку одновременно находиться в нескольких местах, причем не только в настоящем времени, но и в прошлом, в будущем.


В разработке сценария к фильму участвовали ведущие физики и астрономы Европы. Один из них, Кип Торн, работавший в свое время со Стивеном Хокингом, даже выпустил брошюру, описывающую простыми словами научную составляющую кинокартины.

Фильм повествует об экологической катастрофе, которая должна произойти в будущем из-за низкой концентрации кислорода в атмосфере Земли. Планету разрывают катаклизмы, климат стремительно ухудшается, условия жизни становятся невыносимыми.

Пилоту Куперу, некогда работавшему в НАСА, предлагают отправиться на изучение «кротовой норы» в космосе. Есть небольшая вероятность, что там можно будет устроить новый дом, в который можно будет переселить все человечество с умирающей Земли.

Что означает «интерстеллар» в понимании создателей фильма? Очевидно, под этим словом сценаристы понимают новый дом для всех людей на земле, дом, который находится в скоплении звезд и путешествует во Вселенной. Может быть, авторы имели в виду тот факт, что каждый человек, прежде всего, — гражданин Вселенной. Главное его предназначение — хранить в ней мир и покой.

Трактовка киноадаптации

Фильм следует воспринимать как научную притчу, а не как отдельное художественное произведение. Картина основана на реальных событиях, все показанные в ней научные гипотезы существуют на самом деле.

Популярность

Очевидно, что определенную известность слову «интерстеллар» принес именно одноименный фильм. Многие артисты стали называть этим термином свои художественные произведения. Также слово закрепилось в научных кругах и, по всей видимости, попадет даже в знаменитый Оксфордский словарь, который всегда открыт для различных интересных нововведений.

Значение слова «интерстеллар» вовсе не сыграло никакой роли в популярности термина. Благодаря красивому звучанию и определенному стилю и шарму, присущему каждой его части, термин стал популярным не только в научных, но и в творческих кругах.

Многие артисты стали использовать этот термин в качестве названий для музыкальных альбомов, концертных программ или сборников поэзии. Часть творческих людей, делающих это, сознательно отсылает читателя или слушателя к произведению Нолана, а часть поступает таким образом неосознанно, просто в качестве эксперимента.

Что означает «интерстеллар» для обычного человека, обывателя? Очевидно, это слово имеет какую-то магическую силу космического притяжения, раз нравится стольким людям на земле. Может быть, оно просто выражает внутреннюю тягу каждого из нас к покорению бездонных пространств космоса?

Источник: FB.ru


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.