Лира картинки


Музыкальный инструмент: Лира

 

Лира

Любовь… Удивительное волшебное чувство, дарующее людям неимоверное наслаждение, надежду на счастье и блаженство. Человечество знает много прекрасных преданий о любви, трепетно относится к ним и хранит в своей памяти. Красивые легенды о беззаветном чувстве Тристана и Изольды, Джотхи и Акбара, Ромео и Джульетты бережно передаются из поколения в поколение. Историй о любви много, но есть ещё одна, которая заслуживает особого внимания. Она дошла до нас со времен глубокой древности, из античной Греции. Это предание о знаменитом певце Эллады Орфее и его любимой жене – нимфе Эвридике. Легенда гласит, что Орфей, потерявший свою возлюбленную, умершую от укуса змеи, решился на отчаянный поступок: он спустился в подземное царство, чтобы просить бога мертвых Аида вернуть ему Эвридику. Верной спутницей и помощницей Орфея в этом трудном путешествии была его лира, волшебные звуки которой могли останавливать реки, завораживать природу, животных и птиц.


о же это за инструмент, обладающий такими магическими свойствами? Согласно древнегреческому мифу лиру в младенческом возрасте из черепашьего панциря, бычьих рогов и трех жильных струн создал, обладающий многими талантами, бог Гермес. Затем он обменял её на стадо божественных коров, принадлежащих богу высшей духовности и искусств Апполону, очарованному звучанием инструмента, который в свою очередь подарил, но уже семиструнный инструмент, легендарному Орфею, принесшему лиру в мир людей.

 

 

Звук

Каково же звучание лиры — инструмента божественного происхождения, который очень любили наши далекие предки? Её голос очень нежный, переливчатый и обворожительно парящий. Считалось, что дивные звуки лиры очищали и исцеляли душу, наполняя ее небесной гармонией. На лире музицировали сидя или стоя, держа инструмент по отношению к корпусу под небольшим углом. При исполнении использовали различные приемы звукоизвлечения, такие, как защипывание струн и перебор: правой рукой проводили по струнам, а левой приглушали ненужные звуки.

 

Фото:

музыкальный инструмент лира  Лира картинки

лира  Лира картинки

 

Интересные факты


  • Лира часто изображалась на древних монетах.
  • Лира в настоящее время в некоторых местностях северо – восточной Африки используется как народный инструмент.
  • Самая старая лира, сохранившаяся на европейском континенте, насчитывает около 2,5 тысячелетия. Она была найдена в Шотландии в 2010 году.
  • Лира упоминается в старинной английской поэме «Боевульф», написанной на рубеже первого тысячелетия нашей эры. Эта древняя поэма, состоящая 3182 строк, дошла до нас в полном объеме.
  • Старинные лиры сегодня можно увидеть в Эшмоловском музее искусства и археологии в Оксфорде (Англия), археологическом музее в Ираклионе (Греция), музее Рокфеллера в Иерусалиме (Израиль), а также в исторических музеях Лондона (Англия), Пенсильвании (США) и Багдада (Ирак).
  • В нынешнее время лира — слово, имеющее очень много значений: это символ и атрибут поэтов; эмблема военных оркестров; денежная единица Италии, Ватикана и Турции; созвездие, находящееся в северном полушарии в котором наиболее яркой является звезда под названием «Вега»; австралийская птица, имеющая хвост по форме напоминающий лиру.
  • Есть очень много музыкальных инструментов которые в своем названии имеют слово лира. Однако стоит заметить, что ничего общего с античной лирой они не имеют, к примеру: колесная лира, понтийская лира, критская лира, византийская лира, лира да браччо, лира да гамба.

 

 

Конструкция

 Лира, имеющая весьма оригинальную конфигурацию, состоит из резонаторного корпуса, который изначально изготавливался из черепашьего панциря и затягивался мембраной из бычьей кожи. Позднее его стали делать в форме четырехугольника из дерева.  На корпус крепились две изящно выгнутые в виде хомута стойки, для изготовления которых использовалось дерево или рога антилопы. В верхнем конце стойки соединяются перекладиной, от которой к резонатору натягиваются струны. Количество струн на инструментах очень разнится: четыре, семь, десять, а в экспериментальных инструментах — двенадцать, восемнадцать и более.

 

Разновидности лиры

Разновидности лиры

Семейство лиры включает в себя инструменты различных видов и размеров, но наиболее востребованными яаляются  хелис, форминга и кифара.

  • Хелис – такое название имеет самая примитивная лира с корпусом из черепашьего панциря, который был обтянут кожей вола. Инструмент был легким, небольших размеров и пользовался популярностью для музицирования у женщин.
  • Форминга – инструмент древнегреческих сказителей – аэдов, не отличавшийся особой звучностью. Он имеет своеобразную конструкцию, позволяющую его держать при помощи, перекидывающейся через плечо перевязки.
  • Кифара – инструмент с плоским тяжелым корпусом, на котором могли играть только мужчины. Количество струн варьировалось от семи до двенадцати.

 

 

История

Лира – инструмент, прежде всего ассоциирующийся с культурой Древних Греции и Рима, настолько давно появился в жизни людей, что сегодня ни один историк не может точно назвать время и место его возникновения. По некоторым предположениям родиной лиры является Фракия, а по другим Ближний Восток. Именно в Месопотамии, одной из древнейших цивилизаций, на территории шумерского Ура, во время археологических раскопок были найдены подобные струнные музыкальные инструменты, изготовление которых датируется серединой третьего тысячелетия до нашей эры. Искусствоведы впоследствии дали им название урских лир. Найденные инструменты были довольно больших размеров, с количеством струн от восьми до двенадцати и резонатором, в форме бычьей головы.  В Ассирии бык являлся символом плодородия и пользовался особым почитанием у жителей страны. В библейских сказаниях мы находим неоднократное упоминание, что примерно в те же самые времена лира была весьма востребована в Древнем Египте, а также любимым инструментом у еврейского народа.  На нем с удовольствием музицировал царь Давид, являвшийся яркой личностью не только в ветхозаветной, но и в мировой истории.

Лира картинки


Самое раннее дошедшее до нас изображение лиры относится ко времени минойской цивилизации (1400 г. до н. э) и находится оно в знаменитом саркофаге Агия Триады, который изначально располагался в южной части острова Крит. Существует гипотеза, что именно с Крита лира начала свое распространение по Греции и Римской империи, где получила оригинальную конфигурацию в виде подковы, а также в иерархии используемых в то время музыкальных инструментов заняла весьма высокое место. Лира, игравшая важную роль в культуре этих стран, считалась апполоническим, благородным инструментом, обучение на котором являлось обязательным в образовании «свободного» гражданина.  Она была востребованным инструментом не только у знаменитых в то время музыкантов, но и у«древних бардов», в круг которых входили рассказчики, харизматики и поэты. А так как звучание лиры сопровождало не только пение, но и декламацию, отсюда определенный вид античной поэзии впоследствии получил название «лирической». Кроме этого инструмент активно использовался в домашнем музицировании: он считался пристойным для порядочных женщин. Поскольку лира пользовалась большой популярностью, мастера постоянно модифицировали её, изготавливали разных видов и размеров. Количество струн на инструменте варьировалось и доходило до восемнадцати, но самой востребованной все же считалась семиструнная лира.

В эпоху поздней античности, во время упадка греко-римской цивилизации лира постепенно стала распространяться по Европе на север, среди кельтских и финских народов. Там она претерпела некоторые конструктивные изменения, поскольку изготавливалась из цельного куска дерева. После первого тысячелетия от Рождества Христова лира значительно видоизменилась, где — то из щипкового она превратилась в смычковый инструмент, где-то прибавила себе гриф, а в своем первостепенном виде постепенно ушла из активного употребления, но сохранила свой аристократический статус.


 

 

К большому сожалению, лира, являющаяся прародительницей многих музыкальных инструментов, в нынешнее время не получает должного внимания, но люди помнят о ней и подтверждением тому является эмблема музыкального искусства в виде этого изящного старинного инструмента.

 

 

Видео: слушать лиру

Источник: soundtimes.ru

Кифара VS псалтерий: символические оппозиции в античности и средние века

По материалам исследований доктора философских наук Валерия Валентиновича Петрова, Институт философии РАН.

Лира картинки
Давид играет на арфе-треугольнике. Библия Вивиана. Около 845 г. Национальная библиотека, Париж / Bible de Vivien, dite Première Bible de Charles le Chauve, f.215v

В культуре классической Греции лиры: фо́рминги, кифары противопоставлялись арфам: три́гону, самби́ке, мага́диде.


исторический период лира фигурирует в наиболее ранних греческих текстах и изображениях струнных. Лиры — как подвид семейства струнных — предстают “национальными” инструментами, хотя изначально они таковыми не являлись. На лирах играют у Гомера. При этом сама лира называется у него “формингой”, а искусство игры на ней — κίθαρις. Отсюда происходит именование особого типа лир – “кифары”.

2.
Лира картинки
Аполлон с лирой, ок. 460 до н.э. Археологический музей в Дельфах / Apollo. Tondo of an Attic white-ground kylix attributed to the Pistoxenos Painter (or the Berlin Painter, or Onesimos). Diam. 18 cm (7 in.). From a tomb (probably that of a priest) in Delphi. Archaeological Museum of Delphi, Inv. 8140. via

Лира – это инструмент Аполлона, изобретателем ее считали Гермеса.

3.
Лира картинки
Муза Терпсихора играет на арфе / Attic Red Figure. Neck amphora. Painter: Attributed to Peleus Painter. Date: ca 450-420 BC. British Museum, London. Catalogue Number: London E271. via

Арфа же считалась в Элладе инструментом завезенным из Азии, к ней иногда относились с недоверием. На арфах играли преимущественно женщины и в приватной обстановке. Арфу ассоциировали с любовными переживаниями и похождениями. Профессиональных арфисток нанимали для услаждения пирующих мужей.

4.

Лира картинки
Царь Давид играет на арфе /псалтерии. Псалтирь. 12 век, Мантуя, Городская библиотека, Италия / King David performing the lyre surrounded by musicians, miniature from a medieval Psaltery, Italy 12th Century Source

К семейству арф относится и “псалтерий”. Название инструмента является не специфическим, но родовым, – для греков это просто "щипковый" музыкальный инструмент. В разные эпохи так именовались совершенно различные инструменты. В классический период в Греции псалтериями преимущественно назывались арфы. Греческий писатель Афиней (рубеж II-III в.в. н.э.) описывает его как щипковый, многострунный, треугольный по форме.

Для раннехристианских авторов, в целом, псалтерий представляется угловой арфой, но арфой особенной – с резонатором, который расположен сверху, а не снизу, как обычно.

Что есть что?

Лиры

Греческие изображения на рельефах и вазовой живописи позволяет выделить четыре основных типа греческих лир: лиру-хелис, барбитон, легкую кифару – так называемую кифару-«люльку» и профессиональную кифару.

5.

Лира картинки
Лира-хелис / London E 271. London, British Museum. Side A: Terpsichore with Mousaios and Melousa (по клику на картинке). Side B: Youths and a woman. Attic Red Figure. Painter: Attributed to the Peleus Painter. Context: From Vulci. Date: ca. 450 BC — ca. 420 BC. Dimensions: H. 0.585 m. Shape: Neck amphora. via

Лира-хелис и легкая кифара могли называться «формингой». Различные струнные именовались и термином «лира» /lÚrh, lÚra, хотя к рубежу VI-V вв. до н.э. так стали называть преимущественно инструмент с корпусом из панциря черепахи и рукоятями из тростника, иначе именуемый «формингой» и лирой-«хелис».

6.
Лира картинки
Барбитон / Toledo 1964.126 (Vase). Side A: man playing lyre, upper half. Toledo Museum of Art. Tondo: komos: singing youth and dancing man. Side A: five figures moving right. Side B: five opposing figures. Attic Red Figure. Painter: Attributed to the Foundry Painter. Date: ca. 480 BC. Dimensions: h. 12.5 cm; d. of rim 28.8 cm; w. with handles 37.0 cm; d. of foot 12.0 cm. Primary Citation: Para, 370, no. 12 bis. Shape: Kylix. Period: Late Archaic. via

Еще один струнный инструмент, который на афинском и аттическом диалекте именовался «бάрбитос» или «бάрбитон» /b£rb‹toj, b£rb‹ton, отличается от хелис несколько бόльшим резонаторным корпусом и существенно более длинными рукоятями, изогнутыми в форме сердца.
Лесбосе инструмент называли b£rmoj /«лира для попоек» (ср. baršw – «быть отягощенным, опьянённым»). На барбитоне чаще играли юноши, желавшие пленить женские сердца. К V в. до н.э. барбитон вместе с авлом стал основным инструментом на пирах и застольях.

7.
Лира картинки
Кифара / Amphora, ca. 490 B.C. The Metropolitan Museum of Art. Classical; red–figure. Attributed to the Berlin Painter. Greek, Attic. Terracotta; H. 16 5/16 in. (41.5 cm). Fletcher Fund, 1956 (56.171.38). Source. По клику на картинке – полный вид амфоры

Кифара появляется в конце VIII, а в иконографии – в конце VII в. до н.э. В сравнении с легкими хелис и барбитоном это был массивный инструмент высотой до метра и более. Резонаторный короб кифары изготавливался из дерева и мог быть украшен слоновой костью и золотом. Кифара – инструмент для концертирования и играли на ней профессиональные музыканты, которые, состязаясь в сольном пении, аккомпанировали себе. Играли на кифаре при помощи плектра. Форма кифары не меняется несколько столетий, и только начиная с конца IV в. до н.э. появляются ее многообразные упрощенные разновидности, например, менее крупный вид кифары, иногда называвшийся «люлькой», возможно, пришедший от хеттов.

Арфы

8.
Лира картинки
Арфа. Фигурка с острова Керос, Киклады. Афины, Национальный музей. Подобная фигурка находится также в Музее Метрополитен, Нью-Йорк. В погребениях так называемой Кикладской культуры обнаружены фигурки сидящих музыкантов (ок. 2800-2700 до н.э.), которые играют на арфах, имеющих раму в форме прописной греческой буквы “дельта”. Резонатор у такого инструмента находится снизу. Греческие письменные источники говорят об арфах начиная с VII в. до н.э., изображения на вазах появляются во второй половине V в.: сначала это арфы без колонны (как в древних Азии и Египте), а с середины IV в. уже с колонной.

Хотя арфа использовалась на Кикладских островах уже в III тыс. до н.э., в классический период греки не воспринимали их как свой национальный инструмент. Ученик Аристотеля Аристоксен (354-300) называл арфы — пектиду, магадиду, тригон и самбику — “чужеземными инструментами” [Афиней. Пир мудрецов IV, 182f Gullick: έκφυλα όργανα. Ср. 182e, 183d, 634f, 635ab, 636ab].

В большом и древнем семействе арф инструменты с резонатором в верхней части составляют меньшинство, особую и притом достаточно позднюю группу, поэтому отслеживание подобных струнных позволяет выявить кросс-культурные влияния. Подобные влияния имели место, поскольку в древних обществах музыка являлась одним из важнейших аспектов религиозной жизни.

9-10.

Лира картинки Лира картинки

Арфа. Слева: пример ассирийско-вавилонской арфы. Справа: греческая керамика середины 4 века до н.э.

Очень похоже, что такого рода ассирийско-вавилонские арфы послужили прототипом для треугольных арф с резонатором в верхней части, которые в классический период изображаются на греческих вазах. В отличие от древних образцов, резонатор у арф стал верхним.

11.
Лира картинки

Подобные инструменты пережили эпоху Античности, сохранившись у арабов, которые распространили их по всему миру и передали последующим культурам.

12.
Лира картинки

Верхнерезонаторные арфы можно увидеть на средневековых миниатюрах из Персии, откуда они проникают в Закавказье (ср. азербайджанский чанг), в Китай (фрески VI в. из буддийского монастыря Цяньфодун в Китае), Корею и Японию, на иллюстрациях средневековых манускриптов Андалусии (XIII в.). Говоря об Ассирии и Вавилоне, важно отметить характерные громоздкие переносные угловые арфы. Формой арфы похожи на латинскую букву L, если ее писать с наклоном.

Европа, средние века

Важность псалтерия неизмеримо возрастает у христианских грекоязычных авторов. Для них – это библейский инструмент, принадлежавший царю Давиду.

Устойчивая привязка псалтерия к Давиду появляется в греческой Библии – Септуагинте – переводе Ветхого Завета на древнегреческий язык, сделанном в III-II веках до н.э. в Александрии. В еврейской Библии "псалтерий" не упоминается, там царь Давид играет на "кинноре" и "невеле". Киннор – арфа скошенной формы; невель – небольшая арфа с верхним резонатором.

Термин “псантир” (мн. “псантерин”) фигурирует только в арамейском тексте Книги Даниила [3:5, 10, 15]. В современном иврите слово “псантэр” означает “пианино”, поскольку предшественник пианино – клавесин появился в XV в., как результат добавления клавиатуры к “кануну” – одной из разновидностей средневекового псалтерия.

Имеется фрагмент, описывающий псалтерий, в толковании на Псалтирь псевдо-Афанасия, т.е. приписываемый Афанасию Александрийскому (ок.298-373) — одному из греческих отцов церкви:

"Псалтерий – это десятиструнный музыкальный инструмент, производящий отклик от верхних частей корпуса и гармонично сопровождающий звуками голос поющего. У евреев он именуется невелем, а у греков зовется кифарой. Он изготавливается ими из прямого, неизогнутого дерева, на которое натягивают десять струн. Каждая из струн отдельно привязывается к краю псалтерия. Концы струн пропускаются сверху вниз. Десять колков или крючков вращаются на рукояти псалтерия: они натягивают и ослабляют струну до гармоничной настройки и сообразно желанию музыканта. И это говорит Василий Великий и т.д."

[Athanasius Alexandrinus. Expositiones in Psalmos (PG 27, 548).] Поскольку в тексте содержатся цитаты из Василия Великого (ок.330-379), то текст следует датировать более поздним временем.

Псевдо-Афанасий дает первое подробное описание конструкции псалтерия, описывая его как угловую арфу с верхним резонатором.

На чем же играл царь Давид?

13.
Лира картинки
Давид играет на лире. Псалирь Веспасиана. Вторая четверть 8 века / British Library, Cotton MS Vespasian A I, f.30v. 2nd quarter of the 8th century-c 1480. Roman Psalter (‘The Vespasian Psalter’), including prefaces (ff. 2v-11v, 109r), canticles (ff. 142r-152r), hymns (ff. 152r–154r) and liturgical texts (ff. 155r-160v). The text is the earliest surviving example of St Jerome's first translation of the Psalms (the Roman version), first written c. 384. Source. По клику — лист целиком, или тут крупнее, но хуже

Миниатюра "Давид слагает псалмы" из Псалири Веспасиана, изготовленной в Кенте в 730-740 г.г. Это самый ранний известный англо-саксонский манускрипт, изображающий Давида за сочинением псалмов. Давид, сидящий на троне, перебирает руками шесть струн лиры.

14.
Лира картинки
Давид играет на лире. Нортумбрия, около 730 года / Durham Cassidorus, 81v. Durham, Cathedral Library, MS B. II. 30. The manuscript was produced in Northumbria in about 730, containing Cassiodorus's Explanation of the Psalms. The manuscript contains two surviving miniatures of King David, one of David as Victor and one of David as Musician. A third miniature is known to have existed, but does not survive. The codex has 261 surviving folios. It is the earliest known copy of the commentary written by Cassiodorus in the sixth century and the hands of six scribes have been identified within it.

Это другой раннесредневековый Давид с лирой. Из манускрипта, созданного около 730 года в Нортумбрии — одном из семи королевств англосаксонской гептархии на севере Британии.

15.
Лира картинки
Лира из Саттон-Ху, 7-8 в.в. Реконструкция

Ученые реконструировали лиру из древнего англо-саксонского погребения в Саттон-Ху рубежа VI и VII вв. Интересно сопоставить данные археологии с иконографией ранних иллюстрированных псалтирей – изображениями Псалмопевца, которые использовали стилистику позднеантичных мозаик и ювелирного искусства, особенно изделий из слоновой кости. Это художественное наследие пользовалось огромным успехом при дворе Карла Великого /Charlemagne (742/747/748-814) и его внука, Карла Лысого (823-877).

16.
Лира картинки
Царь Давид играет на арфе. Библия Вивиана /другое название Первая Библия Карла Лысого, f. 215v. 845 г. (датировка П.Э. Даттона, Г.Л. Кесслера) Париж, Национальная библиотека. Книга создана в монастыре Св. Мартина в Туре под руководством епископа Вивиана. Она содержит четыре посвятительные надписи, восемь полностраничных иллюстраций, таблицы канонов и множество инициалов. Спустя несколько лет после завершения Библию преподнесли в дар Карлу Лысому / Les Psaumes et leur auteur, le roi David. Biblia [Bible de Vivien, dite Première Bible de Charles le Chauve]. Date d'édition: IX, manuscrit. Langue: Latin. Bibliothèque nationale de France, Département des Manuscrits, Latin 1, f. 215v. Source

В «Библии Вивиана» из Французской национальной библиотеки находим изображение плящущего Давида, скорее всего восходящее к византийским источникам. Давид играет на маленькой 14-струнной арфе-"треугольнике".

17.
Лира картинки
Шахматы и Арфист / The Libro de los Juegos /"Book of games"/ or Libro de acedrex, dados e tables, /"Book of chess, dice and tables", in Old Spanish. Was commissioned by Alfonso X of Castile, Galicia and León and completed in his scriptorium in Toledo in 1283. Ms T.I. 6, f. 22r. Biblioteca del Monasterio. San Lorenzo de El Escorial, Spain. Source

В учебнике шахматной игры XIII в., созданной для Альфонсо X Мудрого (1221-1284), есть изображение арфиста, где очевидно влияние арабской иконографии, известной по арабским и персидским миниатюрам.

Формы музыкальных инструментов были наделены важным смыслом в Античности и Средневековье. В частности, символическое значение имело расположение резонаторного короба: у лир внизу, у арф сверху – точнее, это одна из вертикальных граней треугольника инструмента.

Звук у лиры грубее, у арфы – нежнее.

18.
Лира картинки
Кифара на вазописи 6 века до н.э. Аттика. По клику — амфора в полной красе / The kithara, an instrument of the lyre family. Terracotta neck-amphora (jar). Attributed to Exekias. Period: Archaic. Date: ca. 540 B.C. Culture: Greek, Attic. Medium: Terracotta; black-figure. Dimensions: H.47 cm, diameter 24.8 cm. The Metropolitan Museum of Art. Source

В «Государстве» Платона уделено место, помимо прочего, музыкальным инструментам. Музыка используется в воспитательных целях. В платоновском государстве допускаются лишь лира и кифара. Простые инструменты, флейты – за стеной, для пастухов, ибо инструменты Аполлона выше инструментов Марсия. Эта оппозиция сродни противопоставлению мужского женскому, разумного неразумному, организованного распущенному, добродетельного сладострастному, аполлонического дионисийскому и т.п. В государстве Платона нет места для арф, так как они многострунны, требуют технического мастерства и слишком нежно звучат. Арфы услаждают ухо. Юноши же должны быть готовы к военной службе. У Платона отрицается профессиональное занятие музыкой.

Эта традиция продолжена Аристидом Квинтилианом (III в. н.э.) в трактате "О музыке".

19.
Лира картинки
Seated woman playing a kithara. Wall painting from Room H of the Villa of P. Fannius Synistor at Boscoreale. Period: Late Republican. Date: ca. 50–40 B.C. Culture: Roman. Medium: Fresco. Dimensions: Overall: 186.7 x 186.7cm. Classification: Miscellaneous-Paintings. The Metropolitan Museum of Art. Source

Для Античности характерно такое противопоставление: лира и кафара непорочны, арфа же воплощает их полную противоположность.

Как эта шкала ценностей изменяется в христианской экзегезе?

Кифара – из рода лир и псалтерий – арфа с верхним резонатором – инструменты, на которых играл царь Давид. На кифаре и псалтерии хвалят Бога, но кифара менее возвышенна, поэтому появляется противопоставление.

У Оригена (ок.185-ок.254): кифара – деятельное начало, псалтерий – созерцательное. Климент Александрийский (ок.150-211/215) уподобляет псалтерий языку человека, кифару — боговдохновенным устам, а десятиструнность псалтерия – Христу [Климент Александрийский. Педагог II, 4, 41, 4, 3-42, 3, 3]. Кифара – душа деятельная, псалтерий ассоциируется с созерцанием. Десять струн – десять жил тела. Евсевий Кесарийский (ок.263-340) в комментарии на 29 псалом пишет о невеле как о прямейшем (ортотатон), звучащем верхом, а не низом: видимо, это арфа треугольной формы. Такого рода аллегореза характерна для ученика Оригена Дидима и других последующих авторов.

20.
Лира картинки
New Testament and Psalter in the Gallican and Hebraicum versions, c. 1130-40. Winchcombe, England. 430 x 290 mm, 192 folios. Publisher: Winchcombe Abbey. Trinity College Library Dublin. TCD MS 53 f. 151. Source

Евсевий Памфил (ок. 260-340) в комментарии к псалму 29 объясняет, что такое “псалтерий”, “псалом” и “песнь псалма” и “псалом песни”, а затем дополняет сказанное аллегорическим толкованием:

«У евреев псалтерий именуется невелем, каковой лишь один из музыкальных инструментов — прямейший и откликается звуком не от нижних частей, но резонирующую медь имеет сверху. “Псалмы” бряцаются только на инструментах — без голоса, тогда как “песнь” — это лишь стройный голос. “Песнь псалма” — когда голос звучит одновременно с инструментом, а “псалом песни” — когда звучание струн предшествует голосу.

А по закону аллегории “псалом” есть гармоничное движение тела к благому деянию, хотя за сим не всегда следует созерцание. “Песнь” без сопутствующего деяния есть постижение истины, когда душа просвещается в отношении Бога и его речений. “Песнь псалма” — когда знание предшествует деянию, согласно сказанному: Если желаешь премудрости, соблюдай заповеди, и Господь подаст ее тебе (Сир 1:26). А “псалом песни” есть деяние, руководимое знанием, относительно того, как и когда нужно делать.» [Eusebius Pamphili. Commentaria in Psalmos. In Ps. 29 (PG 23, 66, 9-26). О различии форм кифары и псалтерия там же // PG 23, 72]

Таким образом, у Евсевия появляются важные детали физического устройства псалтерия. Инструмент прям, а кроме того, особенности его конструкции таковы, что медный резонатор находится не снизу, как чаще бывает у арф, но в верхней части.

По Евсевию, кифара отдает звук нижней частью – это душа, псалтерий – верхней – это дух и ум. Вместо дихотомии: душа и тело, образуется трихотомия: ум/дух, душа и тело.

21.
Лира картинки
Царь Давид играет на арфе. Псалтирь Хантера. Около 1170 года. По клику — целый лист / King David tuning his harp. The Hunterian Psalter. Glasgow University Library MS Hunter 229 (U.3.2), 21v. The Hunterian Psalter is a twelfth century illuminated manuscript, thought to have been produced in England c. 1170. Source

У Василия Великого (ок.330-379) основным противопоставлением становится верх и низ. Неслучайно пророк приспособил Книгу именно к псалтерию, звучащему верхом. И нам подобает искать вышнего, избегая низшего. Те, кто слажен и строен, имеет легкий путь в вышняя. Руфин перевел этот текст на латынь и оказал влияние на латинских экзегетов. Все подобные комментарии на Псалтирь обрастали глоссами и межстрочными заметками, постепенно проникавшими в авторский текст. Таков «псевдо-Ипполит»: Давид единственный пророчествовал с музыкальным инструментом, к тому же прямым. Эта прямизна важна. Ведь и человек – прям, в отличие от животных, что и позволяет ему смотреть на небо. Идеалом становится «прямой, не имеющий изгибов, откликающийся от верха» – арфа.

Еще у Платона встречается идея о том, что человека отличает от животного то, что он прямой. У Аристотеля: мысль и способность рассуждать, обращенность к Богу обусловлены особым прямым строением тела. Латинские авторы в этом следуют грекам. Сферовидный-вытянутый, высокий-низкий, снова классическая дихотомия. Интересно, что тонкий, нежный звук у христианских авторов знак возвышенности, мужественности, а у Афинея, напротив, мужской звук – низкий, тогда как на афре играют трансвеститы.

У Рабана Мавра (ок. 780-856) псалтерий – квадратный щит, clipeus quadratus. Видимо, описывая псалтерий так, он имел перед глазами тот инструмент, что мы видели в Саттон-Ху и в каролингских миниатюрах. Квадратный – значит, противостоящий любым ересям. Квадрат – устойчив, сложен без изъянов. «Человек, сложенный без изъяна и безупречно квадратный». Это есть уже у Платона: квадрат без изъяна. Четверицы в христианской традиции.

Псалтерий в период зрелого и позднего Средневековья. После XI в.

Многочисленные разновидности, которые псалтерий приобретает в период высокого средневековья, обильно представлены в иконографии вплоть до XVIII в., и в настоящее время при упоминании «псалтерия» обыкновенно указывают на инструменты, возникшие после XI в.

При чрезвычайном разнообразии форм все псалтерии высокого Средневековья имеют нечто общее. В отличие от арфы струны у таких инструментов натянуты поверх плоского резонаторного корпуса и чаще всего приводятся в движение посредством плектра. Уже достаточно рано по струнам стали ударять с помощью маленьких деревянных молоточков. В иконографии такие инструменты возникают в период музыкального ренессанса второй четверти XII в.

Трапецевидный псалтерий в текстах XIII в. определяется как canon, «канун» (от греческого «мера»). Треугольный псалтерий, составлявший как бы половину кануна, с некоторого времени стал именоваться micanon (miquanun). А еще позже инструмент получает имя salterion и sautier. В настоящее время псалтериями называют вообще все настольные цитры, от кануна до различного рода цимбал и тимпанов.

Прямоугольный псалтерий

22.
Лира картинки
Прямоугольный псалтерий / The Cantigas de Santa Maria /"Canticles of Holy Mary". El Escorial, Madrid, Codex T. I. 1.

Прямоугольный псалтерий на иллюстрации к Cantiga 80 (De graça cha e d'amor…) в Cantigas de Santa Maria /Песни св. Марии, богато иллюминированном кодексе, выполненным до 1255 г. по заказу Альфонсо X Премудрого, короля Леона и Кастилии.

По поручению короля Альфонсо было подготовлено собрание 427 «песен», большая часть которых прославляет Деву Марию. На 40 иллюстрациях изображены 40 инструментов, формы которых демонстрируют синтез западноевропейских и арабо-андалузских влияний. Манускрипт Cantigas de Santa Maria хранится в Мадриде, в Библиотеке Эскуриала, Codex T. I. 1.

Треугольный псалтерий

23.
Лира картинки
Иллюстрация из Cantigas de Santa Maria, к Cantiga 40. Deus te salve gloriosa…, 1255 г.

На изображениях треугольный псалтерий подчас трудно отличить от арфы-«треугольника». Так, на иллюстрациях из Cantigas de Santa Maria нет сомнения, что речь идет о треугольных псалтериях. Однако в ряде случаев с уверенностью сказать, что перед нами не арфа, невозможно.

24.
Лира картинки
Инструмент Рота. Аббатство Нотр-Дам, Сюржер. Приморская Шаранта, Франция, 12 век

Уже в XI в. стали появляться многочисленные разновидности псалтерия, такие, например, как «рота» — арфоподобный псалтерий со струнами, натянутыми по обе стороны резонирующего короба. Рота часто встречается в иконографии с X по XIII вв. Как и в случае с псалтерием, ротой называли разные инструменты: в XII веке — крут, в XIII веке — кифару, лиру или арфу.

25.
Лира картинки
Крайний слева — треугольный псалтерий. Иллюстрация из Cantigas de Santa Maria, 1255 г. Panel 1. Cantiga de loor No. 120: Король Альфонсо наставляет музыкантов и танцоров хвалить Деву и Младенца

Вначале исполнитель держал псалтерий в вертикальном положении у груди, но по мере того как число струн росло, и инструмент становился все более громоздким, его стали размещать горизонтально на столике или на коленях.

Трапецевидный псалтерий

26.
Лира картинки
Трапецевидный псалтерий. Иллюстрация из Cantigas de Santa Maria, 1255 г., к Cantiga 50. Non deve null' ome desto per ren dultar…

Последним по времени в Европе появляется трапецевидный псалтерий, именовавшийся у арабов «кануном» /quanún. Инструмент был принесен ими в Испанию, а христианские изображения начиная с XI в. показывают, что на нём играли плектром или молоточками. Согласно аль-Секунди (1231 г.), канун был широко распространен в Андалусии, а центром его изготовления была Севилья.

27.
Лира картинки
Трапецевидный псалтерий, подвид «свиная морда». Иллюстрация из Cantigas de Santa Maria, 1255 г., к Cantiga 70. Eno nome de Maria…

В какой-то момент боковые линии трапецевидного псалтерия приобретают изгиб, и возникает подвид, именуемый «свиной мордой» /hog-nose psaltery, Groin de Pore.

28.
Лира картинки
Псалтерий. Французская иллюстрация XIII в

Псалтерий мог походить на шлемовидные гусли, как на этой французской иллюстрации XIII в.

Кстати, один из вариантов перевода psaltery с английского – гусли.

29.
Лира картинки
Фрагмент картины Яна ван Эйка «Благодатная весна», около 1423-1426, Музей Прадо, Мадрид / Madrid, Museo Del Prado Angel musicians, detail from the Source of grace, from the School of Jan Van Eyck, 15th Century. Source

На картине фламандца Яна ван Эйка «Благодатная весна», около 1423-1426, изображен ангел, играющий пером-плектром на крыловидном псалтерии, иначе называемом «миканоном», что значит «половина кануна».

В конце XV в. трапецевидный псалтерий видоизменяется, сначала в Северной Европе, в «барочный псалтерий», «timpanon» или «dulcema», на котором играли молоточками. Самый ранний из дошедших до нас инструментов был изготовлен в Болонье в 1514. Он выходит из употребления с концом эпохи барокко, уступая место клавесину, но сохранился под именем сантура там, где была сильна традиция, например, в Греции и Иране.

Органология

Учение о музыкальных инструментах называется органология. Органологические рассуждения, теории внешнего вида инструментов, имеют долгую традицию, начиная с Платона и Аристотеля и остаются актуальными в Средние века.

30.
Лира картинки
Biblia Porta, c. end of 13th century, U 964, 93r, Bibliothèque Cantonale et Universitaire de Lausanne. Source

В источниках сложно найти описание музыкальных инструментов. В античных трактатах речь идет о гармонии, ритмологии и космологии, сначала о пути души, и лишь затем о том, как это созвучно с некоторыми инструментами. Только к IX веку появляется скудная описательная информация.

В античности обучение игре на музыкальных инструментах имело воспитательную функцию. В христианскую эпоху произошло смещение акцентов. Главной целью музыки и обучения ей стало прославление Бога, а не воспитание юношества, так как музыка сопровождает Псалтирь.

Источники – использованы материалы:

Автор исследований: Валерий Валентинович Петров, заведующий Сектором античной и средневековой философии и науки Института философии РАН, директор Центра античной и средневековой философии и науки ИФ РАН.
1) Конспект доклада «Символические оппозиции в античной и средневековой структуре: кифара и псалтерий». 28 марта 2012 года в рамках цикла семинаров «Символическое Средневековье». В конспекте есть небольшие противоречия с публикациями автора.
Публикации:
2) Петров В.В. Киннор, кифара, псалтерий в иконографии и текстах (к истолкованию одной англо-саксонской глоссы), в сб. Интеллектуальные традиции Античности и Средних веков: исследования и переводы. Сост. и общ. ред. М.С. Петровой. Москва: Кругъ, 2010, с. 589-714 [испр. и доработанная публикация 2004 г.]. <= здесь подробно о разновидностях струнных, о псалтерии и кифаре.
3) Петров В.В. Кифара и псалтерий в символической органологии античности и раннего средневековья // Историко-философский ежегодник, 2008. М., 2009, с.27-51.
4) Петров В.В. «Киннор, кифара, псалтерий в иконографии и текстах (к истолкованию одной англо-саксонской глоссы)», Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории № 11. М.: ИВИ РАН, УРСС, 2004, сс. 293-343; и № 12. М.: ИВИ РАН, УРСС, 2004, сс. 243-271.
Все публикации автора

Примечания:

1) Дабы избежать смешения Книга Псалмов именуется в публикациях Валерия Петрова "Псалтирью", а музыкальный инструмент — "псалтерием", хотя в оригинале им соответствует одно и то же слово ψαλτή ptov, psalterium.
2) На 2012 год автор довел свое оригинальное исследование примерно до Каролингского Возрождения.
3) Большинство иллюстраций из этого поста используется или упоминается в публикациях Валерия Петрова; а номера 2, 3, 18, 19, 21, 30 – нет.

Другое музыкально-танцевальное:

Музыканты средневековые маргинальные
Танцы средневековые маргинальные
Грехи любят учет
Свет во тьме

Источник: gorbutovich.livejournal.com

Хочу признаться, что обращение к теме музыкальных инструментов, это с моей стороны своеобразный ликбез в этой области. Итак, продолжаем.

Лира картинки

Лира (греч. lýra) — древнегреческий струнный музыкальный инструмент, впервые появившийся во Фракии.

Лира картинки

Древнегреческий поэт аккомпанирует себе на лире. (настенная роспись, обнаруженная при раскопках Помпеи).

Лира картинки

Музыканты (роспись древнегреческой вазы).

Лира картинки

Муза играет на лире (рисунок на древней амфоре).

Лира была наиболее значительным струнным инструментом Древней Греции и Рима наряду с кифарой. Согласно преданию первую лиру изготовил Гермес и подарил ее Аполлону.

Лира картинки

Станислав Выспянский Аполлон играет на Олимпе 1897 г.

Лира картинки

Станислав Выспянский Аполлон и Мельпомена 1897 г.

В античности часто на каменных надгробиях высекали сирен, как муз иного мира, поющих погребальные песни под звуки лиры.

Лира картинки

Сирены и лира

Лира картинки

Томас Аншутц Арфист 1897 г.

Лира состояла из корпуса (резонатора) с мембраной и двух изогнутых стоек с перекладиной вверху, к которой крепились струны, идущие от резонатора. Обычно лиру делали в виде изогнутой рамы с натянутыми изнутри струнами (обычно 7—11) различной настройки.

Лира картинки

Жан-Леон Жером Анакреон, Бахус и Купидон 1848 г.

Лира картинки

Альберт Джозеф Мур Музыкант 1865-66 г.г.

Лира картинки

Лоуренс Альма-Тадема Сапфо и Алкей 1881 г.

Лира картинки

Эдвард Берн-Джонс Плач 1866 г.

Лира картинки

Томас Вилмер Девинг Песня 1891 г.

Лира имела плоский корпус округлой формы, который изготавливали из панциря черепахи, а стойки — из рогов антилопы. Из этих материалов, согласно легенде, делал лиру Гермес.
На лире в классической античности обычно играли, перебирая струны плектром, т. е. заостренной пластинкой (костяной или деревянной), подобно игре на гитаре или цитре, а не щипая струны, подобно игре на арфе. Пальцами свободной руки музыканты приглушали струны, ненужные для данного аккорда.
Лиры были различных размеров: малая — с высоким строем, средняя — со средним и большая — с низким строем.

Лира картинки

Narcisse Virgilio Díaz de la Peña (French, 1807-1876) The Song of Deborah. 1852 г.

Лира картинки

Edward John Poynter (English, 1836-1919) The Siren. 1864 г.

Лира картинки

Роберт Жак Франсуа Фауст Лефебр Женщина с лирой 1808 г.

Лира картинки

Уильям Бугро Литература и искусство 1867 г.

Лира картинки

William Holmes Sullivan (British, 1836–1908) Awaiting a Harp.

Лира картинки

Татьяна Лескинен-Голубева Неразделенная любовь 2007 г.
В Древней Греции игрой на лире сопровождалась декламация, исполнение произведений эпической и лирической поэзии (отсюда возникновение термина «лирика»). Остатки древних лир находятся в британском музее, в Лондоне.

Нужно сразу заметить, что в словарях и энциклопедиях существует множество разновидностей музыкального инструмента – лиры.
Кроме древнегреческой лиры, изображения которой я представил, и народной (колесной) лиры, о которой поговорим в следующем посте, существовали еще:

1. Средневековая однострунная лира с корпусом грушевидной формы, которая упоминается в литературе 8—9 веков.

Лира картинки

Bernardo Strozzi (Italian, 1581-1644) Female Musician with Viola da Gamba. 1630–40 гг.

2. Смычковая лира, возникшая в Италии в 16—17 вв. По виду (углами корпуса, выпуклой нижней декой, головкой в форме завитка) несколько напоминает скрипку. Существовало несколько подвидов итальянской лиры: лира да браччо (сопрано), лироне да браччо (альт), лира да гамба (баритон), лироне перфетто (бас), различающиеся количеством струн – от 5 до 10.

Лира картинки

Edmund Blair Leighton (British, 1853-1922) With Love.

3. Гитара-лира — разновидность гитары с корпусом, напоминающим древнегреческую лиру. Сконструирована во Франции в 18 в. Была распространена в странах Западной Европы и в России до 30-х гг. 19 в.

Лира картинки

4. Кавалерийская лира (по немецки — Glockenspiel, от Glocke — колокол и Spiel — игра) — металлофон: набор металлических пластинок (25-32), подвешенных к металлической раме, украшенной конскими хвостами и имевшей форму лиру. Лира применялась в духовом оркестре кавалерии, на ней играли металлической колотушкой.

Лира картинки

Основа кавалерийской лиры (Glockenspiel) — металлофон.

Лира картинки

Китайский новый год в Сан-Франциско. Парад студентов. Музыканты играют на кавалерийских лирах.

Лира картинки

Musicians playing Glockenspiel (переводить, думаю, не надо!).

Не надо забывать, что в переносном смысле лира — эмблема или символ искусства.

Материалы взяты с сайтов «Легенды народов мира», ансамбля старинной музыки «Drolls» и энциклопедии «Библиотекарь» .

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Серия сообщений «Арфа и лира»:
Часть 1 — МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 13 — АРФА № 1)
Часть 2 — МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 14 — АРФА № 2)
Часть 3 — МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 19 — АРФА № 3)
Часть 4 — МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 21 — ЛИРА № 1)
Часть 5 — МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 29 — ЛИРА № 2)
Часть 6 — МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 35 — АРФА № 4)

Часть 9 — МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 162 — АРФА № 6)
Часть 10 — МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 163 — АРФА № 7)
Часть 11 — МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 164 — АРФА № 8)

Источник: www.liveinternet.ru

Основные сведения


Лира
Лира

Лира — струнный щипковый музыкальный инструмент в форме хомута с двумя изогнутыми стойками, выступающими из резонаторного корпуса и соединенными ближе к верхнему концу перекладиной, к которой от корпуса протянуты пять или более жильных струн.

Происхождение, исторические заметки

Возникнув в доисторические времена на Ближнем Востоке, лира была одним из главных инструментов у евреев, а позднее у греков и римлян. Инструмент служил для сопровождения пению, и в этом случае на ней играли большим плектром.

С закатом греко-римской цивилизации область распространения лиры переместилась в Северную Европу. Северная лира, как правило, отличалась по конструкции от античной: стойки, перекладина и резонаторный корпус часто вырезались из одного куска дерева.

После 1000 н. э. получили распространение не щипковые, а смычковые лиры, особенно у валлийцев и финнов. В наше время только финны, а также их сибирские родственники ханты и манси используют лиру.

В Древней Греции декламация сопровождалась игрой на лире. На лире классической античности обычно играли, перебирая струны плектром, подобно игре на гитаре или цитре, а не щипая струны, подобно игре на арфе. Пальцами свободной руки приглушали струны, ненужные для данного аккорда.

Согласно греческому мифу, первую лиру изобрел младенец Гермес. Он взял пустой панцирь черепахи, приладил к нему по обе стороны коровьи рога и поперечную перекладину, и натянул три струны. Авантюрное продолжение этого мифа повествует о том, как Гермес умыкнул стадо, пасомое Аполлоном, и затем выменял это стадо на свое изобретение, лиру, к которой Аполлон добавил четвертую струну. Этот миф пересказывается даже в «Скрипичной школе» Леопольда Моцарта, изданной в 1756 году!

Позднее на лире было, как правило, семь струн.

На Крите лира была известна уже около 1400 года до н.э., но сам инструмент, по-видимому, еще древнее. Согласно преданиям, на лире играли легендарные греческие музыканты божественного или полубожественного происхождения: Орфей (которому, якобы, лиру вручил сам Аполлон) и Амфион, созидавший стены Фив под звуки лиры. Те же предания, отозвавшиеся в древних музыкальных трактатах, донесли до нас даже строй так называемой орфеевой лиры — в современных понятиях это ноты «ми, си, ля, ми», взятые от первой октавы вниз.

Хотя лирой пользовались многие выдающиеся музыканты, увеличивавшие число струн на ней до 9 (Теофраст Пиерийский) и даже до 12 (Меланиппид), в классическую и в эллинистическую эпоху она была в основном «домашним» инструментом, поскольку звук ее не отличался громкостью. На ней обучали начинающих.

На лире играли и женщины, поскольку она была не такой тяжелой, как кифара, и не требовала большой физической силы. Причем, в отличие от духового инструмента авлоса, или авла , игра на лире не считалась занятием, непристойным для порядочной женщины, коль скоро с лирой изображались и некоторые Музы.

На Украине и в Белоруссии лира является старинным струнным народным инструментом (XVII вв.) с крупным удлинённым корпусом, иначе называемым «рыле». Над корпусом натянуты три струны различной настройки, помещённые в особый ящичек. Сбоку ящичка прикреплена небольшая клавиатура с 8-11 клавишами. Играющий левой рукой нажимает клавиши, а правой вертит рукоятку, приводящую в движение специальное колёсико, обтянутое волосом, кожей и натёртое канифолью. Колесико трётся об струны и заставляет их звучать. Средняя струна изменяет свою высоту от нажима клавиш и служит для исполнения мелодий. Крайние струны во время игры не изменяют своей высоты. Звук лиры сильный, резкий, несколько гнусавого оттенка.

Видео: Лира на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

Разместить объявление ►

Натуральные витамины, спортивное питание, косметика, травы, продукты ►

Источник: eomi.ru


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.