Луна полумесяц


Полумесяц – от мифического до сакрального

Каждая религия имеет свою символику. Каждый символ несет в себе скрытый смысл. У каждого символа есть своя история возникновения, и, пожалуй, каждый из символов имеет ту или иную трактовку. На наш взгляд, говоря о символе ислама, полумесяце, стоит, в первую очередь затронуть тему влияния луны, а также солнца, как небесных светил на жизнь верующих. Здесь мы не подразумеваем их некое астрологическое или эзотерическое влияние на здоровье, благосостояние или судьбу человека. Конечно же, нет! Но отметим, что такие виды поклонения верующего мусульманина, как совершение намаза, завершение утренней трапезы и начало времени вечерней трапезы в месяц Рамадан определяются движением солнца, то есть в зависимости от расположения данного небесного светила, в течение суток, в исламе определяется начало пятикратных молитв и время трапез.


кие же виды поклонения, как хадж, закят, милостыня аль-фитр и праздничные дни привязаны к определенным датам лунного календаря. Такие аспекты бракоразводного процесса в исламском праве, как выжидательный срок после смерти супруга, иля (клятва, данная мужем о том, что он не прикоснется к своей супруге в течение 4 месяцев) и другие, также определяются лунным календарем, используемым всеми исламскими правоведами, занимающихся рассмотрением широкого спектра вопросов, связанных с религиозной практикой мусульман.

В Коране сказано: «Они спрашивают тебя о новолуниях. Скажи: "Они определяют промежутки времени для людей и хаджа» (Бакара, 189).

Пророк Мухаммад, мир ему, сказал: «Начинайте поститься, когда увидите новый месяц, и завершайте, когда его увидите. А если небо было неясным, то определяйте» (Бухари, номер 1900 и 1906, от Ибн Умара, Муслим, 2501).

Как видно из приведенных канонических текстов, начало месяца в лунном календаре определяется зарождением новой луны. Данное обстоятельство сделало появление новой луны очень важным явлением в жизни верующих мусульман. Так как она является началом месяца мусульманского календаря, Пророк Мухаммад, мир ему, при виде ее возвеличивал Аллаха и совершал мольбу, прося у Аллаха блага. Данная мольба звучит следующим образом:

«Аллах велик! О Аллах, вознеси его (молодой месяц) над нами безопасностью, верой, благополучием, исламом и содействием тому, что Ты, Господь наш, любишь и что Тебе угодно! Господь наш и Господь твой – Аллах!» (Тирмизи, «Призыв», 51).


Методам определения лунных месяцев посвящены многие трактаты исламских ученых, как прошлого, так и современности, что указывает на особое значение новой луны в исламском праве.

Полумесяц в древних религиозных культах

Говоря о полумесяце, стоит помнить, что, хотя упоминания о нем имеются в Коране и хадисах, как символ религии он первыми мусульманами не использовался, наоборот, полумесяц как религиозный символ использовался многими древними культами, в том числе этот символ имел распространение у тюркоязычных народов. Рассмотрим некоторые примеры.

У древних народов полная луна олицетворяла красоту и изящество, полумесяц символизировал рождение, возрождение, благородную жизнь. Многие народы поклонялись луне, у многих из них существовало множество мифов, связанных с ней. Немало мифов связано с луной и у тюркских народов, большинство которых сейчас исповедует ислам. Один из таких мифов повествует о том, что тюркский богатырь Огуз Хан женился на девушке, созданной из света, от этого союза родились Солнце, Луна и Звезда. Данный миф имеет большую схожесть c шумерской мифологией (Türker-Küyel, s. 521). Часть этих мифов посвящена зарождению тюркоязычных и монголоязычных племен. Так, по словам египетского историка тюркского происхождения, жившего в мамлюкский период Айбека ад-Давадари, праотцом тюрков является Ай-Атам, то есть Отец-Луна (Ögel, I, 485).


В пору, когда уйгуры начали переходить из тенгрианства в манихейство и буддизм, их верховное божество «Кок Тенгри» — (Небесный Тенгри) начал называться «Ай Тенгри» — (Лунный Тенгри). Так уйгуры называли Бога и в период правления династии Хорезмшахов в центральной Азии (Ögel, II, 202-203).

В отношении некоторых тюркских ханов использовалась фраза в виде эпитета: «Ай Танрыда кут булмуш», дословно, «Луна нашла в Боге счастье» (Kafesoğlu, s. 125-126; Caferoğlu, sy. 1, s. 112-114). По мнению турецкого историка Эмеля Эсина, как минимум еще за тысячу лет до рождества Христова древние кочевые народы воспринимали полумесяц со звездой как символ власти и богатства. У более поздних кочевых обществ, в особенности тюркоязычных сохранялась подобная традиция восприятия изображения полумесяца со звездой. Часть родов древних тюрков использовало полумесяц в качестве родовой тамги. Этот символ был также изображен на флагах уйгурских племен, он, в том числе изображался на штандартах государства Караханидов, которое с середины 10 века считалось мусульманской империей, а на караханидских монетах заметны мотивы, напоминающие полумесяц (Esin, I, 313 vd.).

Полумесяц являлся символом бога луны Нанны в шумеро-аккадской мифологии. Этот знак часто встречается на печатях и пограничных камнях Месопотамии. В каждой культуре, где присутствовал бог или богиня луны их символом являлся именно полумесяц (Gray, s. 98-99).


1.jpg

Цилиндрическая печать периода III династии Ура изображающая сидящего царя Ур-Намму, которому божество представляет одного из его вельмож. Надпись гласит: «Ур-Намму, могучий герой, царь Ура, Хашхамер, энси города Ишкур-Син, его слуга». На печати, четко виден полумесяц – символ Нанны.

Полумесяц как религиозный символ использовался не только в Месопотамии, он был широко распространен во многих регионах Ближнего Востока. В египетской мифологии присутствует бог луны Тот, который изображается с короной, опоясанной полумесяцем. Согласно учению зароастризма, один глаз бога Ахурамазды – это луна, второй – солнце.

2.jpg

Тот

На монетах ахаменидских правителей Дария I и Дария II, на которых присутствует их собственное изображение, над их коронами изображен полумесяц (A Survey of Persian Art, VII, 126, 127). На монетах империи Сасанидов в большинстве случаев присутствует изображение полумесяца, иногда присутствует изображение полумесяца со звездой (там же, VII, 251-252). Не исключено, что наличие этих символов на монетах, указанных государств имеет сакральное значение.


Отметим, что жители Месопотамии, древней Индии, ацтеки, майа следили за всеми фазами луны и использовали свои наблюдения для составления календарей и определения дат. Согласно Ветхому Завету и Корану, мудрость создания луны заключается, в том числе в том, чтобы люди могли определять для себя даты календаря. Об этом говорится и в псалмах. В иудейской культуре существует традиция празднования наступления, как новолуния, так и полнолуния в пятнадцатый день каждого месяца. Наблюдения за фазами луны упомянутыми народами отложило на их культуры определенный отпечаток, выражающийся в изображении символа полумесяца на древних фресках, картинах, храмах и книгах.

3.jpg

Полумесяц как символ ислама

Священный Коран часто упоминает новолуние, а как мы знаем во время новолуния луна выглядит в форме полумесяца. «Они спрашивают тебя о новолуниях. Скажи: "Они определяют промежутки времени для людей и хаджа» (Бакара, 189). В этом аяте употреблено слово «новолуния», в арабском варианте оно звучит, как «ahillah» — это форма множественного числа слова «hilal», что переводится, как «новолуние», «новый месяц», «полумесяц».

В 5 аяте суры Юнус, Аллах упоминает луну, в общем контексте, употребляя слово «kamar»: «Он — Тот, Кто даровал солнцу сияние, а луне — свет. Он установил для нее фазы, чтобы вы могли вести летосчисление и знали счет. Все это Аллах сотворил только ради истины. Он разъясняет Свои знамения для людей знающих».


Аяты 39 и 40 суры Ясин вновь говорят нам о луне – «kamar»: Мы предопределили для луны положения, пока она вновь не становится подобна старой пальмовой ветви. Солнцу не надлежит догонять луну, и ночь не опережает день. Каждый плывет по орбите. Сравнение со старой пальмовой ветвью указывает на ту фазу луны, когда она становится «hilal», то есть при новолунии обретает форму полумесяца.

Как было указано выше, существует множество хадисов и высказываний ученых о луне и в особенности о новолунии.

Символ полумесяца имел разное значение для разных культур, но так как новая луна в виде полумесяца часто упоминается в аятах и хадисах, возможно, нет ничего предосудительного в том, что часть мусульман считает ее, символом счастья, радости и возрождения. Хотя нельзя забывать, что этот символ изначально использовался различными языческими культами, а позже перешел в исламскую культуру. Момент перехода символа полумесяца в ислам большинство историков связывает с падением Константинополя под ударами турков – османов в 1453 году. Еще до рождества Христова Константинополь, в то время, называвшийся Византом имел герб, на котором был изображен полумесяц со звездой.


прихода в Римскую империю христианства, у каждого города был свой покровитель или покровительница из пантеона языческих божеств того времени. Божеством, покровительствовавшим Византу была греческая богиня луны Диана, именно ее символизировал полумесяц со звездой. После того, как Римская империя перешла в христианство, многие знаки, символы, ритуалы, имевшиеся на вооружении языческих жрецов до этого, успешно перешли в новую религию и обрели иной смысл, связанный с библейскими сюжетами.

Так, после разделения Римской империи на восточную и западную, в Византии полумесяц начинает олицетворять мать пророка Исы Марьям. Это произошло в 330 году н.э., когда император Константин переименовал Византий в Константинополь, а деву Марию объявил покровительницей города. В данном случае произошло буквально лишь изменение имени покровительницы, но основный смысл культа почитания покровительницы, да и образ остались прежними. Сообщается также, что до Византа полумесяц служил гербом египетского города Александрии и города-государства, гордого, непокорного Карфагена.

4.jpg                                                                  5.jpg


Герб Византа (Константинополя) и монета

6.jpgДева Мария с полумесяцем                7.jpgРезное изображение передней части карфагенского корабля. Виден герб Карфагена.

Версия о переходе символа полумесяца в культуру мусульманских народов с момента взятия Константинополя турками является одной из распространенных, но не единственной. По крайней мере, мы можем с уверенностью утверждать, что полумесяц как символ начинает широко использоваться мусульманами в чеканки монет, начиная с X века. Во времена правления халифа Умавии, при правлении наместника провинции Табаристан Умара бин Ала, а также в южном Ираке во времена правления Хаджаджа использовались монеты, которые чеканились в Нишапуре. Это были по своей сути сасанидские монеты с изображением полумесяца со звездой, только в центре монеты имелись надписи с шахадой, басмалой или некоторыми аятами Корана (Tözen, I, 3, lv. 1-36). Во время существования аббасидского халифата, в части независимых от аббасидов мусульманских государствах чеканились монеты с изображением полумесяца.
к, в X – XI вв. в государстве Караханидов чеканились подобные монеты. Рядом с изображением полумесяца или внутри него помещались надписи «лиллях» (ради Аллаха, принадлежит Аллаху), «адль» (справедливость), «илик» (властитель) (Esin, I, 355-356). На одной стороне медных дирхемов, чеканившихся в Мосуле при правлении Насруддина Махмуда Занги изображен полумесяц внутри которого помещено изображение правителя с короной (Treasures of Islam, s. 529). Присутствовал полумесяц и на монетах государства Ильханидов. По сообщению персидского историка Мирханда, правитель Газневидского государства Себук Тегин (около 942-997) использовал полумесяц как символ своего войска (Ravżatü’ś-śafâ, IV, 26).

Как видно из сказанного, мусульманские правители того времени не испытывали к современному мусульманскому символу какой-то неприязни, хотя они прекрасно понимали, что пользуются формой монет сасанидского Ирана – немусульманского, языческого государства, а также символом, пришедшим к ним не от Пророка Мухаммада, мир ему.

8.jpgСасанидские монеты

Солдаты с золотыми полумесяцами

Еще одним аргументом в пользу версии, свидетельствующей о том, что мусульмане задолго до взятия Константинополя начали использовать символ полумесяца являются свидетельства римских летописцев, описывавших войны, происходившие в европейских державах, а также крестовые походы.


Так, по сведению турецкого историка Артина Пашы в 1082 году между императором Рима Генрихом IV и Папой VII Григорием произошел конфликт. Папа Римский в том же году направил против Генриха свою армию в составе которой находились мусульманские бойцы из Сицилии, они носили на груди золотые полумесяцы (Yakup Artin Paşa, I/3, s. 39). Отметим, что данный случай произошел за 17 лет до начала первого крестового похода. Известно также, что Фатимиды, управлявшие Египтом в X-XII веках носили ожерелья в виде полумесяца. Использование мусульманами того времени подобных украшений, частично подтверждают европейские средневековые миниатюры, изображающие крестовые походы. На них мы можем увидеть мотивы полумесяца, как на противниках крестоносцев, так и на их крепостях.

9.jpg

Миниатюры, датируемые 1300 годом нашей эры. Хранятся в музее кафедрального Собора св. Петра в Риме.

Изображения знамен разных городов государства Хафсидов на территории Туниса (1229 – 1574)

Храм «Бога – Христа» и дом Аллаха — от хиляля до креста

К X веку две цивилизации, исламская и христианская вступили на тропу величайшего противостояния. На тот момент, согласно историческим сообщениям, и та и другая сторона уже имели ясную и понятную символику, обозначавшую их культурную и религиозную традицию. На тот момент, крест, будучи не единственным символом христианства имел уже имел широкое применение и ни один купол христианского храма той эпохи не обходился без него. Исторические данные дают повод полагать, что к тому времени полумесяц уже использовался некоторыми мусульманскими государствами и династиями не только, как нательное украшение, элемент нумизматики, или эмблема государства, к тому моменту мусульмане уже водружали полумесяцы на купола мечетей.

Так, в 1099 году, после падения Иерусалима под ударами объединенных войск крестоносцев под командованием Готфрида Бульонского, одна из главных мечетей города, «Купол скалы» была передана ордену монахов-августинцев, которые превратили мечеть в церковь, а на ее купол воздвигли золотой крест (Энциклопедия ислама, VI, 945). Когда султан Салахуддин в 1187 году освободил Иерусалим от крестоносцев, он повелел снять крест с купола мечети и возвести вместо него знак в виде полумесяца концы которого размещались близко друг к другу (Энциклопедия ислама, VI, 945). Задолго до этого, в 1064 году сельджукский султан Алп — Арслан захватил армянский город Ани, он повелел переделать главную церковь города в мечеть. По его повелению с купола храма был снят большой крест и водружен полумесяц, привезенный из города Ахлат (Urfalı Mateos Vekayinâmesi, s. 121, Vardabet, I, 195). В 1124 году грузинская армия ненадолго отвоевала город у мусульман. В этот период храм был вновь переделан из мечети в церковь, купол храма начал снова венчать христианский крест (Turan, s. 6-7).

Полумесяц в тюрко-мусульманском зодчестве Анатолии

Большое распространение обрело изображение символа полумесяца в тюрко-мусульманском зодчестве Анатолии в сельджукский период. Например, на внешней стене мечети Улу Джами в турецком городе Дивриги изображен двуглавый орел по обе стороны которого, а также в основании хвоста птицы изображены три полумесяца.

11.jpg

Двуглавый орел мечети Улу Джами в Дивриги

На стенах главного входа в здание древнего медресе города Коньи, по обе стороны в симметричной форме изображено растение, возможно олицетворяющее древо жизни. Ствол дерева охватывает кольцо в виде полумесяца. Подобное изображение можно также найти на стенах древнего медресе города Эрзрум.

12.jpg

Главный вход в медресе

Полумесяц как символ Османской Империи

Во время правления династии Османов, использование мотивов полумесяца в тюрко-мусульманском зодчестве, архитектуре, нумизматике и геральдике увеличивается. Османское государство с самого начала своего появления имело тенденцию расширять свою территорию. Вместе с ростом границ Османской империи расширялись и культурные каналы, через которые в страны мусульманского востока, Африки, Азии и Балкан проникала культура османской Турции. По этой причине полумесяц при османах стал символом уже всего мусульманского мира, к тому времени полумесяц начал приобретать религиозно-политическую основу.

Доказательством этого утверждения является европейская карта мира XIV века. На данной карте север Африки обозначен флагом с изображением одного полумесяца, территория Средней и Восточной Азии обозначены флагами, на которых изображены три полумесяца. На карте XV века, подготовленной Франческо де Дженазисом на основе его путешествия по Адриатике показаны флаги с изображением одного полумесяца и флаги с двумя полумесяцами (XIV-XVIII Yüzyıl Portalan ve Deniz Haritaları, s. 42-43).

На карте Европы и Северной Африки, изготовленной европейским картографом Джорджио Сидери (1537–1565), территории, входящие в состав Османской Империи обозначаются флагами с изображением полумесяца (XIV-XVIII. Yüzyıl Portalan ve Deniz Haritaları, s. 84-85).

13.jpg

Карта мира Джорджио Сидери

14.jpg

Карта Европы и Северной Африки. Автор: Джорджио Сидери

Мотив полумесяца использовался многими мусульманскими государствами, династиями, военными формированиями. Так, мотивы полумесяца находят на штандартах Андалузского султаната, государства Мамлюков и конечно же Османов. Первое изображение полумесяца в османской государственной символике мы находим на штандарте османского Султана Селима Явуза (1470-1520), хранящегося в музее дворца Топ Капы. В середине полотна изображен зульфикар – двойной меч сподвижника Пророка Мухаммада, мир ему, Али. С обоих сторон меча изображено по три полумесяца. В два нижних полумесяца вписан первый аят 48 суры Корана, который гласит: «Воистину, Мы даровали тебе явную победу». В остальные полумесяцы вписаны слова единобожия: «Нет бога кроме Аллаха, Мухаммад посланник Аллаха».

Один полумесяц на знамени Селима изображен также в основании рукояти меча, а в полосе, разделяющей верхнюю треугольную часть полотна от основной ее части изображено с десяток небольших полумесяцев. Внутри двух таких вписана фраза «О, Мухаммад!», внутри других изображено большое количество звезд.

15.jpg

Знамя Султана Селима Явуза

В войсках Османской империи при Венской битве 1683 года турками использовалось знамя в виде большого полумесяца на котором было написано свидетельство веры, печать султана Сулеймана, и изображение небольших полумесяцев и звезд (Çygulski, s. 37-50, rs. 9). В морском музее Стамбула хранится штандарт султана Мустафы III (1717-1774), который был изготовлен для него в Багдаде. Длина штандарта составляет 14 м, ширина 5 м, вес 56,5 кг. На штандарте, наряду с изображением тугры султана и аятов из Корана в большом количестве присутствуют изображения полумесяца (Atasoy, s. 42-43). В музее дворца Топкапы находятся вещи, принадлежащие султанам Османской Турции, таким как султан Сулейман II, султан Ибрагим и другим. Среди вещей султанов есть церемониальные одежды, шелковые одеяния и прочее. Практически на всех видах одеяний можно обнаружить мотивы полумесяца. Подобные мотивы встречаются и на султанском троне XVI века, находящегося в упомянутом музее.

Европа начала знакомиться с мусульманским востоком в эпоху крестовых походов, взаимопроникновение обеих культур продолжилось в период правления Османов. Как правило, когда европейцы изображали мусульман и их правителей в своих миниатюрах и гравюрах, они часто использовали при этом мотивы полумесяца.

Так, на европейских гравюрах XVI века, где изображаются султан Сулейман и его супруга Хюррем султан, присутствует и изображение полумесяца. Так на одной из них рядом с портретом султана изображена эмблема с тремя полумесяцами. На гравюре, изображающей Хюррем султан, одежда супруги Сулеймана украшена мотивами данного символа (Ward, s. 17, 51).

16.jpg

Сулейман Великолепный на венецианской гравюре

17.jpg

Венецианская гравюра с изображением Роксоланы (Хюррем султан)

На другой гравюре изображен султан Сулейман, идущий на пятничную молитву, в его руках посох на рукояти которого виднеется полумесяц (Ward, с. 50). Еще одна миниатюра показывает, как Сулейман стоит у ворот мечети, над его головой видно изображение слона, голова которого украшена полумесяцами. Полумесяц в этой миниатюре присутствует и на флаге, и над воротами мечети (Ward, с. 48).

Сулейман II (1642-1691) использовал символ полумесяца со звездой как эмблему своей армии и флота. В верхней части его печати изображен полумесяц с шестиконечной звездой (Kütükoğlu, s. 86; Özdemir, s. 77, 79). Во время правления султана Махмуда II (1784 – 1839) изображение полумесяца со звездой начинается использоваться в официальных документах. На одном из таких документов того времени можно увидеть тугру султана, над ней эмблему государства, а над ней два полумесяца, обращенных друг к другу, между ними помещена четырнадцатиконечная звезда. Помимо этого, на эмблеме государства изображены три полумесяца со звездами (Özdemir, s. 82). На печати османского посла в Париже, направленного туда султаном в 1835 году имеется изображение полумесяца с пятиконечной звездой (Kütükoğlu, s. 90).

Стоит отметить, что изображение полумесяца присутствует, в том числе в европейской культуре, возможно это является следствием культурного обмена с мусульманским востоком. Как пример, можно привести французские гобелены XVI века, где широко представлен полумесяц в виде родового герба.

18.jpg

Один из шести гобеленов «Дева и единорог». На трех знаменах изображены по три полумесяца, флагштоки также украшены этим символом.

Хиляль – скрытое имя Бога

В данной статье мы рассмотрели историю возникновения символа полумесяца, его значения в тех или иных культах, а также различную практику применения. Но помимо всего этого, нельзя оставить без внимания сакральный смысл этого символа. Он имел сакральность, практически во всех культах, использовавших его, не является исключением и ислам, в некоторых формах которого переплетено множество элементов древних культур и религиозных традиций, особенно касающихся религиозной символики. Мы сказали, что в древних культах полумесяц являлся обозначением того или иного персонажа различных языческих мифологий, но и в исламе он имеет подобный скрытый смысл.

Дело в том, что в арабском языке имеется система обозначения чисел с помощью арабских букв. Сама система имеет название Абджад. Эта система была унаследована арабами от других семитских племен. Помимо этого, в исламской философии некоторые буквы обозначают какие-либо абстрактные явления или что-либо глобальное. Например, буквой «алиф» обозначается единство Аллаха, а буквой «ба» вселенная. Использование абджада встречается в исламском зодчестве. Если посмотреть на старинные фонтаны Стамбула, то мы увидим на табличках этих фонтанов тексты, в которых есть информация об архитекторе, строителе, меценате, приложивших усилие в создании данного объекта. Нередко на них имеются тексты с добрыми пожеланиями для них. Но часто можно заметить, что не указывается дата строительства фонтана или иного старинного объекта, но это лишь на первый взгляд кажется, что ее нет, на самом деле она есть и она скрыта в буквах арабского алфавита, выстроенных по системе абджад. Чтобы понять связь сказанного с обсуждаемой нами темой, нужно вывести числа из арабских букв, которыми обозначается слово «Аллах». И так, попробуем:

kisspng-islam-yavuz-sultan-selim-mosque-quran-religion-god-5ad881c7b15b86.9107617515241384397265 (1).jpg

алиф + лям + лям + һа = 1 + 30 + 30 + 5 = 66

Мы взяли цифровое значение каждой буквы слова «Аллах», сложили их и получили цифру – 66.

Какое отношение это может иметь к нашей теме, к полумесяцу?

Вспомним как по арабски звучит слово полумесяц.

هلال

hilal

Да, хиляль. Выведем цифровое значение арабских букв этого слова:

hа + лям + алиф + лям = 5 + 30 + 1 + 30 = 66

Получилось 66, как и в слове «Аллах».

Есть еще один символ, который часто использовался в архитектуре Османской Турции. Это тюльпан.

21.jpg

Lâle

Это персидское слово, обозначавшееся в османский период арабскими буквами. Почему в архитектуре турецких мечетей много изображений мотивов тюльпана? Чтобы ответить на этот вопрос нужно применить абджад:

лям + алиф + лям + hа = 30 + 1 + 30 + 5 = 66

У всех трех слов одно суммарное значение букв — 66. Два последних слова указывают на первое, то есть на слово «Аллах». Соответственно, символ полумесяца, используемый мусульманами с давних времен, хоть и был заимствован у других культур, но все-таки имеет скрытый, сакральный смысл, указывающий на имя единого Создателя – Всевышнего Аллаха.

Заключение

На сегодняшний день, полумесяц как официальный символ используется организацией Красный полумесяц, созданный в Османской империи как аналог Красного креста. Полумесяц является официальной эмблемой организации Зеленый полумесяц, ведущей борьбу с распространением наркотиков и алкоголя. Полумесяц изображен на государственных флагах таких государств, как Азербайджан, Алжир, Камерун, Турецкая республика Северный Кипр, Малайзия, Мавритания, Пакистан, Сингапур, Тунис, Туркменистан, Турция и других.

Полумесяц начал широко использоваться мусульманами с X-XI веков в противовес религиозной символике христиан, которые использовали на тот момент как религиозный символ крест. С взятием Константинополя турками использование символа полумесяца многократно расширилось (Yakup Artin Paşa, I/3, s. 39, 49). Полумесяц по праву может считаться символом ислама, так как в Коране и хадисах многократно упоминается новолуние, которое имеет форму полумесяца. Более того, Аллах в Коране часто клянется этим небесным светилом, а цифровое значение букв слова «хиляль» — (полумесяц) имеет одинаковое суммарное значение с буквами слова «Аллах». Кроме того, в истории ислама неизвестно, чтобы кто-либо из ученых-богословов прошлого и современности говорил о запретности использования полумесяца, как религиозного символа. Если учитывать то, что в исламском мире, на протяжении всего существования учения Пророка Мухаммада, мир ему, возникало множество споров и смут относительно различных вопросов, касающихся религиозных и политических убеждений, то возникновение споров относительно применения мусульманами полумесяца, документально не зафиксировано.

Источник:  alhakk.ru

Источник: alhakk.ru

В фантазийной сказке английского писателя Джона Толкиена «Властелин колец» одна из сюжетных линий – тысячелетнее военное противостояние между двумя могучими крепостями. Вторая книга романа даже так и называется – «Две твердыни» («Two Towers»).

По придуманной писателем легенде, когда-то давным-давно к берегам Средиземья пристали корабли, с которых сошли могучие и мудрые люди – нуменорцы. Местным полудиким племенам они казались чуть ли не полубогами – искусные строители, мореходы, оружейники, обладатели тайных знаний. Нуменорцы основали в Средиземье два королевства – Арнор и Гондор.

Столицей Гондора был город Осгилиат – Звёздная цитадель. С востока его охраняла Крепость Луны, Минас-Итил; с запада столицу обороняла Крепость Солнца – Минас-Анор. Но тысячи лет спустя злобный Король-Колдун после долгой осады захватил Минас-Итил и превратил в жуткое место – Минас-Моргул, то есть «Крепость Чёрного Колдовства»… Минас-Анор люди переименовали в Минас-Тирит, «Крепость-страж». А Осгилиат был полностью разрушен.

Является ли это чистым вымыслом, или всё-таки отражает какие-то реальные события? Толкиен для своих книг очень многое заимствовал из древних рукописей и легенд…

Например, возьмём тех же гномов и волшебников. Имена гномов вовсе не придуманы Толкиеном – они взяты из очень старинной (написанной больше тысячи лет назад!) скандинавской поэмы «Прорицание Вёльвы». Оттуда же взято и имя волшебника Гэндальфа Серого:

…Нии и Ниди, Нордри и Судри, Аустри и Вестри, Альтиов, Двалин, Бивёр и Бавёр, Бомбур, Нори, Ан и Анар, Аи, Мьёдвитнир,

Гэндальф и Вейг, Виндальф и Трейн, Текк и Торин, Трор, Вит и Лит, Нар и Нюрад – вот я карликов – Регин и Радсвинн всех назвала.

Другой описанный в книге добрый волшебник, Радагаст Карий, повелитель животных и птиц, получил своё имя от языческого древнеславянского бога Радогоста (Сварожича), которого почитали славяне-бодричи (ободриты) тысячу лет назад. Согласно древним германским хроникам,

…в Мекленбурге ободриты почитали бога, именовавшегося Радигост, который имел на груди щит, на котором была изображена чёрная бычья голова, а ещё имел в руке секиру, а на голове — птицу…

Может ли оказаться так, что захваченная врагами Крепость Луны на востоке и выстоявшая Крепость Солнца на западе – тоже не совсем выдумки автора?

Согласно книге, короли Гондора повсюду использовали символику Солнца, Луны и помещённых между ними семи звёзд – например, именно такая эмблема украшала меч короля Элендила – Нарсил:

…Эльфы-кузнецы перековали Нарсил и выбили на его клинке эмблему – семь звёзд между полумесяцем и Солнцем, ибо Арагорн, сын Арахорна, потомок королей Нуменора, отправлялся на защиту Гондора…

Итак, на западе у нас «солнечная крепость», на востоке – «лунная», символом которой является полумесяц… И семь звёзд… Учёные-литературоведы решить эту загадку самостоятельно не могли очень долго – пока на помощь им не пришли историки. «Семь звёзд и полумесяц?» – переспросили они. «Так это же символика древнеримских монет второго века, времён императоров Адриана и Септимия Севера…».

Как известно, самые первые римские императоры, обладая огромной властью, всегда стремились подчеркнуть свою «скромность», «обыкновенность» – меньше всего они хотели походить на восточных владык-тиранов. Однако уже ко второму веку эта ложная скромность исчезла, и императоры вовсю пропагандировали собственную «божественность». Тот же самый Септимий Север называл себя по-латыни «particeps siderum, frater Solis et Lunae», то есть ни много ни мало «друг звёзд, брат Солнца и Луны». Потолок его тронного зала на Палатинском холме был расписан звёздами, а по бокам красовались изображения Луны и Солнца!

Справедливости ради стоит отметить, что полумесяц Луны со звездой или Солнцем встречается ещё на монетах эллинистической эпохи – это, например, был герб понтийского царя Митридата VI Евпатора (правил, кстати, помимо всего прочего там, где сейчас находятся наши Новороссийск и Севастополь). Полумесяц изображался и на монетах древнегреческой колонии Бизантия – будущего города Константинополя; покровительницей Бизантия считалась богиня чёрного колдовства (ага!), ночи и Луны Геката.

Когда Римская Империя распалась на Западную и Восточную (Византию), Солнце осталось одним из символов Рима (на западе), а лунный полумесяц (со звездой) – символом Византии (на востоке). Полумесяц со звездой постоянно встречается в средневековой византийской геральдике – например, его изображал на своём флаге Исаак Комнин, «император Кипра», родственник императора Византии, современник короля Ричарда Львиное Сердце и султана Саладина…

Когда в 1453 году турки-османы под предводительством султана Мехмеда II захватили Константинополь, столицу древней Византии, они «приватизировали» и геральдический лунный полумесяц со звездой! Некоторые считают полумесяц каким-то символом религии ислама, но это совсем не так. Полумесяц не имеет к исламу никакого отношения – это символ древней Византии, захваченный турками.

Смотрите, как укладывается мозаика: две столицы древней империи – западная (Рим) и восточная (Константинополь). Геральдическим символом восточной столицы был лунный полумесяц. Восточная столица после многолетнего сопротивления была захвачена врагами, иноверцами – мусульманами; западная же столица, несмотря ни на что, осталась столицей западного христианского мира, твердыней древней европейской цивилизации.

Ну а кровопролитные войны европейцев с турками – это почти тысяча лет непрерывных сражений как на суше, так и на море… Толкиен, человек блестяще образованный и начитанный, для своего романа заимствовал этот красивый символизм. Конечно, нельзя сказать, что под злобными орками и королями-мертвецами он подразумевал турок-мусульман, а под нуменорцами – европейцев-христиан. Тем не менее, известное сходство есть, не правда ли? Да и главного злодея, того самого «Властелина Колец» в рогатом шлеме у Толкиена зовут Саурон Чёрный – а «саур» слово арабское, означает оно «бык», то есть снова мы имеем дело с «говорящей» отсылкой к мусульманскому востоку…

Источник: ucrazy.ru

«Колдунья морочит людей, говоря, что „свалит" месяц с неба и выдоит его». Роспись церкви св. Архангела Михаила (с. Лешко, Благоевгард-ский округ, Болгария). XIX в. — Из кн.: Георгиева И. Българска народна митология. София, 1993. Рис. 15. < SMES, с.172

Символ всевозрастающей добродетели.

«Слава его постоянно будет пребывать

«До тех пор, пока свет не заполнит весь мир.

[EMSI; табл.12-15, с.155]

Рогатая Луна — символ Великой Матери, лунной Царицы Небес, атрибут всех лунных божеств. Это пассивный женственный принцип; одновременно и Мать, и Дева Небесная. Луна отображает изменения в феноменальном мире. Может принимать форму лунной лодки, чаши, корабля, пробирающегося по ночному небу, «кораблика света в море тьмы». Различают прибывающую и убывающую Луну. Неполная Луна в сиянии лучей означает траур, апофеоз смерти. Во-первых, будучи связан с Луной, он олицетворяет воду, мир изменчивых форм и явлений, пассивный, женский принцип. Во-вторых, в средневековых эмблемах западного мира и особенно при ассоциации со звездой — это символический образ рая (4).

Латинское слово, обозначающее неполную луну, омонимично со словами «возрастание», «увеличение», что объясняет позднее соотнесение этого символ с исламской экспансией. Олицетворяет не только идею вечного возрождения (в связи с лунными фазами), но и изобилие как удвоение рога —эмблема изобилия.

Как эмблема использовали задолго до появления ислама. ещё в 341 г. до н.э. в древнегреческом полисе Византия чеканились монеты с изображением полумесяца и звезды в честь Гекаты, которая, согласно легенде, защитила город от македонской осады: вылазка была сорвана неожиданным появления в небе полумесяца.

В Египте солнечный диск с рогатой Луной, или расположенный между рогов быка (коровы), означают божественное единство двоих в одном, общих солнечно-лунных богов и тайный брак божественных пар. Изида, Царица Неба, а Хатхор, корова с солярным диском между рогами.

У кельтов полумесяц и два лунных серпа, расположенные спинками друг к другу, символизируют бессмертие, чашу с эликсиром бессмертия???.

У христиан полумесяц — знак Девы Марии, Царицы Небесной — эмблемой её девственности.

У индусов рогатая Луна — новорожденный, быстрый и жадный рост, чаша эликсира бессмертия. В волосах Шивы представляет быка Нанди.

В исламе рогатая Луна со звездой означает божество и верховную власть. Со времени крестовых походов противопоставляется кресту: так вместо красного креста в исламских странах используется красный полумесяц. В настоящее время полумесяц помещен на государственных флагах Турции, Ливии, Малайзии и Туниса.

У маори — свет из тьмы.

У шумеров — атрибут вавилонского бога Луны Сина – корабль, на котором он плавал по безбрежным просторам космоса.

Эмблема Византии, а затем ислама и Турции.

Эмблема ислама, обозначающая божественное покровительство, прирост, возрождение и, вместе со звездой, — рай. В Западной Азии — древний символ космических сил.

Древнегреческие и римские богини луны несли изображение полумесяца в своих прическах, как знак одновременно и чистоты и рождения.

vot vyderzhki: «The crescent or moon has been used to represent the Theotokos, because she REFLECTS the light of her Son, the SUN of justice. As the moon is the brightest object in the sky, aside from the sun, she, likewise, is the first among the saints. After she was declared to be Theotokos, some churches placed the half moon beneath the Cross, as a visible statement that they accepted her as Theotokos and therefore the teaching of the council. Years later, when the Islamic invaders began converting churches into mosques, they broke off the crosses on the domes — quite often leaving the crescent because it was structurally more secure. This is how the crescent became the symbol for Islam.»

«BTW, the crescent itself was adopted by Islam after the conquest of Anatolia by the Seljuk Turks in the 12th Century. Before then, the crescent azure on a field blanche was the heraldic symbol of — BYZANTIUM! The crescent moon, one of the symbols of the Holy Virgin, was adopted by St. Justinian as the accompaniment on Byzantine shields with the chi-rho.»

«I found in several books of Christian symbols that the Crescent (open toward the upper left) is a (western) of the Virgin Mary — reflecting the glory of the Son. Incidently the waxing (grow = crescent) moon is open toward the left).

Regarding Muslim usage of the crescent, one scholar claims the Ottoman usage originated from 2 horns or claws end to end (Britanica) (a carry over from their nomadic/raiding past?). Most current Islamic flags use a deep crescent open toward the right. The ‘crescent’ of mosques like the Dome of the Rock is actually a full circle that is thinner at the top. I could not find references to the moon or crescents in Islamic reference works.

Russian Crosses with crescents seem to be most common on 15 & 16th century churches. Some have a cross on ABOVE a crescent (deep, opening upward); but the most common style is a very ornate cross (almost filigred) with the crescent (shallow opening upward) INPLACE of the slanted footrest. These crosses remind me of the early Christian anchor cross.»

» Полумесяц или луна использовались, чтобы представить Theotokos, потому что

Она ОТРАЖАЕТ свет ее Сына, СОЛНЦЕ правосудия. Поскольку луна-

Самый яркий объект(цель) в небе, кроме солнца, она, аналогично, является

Сначала среди saints. После того, как она, как объявляли, была Theotokos, некоторыми

Церкви поместили половину луны ниже Креста, как видимое утверждение(заявление)

То, что они принимали ее как Theotokos и поэтому обучение

Совет. Годы позже, когда Исламские захватчики начали преобразовывать(конвертировать) церкви

В мечети, они прервали пересечения на куполах — весьма часто отъезд(оставление)

Полумесяц, потому что это было структурно более безопасно. Это — то, как

Полумесяц стал символом для Ислама. »

» BTW,

Сам полумесяц был принят Исламом после завоевания Анатолии

Seljuk Турки в 12-ого столетия. Прежде тогда, полумесяц, голубой на области(поле)

Бланш была геральдический символ — ВИЗАНТИЙ! Луна полумесяца, один из

Символы Святой Девственницы, были приняты C-. Джустиниан как сопровождение

На Byzantine ограждает с chi-rho. »

» Я нашел в нескольких книгах Христианских символов что Полумесяц

( Открытый к верхнему левый) (западен) из Девственницы Мэри — отражение

Слава Сына. Incidently waxing (выращивают = полумесяц) луна открыта

К левому).

Относительно Мусульманского использования полумесяца, один ученый требует использования Оттоманки

Порожденный из 2 рожков или когтей вплотную (Britanica) (несущийся от

Их кочевое/совершение набега прошлое?). Самые современные Исламские флаги используют глубокий полумесяц

Открытый к праву. ‘Полумесяц’ мечетей подобно Куполу Скалы

Является фактически полным кругом, который является более тонким наверху. Я не мог находить

Ссылки(рекомендации) на луну или полумесяцы в Исламских работах ссылки(рекомендации).

Российские Пересечения с полумесяцами, кажется, наиболее общие(обычные) на 15 и 16-ое столетие

Церкви. Некоторые имеют крест на ВЫШЕ полумесяца (глубоко, открывающий вверх); но

Наиболее общий(обычный) стиль — очень декоративный крест (почти filigred) с

Полумесяц (мелкое открытие вверх) INPLACE наклонной скамеечки для ног. Они

Пересечения напоминают мне о раннем Христианском кресте якоря. »

В серьёзной литературе мне никогда не попадалось категоричных определений символики этого знака, однако общее впечатление позволяет думать, что изначально это был, всё же, не полумесяц (Уваров, например, в своем исследовании древнехристианской символики вообще не упоминает никаких небесных светил). Видимо, это всё-таки якорь (символ надежды из Послания к Евреям и первое прикровенное изображение Креста) или корабль (символ Церкви). Все иные толкования, как уже, кажется, было справедливо замечено в этой ветке, позднейшего происхождения. Фёдоров в своём компилятивном, в основом, труде «Образ Креста» пишет (или приводит цитату) так: «Якорь — прообраз креста. Символ Надежды. По словам апостола Павла: «[Надежда] для души есть как бы якорь безопасный и крепкий». Происхождение этого знака возможно связано с символикой полумесяца как небесной страны, «Царства Небесного», знакомого первым христианам (? — А-ъ). В сочетании с крестом полумесяц означал грядущее Царство Божие. Другое толкование этого знака — Христос, символизируемый крестом, рождённый Марией, символизируемой полумесяцем. Оно восходит к словам Откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение — жена, облеченная в солнце; под ногами её луна». Похожим на этот символ было языческое изображение корабля Улисса, часто встречаемое на христианских саркофагах. В V веке св. Максим, еп. Туринский говорил, что «корабль Улисса есть образ Церкви, а мачта с поперечником означает крест. С помощью сего креста верующие могут безопасно избегнуть крушения от страстей человеческих и, заградив уши свои Священным Писанием, не услышать обаятельного голоса морских сирен». Тот же символизм заложен в крестах с полумесяцем, венчающих купола многих православных храмов.» В прошлом году вышла первая книга «Ставрографического сборника». Для нашего вопроса она не содержит ничего интересного — посвящена она поклонным, обетным и придорожным крестам, но в этой серии заявлен и выпуск «Купольные кресты», где, несомненно, будут собраны самые авторитетные работы на эту тему.

Толкование митр. Иоанна (Вендланда) —

«Святая Церковь поэтически воспевает событие, описанное в книге Чисел, связывая его с Животворящим Крестом. За одну ночь жезл Ааронов расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали (Чис 17:1-8). Теперь редко изображается полностью расцветший Крест… Обычно… схематически изображается полумесяц»

Красивое толкование, но как-то уж очень схематически изображается расцветший крест.

Вот толкование, процитированное Тарасом Тихомировым — мне очень нравится: «Полумесяц — т.е. как луна отражает свет солнца, проливая его в ночи на землю, так и Церковь отражает Божественный свет или свет будущего Царства Небесного, проливая его на нас в ночи жизни, чтобы нам «всю настоящего жития нощь прейти». И тем не менее, мне кажется если покопаться как следует, то можно найти что-то более полное. Что означал полумесяц в символике Византии? Что он означает у мусульман? У буддистов?

Спаси Господи. В целом, интересно, хотя это толкование, несомненно, возникло уже после появления именно такой формы креста — что видно из того как крест одновременно уподобляется и евхаристической чаше, и змию. Свастика — тоже древний символ, и христианский в частности, однако мы не видим, чтобы христиане особо разгуливали со свастиками на персях. Это заставляет думать, что в этой символике полумесяца заключено что-то еще.

P.S. Для меня, как человека в иконографии смыслящего постыдно мало, было очень интересно узнать о приложении цитаты из Апокалипсиса к толкованию упомяной иконы Богородицы.

Прости брат «Крест «накупольный» с полумесяцем. Неудивительно, что часто задается вопрос о кресте с полумесяцем, так как «накупольники» расположены на самом видном месте храма. Например, такими крестами украшены купола собора Святой Софии Вологодской, построенного в 1570 году. Типичная для домонгольского периода, эта форма купольного креста часто встречается на Псковщине, как-то на куполе церкви Успения Богородицы в селе Мелетово, воздвигнутой в 1461 году. Вообще же символика православного храма необъяснима с точки зрения эстетического (а посему статического) восприятия, но, напротив, вполне раскрываема для осмысления именно в литургической динамике, так как почти все элементы храмовой символики, в разных местах богослужения, усваивают себе разные значения. «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце, — говорится в Откровении Иоанна Богослова, — под ногами ее луна» (Апок. 12;1), а святоотеческая мудрость поясняет: эта луна знаменует купель, в которой Церковь, крестившаяся во Христа, облекается в Него, в Солнце правды. Полумесяц — это еще и люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа; полумесяц — это чаша евхаристическая, в которой находится Тело Христово; полумесяц — это корабль церковный, ведомый Кормщиком Христом; полумесяц — это и якорь надежды, крестный дар Христа; полумесяц — это и древний змий, попираемый Крестом и полагаемый как враг Божий под ноги Христа.» («История развития формы креста» Издание православного братства во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. http://www.wco.ru/biblio/zip/hist-cr.zip (185кб)) Спаси Господи

Меня давно интересовал символизм полумесяца, который наиболее часто можно наблюдать в подножии храмовых крестов, и периодически — на иконографических изображениях.

Толкование о торжестве над исламом не кажется мне правдоподобным. Полумесяц как якорь — символ более вероятный, однако мне представляется, что должно быть более полное и глубокое объяснение, так как «якорная» символика употребима, в особенности для понимания таких икон, где, скажем, Пресвятая Богородица стоит на полумесяце.

Недавно мною была предпринята попытка разобраться этом вопросе и я с удивлением обнаружил, что практически ни одна энциклопедия — включая «Энциклопедию Ислама» — не дает толкование полумесяца. Самое большее, что мне удалось найти, это то, что последний по вполне понятным причинам может являться символом воскресения.

Не попадалось ли кому-нибудь что-либо на эту тему?

Источник: www.symbolarium.ru

На момент своего появления и в период раннего развития мусульмане не имели своего устоявшегося символа. Исламские торговые караваны и военные подразделения использовали для идентификации одноцветные полотнища флагов, окрашенные в белый, черный или зеленый цвет. Причем никаких надписей и символов на них не наносилось.

Связано это с тем, что фундаментальные источники знаний об исламе – Коран и Сунна – не содержат в своих текстах отсылок на использование тех или иных знаков. Сама идея мусульманства отвергает использование особых отличительных признаков.

Сейчас полумесяц получил широкое распространение и используется в государственной и религиозной символике. Однако, как и ранее, он не считается неотъемлемым символом религии, а трактуется как знак османов.

Далеко не все приверженцы мусульманской религии считают, что использование полумесяца как религиозного знака допустимы. Он не несет сакрального смысла, поэтому проводить параллели с крестом у христиан нельзя. Даже если мусульманин или мусульманка носит кулон в виде полумесяца, это является только украшением.

Это же касается и формы полумесяца, и направления, в котором смотрят его «рога». Постулаты исламской религии прямо запрещают создание культов предметов или людей, животных или небесных светил. Если полумесяц и украшает здания или флаги мусульманских государств, это стоит расценивать только как символ «потомков Османа», но никак не религиозный знак.

Вследствие этого нельзя выделить единую точку зрения и опираться на нее при изготовлении памятников на могилы усопших мусульман. Поэтому этот вопрос решается в каждом случае индивидуально.

В целом же памятники на могилы могут иметь полумесяц со звездой или не иметь каких-либо символов. Форма надгробной плиты также выбирается заказчиком произвольно. Она может иметь элементы полумесяца или повторять форму купола мечети мусульман.

Размеры и комплектация, способ полировки, вид и цвет камня выбираются индивидуально. При обращении в ритуальное агентство специалисты компании помогут вам выбрать подходящий вариант с учетом личных предпочтений и особенностей мусульманской религии.

Источник: PQD.ru

Цитата сообщения ЛН_-_ПозитивнаЯ КУДА СМОТРИТ ПОЛУМЕСЯЦ У МУСУЛЬМАН? ИСТОРИЯ СИМВОЛИКИ

КУДА СМОТРИТ ПОЛУМЕСЯЦ У МУСУЛЬМАН? ИСТОРИЯ СИМВОЛИКИ
мал ханс меч 6 (700x384, 163Kb)
http://darwin2.ru/2017/mechet/
Минарет Ханской меяети. Бахчисарай (600x398, 137Kb)
static.iloveukraine.com.ua

Мусульмане во всём мире считают символом ислама полумесяц со звездой. Большинство людей самых разных религий ассоциируют его именно с исламом. Но мало кто знает, почему у мусульман именно полумесяц получил такое распространение.

На самом же деле символика полумесяца и звезды родилась не с появлением ислама, а за несколько тысяч лет до него. В истории есть множество доказательств в пользу того, что символ небесного тела использовался разными народами в разные эпохи. Прежде чем ответить на главный вопрос статьи – куда смотрит полумесяц у мусульман, отправимся к истокам.

ИСТОРИЯ СИМВОЛИКИ ПОЛУМЕСЯЦА
Считается, что впервые этот символ использовался при поклонении Луне и Солнцу, которое было

характерно для ряда народов. Есть и другие упоминая, которые свидетельствуют о том, что данный символ

обозначал в разное время двух Богинь: карфагенскую Танит и греческую Диану.

Так почему же у мусульман именно полумесяц был выбран в качестве символа? Ответ на этот вопрос стоит начать с рассказа о том, что на заре ислама никакие обозначения не использовались. Армии и общины вывешивали простые однотонные флаги, да и в Коране ничего про символы сказано не было.

Только в 15 веке, когда турки захватили Константинополь, они переняли у византийцев флаг с изображением полумесяца.

Существует легенда, согласно которой Осман (именно он основал империю) перед сражением увидел сон, в котором флаг простирался от края до края Земли. Это он посчитал добрым предзнаменованием и потому эмблема стала символом целой династии.

Османская империя расширяла свои границы и господствовала многие века над остальным мусульманским миром. Так распространилась и культура османов, а вместе с ней закрепилась у мусульман выбранная некогда основателем символика полумесяца.

За долгие века небесное светило стало ассоциироваться у мусульман и немусульман с исламом и его адептами. При этом он не перестал быть символом именно османской империи, а не религии.

В 21 веке полумесяц по прежнему считается многими мусульманами символом Ислама, хотя и не является таковым. Люди, исповедующие эту религию, носят цепочки с полумесяцев и звездой. Так они идентифицируют своё вероисповедание. Сравнивать символику полумесяца с крестиком у мусульман никак нельзя. Это абсолютно не верное сравнение.

Стоит отметить, что хоть символика и украшает флаги мусульманских государств и мечети, есть последователи Ислама, считающие полумесяц языческим знаком. Его непринятие правоверными мусульманами легко может объяснить Коран, который запрещает поклонение животным, людям, небесным светилам и др. Согласно священной книге ислам пришёл в наш мир, чтобы избавить людей от идолов и язычества.

Эти правила должны неукоснительно соблюдаться в некоторых областях вероубеждения. В других аспектах жизни человека символ полумесяца имеет право на жизнь. Мусульмане могут использовать любые символы и знаки, которые не противоречат законам Шариата.

УКРАДЕННЫЙ СИМВОЛ

Несмотря на то, что впервые использовать символ мусульман полумесяц стали в Османской империи, этому народу он не принадлежал изначально. Существует множество археологических находок, которые рассказывают, что как символ полумесяц появился ещё до нашей эры.

Вот он украшает стелу шумерского царя (каменное изваяние, по оценкам учёных, датируется 2000 г. до н. э.)

А вот этот же символ на монетах римской империи, которые были в ходу до 29 года до н. э. Использовали символ полумесяца и тамплиеры, о чём свидетельствует эта эмблема.

ЗНАЧЕНИЕ МЕСЯЦА И ЗВЕЗДЫ В ИСЛАМЕ

Что означает полумесяц у мусульман? По одним преданиям выбор символики связан с переселением пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. По другим полумесяц говорит о приверженности правоверных мусульман лунному календарю, а звезда с пятью лучами является отражением 5-ти столпов ислама и 5-ти кратных молитв, совершаемых правоверными мусульманами (они называются «намаз»).

Есть и ещё одна версия того, что означает полумесяц у мусульман. По ней эта эмблема олицетворяет божественное покровительство и возрождение, а звезда символизирует рай.

УКРАШЕНИЕ МЕЧЕТЕЙ

Если отправиться в далёкое прошлое, можно увидеть, что полумесяц со звездой стали впервые появляться именно на мечетях Османского государства в качестве знака отличия от церквей христиан.

Сами символы не имели сакрального смысла, они не вступали в противоречия с исламом, но и не олицетворяли собой нечто святое. Наверняка во время экскурсий по странам, исповедующим ислам, вы не раз замечали, что полумесяц на минаретах имеет разную форму. В некоторых случаях он принимает форму круга. Эти отличия можно легко объяснить. По некоторым данным установку полумесяца осуществляли на завершающем этапе строительства мечети. Форма знака соответствовала текущей фазе луны.

КУДА ДОЛЖНЫ СМОТРЕТЬ РОГА МЕСЯЦА?

Многих верующих волнует вопрос – в какую сторону смотрит полумесяц у мусульман? Чаще всего он возникает в момент выбора мусульманского памятника на могилу. Хочется всё сделать в соответствии с канонами ислама, чтобы ничто не могло помешать усопшему попасть на Великий суд.

На самом же деле не стоит брать какой-то один вариант за истину. Звезда с полумесяцем не являются частью религии. Они лишь заимствованы турками. Ислам отрицает какие-либо изображение.

Вот как говорит об этом один исламский учёный:

«Полумесяц и звезда не являются символами ислама, но они использовались последней исламской династией — Османии. Османская империя считала нормальным использование звезды и полумесяца в качестве своих символов, а не символов ислама.

Итак, звезда и полумесяц — это не часть исламской религии, поскольку ислам очень строго настраивает на на понятии «нет Бога помимо Аллаха, и нет никаких изображений». Поэтому предложение о санкции ислама на подобные [изображения] является ошибочным. Кроме того, если ислам запрещает изображения (статуи) людей, животных и любых созданий Аллаха, так что же говорить об использовании символа для ислама?»

Но ведь есть же какие-то сложившиеся правила, поясняющие – куда должен смотреть полумесяц у мусульман? Правила существуют, но только для минаретов в некоторых исламских государствах. Считается, что нижний край полумесяца должен быть повёрнут в сторону Мекки. Хотя вместе с тем есть мечети, где рога полумесяца смотрят в небо. Это лишь подтверждает то, что никаких строгих регламентов не существует!
Вот, что говорит по этому поводу Коран:
«И (только) Аллаху принадлежит и восток, и запад (и все то, что между ними) [Аллах является Владыкой и Правителем всего]; и куда бы вы не обратились, там в действительности лик Аллаха. Поистине, Аллах объемливающий (Своим знанием, могуществом, зрением) и знающий все!»
https://danila-master.ru/articles/v-kakuyu-storonu-smotrit-polumesyac-u-musulman.html

Источник: www.liveinternet.ru


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.