Интерстеллар это значение слова


Слово

Значение слова «интерстеллар» довольно легко раскрыть. Это составное слово, присущее английскому языку. Обычно в европейских языках не придумывается какой-либо новый термин для обозначения конкретного явления, а создается словосочетание из слитно написанных двух или более слов, которые уже имеют широкое распространение в языковой практике.

«Интерстеллар» — это слово, которое довольно часто можно видеть в работах англоязычных физиков и астрономов. Оно имеет прямое отношение к сфере исследования космических глубин, а также происходящих во Вселенной процессов. Термин используется в теоретических докладах математиков, призванных объяснить математическую природу материи.

Происхождение

«Интерстеллар» — это термин, созданный из двух слов английского языка. «Интер», первая часть слова, обозначает «через», «в», «сквозь» или «меж». «Стеллар» — это «звезда», «светящееся тело». Оба слова имеют прямое отношение к научной сфере и часто используются в астрономии и физике, однако до 2014 года они практически не встречались вместе. Таким образом, можно утверждать, что «интерстеллар» означает «межзвездный» или «сквозьзвездный». Первый вариант звучит литературно, однако второй точнее передает смысл.

Словарь


В знаменитом Оксфордском словаре вышеуказанного слова нет, отсутствует оно и в других периодических словарных изданиях Англии. Все дело в том, что серьезные академические словари не переиздаются каждый год, а выходят раз в десять или даже двадцать лет. Внесение поправок в подобного рода словарь — дело непростое: для обсуждения каждого изменения собирается ученый совет, состоящий из опытных филологов и лингвистов, которые решают, можно ли включить то или иное слово в официальный словарь Англии.

Возможно, в ближайшие десятилетия при очередном переиздании ведущих словарей Туманного Альбиона слово «интерстеллар» будет включено в какой-нибудь из них.

Экранизация

В 2014 году легендарный режиссер Кристофер Нолан выпустил одноименный фильм, сюжет которого практически дословно объяснил зрителям, что означает это слово, «интерстеллар».

Кинокартина повествует о черной дыре в пространственно-временном континууме, позволяющей человеку одновременно находиться в нескольких местах, причем не только в настоящем времени, но и в прошлом, в будущем.


В разработке сценария к фильму участвовали ведущие физики и астрономы Европы. Один из них, Кип Торн, работавший в свое время со Стивеном Хокингом, даже выпустил брошюру, описывающую простыми словами научную составляющую кинокартины.

Фильм повествует об экологической катастрофе, которая должна произойти в будущем из-за низкой концентрации кислорода в атмосфере Земли. Планету разрывают катаклизмы, климат стремительно ухудшается, условия жизни становятся невыносимыми.

Пилоту Куперу, некогда работавшему в НАСА, предлагают отправиться на изучение «кротовой норы» в космосе. Есть небольшая вероятность, что там можно будет устроить новый дом, в который можно будет переселить все человечество с умирающей Земли.

Что означает «интерстеллар» в понимании создателей фильма? Очевидно, под этим словом сценаристы понимают новый дом для всех людей на земле, дом, который находится в скоплении звезд и путешествует во Вселенной. Может быть, авторы имели в виду тот факт, что каждый человек, прежде всего, — гражданин Вселенной. Главное его предназначение — хранить в ней мир и покой.

Трактовка киноадаптации

Фильм следует воспринимать как научную притчу, а не как отдельное художественное произведение. Картина основана на реальных событиях, все показанные в ней научные гипотезы существуют на самом деле.

Популярность

Очевидно, что определенную известность слову «интерстеллар» принес именно одноименный фильм. Многие артисты стали называть этим термином свои художественные произведения. Также слово закрепилось в научных кругах и, по всей видимости, попадет даже в знаменитый Оксфордский словарь, который всегда открыт для различных интересных нововведений.


Значение слова «интерстеллар» вовсе не сыграло никакой роли в популярности термина. Благодаря красивому звучанию и определенному стилю и шарму, присущему каждой его части, термин стал популярным не только в научных, но и в творческих кругах.

Многие артисты стали использовать этот термин в качестве названий для музыкальных альбомов, концертных программ или сборников поэзии. Часть творческих людей, делающих это, сознательно отсылает читателя или слушателя к произведению Нолана, а часть поступает таким образом неосознанно, просто в качестве эксперимента.

Что означает «интерстеллар» для обычного человека, обывателя? Очевидно, это слово имеет какую-то магическую силу космического притяжения, раз нравится стольким людям на земле. Может быть, оно просто выражает внутреннюю тягу каждого из нас к покорению бездонных пространств космоса?

Источник: FB.ru

image

Примечание 0: посвящается выходу фильма на торрентах оптических носителях.


Примечание 1: если вы ещё не смотрели фильм, то в этом переводе есть спойлеры!

Примечание 2: это перевод выдержки из книги Кипа Торна «Наука Интерстеллар». В отрывке обсуждаются существа, которых в оригинале называют «bulk beings». В русском переводе эту фразу никак, насколько я понял, не перевели, да и в фильме их упомянули всего один раз. По смыслу – это существа, эволюционировавшие до высших измерений, т.е. до измерений, больших, чем 4 (3 пространственные + время). Так что я решил перевести название как «высшие существа».

Все персонажи фильма убеждены в существовании высших существ, хотя используют это слово очень редко. Обычно персонажи говорят об этих существах «Они». В начале фильма Амелия Брэнд говорит астронавту Куперу: «Кто бы Они ни были, Они, по-видимому, заботятся о нас. Эта чёрная дыра позволит нам добраться до других звёзд. Она появилась тогда, когда мы в ней нуждались».

Одна из интересных идей Кристофера Нолана состоит в том, что Они – это эволюционировавшие люди. В далёком будущем в их распоряжении оказалось ещё одно пространственное измерение, и они живут во многомерном пространстве. В конце Купер говорит роботу TARS: «Ты не понял? Это не существа. Они – это мы, пытаются помочь, как я пытался помочь Мёрф». TARS отвечает: «Люди не строили этот тессеракт». «Пока нет, — говорит Купер, — но когда-нибудь. Не мы с тобой, но люди, люди, которые эволюционировали за пределы известных нам четырёх измерений».

Двумерная брана и трёхмерное пространство


image
В 1844 году Эдвин Эббот написал сатирическое произведение Флатландия: Многомерный роман. Хотя эта сатира викторианской эпохи сейчас выглядит старомодной, она сильно связана с Интерстеллар. Рекомендую к прочтению.

Она описывает приключения квадратного существа, живущего в двумерной вселенной Флатландии. Квадрат оказывается в одномерной вселенной Лайнландии, в нуль-мерной вселенной Пойнтландии и в трёхмерной Трёхмерии.

Когда я встретился с Кристофером Ноланом, мы оба с удовольствием отметили, что читали это произведение и оно нам понравилось.

Представьте, что вы – двумерный квадрат, живущий во Флатландии. Это может быть поверхность стола или бумаги, или резиновая мембрана. Я буду по-современному называть её двумерной браной.

Как образованное существо, вы подозреваете о существовании трёхмерного пространства, в котором находится ваша брана, но не уверены в этом. Представьте, что однажды к вам приходит в гости сфера. «Высшее существо».

image

Сперва вы не понимаете, что это высшее существо, но понаблюдав и подумав, вы не находите другого объяснения. Вы наблюдаете следующее: внезапно, без предупреждения и без видимого источника, на вашей бране появляется голубая точка. Она расширяется в голубой круг, который растёт до максимального диаметра, а затем сжимается обратно в точку, и исчезает (левая часть картинки).


Если верить в закон сохранения материи, нельзя создать что-то из ничего. Значит, происшедшее можно объяснить только тем, что изображено в правой части картинки. Трёхмерное существо, сфера, прошла через вашу брану. При этом вы наблюдали её двумерное сечение.

Представьте, что человек из трёх измерений пересекает вашу двумерную брану. Что вы увидите?

Высшие существа из пятого измерения, пересекающие нашу трёхмерную брану

Представьте, что наша вселенная с тремя пространственными и одним временным измерением, находится в пятимерном пространстве (четыре пространственных и одно временное). И там есть живые существа. У них должны быть центр и поверхность. Их поверхность будет состоять из всех точек, в четырёхмерном пространстве, которые находятся на определённом расстоянии от центра – например, 30 сантиметров. Поверхность существа будет иметь три измерения, а внутренности – четыре.

Представьте, что это существо пересекает нашу брану. Что мы увидим? Очевидно, сферические сечения гиперсферы.

image

Из ниоткуда появится точка (1), расширится до трёхмерной сферы (2), которая будет расширяться до максимума (3), затем сжиматься (4), дойдёт до точки (5) и исчезнет.

Можете представить, что мы увидим, если через нашу брану пройдёт четырёхмерный человек? Для этого надо представить, как выглядит четырёхмерный человек, и как выглядят его сечения.


Природа высших существ и их гравитация

Из чего же сделаны высшие существа? Наверняка не из такой же материи, как мы. У атомов три измерения, они могут существовать только в трёх измерениях. Как и субатомные частицы. Как и электрические и магнитные поля и та сила, что держит вместе атомы ядра.

Лучшие учёные умы пытались понять, как материя, силы и поля ведут себя, если наша вселенная – это действительно брана в многомерном пространстве. И пришли к выводу, что все частицы, силы и поля должны быть ограничены нашей браной, за исключением одной силы – гравитации, и тем искажением пространства, которое она создаёт.

В четырёх измерениях могут быть и другие поля и силы, но мы их не можем засечь. Можем только рассуждать и фантазировать – а физики этим и занимаются. Но экспериментальных подтверждений у нас нет. В фильме мы видим такие рассуждения на доске профессора Брэнда.

И скорее всего мы никогда не сможем их увидеть или почувствовать. При проходе высших существ через нашу брану мы не увидим их состав – их сечения будут прозрачными.

С другой стороны, мы почувствуем гравитацию и искривление пространства и времени. К примеру, если в моём желудке появится гиперсфера с достаточно сильным притяжением, мой желудок сожмётся, а мускулы напрягутся, сопротивляясь притяжению.

image


Если сечение многомерного существа появится и исчезнет перед шахматной доской или палитрой, его искривление пространства будет работать как линза, изменяя видимую картинку. Если существу будет вращаться, оно может затянуть пространство в водоворот.

Купер, Брэнд и команда корабля Эндюранс не чувствовала гравитации высших существ и не видела искривления пространства. Это, может быть, мы увидим в следующей части фильма, если она будет. Но старший Купер, летя через измерения закрывающегося тессеракта, достаёт до команды Эндюранс и более молодого себя при помощи гравитации. Брэнд видит и чувствует его присутствие, и думает, что он – это Они.

Источник: habr.com

Осторожно, спойлеры!

Скорее всего, вы смотрели этот фильм и знаете, что Нолан — гений, но наше дело предупредить.

 

Имя известного физика Кипа Торна всплывает в каждом споре о научности картины Нолана. Учёный сыграл в создании фильма огромную роль. Торн не ограничивался ролью научного консультанта — по сути, именно он придумал «Интерстеллар».

Лет тридцать назад знаменитый Стивен Хокинг устроил своему другу, молодому физику и одинокому отцу Кипу Торну свидание вслепую с Линдой Обст, редактором раздела науки журнала The New-York Times Magazine и начинающим телепродюсером. Романа у парочки так и не вышло, зато образовалась крепкая дружба. Лет десять назад Линда и Кип загорелись идеей создать фильм, основанный на достижениях и знаниях современной науки. Они написали восьмистраничный набросок, где фигурировали, помимо прочего, целых шесть кротовых нор, пять черных дыр и загадочная раса инопланетян, живущих в «балке» — пространстве, имеющем минимум пять измерений. Одним из героев должен был стать Стивен Хокинг, который лично отправлялся в космос.


Предлагая свою идею киностудии, Торн поставил условие: все сюжетные ходы в фильме должны быть научно достоверны или хотя бы основаны на допустимых теориях и спекуляциях.

Идеей заинтересовалась студия Paramount, а в режиссерское кресло уселся сам Стивен Спилберг. Сценарий поручили младшему брату Кристофера Нолана Джонатану. Но затем начались трудности: из-за забастовки Гильдии сценаристов Джон прекратил работу над фильмом, затем ему пришлось переключиться на «Темного рыцаря», а Спилберг что-то не поделил с боссами Paramount и покинул проект. Торн пал было духом, но Линда не отчаялась и за пару недель нашла нового режиссера — Кристофера Нолана.

Старший Нолан привнес в «Интерстеллар» немало нового. Крис переписал сценарий, объединив его с собственными идеями, изначально предназначавшимися для совсем другого проекта. Финальный вариант был совсем не похож на изначальный восьмистраничный набросок, но Кип не расстроился, поскольку, с его точки зрения, Нолан почти всегда придерживался озвученного Торном принципа. Торн категорически возразил режиссеру лишь один раз — когда Крис придумал сцену, где герои двигались быстрее света. Кип две недели доказывал, почему это совершенно невозможно, и добился своего.


Вместе с тем Кип понимал, что Крис снимает художественное кино, поэтому то и дело закрывал глаза на мелкие неточности, нужные для усиления драматизма, и следил лишь, чтобы фантазию Нолана не уносило слишком далеко. Получилось ли у него? Давайте разберемся.

Начало «Интерстеллара» разворачивается на Земле будущего, которая выглядит крайне малопривлекательно. Новый патоген уничтожил все сельхозкультуры, кроме кукурузы, возникла угроза голода, правительства распустили армии и научные центры, а простые люди вынуждены становиться фермерами, чтобы прокормить себя. Словно этого мало, жители страдают от регулярных пылевых бурь, превративших большую часть США в «пылевой котел». Хуже того, патоген уничтожает запасы кислорода в воздухе, замещая его азотом, так что те, кто не умрёт от голода, банально задохнутся.

ПРЕТЕНЗИЯ: Постойте! Как один-единственный патоген мог уничтожить всю растительную жизнь? Как правило, подобные вещи влияют только на определенные виды растений, полностью выкашивая их популяцию. Те же заболевания, которые затрагивают сразу несколько видов, как правило, не настолько сильны.

История Земли знает примеры массовых вымираний, когда из-за резко изменившихся условий погибала большая часть живых существ. Так произошло, когда возникли цианобактерии, выделявшие кислород, который в те времена был настоящим ядом для большинства видов. Сейчас вполне может развиться похожий микроорганизм, который, например, будет выделять в атмосферу азот.

Есть и другой возможный сценарий: появление нового заболевания, которое поражает те основные разновидности растений, от которых мы зависим больше всего. Биологи не исключают такую возможность, хотя и находят ее крайне маловероятной.

КОНТРАРГУМЕНТ: Но зачем в такой ситуации сокращать расходы на науку? Их, наоборот, надо увеличивать, чтобы биологи вывели новые растительные культуры, обладающие иммунитетом к вирусу, изобрели прививку, противоядие или другой способ борьбы с напастью. Ведь именно так сейчас мы боремся с любой болезнью, имеющей даже малейший шанс вызвать пандемию. Помимо прочего, это же гигантский бизнес, где можно заработать огромные деньги. Куда выгоднее, чем выращивать кукурузу в Канзасе.

Возможно, такие попытки были, но потерпели неудачу. Даже сейчас есть болезни, вакцины от которых до сих пор не нашли, хотя разработки ведутся уже лет тридцать. Допустим, поначалу государства действительно тратили на поиски лекарства сотни миллионов, но затем поступления в казну прекратились, бюджеты иссякли, и финансирование пришлось отменить.

КОНТРАРГУМЕНТ: Но кислород-то куда из воздуха денется?

Кислород в атмосфере в основном появляется благодаря фотосинтезу растений. Если новый патоген повлияет именно на этот процесс, кислород перестанет быть возобновляемым ресурсом. Теперь посмотрим, как образуется углекислый газ: либо в процессе дыхания всех живых существ, либо в результате гниения органики, либо в виде промышленных выбросов предприятий и выхлопов автомобилей. Даже если после голода и экономического кризиса сократится население и уменьшатся выбросы в атмосферу, погибающая растительность будет гнить на полях. По некоторым оценкам, в процессе гниения будет поглощено около процента от оставшихся запасов кислорода. На его место придет угарный газ, который затруднит дыхание чувствительным людям и поднимет температуру воздуха градусов на десять. Не смертельно, конечно, но приятного мало.

Впрочем, надо признать, что подобный вариант развития событий маловероятен. Он используется в фильме не как предсказание будущего, а как сюжетный поворот, призванный заставить персонажей отправиться в космос.

Воспользовавшись удачно подвернувшейся кротовой норой, NASA снаряжает межзвездную экспедицию на корабле «Эндюранс» в поисках нового дома для человечества. Хорошо, что возле Сатурна есть нора! Ведь в мире Купера путешествия со скоростью света невозможны, и к звёздам пришлось бы лететь тысячи лет.

ПРЕТЕНЗИЯ: Разве кротовые норы реальны? Неужели физики зарегистрировали хотя бы одну?

Нет, но наука допускает их существование или, по крайней мере, не отрицает его. А что не запрещено… В последнее время не без участия мистера Торна в космологии набирает популярность идея, что пространство — это не бескрайняя пустота, а своего рода материал, который поддается изменению, были бы нужные инструменты.

КОНТРАРГУМЕНТ: Допустим. Но для поддержания норы в рабочем состоянии требуются немалые количества отрицательной или экзотической материи. Да и для открытия норы требуется источник огромной гравитации типа Гаргантюа, а появление подобного в Солнечной системе погрузило бы ее в хаос.

И даже если бы кротовая нора появилась — например, из-за влияния Гаргантюа — то была бы дорогой с односторонним движением. Для обратного путешествия потребовался бы аналогичный источник гравитации с другой стороны.

Да, само появление норы — это необходимая вольность. В фильме герои предполагали, что кротовая нора была создана существами, живущими в пятимерном пространстве, чтобы указать нам путь к спасению.

КОНТРАРГУМЕНТ: Профессор Бранд говорит, что кротовая нора появилась на орбите Сатурна за пятьдесят лет до событий «Интерстеллара». NASA разогнали за десять лет до начала фильма. То есть на протяжении сорока лет никто ничего не знал о появлении гравитационной аномалии в пределах Солнечной системы? Да толпы приверженцев теории струн выстроились бы очередями в Нобелевский комитет. Это же новость века!

С тех пор прошло полвека, о какой-то норе в космосе все успели забыть — проблем-то хватало. Помнит о ней только один сумасшедший дед, который живет под землей, косит под Кипа Торна и собирает космические корабли на коленке.

ПРЕТЕНЗИЯ: Кстати, о корабле! Зачем ракета-носитель выводила его на орбиту, если ему оказалось под силу взлетать с планет Миллер и Манна?

Во-первых, на орбиту выходил «Эндюранс», а на планеты космонавты садились в «Рейнджере» — челноке, пристыкованном к «Эндюранс». Во-вторых, на пути от Земли до Гаргантюа заправок нет, так что топливо надо экономить.

КОНТАРГУМЕНТ: Кстати, о топливе. На такую дорогу его требуется очень много. Почему ни на одном кадре с «Эндюранс» мы не видим гигантских топливных баков?

А вы уверены, что камера показала все отсеки? Зачем, к примеру, показывать грузовые трюмы, где ничего не происходит? Кроме того, на пути к Сатурну члены экспедиции могли экономить топливо при помощи гравитационных манёвров — разгоняться, замедляться или менять направление полета под действием гравитации небесных тел. Примерно так в конце девяностых годов NASA запускало зонд «Кассини». На его борту было недостаточно топлива, чтобы добраться до Сатурна, но в NASA рассчитали курс так, чтобы «Кассини» прошел по касательной орбит Венеры, Земли и Юпитера. Каждый такой маневр придавал зонду ускорение.

Чтобы добраться от Земли до Сатурна за два года, «Эндюранс» должен преодолевать в среднем 20 километров в секунду. Кип Торн считает, что с помощью маневров и увеличения эффективности ракетного топлива к концу XXI века человечеству будет под силу достичь скорости в 300 километров в секунду. Так что долететь до Сатурна за такое время вполне реально.

КОНТРАРГУМЕНТ: Но как они затормозили на орбите Сатурна и не улетели дальше? Мощи корабельных носовых двигателей тут явно бы не хватило.

Самих по себе, может, и не хватило бы, но с помощью очередных коррекций курса на орбите Сатурна — почему нет? Кроме того, не стоить забывать о кротовой норе, которая вполне могла повлиять на расположение гравитационных полей.

Пройдя через кротовую нору, Купер и остальные попадают в конечную точку своего путешествия — планетную систему возле огромной черной дыры Гаргантюа. Это небесное тело — предмет особой гордости как Кипа Торна, так и мастеров по спецэффектам. При изображении дыры использовались вычисления, сделанные Торном специально для фильма. Получившийся результат ошарашил самого Кипа. Он догадывался, как должны в реальности выглядеть черные дыры, но компьютерная анимация превзошла все его ожидания.

ПРЕТЕНЗИЯ: Рядом с Гаргантюа не видно других небесных тел, кроме парочки планет. Откуда планеты Миллер, Эдмундса и Манна черпают тепло и свет?

Из аккреционного диска. Притяжение Гаргантюа так велико, что способно захватить целую звезду. Когда звезда движется прямо на черную дыру, ее судьба плачевна и предсказуема. Если же её орбита пролегает рядом с Гаргантюа, то притяжение черной дыры попросту разрывает небесное тело на части, а большая часть материи, ранее составлявшей тело звезды, попадает на орбиту Гаргантюа и формирует аккреционный диск. Он излучает свет, тепло и радиацию, так что вполне может заменить солнце.

КОНТРАРГУМЕНТ: Выходит, жить на этих планетах нельзя из-за высоких температур и радиации. Как же экипаж «Эндюранс» не поджарился, просто пролетая мимо?

Возможно, с момента, когда последняя звезда попала в гравитационные тиски Гаргантюа, прошло несколько миллионов лет. Тогда газ, составляющий диск, остыл до температуры в несколько тысяч градусов и уже не излучает такой сильной радиации, хотя продолжает давать достаточно света и тепла. Низкой температурой объясняется и блеклость диска.

ПРЕТЕНЗИЯ: Откуда там вообще планеты взялись? Разве их не должно было засосать внутрь дыры?

На самом деле наука допускает существование возле гигантских черных дыр зон обычного времени и пространства, даже целых планетных систем, которые вращаются вокруг центральной сингулярности по сложным, но замкнутым орбитам.

ПРЕТЕНЗИЯ: Аккреционный диск выглядит неправдоподобно. Он должен быть несколько сплющенным и несимметричным. Кроме того, модель не учитывает эффект Допплера: один край диска должен отливать красным, другой — синим.

Да, тут Кристофер Нолан специально пошел против истины, чтобы не смущать зрителей. А еще он специально занизил скорость вращения черной дыры. Кроме того, учитывая расстояние от черной дыры до планеты Миллер, Гаргантюа должна занимать половину небосвода, а планета при таком раскладе находилась бы внутри аккреционного диска, так что он в основном был бы виден только с противоположной дыре стороны планеты.

Первым делом астронавты отправляются на планету Миллер. Время там идёт замедленно — один час на ее поверхности равен семи земным годам.

ПРЕТЕНЗИЯ: Такое возможно только вблизи объектов, обладающих огромной массой, например, на орбите черной дыры. Но нужно находиться совсем рядом с дырой, практически над ее поверхностью. А стабильная орбита вокруг черной дыры должна превышать диаметр Гаргантюа как минимум трижды. Иначе планету Миллер давно бы засосало внутрь. С учетом показанных в фильме кадров время на поверхности планеты должно течь медленнее, чем на Земле, всего процентов на двадцать.

Это верно в отношении невращающихся черных дыр, но с Гаргантюа все обстоит по-другому. Гаргантюа — сверхмассивная вращающаяся черная дыра, что несколько меняет ее воздействие на окружающее пространство. При определенных условиях, скажем, если она будет вращаться очень быстро, а планета Миллер — располагаться достаточно близко к циркулярной орбите Гаргантюа, такое замедление времени возможно.

Правда, у вращающихся черных дыр есть предел скорости вращения, причем максимума они, как правило, не достигают. Чтобы на планете Миллер было такое замедление времени, Гаргантюа должна вращаться лишь чуточку меньше максимума. Это реально, хотя и маловероятно.

КОНТРАРГУМЕНТ: А как быть с приливными волнами? Они возможны, только если разница в гравитационном притяжении черной дыры на разных сторонах планеты очень велика. Но в таком случае планету просто разорвало бы на части!

На самом деле нет. Благодаря гигантским размерам Гаргантюа разница в притяжении черной дыры на разных сторонах планеты Миллер недостаточно велика. Тем не менее силы притяжения должно было хватить для деформирования планеты. Планета Миллер должна была выглядеть как эллипсоид, сжатый по бокам и вытянутый в длину. Кроме того, если бы планета вращалась вокруг своей оси, то силы притяжения Гаргантюа действовали бы в нескольких направлениях в зависимости от положения орбит. По фильму же мы видим, что все гигантские волны движутся примерно в одном направлении. Отсюда следует вывод, что планета Миллер всегда повёрнута к черной дыре одной и той же стороной.

Возможно и еще одно объяснение: из-за деформации планеты и притяжения Гаргантюа в определенных районах постоянно проходят землетрясения, вызывающие гигантские цунами.

КОНТРАРГУМЕНТ: Радиация, отсутствие привычного источника света и тепла — планета Миллер не выглядит подходящим местом для жилья. Неужели нужно было лететь на нее в первую очередь и неужели этой части экспедиции нельзя было избежать?

Разумеется, можно было. Планета Миллер никогда бы не стала бы первым кандидатом на место нового дома для человечества, если бы Купер или другие члены экипажа «Эндюранс» догадались использовать по назначению кучу научного оборудования, именно с этой целью доставленного на борт корабля. Информацию о пригодности планеты Миллер для жизни можно было получить прямо с орбиты при помощи телескопов и прочих приборов. Тех самых, которыми Ромили почти четверть века изучал саму чёрную дыру, пока остальные боролись с цунами.

Не спускаясь на планету, можно было бы провести ее изучение с безопасного расстояния, где временной лаг минимальный. Простой спектральный анализ здорово сэкономил бы топливо экспедиции и снизил бы накал страстей на экране. Кристоферу Нолану нужно было это замедление времени, чтобы показать, как растёт пропасть между отцом и дочерью.

В крайнем случае, если NASA так уж хотелось отправить на планету делегацию из мыслящих существ, вполне можно было бы послать в экспедицию экипаж, состоящий из одних роботов. Роботы способны выжить почти в любых условиях (судя по фильму — даже в черной дыре), они менее требовательны, не так капризны и легче переносят одиночество.

ПРЕТЕНЗИЯ: Насколько оправданны маневры Купера, которые он совершил перед посадкой на планете Миллер, чтобы избежать замедления времени и притяжения черной дыры?

Замедления времени он не избежал бы в любом случае — оно возрастает обратно пропорционально расстоянию от черной дыры. Но сэкономить время путем корректировки курса корабля благодаря гравитационному притяжению разных небесных тел еще как можно. В фильме Купер решает избежать притяжения Гаргантюа, разогнавшись до огромной скорости, а затем резко затормозить, попав в зону притяжения нейтронной звезды.

На самом деле подобным образом снизить скорость (и чтобы корабль и пассажиров при резком торможении не разорвало на кусочки) с помощью нейтронной звезды не удалось бы — для этого требуется небольшая черная дыра размером с Землю. Но Нолан был непреклонен насчёт количества черных дыр в фильме: одна, только одна!

***

Перенесемся на планету Манна. Действие разворачивается высоко над поверхностью, в небе которой висят гигантские ледяные облака.

ПРЕТЕНЗИЯ: Как возможно существование подобных облаков? И почему они не падают под собственным весом?

По-видимому, планета Манна вращается вокруг Гаргантюа по крайне сложной орбите и большую часть времени проводит вдали от черной дыры. Почему? Во-первых, до планеты Манна было чуть ли не дольше всего лететь, когда экипаж «Эндюранс» решал, откуда начать. Зато, когда Купер взлетает с планеты, «Рейнджер» оказывается совсем рядом с Гаргантюа. А во-вторых, на это намекают гигантские ледяные облака, которые замерзают на то время, пока планета удалена от аккреционного диска.

А не падают они благодаря особому виду магии. Киномагии. На самом деле они давно должны были рухнуть на поверхность.

ПРЕТЕНЗИЯ: После взлета с планеты Манна «Эндюранс» захватывает притяжением Гаргантюа. Куперу удается спасти основной модуль, но сам он, робот ТАРС и «Рейнджер» проходят сквозь горизонт событий и падают в черную дыру. Как они пережили весь процесс? Их должно было или убить радиацией и температурой аккреционного диска, или они должны были спагеттицифицироваться — превратиться в вытянутую нить из-за разницы в притяжении разных частей тела.

Если Гаргантюа последний раз захватывала звезды в свой гравитационный капкан миллионы лет назад, то диск стал безопасным для случайных путешественников (и бесполезным для окрестных планет, к слову). Что касается спагеттификации, она опять же возможна в маленьких и невращающихся черных дырах. Размеры и скорость вращения Гаргантюа сводят разницу притяжений различных частей тела к нулю, так что превращения в спагетти можно не опасаться.

КОНТРАРГУМЕНТ: Разве это значит, что можно благополучно пережить падение в черную дыру?

Нет, конечно. Отправившись следом за ТАРСом, Купер подписал себе смертный приговор и сам это понимал.

КОНТРАРГУМЕНТ: Допустим, каким-то чудом Купер остался жив. Как он рассчитывал передать сигнал обратно домой? Ведь они испытывали трудности даже с передачей сигнала через кротовую дыру. Что уж говорить о черной дыре, из которой, как известно, не сбегает ничто.

Считалось, что притяжения черной дыры не может избежать ничто, даже свет. Но Стивен Хокинг доказал, что и черные дыры могут излучать элементарные частицы, преимущественно фотоны. Некоторые теории подразумевают, что информацию в принципе невозможно остановить, но единого взгляда на этот вопрос у ученых нет. Тем не менее они едва ли согласятся с тем, что из черной дыры может транслироваться сигнал, так что это, конечно, преувеличение.

ПРЕТЕНЗИЯ: Что это за гравитационные данные, без которых невозможно решение уравнения профессора Бранда?

Согласно фильму, данные были нужны профессору, чтобы подойти к пониманию гравитации и ее взаимодействия с квантовой механикой. Впоследствии это помогло бы поднять с Земли новые человеческие колонии. Разумеется, для решения таких проблем в реальной жизни прыжок в черную дыру не понадобится. И вряд ли такие данные можно передать столь короткой последовательностью сигналов.

ПРЕТЕНЗИЯ: Пройдя горизонт событий, Купер оказывается в тессеракте, четырехмерном гиперкубе, позволяющему измерять время как линейную величину и позволяющему общаться с Мёрф на любом отрезке её жизни. Это тоже научно?

С момента прыжка в черную дыру и до конца фильма сценарий перестает ориентироваться на науку и оперирует чистой воды спекуляциями. Да, учёные допускают существование других измерений, но их познание в трехмерном пространстве не представляется возможным. И уж конечно, нельзя научно доказать, что после прыжка в черную дыру неведомые силы перенесут человека в комнату его дочери. Все эти загадочные явления Нолан списывает на таинственных и загадочных «их», живущих в пятимерном пространстве.

***
Нолан снимал все-таки фантастику, а не документальное кино, поэтому имел право игнорировать кое-какие детали. «Интерстеллар» порой становился жертвой художественного замысла, визуальные решения делались для удобства зрителей и съемочной группы, а не для ученых. Тем не менее картина получилась куда более научной, чем большая часть современной кинофантастики. Задумайтесь: на каком еще сеансе нам вообще требовалось знать, как работает реальная астрофизика?

 

Источник: www.MirF.ru


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.