Чем занимался аристотель


Имя великого грека Аристотеля знает каждый школьник и студент. Оно встречается им на  страницах учебников по математике, философии, истории, геометрии. Также Аристотель знаменит своими сочинениями, собственной философской системой и прогрессивными идеями, а также личным знакомством с Александром Македонским.

Детство и юность

Аристотель появился на свет в македонском городе Стагире в 384 или в 383 году до нашей эры в семье врача Никомаха, который служил при дворе царя Аминты Третьего. Отец был родом с острова Андрос, а мать будущего философа – Фестида – с Халкиды Эвбейской. Род отца был одним из самых древних в Элладе. Никомах настоял на том, чтобы Аристотеля и остальных детей обучали с ранних лет, что считалось нормальным для знатных семейств того времени. Благородное происхождение и высокий статус отца сослужили ему службу, когда его родители в 369 году до нашей эры умерли. Аристотеля усыновил муж его старшей сестры, которого звали Проксен. Именно он настоял на том, чтобы племянник продолжил свое обучение, и всячески этому способствовал. От отца Аристотель унаследовал интерес к медицине, биологии и естествознанию. Проводя много времени при дворе Аминта Третьего, мальчик общался с его сыном – Филиппом, который позже стал новым македонским царём под именем Филипп Второй.


Отец оставил сыну приличную сумму денег, которые пошли на обучение Аристотеля. Проксен покупал мальчику книги, в том числе и самые редкие. Опекун и воспитанник были очень близки, и эту дружбу Аристотель пронес через всю жизнь. После смерти опекуна он делал все, чтобы семья Проксена ни в чем не нуждались.

Формирование мировоззрения и философских идей

Отец Аристотеля написал несколько сочинений по медицине, которыми зачитывался мальчик в юности. Также среди наследия Никомаха были его личные наблюдения, описывавшие органическую и неорганическую природу. Эти сочинения способствовали формированию мировоззрения мальчика, которое продолжало развиваться под влиянием следующих факторов:

  • Аристотель постоянно слушал при дворе и в семье рассказы о Сократе, Платоне и других мудрецах из Афин.
  • Проксен заставлял мальчика много читать книг по естествознанию и передавал ему свои личные знания и мудрость.
  • После переезда в Афины в 367 году до нашей эры Аристотель стал изучать труды Платона.
  • Также он знакомился с философскими сочинениями других греческих философов и мудрецов.
  • Продолжая своё образование, Аристотель учился в Афинах – центре политической, общественной, культурной и научной жизни древней Эллады.

Огромное влияние на Аристотеля оказывала среда, в которой он вырос. С юных лет Аристотель привык жить красиво, ни в чем себе не отказывая. Поэтому его кодекс поведения отличался от образа жизни древнегреческих философов и историков.

В первую очередь, Аристотель делал все, что хотел, не терпя никаких ограничений. Он ел и пил, что хотел, одевался совсем не так, как другие греки, увлекался женщинами, тратил на них большие средства. При этом женщин он не оценивал слишком высоко и этот факт совсем не скрывал.

Отказ от аскетического образа жизни философа, к которому так привыкли афиняне, отвернули от Аристотеля жителей Афин. Они отказывались признавать его настоящим философом, не считая его равным Платону. Последний, впрочем, несмотря ни на что,  отдавал должное острому уму и идеям Аристотеля.

Подобный образ жизни привел к тому, что грек потратил состояние, которое осталось от отца. Биографы Аристотеля говорят о том, что философ решил стать дрогистом. То есть, заняться собиранием лекарственных трав и изготовлением зелий на продажу. По другой версии, Аристотель не тратил состояние, а занимался медициной и зельями, поскольку хотел помогать больным. Скорей всего, это и вызвало зарождение слухов о том, что Аристотель спустил все деньги на кутежи и женщин.

Платоновский период

Два великих грека познакомились уже тогда, когда Аристотель сформировал собственную философскую концепцию, а Платон уже был знаменит в эллинском мире. Его авторитет был неопровержим, но это не мешало Аристотелю критиковать своего учителя, спорить с ним и любить его. Рядом с Платоном Аристотель был 17 лет, которые были наполнены разными событиями. Ученика часто упрекали в неблагодарности к Платону, но сам Аристотель говорил, что вынужден выступать против своего учителя. В его стихах и сочинениях биографы находят подтверждение этой версии.


В одном из своих сочинений Аристотель говорил, что ради истины обязан критиковать Платона и оспаривать его тезисы. При этом в каждой полемике ученик всегда был почтителен с учителем. Насмешки доставались другим. Например, старцу-софисту Исократу, в лице которого Аристотель изобличал всех софистов и насмехался над ними.

Почти двадцать лет ученик находился в Академии Платона. В это время он практически не интересовался политической жизнью Афин. После смерти Платона в 347 году до нашей эры Аристотель и Ксенократ решили покинуть город, поскольку имущество и управление Академией перешли в руки Спевсиппа.

За пределами Афин

Греки отправились в Малую Азию, где остановились в городе Атарнея, которым управлял тиран Гермий. Это был ученик Аристотеля, воспитанный на его идеях и философии. Гермий, как и его учитель, стремился избавить греческие полисы в Малой Азии от владычества Персии. Некоторые современники Аристотеля считают, что философ приехал к тирану не с личным визитом, а с дипломатической миссией.


Тирана Гермия вскоре убили по приказу персидского царя Артаксеркса. Убийство Гермия стало ударом для Аристотеля, который потерял не только друга и ученика, но и союзника в борьбе за независимость полисов. В дальнейшем он посвятил ему два стихотворения, в которых воспел добродетели Гермия.

В Атарнее Аристотель провел три года, женился на приёмной дочери Гермия – Пифиаде, сблизившись с ней после смерти её отца. Вместе с ней, спасаясь от персов, Аристотель бежал из Атарнеи на остров Лесбос в город Митилен. В браке философ с Пифиадой прожил всю жизнь, пережив ее на несколько лет. У пары была дочь, которую назвали в честь матери. Друг Аристотеля Ксенократ в это время вернулся в Афины. Пребывание на Лесбосе не продлилось долго. Философ вскоре получил письмо от Филиппа Второго, который после смерти своего отца возглавил Македонию. Филипп приглашал Аристотеля стать воспитателем его сына – Александра.

Македонский период

Точная дата приезда Аристотеля в Пеллу – столицу Македонии – неизвестна. Скорей всего, это произошло в конце 340-х гг. до нашей эры. Здесь философ пробыл восемь лет, из которых три года отдал воспитанию наследника престола. Аристотель в обучении Александра отдавал предпочтение героическим эпосам и поэзии того времени. Особенно македонскому принцу нравилась Илиада, в которой идеальным героем для Александра стал Ахиллес. Процесс воспитания и обучения закончился в тот момент, когда Филиппа Второго убили, и Александр стал новым правителем Македонии.


Одновременно с обучением, Аристотель занимался наукой, развивал свои идеи, наблюдал за природой. И Филипп, и Александр выделяли большие деньги для того, чтобы грек ни в чем не нуждался. Став правителем, Александр отдал распоряжение о том, чтобы придворные доставляли ученому редкие виды животных, растений, трав, деревьев. При дворе македонского царя Аристотель пробыл до тех пор, пока правитель страны не отправился в поход в Азию. После этого философ собрал свои вещи и отправился в Афины. В столице вместо грека остался его племянник Каллисфен, который был воспитан в духе аристотелевской философии и мировоззрения.

Как и все, что связано с Аристотелем, пребывание в Македонии опутано слухами и тайнами. Современники философа говорили о том, что он много времени проводил в походах с Александром, когда тот стал завоевывать мир. Биографы же утверждают, что таких поездок не было, а все наблюдения за редкими животными, жизнью других народов Аристотель делал во время пребывания при македонском дворе.

Возвращение в Афины

После Македонии Аристотель в возрасте 50 лет в сопровождении жены, дочери и воспитанника Никанора вернулся в родной город Стагир. Он был полностью разрушен во время греко-македонских войн. Стагир восстановили на деньги Александра Македонского, отец которого и приказал сравнять Стагир с землей. За это жители города построили здание для Аристотеля, чтобы он тут учил своих сторонников. Но Аристотель отправился дальше – в Афины. Здесь философ открыл собственную философскую школу, которая находилась за чертой города, поскольку Аристотель не был полноправным гражданином этого греческого полиса. Школа находилась в Лике, где занимались афинские гимнасты. Школа располагалась на территории рощи и сада, в котором были построены специальные крытые галереи для прогулок. Такое строение в Древней Греции называлось перипатос, отсюда, скорей всего, и возникло название школы Аристотеля – перипатическая.


В Афинах, вскоре после переезда, умерла Пифиада, что стало ударом для философа. В ее честь он построил мавзолей, куда приходил оплакивать почившую супругу. Спустя два года он снова женился на рабыне Гарпимиде, в браке с которой у него родился сын Никомах.

Занятия в школе Аристотель проводил два раза в день – по утрам, беседуя с учениками о самых трудных предметах и философских проблемах, и по вечерам, обучая тех, кто находился только в начале философского познания. Были в школе банкеты, куда ученики приходили только в чистой одежде.

В конце правления Александра Македонского произошло охлаждение в его отношениях с Аристотелем. Македонский царь провозгласил себя богом и требовал соответствующих почестей от приближенных. Не все соглашались делать это, и Александр казнил их. Среди жертв гордыни Александра был и Каллисфен, который после отъезда дяди в Афины стал личным историографом царя.

Смерть Александра Македонского вызвала в Афинах восстание, философа обвинили в неуважении к греческим богам. Над греком должен был состояться суд, но его Аристотель не дождался и уехал в Халкид. Здесь он скончался в 322 году через два месяца после приезда. Управление школой в Афинах перед путешествием философ оставил Теофрасту.


Практически сразу после кончины Аристотеля появился слух о том, что грек совершил самоубийство. Эта неправдоподобная версия возмутила учеников философа, которые знали, что Аристотель всю жизнь выступал против самоубийства.

Похоронили философа в Стагире, где местные жители построили выдающемуся земляку шикарный мавзолей. К сожалению, здание до наших дней не сохранилось. Никомах – сын Аристотеля – готовил сочинения отца к изданию, но умер в молодом возрасте. Пифиада три раза была замужем, воспитывала троих сыновей, младшего из которых звали Аристотель. Именно он длительное время возглавлял школу своего знаменитого деда, заботился об учениках, сторонникахи сочинениях Аристотеля-старшего.

Наследие философа

Грек писал очень много трудов, о чем свидетельствуют записи в античных каталогах. До наших дней сохранилась совсем небольшая часть произведений философа. К ним относятся:

  • «Политика».
  • «Законы».
  • «Государственные устройства».
  • «Этика Никомаха».
  • «О философии».
  • «О справедливости» и другие.

Философские идеи Аристотеля

Его считают универсальным ученым, человеком энциклопедических знаний, который изучал логику, этику, психологию, физику, биологию, математику. Он изучал место, которое философия занимает среди наук. Под философией Аристотель понимал комплекс научных и теоретических знаний о действительности. Среди основных идей, которые в своем учении разрабатывал Аристотель, стоит отметить:


  • Человеческое мышление и мир – сложные, многосторонние явления.
  • Суть человеческого мышления – самый главный предмет философии как науки.
  • Существуют понятия «первая философия», под которой Аристотель понимал метафизику, и «вторая философия», ставшая потом физикой. Метафизику интересует только то, что существует всегда и везде. Любопытно, что метафизика – это все сочинения, написанные Аристотелем после произведения «Физика». Термин «метафизика» использовал не сам философ, а его ученик Андроник, дословно это слово так и переводится «после физики».
  • Все сущее состоит из двух начал – материи и формы, которая является действующим и ведущим элементом.
  • Бог – это источник всего творческого и всего активного. Также Бог – это цель, к которой все сущее все время стремиться.
  • Душой обладают и люди, и растения, и животные, у которых душа имеет чувства. У растений душа – стимулирует рост. У людей душа обладает разумом.
  • Душа бестелесная, это форма живого тела, но не его внешняя форма, а внутренняя. Душа неотделима от тела, из-за чего не существует переселение душ.
  • Бог и первоматерия определяют границы мира, а также задают их.

В политической сфере Аристотель понимал человека как общественное животное. Его сферу жизни формируют государство, общество и семья. Государство у философа – это государственный деятель, который управляет людьми так, как того требуют обстоятельства, заботясь об их духовном, моральном и физическом развитии. Для государства самыми лучшими формами могут быть только:

  • Аристократия.
  • Монархия.
  • Умеренная демократия.

Обратными негативными сторонами таких государственных форм считаются охлократия, тирания и олигархия.

Существующие науки Аристотель поделил на три группы:

  • Поэтические, способные внести в жизнь человека прекрасное.
  • Теоретические, обучающие знаниям. Это математика, физика и первая философия.
  • Практические, отвечающие за поведение человека.

Аристотель считал, что знания человек получает, основываясь на собственных ощущениях, опыта и умений. Все эти категории можно проанализировать и сделать потом выводы (умозаключения). Знания человек получает только тогда, когда может применить их на практике. Если этого не происходит, то такие знания стоит называть мнение.

Источник: GreeceMagazine.ru

Чем занимался аристотельАристотель (др.-греч. Ἀριστοτέλης; 384 до н. э., Стагир — 2 октября,  322 до н. э., Халкида, остров Эвбея) — древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335/4 г. до н. э.[1] основал Ликей (др.-греч. Λύκειο Лицей, или перипатетическую школу). Натуралист классического периода. Наиболее влиятельный из диалектиков древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления.


Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.

 

Детство и юность

Аристотель родился в Стагире (поэтому получил прозвание Стагирит[2]), греческой колонии в Халкидиках, недалеко от Афонской горы, в 384 г. до нашей эры. Отца Аристотеля звали Никомах, он был врачом при дворе Аминты III, царя Македонского. Никомах происходил из семьи потомственных лекарей, в которой врачебное искусство передавалось из поколения в поколение. Отец был первым наставником Аристотеля. Уже в детстве Аристотель познакомился с Филиппом, будущим отцом Александра Македонского, что сыграло не последнюю роль в его будущем назначении воспитателем Александра.

Юношеские годы Аристотеля пришлись на время начала расцвета Македонии. Аристотель получил греческое образование и был носителем этого языка, он симпатизировал демократическому образу правления, но в то же время он был подданным македонского правителя. Это противоречие сыграет определённую роль в его судьбе.

В 369 году до н. э. Аристотель лишился родителей. Опекуном юного философа стал Проксен (впоследствии Аристотель тепло отзывался о нём, а когда Проксен умер, усыновил его сына Никанора). Аристотель наследовал от отца значительные средства, это дало ему возможность продолжать образование под руководством Проксена. Книги тогда были очень дороги, но Проксен покупал ему даже самые редкие. Таким образом, Аристотель в юности пристрастился к чтению. Под руководством своего опекуна Аристотель изучал растения и животных, что в будущем развилось в отдельную работу «О возникновении животных».

В 347 г. до н. э. Аристотель женился на Пифиаде, приёмной дочери Гермия, тирана Ассоса в Троаде. В 345 г. до н. э. Гермий выступает против персов, за что был свергнут ими и казнён. Аристотель вынужден уехать в Митилины. У Аристотеля и Пифиады была дочь, Пифиада.

Философское учение Аристотеля

Бюст Аристотеля, римская копия оригинала Лисиппа.

Аристотель разделяет науки на теоретические, цель которых — знание ради знания, практические и «поэтические» (творческие). К теоретическим наукам относятся физика, математика и «первая философия» (она же — теологическая философия, она же позднее была названа метафизикой). К практическим наукам — этика и политика (она же — наука о государстве)[3][4]. Одним из центральных учений «первой философии» Аристотеля является учение о четырёх причинах, или первоначалах.
[править]
Учение о четырёх причинах

В «Метафизике» Аристотель развивает учение о причинах и первоначалах всего сущего. Причины эти таковы:
Материя (греч. ΰλη, греч. ὑποκείμενον) — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).
Форма (греч. μορφή, греч. тò τί ἧν εἶναι) — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.
Действующая, или производящая причина (греч. αρχή της κινήσεως) — «то, откуда». Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл.
Цель, или конечная причина (греч. τέλος ου ενεκα) — «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо.

О внутренней жизни Аристотеля мы можем узнать из его рукописей, в которых Аристотель обобщил все знания, которые были известны в то время. Он оставил их своему ученику Теофрасту, и далее рукописи передавались от одного руководителя Лицея к другому. И лишь Андроник Родосский впервые взялся опубликовать их для широкой публики. Главный труд Аристотеля – “Метафизика”, получил свое название (букв. – “после физики”) от того, что Андроник поместил ее в своем издании после “Физики”.

В 4-х томнике произведения Аристотеля расположены не в правильном порядке. Правильный порядок такой:

“Физика” (посвящена философии природы – это 2-ая философия).

“О душе” (важнейшая психологическая работа Аристотеля).

“Органон” (формально-логические произведения Аристотеля, где им исследовались правила субъективного мышления; Аристотель – отец силлогистики):

А) “Аналитики” 1-я и 2-я (важнейшие);

Б) “Категории”;

В) “Топика”;

Г) “О софистических опровержениях”.

“Этика” (“Никомахова” и “Большая”).

“Политика”.

“Поэтика” (эстетика).

“Метафизика” (точнее – первая философия).

Начиная с конца Античности, ложная традиция противопоставляет Платона и Аристотеля. Даже на знаменитой фреске Рафаэля, где они изображены беседующими. Платон показывает рукой вверх, Аристотель – вниз. Выставлять Аристотеля только критиком Платона неверно. Аристотель — критик не Платона, а платоников. Аристотель развивает мысль Платона и, естественно, что ему видны ее недостатки; мышление Аристотеля более сознательно.

Стиль мышления Аристотеля – классический; Аристотель уже не нуждается в образах, поэтому его мысль выражается в форме чистой теории. У Платона стиль мышления, так сказать, романтический, в нем много места занимают образы, мифы. Поэтому, если читать Аристотеля и не входить в суть, то его читать скучно, ибо он не дает образов, этих “костылей мысли”. Аристотель излагает мысль просто и кратко. Так кратко, что порой даже нестерпимо. Он умеет свести множество понятий к единству на протяжении очень короткого отрезка текста.

Аристотель – это 2-ой необходимый класс в изучении философии. Платон – 1-ый (там философия сколь же разъясняется, столь и еще затемняется мифами).

Итак, рассмотрим философию Аристотеля, остановившись только на ее принципе, как он изложен в главном философском произведении Аристотеля – “Метафизике”.

Вся она посвящена одному: поиску и нахождению того, что само по себе и для человека является высшей мудростью. Аристотель ищет такую мудрость, которая является не чьим-то личным достоянием, а наукой. Все содержание “Метафизики” представляет собой определение предмета первой философии. Начиная с первого шага, Аристотель методично идет к результату, и только в XII книге Аристотель его определяет. В “Метафизике” нет, ни одного случайного слова, поэтому читать Аристотеля лучше по-гречески, хотя для первого знакомства и русский текст годится.

Предмет философии не такой, что его можно указать сразу до того, как его достигнешь. К философскому предмету можно прийти, только пройдя немалый путь.

Начинает Аристотель с простейшего, различая три способа деятельности души:

опыт (εμπειρια);

искусство (τεχνε) – техника (это не художественное творчество, как в “Поэтике”);

знание (επιστημη) – наука.

“Метафизика” начинается словами: “Все люди по природе стремятся к знанию”. В оригинале – к пониманию. Здесь Аристотель, заметьте, через стремление к пониманию определяет ни больше, ни меньше природу человека. (Есть у Аристотеля и определение человека, которое получило широкое распространение: “Человек – это общественное животное”). И знак этой природы Аристотель усматривает во влечении человека к бесполезным чувственным восприятиям – их люди ценят ради них самих. Нет животных, смотрящих на растерзанные тела сородичей; мы же не таковы, всякая автомобильная авария собирает толпу зевак, хотя толку смотреть на результаты столкновения нет; навстречу этой же потребности идет телевидение.

В этом бескорыстном стремлении видеть, созерцать сказывается то, что затем приведет людей к философии – потребность в умосозерцании, в понимании. Только случайность задерживает людей на созерцании чувственного.

Первая станция на пути от чувственного созерцания к умозрению – опыт. Он появляется из чувственного восприятия, благодаря памяти. Опыт, по Аристотелю, доступен и некоторым животным – тем, которые имеют память. Опыт человек имеет благодаря памяти, ибо он есть многие воспоминания об одном и том же. Чтобы иметь опыт, не нужно мыслить; опыт – не прерогатива человека. Поэтому слишком уважать опытных людей, по меньшей мере, странно.

Заблуждением является трактовка техники и знания как усовершенствованного опыта. Это современный предрассудок – считать, что наука есть только опытная наука. Без философского противоядия опытная наука приведет человечество к могиле. “Зеленые”, справедливо кажется, протестующие против всевластия опытного насилия над природой, не совсем это понимают.

Хотя опыт кажется почти одинаковым с техникой и познанием, пишет Аристотель, в действительности это не так. Техника появляется тогда, когда из приобретенного опыта впечатлений формируется общий взгляд на сходные предметы, единая мысль. Техника – после опыта, но не ИЗ опыта! Например, ситуация врача: одному дал лекарство он выздоровел, второму дал тоже самое лекарство – выздоровел, третьему дал, а он помер. Поэтому опытный врач знает, кому нельзя давать лекарство. Но почему его нельзя давать — не знает.

Техника же возникает с вопроса “почему”? Почему что-то есть, а что-то не-есть? Как только человек поймет, почему что-то случается или не случается, он становится причастным к технике. Определить, почему данное лекарственное средство помогает ВСЕМ людям определенного склада – это дело техники. ВСЕ в опыте не даны, индивидуальное событие не дает знания причин. А техника позволяет определить пригодность лекарственного средства для ВСЕХ определенных людей, т.е. и для тех, кого не было в опыте врача, тех, кто уже был и тех, кто еще будет.

Мысль возникает не из опыта, а из ума. Совокупность эмпирических фактов не есть общая мысль об их причине. Опыт есть знакомство с единичными, случайными вещами. Опытные это те, кому что-то известно, но не известно “почему”. Опыт – это знание в форме знакомства с тем, что случается.

Техника, по Аристотелю, — это знание причин единичного, т.е. знание особенного. Его можно знать лишь при помощи “общего взгляда” на отдельные предметы, т.е. только с помощью мысли.

В деятельности те, кто имеет опыт, преуспевают более чем техники. Мудрость же зависит от понимания, а не от успешного единичного действия. Имеющие опыт знают “что”, а техники – “почему”. Опытные не могут быть учителями, ибо они не знают “почему”: “Делай как я”. “А почему?” “По-кочану!” Такой человек не знает, почему так все удачно у него получается – случай ему помогает. Он не может это передать другому. Греки: наставников мы почитаем больше опытных людей (ремесленников). И именно они могут быть начальниками, т.е. поучать других не вслепую. Техника мудрее опыта, но знание – мудрее техники.

Техника знает причины случайного, т.е. того, что может быть и не быть. Знание выше техники потому, что оно есть знание необходимых вещей, т.е. тех, которых не может не быть. Оно есть знание причин необходимого или необходимых причин – таких, которые действуют вечно, а не временно. И поскольку предмет знания необходим в точном смысле, знание есть большая мудрость, чем техника и опыт. Но и среди знаний есть разные знания.

Итак, пока для нас, существует три вида мудрости, а Аристотель хочет найти высшую мудрость.

Первый вид мудрости – знание сходных между собой единичных вещей — это опыт. Источник его – ощущение. Опыт есть осведомленность. Большую роль в нем играет память.

Второй вид – техника, вскрытие умом причин единичных, случайных вещей, которые могут быть, а могут и не быть. Техникой познаются причины временного – того, что случается. Почему для познания причин необходим ум, почему недостаточно памяти о том, что наблюдалось? Ум необходим, чтобы знать невидимое – необходимое. Ум необходим для раскрытия необходимого, недоступного чувствам. Ведь случайное почему-то случается, его причины необходимы. Оно не случается само по себе. Чашка треснула. Почему? Говорят: “Я уронила”. Но ведь не только поэтому: если бы чашка не могла треснуть, то роняй ее, не роняй – она бы не треснула. Значит, есть что-то в самой чашке, что позволяет ей треснуть. Что-то должно быть необходимое, чтобы случилось случайное. Техника раскрывает причины случайного. А вот то, что исследует причины необходимого и есть наука или знание как таковое, επιστημη – третий вид мудрости. Знание как таковое – это определение Аристотеля. Что есть знание по Платону – см. его диалог “Теэтет”.

Аристотель: наука – это знание причин необходимого или необходимых причин. Это знание того, что существует необходимо, т.е. вечно. Случайное – то, что не определено в себе самом, т.е. может быть и таким, и другим. Ботинок может быть хорошим, а может быть плохим, рваным. То, что существует необходимо – вечно. Знание об этом вечном – не меняется, т.к. сам предмет неизменен. Знание того, почему сущность человека такова, а не иная – не меняется со временем, т.к. его сущность неизменна. Но необходимых причин много, следовательно, необходимо познать последнюю причину или первопричину.

Знание как таковое или философия у Аристотеля синонимы. Существует три рода необходимых причин, следовательно, философия трояка: третья философия – знание ближайших причин необходимого; вторая философия – знание его средних причин; и первая философия – знание конечной причины, причины всех причин.

Первая философия – это и есть метафизика. Если познана первая причина, то дальше познания нет и быть не может, ибо знать больше нечего. В этом смысле, нет бесконечного познания. Человек знающий первую причину, известным образом знает все, ибо он знает причину всего.

Характеристики первой философии, по Аристотелю, таковы:

Во-первых, она есть самое мудрое знание, потому что быть мудрым – это, значит, знать трудное, не легкопостижимое для человека – то, что дальше всего отстоит от чувственных восприятий. Хлопать глазами могут все, знать невидимую причину всего – единицы.

Во-вторых, она есть самое истинное знание, потому что знает истинное не временами и не в отношении к чему-то иному, а как таковое. Есть вечные истины, но относительные, а есть истина абсолютная, т.е. безусловная, относящаяся лишь к себе самой. Есть ли причина у первопричины? Кажется, что нет. Но значит ли это, что если у нее нет ДРУГОЙ причины, то и вообще нет причины? Нет. Есть причина и у первопричины: она сама себе причина.

В-третьих, первая философия есть самое лучшее знание, потому что она знает наиболее познаваемое, ибо знание самого истинного наиболее познаваемо. Это знание Аристотель называет знанием бога. Первую философию поэтому можно назвать теологией. Занятие первой философией почти не человеческое; оно гораздо более приличествует богу, а не человеку, поскольку, поясняет Аристотель, во многом природа людей рабская и заниматься познанием первой сущности им очень трудно. Людей привязывает к себе область опыта и техники. Чего хотят рабы? Хорошего для себя, полезного. Обычно спрашивают поэтому, а какая от познания будет польза? Такой человек займется познанием только в том случае, если будет от познания польза. Какая польза от познания первой сущности? Никакой. Ведь первая сущность есть для себя, а не для чего-то иного. И редкие люди среди людей могут оторваться от суеты рабского отношения. Редкие люди способны стать равными богам.

“Все остальные познания, — говорит Аристотель, — полезнее, но лучше нет ни одного”. Этим характеристикам посвящены 1-ая и 2-ая книги “Метафизики”.

После этого Аристотель переходит к познанию предмета первой философии – к познанию первопричины, сущего как такового. Это ни случайно существующее, ни необходимое по отношению к другому, а то, что необходимо само по себе. Первую философию интересует, что такое сущее как таковое и что присуще ему самому по себе (популярно: какие у него определения)? Или, что такое бог и что ему присуще самому по себе?

Первое, с чем разбирается Аристотель, есть понятие причины. Что есть предмет ума ищущего причины? Говорят: давайте искать причины. А, что это? Сначала Аристотель выясняет, что говорили о причинах до него далеко неглупые люди, в каких значениях они употребляли слово “причина”? Обычно этот раздел “Метафизики” называется аристотелевским учением о родах причин, хотя здесь Аристотель просто уточняет то, какое значение имела причина до него.

Во-первых, причиной называли то, ПОЧЕМУ любое “что” есть именно это, а не другое – сущность или суть определенного бытия. Например, почему глаз это глаз? Он ведь не потому глаз, что выглядит как глаз, а потому что его суть видеть; именно это делает глаз глазом. Почему человек есть человек? Потому что кто-то выглядит как человек? Нет. Сократ не потому человек, что двуногий и без перьев, а потому что быть человеком есть его суть. Мы можем быть похожи на Сократа, но не по виду, слава богу, а по сути. Этот род причин искал Платон, ибо идеи есть у него сущности любого определенного бытия.

Во-вторых, причиной называли природу вещей, то, ИЗ ЧЕГО все пошло и, стало быть, – материю или материальную причину. Фалес материалист не потому, что вода материальна, а потому что она есть у него природа вещей, т.е. то, из чего происходят все вещи.

В-третьих, причиной называли начало движения – действующую причину. Эта причина выдвигалась из уяснения недостаточности материальной причины, т.к. знание того, ИЗ ЧЕГО все происходит, не говорит, ПОЧЕМУ происходит это происхождение. Что заставляет вещи появляться из материи? Одной материи, для понимания появления вещей недостаточно, надо, чтобы был какой-то толчок. Анаксагор первый, кто понял это, и потому сказал, что помимо гомеомерий (материи), чтобы вещи были, необходима действующая причина – ум.

Следующий род причин противоположен предыдущему. Эта причина есть то, ради чего или ЦЕЛЬ – конечная причина. Все вещи происходят из материи (ИЗ ЧЕГО) в силу действующей причины (ПОЧЕМУ), но зачем, к чему? Сократ и Платон первые заговорили о благе – о том, РАДИ ЧЕГО все происходит. Например, прогулка совершается ради здоровья.

Рассмотрев четыре рода причин, которые были определены до него, Аристотель приступает к собственному определению первосущности, первопричины (субстанции). Различие между доаристотелевскими определениями и определениями Аристотеля заключается в том, что Аристотель начинает переходить от представлений о причине (все предыдущие четыре определения) к понятию причины. И переходя, он начинает формулировать ее первое определение. Здесь важно, что именно первое, а не сразу уже готовое, последнее, как происходит в представлении.

Первое определение причины, по Аристотелю, это возможность (гр. δυναμις, лат. potentia) или подлежащее (гр. υποκαιμενον, лат. substratum). Это задаток всех изменений; материя, которая может принимать все формы, но сама формирующим начало не является. Возможность у Аристотеля – близка к материи, того, ИЗ ЧЕГО происходят все изменения.

Пример:

единство желудя и четырех природных стихий есть возможность дуба. Если нет или желудя (зародыша дуба), или стихий (условий его жизни), то нет и дуба;

камни и дерево – субстрат дома;

тело и душа есть возможность человека, еще не сам человек, а только возможность его.

Второе определение причины – это действительность (гр. ενεργεια, лат. actus) или форма (гр. μορφη), т.е. то, ЧТО формирует материю, то, в результате чего только и возникает что-то определенное, что-то действительное. Форма у Аристотеля близка к действительности.

Форма отрицает материю (формирует неоформленное, определяет неопределенное) и поэтому только она делает возможность некоторой определенной действительностью или “чем-то”.

Для предыдущего 1-го примера с дубом, что есть форма? Форма – это не внешний вид дуба. Внешний вид – это результат действия формы. Заметьте, какой разнообразный результат! Нет вполне одинаковых, по внешнему виду, дубов. Что же делает возможность дуба действительностью дуба, возможный дуб действительным дубом? Что есть форма для дуба, отрицающая материю дуба? В желуде дуба нет, нет там маленького, микроскопического дубочка, который, произрастая, только увеличивается в размерах. Форма для дуба – это его жизнь, вступающая в свои права при наличии условий и вынуждающая возможность дуба стать его действительностью. Желудь должен быть отрицаем, чтобы был дуб, и это отрицание возможности дуба из нее самой есть действительная жизнь дуба.

Что есть форма для дома? Деятельность строителя. Необходима формирующая, энергичная и умная деятельность строителя, чтобы дом стал действительным домом, т.е. домом не только по виду или по имени, который разваливается на следующий день.

Что делает из возможного человека действительного человека? Что есть форма для человека не как внешний вид? Наличие уха с мочкой, двух ног и отсутствие перьев еще не делает человека человеком. Чем отличаются поступки человека от деятельности животного? Они обдуманны. Человек настолько человек, насколько он мыслит. Мышление и есть форма для человека, т.е. то, в результате чего человек из человека в возможности становится действительным человеком. Отсюда практический вывод: нужно стремиться стать человеком, пока есть возможность этого, пока жизнь одушевленного тела не кончилась.

Далее Аристотель говорит, что субстанция или первая сущность всего сущего есть единство материи и формы, возможности и действительности. И поскольку она есть это единство, поэтому все сущее содержит материю (субстрат) и форму (энергию). Без любого из этих двух определений причина не есть первая причина, сущность не есть субстанция, первая сущность.

Отрицательная деятельность или форма не приходит в материю извне. В примере с домом – форма извне, но к дубу жизнь извне не приходит, и мышление не внешне человеку. Следовательно, возможность в себе самой есть действительность, а действительность – возможность. Материя в себе самой есть форма. Нет формы без материи. Если бы материя в себе самой не была бы формой, то она не была бы возможностью некоторой действительности, и если бы форма не была в себе самой материей, то она не была бы действительностью чего-то возможного. Ложно истолкование формы и материи, действительности и возможности как 2-х половинок; они – единое целое.

Таково данное Аристотелем, понятие субстанции или первопричины.

Далее Аристотель указывает, что в разном сущем единство материи и формы выступает по-разному.

Источник: istorii-x.ru

Фракийский философ Аристотель: биография мыслителя из Стагиры

Если задуматься, чем мы обязаны Аристотелю, то можно насчитать десятки и даже сотни выдающихся открытий. Он написал и представил миру множество работ в различных областях знаний. Двадцать лет своей жизни философ отдал академии Платона. Но в отличие от своих «коллег» предпочитал получать знания преимущественно из книг, а не путем разговоров и размышлений. Это дало ему основу для осмысления, дополнения и правильной обработки материала. О результате его трудов можно судить по всемирной известности, даже по прошествии более двух тысяч лет после смерти.

Характеристика деятельности и открытий Аристотеля

Заслуги этого человека действительно сложно переоценить. Учение Аристотеля поражает размахом. До наших дней дошло почти пятьдесят его личных сочинений. Но ученые считают, что он являлся автором более ста пятидесяти книг. Диапазон его интересов и эрудиции способен привести в изумление даже самых безнадежных скептиков. Научные труды в области биологии, физики, астрономии, философии, психологии, этики, политики, педагогики, анатомии и даже зоологии представляют собой настоящий энциклопедический кладезь того времени.

Он изучал труды древних и умел правильно скомпилировать материал, а также делать верные выводы на основе собственного опыта. Влияние философии Аристотеля на эволюцию западноевропейской мысли колоссально. В древности, а затем и в Средние века, его труды были переведены на множество европейских и мусульманских языков. Византийские ученые восхищались четкостью его логических построений.

Рождение и детство Аристотеля

Многие ошибочно считают, что Аристотель являлся македонянином. Якобы это и помогло ему с детства как бы со стороны оценивать греческую культуру и многообразность всевозможных политических устройств. На самом деле, доподлинно известно, что отец великого философа был исконным греком, и звали его Никомах. Приблизительно в триста восемьдесят четвертом году в Халкидиках близ Афонской горы, в городке под названием Стагирит у него и его супруги Фестиды родился мальчик, названный Аристотелем. Согласно древнему летоисчислению, это было первое лето девяносто девятой Олимпиады.

Отец мальчика происходил из древнего семейства асклепиадов, которые по преданию возводили свой род к Махаону, сыну бога Асклепия, отвечающего за медицину. Семья была зажиточной и богатой. Никомах служил придворным врачом у самого Аминты III, дедушки Александра Македонского. Он написал и даже опубликовал шесть полноценных книг по медицине и маленького Аристотеля начал обучать с ранних лет. Именно от отца будущий ученый получил начала знаний, еще будучи совсем мальцом.

Если кратко, Аристотель остался сиротой в пятнадцатилетнем возрасте. К счастью, он был не единственным ребенком. Его взяла на воспитание старшая сестрица. Ее супруг, Проксен, стал для юноши вторым отцом. Он взял на себя все заботы по обучению племянника и впоследствии живо интересовался его судьбой. Считается, что он даже нанял ему в преподаватели знаменитого ритора Исократа, который считался светилом афинского ораторского искусства. Проксен был хорошим человеком, старался дать парню все, что мог, покупал самые дорогие книги. Аристотель отвечал взаимностью, высоко ценил своего названного отца, а после его смерти усыновил и его сына Никанора, выдав за него свою дочку Пифиаду.

Становление ученого: характеристика Аристотеля – философа

Становление Аристотеля

Когда парню исполнилось семнадцать лет, названный отец отправил его в Афины, так как даже самые дорогие книги не могли дать тот уровень образования, который хотелось получить. Он попытался поступить в Академию Платона, но того не было в городе, так как он отправился на Сицилию. Некоторые ученые считают, что первые свои годы в столице будущее светило философии провел в школе Исократа, где досконально изучил умение формулировать свои мысли и высказывать их.

Главное, что сделал Аристотель – осмысление простых истин в эволюции философской мысли, выведение философии на совершенно новый уровень. В общей сложности он провел в Академии около двух десятков лет, пока его учитель, престарелый Платон, не отдал Богу душу. Соученики и преподаватели отзывались о способностях Аристотеля хорошо, а вот о поведении его можно поспорить.

Известен случай, когда преданный преподавателю Ксенократ уехал на родину. Тогда спорщик Аристотель стал «теснить» старика-учителя. Он даже добился того, чтобы тот перестал выходить на прогулку туда, где ходил с учениками обычно. Только приехавшему вовремя Ксенократу удалось разрешить ситуацию и примирить мужчин. Со временем, они с Аристотелем стали лучшими друзьями. Возраст добавил философу еще и мудрость, чтобы по заслугам оценить колоссальный вклад в науку платоновского учения.

Член содружества философов-платоников и учитель Александра

После смерти старого преподавателя школа развалилась, а Аристотель и его приятели отправились в прибрежный город Ассос, напротив острова Лесбоса. Ребята стали называть себя содружеством философов-платоников. Все они давали уроки, но Стагирит параллельно проводил и научно-исследовательскую работу. Там Аристотель познакомился с сатрапом (наместником) Гермием. Правитель стал слушать его лекции, а потом и выдал за него дочь Пифиаду. Вскоре она родила философу девочку, названную в честь матери.

После трех лет упорной работы в Ассосе, по рекомендации приятеля Феофраста (Теофраста), ученый переезжает в городок под названием Митилены, располагавшийся на острове Лесбосе. Там он с семейством осел до трехсот сорок третьего или второго года, когда правитель Македонии Филипп Второй пригласил его стать преподавателем у своего сына – Александра. Мальчишке на то время было тринадцать, он отличался крутым нравом, острым умом и великолепными способностями.

Сперва они поселились в Пелле, а потом переехали в Миезу. Там учеба велась в сакральном месте – Нимфайоне (святилище нимф, греч. Νυμφαῖον). Юный царевич учил литературу, философию, историю, поэзию, медицину, геометрию и прочие полагающиеся науки. В триста тридцать пятом Филиппа II убили, и обучение Александра пришлось приостановить. Он должен был стать царем и выполнять свои обязанности по управлению государством.

Перипатетическая школа философии

Школа Аристотеля

Оставшись без самого способного последователя, Аристотель снова возвращается в любимые Афины, где и организовывает собственную обновленную школу – Ликей. Название учебное заведение получило из-за места расположения – северо-восточная часть города, неподалеку от базилики Аполлона Ликейского.

Ликей обладал обширной библиотекой, это можно понять из творений самого Аристотеля. В своих работах он дает множество точных ссылок на древних авторов и прямые выдержки из их книг. Это было бы невозможно, не имей он под рукой соответствующей литературы. В этой школе, от которой впоследствии пошло современное название “лицей”, преподавалось множество наук.

  • Философия.
  • Теория познания и логика.
  • Математика.
  • Космология.
  • Анатомия.
  • Политика, этика и политик в государстве.
  • Риторика и ораторское искусство.
  • Естественные науки: биология, зоология, ботаника и прочее.
  • Физика и метафизика.

Аристотель знаменит тем, что сумел разделить все науки на основные направления: теоретические, практические и поэтические (творческие). К первым относилась физика, теологическая философия, что равно метафизике, и математика – все они образовывали учение ради знания, не более. Второе направление, практическое, подразумевает этику и политику, которая является наукой о государственности и самом государстве. К творческому направлению относилось как стихосложение и написание музыкальных произведений, так и игра на разных инструментах.

Философия в жизни Аристотеля

Статуя Аристотеля

Несмотря на схожесть идей, Аристотель сумел пойти гораздо дальше, намного опередив своего учителя Платона. В первую очередь полемика возникала потому, что они совершенно по-разному воспринимали реальность. Платон описывал предметы материальной вселенной, как иллюзию, искаженное изображение истинно (реально) существующего (сущего). Аристотель даже материально оцениваемые вещи описывал, как существующее на данное время единство внешней формы (материи) и внутреннего наполнения (духа). Кроме всего, основная роль управления Вселенной по Платону отходит разуму (богу), а по Аристотелю – идеальной высшей форме понимания (сознанию).

Учение о метафизике и определение категорий

В своем главном философском труде «Метафизика» Аристотель открыл и развил науку о причинах возникновения и реальности сущего. По его мнению, первоначала следует искать в самой основе материального и духовного мира.

  • Основой является материя – «то, из чего». Выразить ее можно при помощи пяти основных элементов: вода, воздух, огонь, земля и эфир (небесная сущность).
  • Материя должна обладать формой – «то, что». Сущность, стимул, а также цель – вот что определяет становление (образование) многообразных предметов из единообразной изначальной субстанции (материи).
  • Причина (в основном, действующая или же производящая) – «то, откуда». Это характеристика временного отрезка, когда появляется предмет материального мира. Началом начал всегда считается Бог, а далее у него уже есть энергия для созидания.
  • Конечная причина называется целью – «то, почему» или «то, ради чего». Наивысшей целью становится абсолютно совершенное Благо, но у каждого объекта может быть своя конечная причина.

Обобщая исторический процесс познания, Аристотель доказывал правильность разделения всей философии на основные категории. Он даже разработал специальную иерархическую сетку для простоты оценки. Сперва он обозначил девять категорий: качество, отношение, количество, обладание, действие, место, страдание и положение. Но со временем он упростил все до трех основных позиций: изначальная сущность, состояние и отношение.

Риторика — искусство ясно говорить

Искусство речи определялось Аристотелем совершенно не так, как воспринимали его древние. Он видит риторику, как возможность находить методы убеждения, относительно любого произвольного предмета или объекта. Каждый гражданин, по мнению великого философа, должен был уметь внятно выражать свои мысли на публике. Он выделял всего три вида речи.

  • Эпидейктическая.
  • Судебная.
  • Совещательная.

Первая подкатегория имеет отношение к порицанию, либо к воздаянию похвал. Вторая имеет под собой особую цель эмоционального убеждения человека, принимающего какие-либо решения. В последнем случае речь идет о совместном принятии решений человеком или группой людей, при условии принятия результатов всеми лицами. Все это подкреплено диалектикой, основанной на противоречиях.

Установление начал логики

Главным предметом познания по Аристотелю следует воспринимать существование (бытие). Опыт зарождается в памяти, а также ощущениях и привычках. То есть, какое-либо понимание может начинаться с ощущений (чувств), при этом разум способен усмотреть общее (целое) в единичном. Однако одними чувствами получить знание не получится. Потому формой истинно-научного познания становятся понятия, дающие описание сущности предмета. Аристотель ввел понятие «диалектическое» и «аподиктическое» знание. Первое исходит из опыта, а второе является абсолютным, заданным заранее. Считается, что в оригинальных выкладках, на манер «без ощущения, нет познания», он вплотную подошел к материализму.

Аристотель представлял главной целью науки соединение индукции (наведение от частного к общему) и дедукции (силлогизмов). При этом любое знание должно было обязательно приобретено путем опыта. Однако, сперва следует доказать, что свойства предмета существенны. С этим поможет справиться категорический силлогизм, основанный на трех выкладках: двух посылках и одному заключению. Схема на самом деле проста, можно привести известнейший пример: всякий человек смертен (большая посылка), Сократ – человек (меньшая посылка), Сократ – смертен (заключение).

По мнению Аристотеля, мир постоянно движется и это движение непрекращаемо и бесконечно. Более того, оно представляет собой единый, цельный процесс для всего сущего. Это предполагает согласованный «двигатель» для данной системы, своего рода причину. Эту теорию можно назвать космологическим доказательством бытия Бога. То есть, причиной всех причин является божество, а причинно-следственные связи – это лишь его прямые последствия. Потому изначально предметом познания, вернее его целью, должен являться Бог – общемировая сверхчувственная субстанция (сущность).

Вклад Аристотеля в развитие естественных наук

Вклад Аристотеля в науку

Отбросив первые философско-спекулятивные методы, Аристотель в более поздний период обращается к естественным наукам, выявляя глубокое понимание биологии и прочего. Ученый решил полностью отказаться от экспериментирования в данной области, справедливо полагая, что истинная природа намного ярче проявляется в естественной среде. Потому вместо опытов, он предпочитал наблюдения. В химии и физике такой подход оказывается малоэффективным, зато ботаника и зоология укладывается в эти рамки отлично.

Аристотель ввел понятие scala naturae – «Великая Цель Бытия», в котором предполагал деление всех живых организмов в определенной иерархии. В самых нижних рядах его пирамиды стояли растения, а на вершине – человек. Он считал, что форма определяет содержание, потому чем идеальнее она, тем богаче наполнение. Однако окончательно разобраться в природе элементов учёный так и не смог. Только Менделеев спустя почти две тысячи лет разрешит этот спорный вопрос, внеся ясность в классификацию химических элементов, согласно атомной массе.

Видение политики и в память об энциклопедисте Аристотеле

Платон рассматривал совершенное государство, как единственно возможное, к которому следует стремиться. Аристотель отверг такой подход к делу. Он обозначил, что стоит стремиться только к такой системе, которую можно ввести в большинстве стран. Он считал, что предлагаемая учителем общность, когда не останется ничего индивидуального, личного, разрушит государство как таковое. Именно Аристотель ввел понятие политики – умения и науки о том, как эффективно организовать бытие наилучшим образом для всех членов сообщества.

В честь этого великого человека, идеи которого сумел потеснить только Галилео Галилей, назван большой университет в Салониках, на родине мыслителя. Там же есть и площадь Аристотеля, а в космосе имеются два астероида, гордо несущие его имя. В честь него названо еще и двудольное растение из Южного полушария – аристотелия (Aristotelía), культивируемое многими в качестве декоративного.

Источник: perstni.com


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.