Психическая энтропия


СВОБОДА И ЭНТРОПИЯ Теории Фрейда и используемые им способы лечения вызвали полемику в Вене в XX веке и до сих пор остаются предметом горячих споров. Идеи Фрейда часто обсуждаются и анализируются в литературных и философских работах в дополнение к продолжающимся дискуссиям в научных и медицинских трудах. Его часто называют «отцом психоанализа».

 

Явление нарастания энтропии в психической и духовной жизни человека тесно связано с общими законами накопления энтропии (антипорядка), но в то же время имеет свои особенности и отличия от материальных энтропообразующих процессов.

Психическая энтропия есть продукт психической свободы, свободного выбора психикой форм своей деятельности, и основана на том, что при «раскрепощении» психики сбоев обязательно будет больше, чем удачных комбинаций.

Почему это так? Допустим, для какой-то цели нам нужно выстроить шесть кубиков для игры в кости ребром «1» наверх. При заданности этой цели задача весьма проста. Однако если исключить заданность (несвободу) при расстановке кубиков, то вероятность их выстраивания гранью «1» шесть раз подряд очень мала. При хаотических бросках кубики с наибольшей вероятностью встанут в числовой ряд, лишенный любой математической логики – единства ли, возрастания ли, убывания ли, четности или комбинации цифр.


Приведу другой пример. Подмастерье должен принести мастеру гаечный ключ из коробки, в которой лежат семь разных ключей. Если подмастерье опытный, то он заранее знает, какой именно ключ нужен мастеру. Если же он свободно (случайно) вытаскивает ключ из коробки, то вероятность того, что он вытащит неподходящий ключ значительно выше, чем вытаскивание единственного подходящего к гайке.

Свободный, не предопределенный заранее психический выбор так же всегда имеет большую вероятность сбоев, нежели удач. Свободно плавающий разум – это, в сущности, жертва кораблекрушения, это гибнущий разум, который выпал в океан бесконечной вселенной с потонувшего рейса, шедшего из пункта А в пункт Б.

Поэтому догматизм и фанатизм всегда оказывались необходимым началом для той или иной психической деятельности. Свобода слишком тесно связана с нарастанием энтропии психической деятельности. При попытке предоставить разуму право свободно блуждать в своих поисках, разум неизбежно начнет принимать все более и более патологические формы мышления.


Это и есть главная претензия православной, да и вообще научной психологии к ФРЕЙДИЗМУ. Ведь Фрейд обслуживал материализм в психиатрии, в своих теориях Фрейд во многом исходил из идей эволюционной антропологии[1].

Фрейд был убежденным атеистом. В своей книге «Будущее одной иллюзии» Фрейд отзывается о религии как об иллюзии, которая является, «по-видимому, самым главным из психических изобретений цивилизации». Он приходит к выводу, что все религиозные верования являются «иллюзиями, неподверженными доказательствам»[2].

Это во многом определило антинаучность профессиональной позиции Фрейда, поскольку, без учета необходимости ДОГМАТИЧЕСКИХ НАЧАЛ МЫШЛЕНИЯ он с неизбежностью должен был впасть (и впал) в смешение проблем конечных и бесконечных факторов в человеческом сознании.

В 1882 году Фрейд приступил к медицинской практике. Научные интересы привели его в главную больницу Вены, где он начал исследования в Институте церебральной анатомии.

В начале 1880-х гг. сблизился с Йозефом Брейером и Жаном Мартеном Шарко, оказавшими огромное влияние на его научную деятельность.

В 1886 году Фрейд вступил в брак с Мартой Бернейс (Martha Bernays). Впоследствии у них родилось шесть детей — Матильда (1887—1978), Жан Мартин (1889—1967, назван в честь Шарко), Оливер (1891—1969), Эрнст (1892—1970), София (1893—1920) и Анна (1895—1982). Именно Анна Фрейд стала последовательницей отца, основала детский психоанализ, систематизировала и разрабатывала психоаналитическую теорию, внесла значительный вклад в теорию и практику психоанализа в своих трудах.


В 1891 году издана работа Фрейда «Об афазии», в которой он, в частности, впервые выступил с аргументированной критикой общепринятой тогда концепции локализации функций мозга в определенных его центрах и предложил альтернативный функционально-генетический подход к изучению психики и ее физиологических механизмов. В статье «Защитные невропсихозы» (1894) и работе «Исследование истерии» (1895, совместно с И. Брейером) было засвидетельствовано, что существует обратное воздействие психической патологии на физиологические процессы и зависимость соматических симптомов от эмоционального состояния пациента.

В 1938 году, после присоединения Австрии к Германии (аншлюса) и последовавших за этим гонений на евреев со стороны нацистов, положение Фрейда значительно осложнилось. После ареста дочери Анны и допроса в гестапо, Фрейд принял решение покинуть Третий рейх. Однако власти не торопились выпускать его из страны. Он был вынужден не только подписать благодарность гестапо «за ряд добрых услуг», но и выплатить правительству рейха баснословный «выкуп» в 4000 долларов за право покинуть Германию. Во многом благодаря хлопотам и связям принцессы греческой и датской Мари Бонапарт — пациентки и ученицы Фрейда — ему удалось сохранить жизнь и вместе с женой и дочерью эмигрировать в Лондон. Две сестры Фрейда были высланы в концентрационный лагерь, где погибли в 1942 году.


Мучительно страдая от рака полости рта, вызванного курением, в 1939 году он попросил своего врача и друга Макса Шура помочь ему совершить эвтаназию, идея которой была в то время достаточно популярной. Тот дал ему тройную дозу морфина, от которой Фрейд умер 23 сентября в возрасте 83 лет.

История психоанализа берёт своё начало в 1890-х годах в Вене, когда Зигмунд Фрейд трудился над разработкой более эффективного способа лечения невротических и истерических заболеваний. Несколько ранее Фрейд столкнулся с тем фактом, что часть умственных процессов не осознавалась им как результат его неврологических консультаций в детском госпитале, и при этом он обнаружил, что у многих детей, имеющих расстройства речевых функций, отсутствуют органические причины для возникновения данных симптомов. Позже в 1885 году Фрейд проходил стажировку в клинике Сальпетриер под руководством французского невролога и психиатра Жана Мартена Шарко, оказавшего на него сильное влияние.

Шарко обратил внимание на то, что его пациентки часто страдали такими соматическими заболеваниями, как параличи, слепота, опухоли, не имея при этом никаких характерных в таких случаях органических нарушений. До работы Шарко считалось, что женщины с истерическими признаками имели блуждающую матку (hystera по-гречески означает «матка»), но Фрейд установил, что у мужчин тоже могли возникать подобные психосоматические симптомы. Фрейд также ознакомился с экспериментами в области лечения истерии, проводимыми его наставником и коллегой Йозефом Брейером. Это лечение представляло собой сочетание гипноза и катарсиса, и позднее подобные этому методу процессы разрядки эмоций получили название «абреакция».


Несмотря на то, что большинство учёных считали сновидения либо набором механических воспоминаний о прошедшем дне, либо бессмысленным набором фантастических образов, Фрейд развивал точку зрения других исследователей о том, что сновидение есть зашифрованное сообщение. Анализируя ассоциации, возникающие у больных в связи с той или иной деталью сновидения, Фрейд делал вывод об этиологии расстройства. Осознавая происхождение своего заболевания, пациенты, как правило, излечивались.

В молодости Фрейд заинтересовался гипнозом и его применением для оказания помощи душевнобольным. Позже он отказался от гипноза, предпочтя ему метод свободных ассоциаций и анализ сновидений. Эти методы стали основой психоанализа. Фрейд также интересовался тем, что он называл истерией, а в настоящее время известно как конверсионный синдром.

Впервые термин «психоанализ» был употреблён Фрейдом на французском языке 30 марта 1896 года в опубликованной им в Неврологическом Журнале статье об этиологии неврозов.

В 1900 г. он выпускает свою первую самостоятельную работу «Толкование сновидений», которая посвящена анализу неврозов с помощью изучения сновидений анализанта. Проводя исследования с использованием метода свободных ассоциаций, он пришёл к выводу, что источником неврозов большинства анализантов являются подавленные сексуальные желания (либидо).


 При нарушениях развития либидо (например при фиксации на матери — Эдипов комплекс) оно не может быть удовлетворено и проявляется в виде симптомов психического заболевания. Также неудовлетворенное влечение может быть перенаправлено на несексуальные цели (сублимация). В соответствии с этой концепцией проявления подавленных сексуальных желаний могут быть найдены не только в сновидениях и неврозах, но также в литературе и искусстве (а также в иных порождениях человеческого сознания).

В ранних работах Фрейда (до 1920 г.) в качестве источника неврозов рассматривается конфликт бессознательного (которое руководствуется «принципом удовольствия») и сознания, которое стремится к самосохранению («принцип реальности»).

Впоследствии основное внимание сосредотачивается на конфликте внутри психической инстанции, руководствующейся принципом реальности. В работе «Я и Оно» Фрейд выделяет в структуре психики три компонента — «Оно» (Ид), «Я» (Эго) и «Сверх-Я» (Суперэго). «Оно» представляет бессознательные влечения, «Я» — принцип реальности. «Сверх-Я» формируется в процессе усвоения человеком социальных норм, господство которых над психикой также становится бессознательным, приводит к возникновению совести и неосознанного чувства вины.


Большая часть современных психоаналитиков не признает подавленную сексуальность источником всех психических расстройств, преимущественно сексуальное значение образов в сновидениях также подвергается сомнению.[источник не указан 777 дней]. В то же время введенное Фрейдом понятие бессознательного, метод проработки скрытых причин симптомов и «экономическое» рассмотрение психических процессов как взаимодействия обособленных инстанций лежит в основе большинства школ современного психоанализа, психотерапии и теорий личности. Идея о том, что произведения искусства могут рассматриваться как результат невротических переживаний их создателя и проявление глубинного бессознательного, оказала огромное влияние на культуру XX века.

В противоположность традициям критического мышления XIX в., Фрейд предложил отказаться от контролирующей роли сознания при наблюдении за психическими процессами. По его мнению, сознание отсекает возникающие на периферии мысли и образы ещё до того, как они попадут в поле внимания анализирующего субъекта, тогда как при анализе душевных движений именно эти мысли и образы могут оказаться наиболее важными.

Фрейд стал использовать метод свободных ассоциаций. Пациентам предлагалось расслабиться на кушетке и говорить все, что приходит им в голову, каким бы абсурдным, неприятным или непристойным оно не представлялось с точки зрения обыденных стандартов. Когда это происходило, оказывалось, что мощные эмоциональные влечения уносили неконтролируемое мышление по направлению к психическому конфликту.


Фрейд утверждает, что первая случайная мысль содержит как раз то, что нужно, и представляет собой забытое продолжение воспоминания. Позже он делает оговорку, что это не всегда бывает так. То, что возникающая у больного мысль не может быть идентична с забытым представлением, вполне объясняется душевным состоянием больного. В больном во время лечения действуют две силы — одна против другой: с одной стороны, его сознательное стремление вспомнить забытое, с другой — сопротивление, которое препятствует вытесненному или его производным вернуться в сознание.

Если это сопротивление равняется нулю или незначительно, то забытое без всякого искажения возникает в сознании. Чем сильнее искажение под влиянием сопротивления, тем меньше сходства между возникающей мыслью — заместителем вытесненного и самим вытесненным. Тем не менее эта мысль должна иметь хоть какое-нибудь сходство с искомым в силу того, что она имеет то же происхождение, что и симптом. Если сопротивление не слишком уж интенсивно, то по этой мысли можно узнать искомое. Случайная мысль должна относиться к вытесненной как намек.

Понятие «ассоциации» — одно из древнейших в психологии. Его можно встретить у Платона и Аристотеля. Подобно тому, как ствол дерева, развиваясь, обрастает новыми кольцами, эти понятия, передавая от эпохи к эпохе мудрость веков, обогащались новым содержанием.
кон образования ассоциаций веками считался главным законом психологии. Он гласил, что если какие-либо объекты воспринимаются одновременно или в непосредственной близости, то впоследствии появление одного из них влечет за собой осознание другого. Так, взглянув на какую-то вещь, человек вспоминает её отсутствующего владельца, поскольку прежде эти два объекта воспринимались одновременно, в силу чего между их следами упрочилась связь-ассоциация. Различным видам ассоциаций было посвящено множество психологических трактатов. Когда психология превратилась в науку, ассоциации стали изучать экспериментально, чтобы определить законы памяти, воображения и других психических процессов.

Было выяснено, с какими представлениями ассоциируются у испытуемых различные слова, сколько раз нужно повторить список слов, чтобы между ними возникли связи, позволяющие его целиком либо частично запомнить и т. д. Во всех случаях ставилась задача изучения работы сознания. Фрейд же использовал материал ассоциаций в других целях. Он искал в этом материале путь в область неосознаваемых побуждений, намеки на то, что происходит в «кипящем котле» аффектов, влечений. Для этого, он полагал, ассоциации следует вывести из-под контроля сознания. Они должны быть свободными. Так родилась процедура психоанализа, его технический прием.

Основные положения теории сновидений Фрейда гласят:


1.Сновидение — это искажённый заместитель чего-то другого, бессознательного; кроме явного сновидения существует бессознательное скрытое сновидение, которое и проявляется в сознании в виде явного сновидения. Содержание бессознательного — вытесненные желания.

2.Функция сновидений — оберегать сон. Сновидение — это компромисс между потребностью во сне и стремящимися нарушить его бессознательными желаниями; галлюцинаторное исполнение желаний, функция которого — оберегать сон.

3.Сновидения проходят обработку: превращение мыслей в зрительные образы; сгущение; смещение; вторичную обработку; замену символами.

Теория сновидений была подробно изложена Фрейдом в книге «Толкование сновидений» (1900), — его первой крупной работе по психоанализу, которая осталась и одним из основных его трудов.

Чтобы понять природу сновидений, появляющихся в состоянии сна, прежде всего следует уяснить смысл самого сна, его назначение. Биологическим смыслом сна, — говорит Фрейд, — является отдых: уставший за день организм в состоянии сна отдыхает. Психологический же смысл сна заключается в потере интереса к внешнему миру.

Можно было бы предположить, что сновидение — реакция души на внешние или соматические раздражители, которые действуют на спящего. Однако эти раздражители не могут объяснить всего в сновидении, и Фрейд выдвигает следующее фундаментальное положение: сознательное сновидение — это «искажённый заместитель чего-то другого, бессознательного». Кроме явного сновидения существует бессознательное скрытое сновидение, которое проявляется в сознании в виде явного сновидения. Иначе говоря: кроме внешних и соматических раздражителей, есть ещё раздражители, имеющие психическую, хотя и бессознательную природу, которые воздействуют на спящего человека, порождая в его сознании сновидения.

Бессознательные психические раздражители (скрытое сновидение) делятся на две группы.

Часть скрытого сновидения — это дневные впечатления, остатки, обрывки которых проявляются в сновидении.

Другая — главная — часть скрытого сновидения находится в бессознательном (в узком смысле этого слова) — в той сфере психики, где обитают бессознательные желания. Днём эти желания вытесняются, не допускаются в сознание особой инстанцией (цензура сновидения, или — в терминах более поздней модели Фрейда — Сверх-Я). Ночью же, когда человек неподвижен и физически не способен осуществить вытесняемые желания, деятельность цензуры ослабевает и бессознательные желания проникают в сознание, то есть в сновидение.

Бессознательные, вытесненные желания — это желания, неприемлемые «в этическом, эстетическом, социальном отношении». Эти желания эгоистичны. Это: 1) сексуальные желания (в том числе — и в особенности — запрещаемые этическими и общественными нормами — например, инцест); 2) ненависть (вплоть до «желания мести и смерти самым близким и любимым в жизни — родителям, братьям и сестрам, супругу или супруге, собственным детям»).

Бессознательные желания, облачаясь в фрагменты дневных впечатлений, используя их как материал, появляются в сновидении. Именно бессознательное желание является активной, движущей силой скрытого сновидения, проталкивающей его в явное сновидение; оно «отдаёт психическую энергию для образования сновидения».

Однако нетрудно заметить, что нам снятся не сами наши желания, но галлюцинаторное исполнение желаний, то есть мы видим наши желания исполнившимися в образной форме (с использованием материала дневных впечатлений), как будто наяву. Объяснить этот факт помогает следующий фундаментальный тезис Фрейда: функция сновидений — оберегать сон. Именно этим объясняется преображение раздражителей, таких как звонок будильника, попадающих в сновидение — сновидение защищает сон от этого звонка, который должен был бы прервать его. Точно так же и бессознательное психическое раздражение — желание, прорвавшееся в сновидение, — должно было бы разбудить человека — ведь для того, чтобы осуществить это желание, человек должен был бы проснуться и действовать. Но сновидение, представляя желание осуществившимся, позволяет продолжать спать. Таким образом, сновидение — это галлюцинаторное исполнение желаний, функция которого — оберегать сон.

В простейшей форме сновидение предстаёт у маленьких детей и в части случаев у взрослых. Это ничем не замаскированное галлюцинаторное исполнение желаний или выражение удовлетворения актуальных соматических потребностей, например когда спящий, страдающий от жажды, видит во сне, как он пьет.

Однако обычно скрытые сновидения, прежде чем появиться в сознании спящего в виде явных сновидений, проходят особую обработку (работа сновидения). Работа сновидения состоит из четырёх компонентов: превращение мыслей в зрительные образы; сгущение; смещение; вторичная обработка.

1.Превращение мыслей в зрительные образы. Эта операция очень сложна, так как требует изображения абстрактных отношений, которые содержатся в мыслях, в виде конкретного, которое только и может содержаться в образах. Логические элементы, те, что в речи выражаются абстрактными понятиями и логическими союзами, при этом выпадают, и при толковании сновидения их приходится восстанавливать.

2.Цензура сновидения. Цензура сновидения, которая днём не пропускает неприемлемые желания в сознание, ночью хотя и пропускает их, но при этом искажает до неузнаваемости, пользуясь механизмами сгущения и смещения.

1.Сгущение. Действие сгущения проявляется в том, что несколько элементов скрытого сновидения в явном сновидении воплощаются в одном элементе (например, несколько разных людей сгущаются в одно лицо). Некоторые же из элементов скрытого сновидения могут вовсе не отразиться в явном сновидении.

2.Смещение. Работа смещения выражается в замене элемента скрытого сновидения намёком. Кроме того, этот механизм может производить смещение акцента с одних элементов сновидения на другие, так что наиболее важные элементы скрытого сновидения оказываются почти незаметными в явном сновидении, и наоборот.

3.Вторичная обработка. Вторичная обработка связывает явное сновидение в более или менее осмысленное целое — ведь механизмы, превращающие скрытое сновидение в явное, работают с каждым элементом скрытого сновидения отдельно, поэтому связи, которые в скрытом сновидении были между его элементами, разрушаются. Вторичная обработка приводит в порядок, приглаживает получившееся явное сновидение, придаёт ему видимость осмысленности.

Кроме всего вышеперечисленного, существует ещё один способ представить в явном сновидении элементы скрытого. Это замещение скрытого элемента символом.

Символы, в отличие от обычных элементов явного сновидения, имеют всеобщее (одно и то же для разных людей) и устойчивое значение. Символы встречаются не только в сновидениях, но и в сказках, мифах, обыденной речи, поэтическом языке. Число предметов, изображаемых в сновидениях символами, ограниченно.

Что наиболее характерно для позиции Фрейда?

«Впрочем, можно предположить, что у каждого из нас есть свой «пунктик», и мы ведем себя подобно параноику, желая своими мечтаниями исправить ту или иную невыносимую сторону мира, привнося свои иллюзии в реальность. На особую значимость претендует тот случай, когда множество людей совместными усилиями пытаются обеспечить себе счастье и защиту от страданий путем иллюзорного преобразования действительности. Мы должны признать религии человечества видами такого массового безумия. Естественно, каждый, сопричастный этому безумию, таковым себя не считает». — писал З. Фрейд («Недовольство культурой», стр.11)

Изучая христианство, он сделал вывод, что «нет недостатка в исследователях, удивлявшихся сходству между обрядом христианского причастия и тотемным пиршеством».[3]

Концепции и учения Фрейда нередко оказывались под запретом, так как они идут вразрез с государственными идеалами и консервативной моралью традиционалистских государств.

В СССР после революции использование психоанализа приветствовалось, был открыт государственный психоаналитический институт. В середине 20-х шла бурная полемика вокруг Фрейда и психоанализа, вопроса о том, нужна ли эта наука молодой советской стране. В итоге психоанализ был объявлен лженаукой и буржуазным учением, несовместимым с марксизмом. Так, А. Варьяш указывал, что Фрейд «игнорирует экономическую структуру общества», фрейдовское понимание бессознательного «не в состоянии объяснить возникновение классов», а фрейдизм в целом не может прийти «к правильным выводам».

А. Залкинд отмечал «присущий его учению „сексуализированный гегелевский идеализм“ и эклектизм „с сильным метафизическим душком“». Сталин непосредственно приложил руку к этому повороту в науке, вернее, инициировал процесс ее политизации и идеологизации.[4] Апогеем гонений на Фрейда являются нацистские преследования. В Третьем рейхе за исследования в сфере психоанализа Фрейда заклеймили как страдающего половыми извращениями, непристойного и безнравственного человека. Только благодаря личному вмешательству Ф. Рузвельта и других влиятельных лиц, а также крупному выкупу, который уплатили нацистам, его удалось вывезти в Англию.[5]

Не учитывавший тесной связи между свободными блужданиями разума в мире ассоциаций, потаенных (звериных) желаний и ЭНТРОПИЧЕСКОЙ ДЕГРАДАЦИЕЙ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, Фрейд с неизбежностью оказывался в области лженауки, несмотря на свой острый взгляд, цепкую научную хватку и множество интереснейших частных наблюдений. Именно так его и оценивает современная психиатрия – как интересного чудака, тем не менее (несмотря на большую любопытность его трудов) уведшего психиатрию в сторону от реального познания процессов мышления.

Биолог и нобелевский лауреат Питер Медавар охарактеризовал психоанализ как «самое грандиозное интеллектуальное мошенничество двадцатого века»[6]. Философ науки Карл Поппер критически отзывался о психоанализе и его направлениях. Поппер утверждал что, теории психоанализа не обладают предсказательной силой, и не возможно поставить такой эксперимент, который бы мог их опровергнуть (то есть психоанализ не нефальсифицируем), следовательно эти теории псевдонаучны[7]. Профессор психологии Йельского университета Пол Блум отмечал, что утверждения Фрейда настолько туманны, что не могут быть проверены никаким достоверным методом и поэтому не могут быть применимы с точки зрения науки[8].

Согласно исследованиям Американской Ассоциации Психоаналитиков, несмотря на то, что во многих гуманитарных науках психоанализ широко распространен, факультеты психологии относятся к нему лишь как к историческому артефакту[9].

В своей статье «Вреден ли психоанализ?» американский психолог Альберт Эллис дал свою оценку потенциального вреда от применения психоанализа[10]. В частности, Эллис утверждал следующее:

психоанализ в целом построен на ошибочных предпосылках

психоанализ уводит пациентов от нужды работать над собой, и дает им оправдание бездействия

психоанализ поощряет зависимость пациента от терапевта, и, часто, пациентам предлагается принять на веру интерпретации терапевта, даже если они далеки от фактов

экспрессивный, катарсивно-абреактический метод психоанализа, заключающийся в принятии и высвобождении враждебности, не решает проблему враждебности, а лишь усугубляет ее

психоанализ развивает в пациентах конформность

иррационализм психоанализа запутывает пациентов и так страдающих от иррациональных убеждений

из-за неэффективности психоанализа, у многих пациентов в США подорвано доверии к психотерапии в целом, из-за многих, потраченных впустую, средств и времени

Доктор философии и скептик Р. Т. Кэрролл в своей книге «Словарь скептика» критиковал психоаналитическую концепцию бессознательного, хранящего память о травмах детства, как противоречащую современным представления о работе имплицитной памяти[11].

СНОСКИ

1. Всеобщая история религий мира. — М.: Эксмо, 2006. — 763 с.

2. «Возвращаясь после этого уточнения к религиозным учениям, мы можем опять же сказать: они все — иллюзии, доказательств им нет, никого нельзя заставить считать их истинными, верить в них. Некоторые из них настолько неправдоподобны, настолько противоречат всему нашему в трудах добытому знанию о реальности мира, что мы вправе — с необходимым учетом психологических различий — сравнить их с бредовыми идеями.» Зигмунд Фрейд Будущее одной иллюзии

3. Зигмунд Фрейд. Этот человек Моисей

4. Репрессированный психоанализ: Фрейд, Троцкий, Сталин

5. Фрейд Зигмунд — статья из Электронной еврейской энциклопедии

6. Freud and the politics of psychoanalysis By José Brunner.

7. Karl Popper, Conjectures and Refutations, London: Routledge and Keagan Paul, 1963, pp. 33-39; from Theodore Schick, ed., Readings in the Philosophy of Science, Mountain View, CA: Mayfield Publishing Company, 2000, pp. 9-13. [1]

8. Paul Bloom. Introduction to Psychology

9. NYTimes: Freud is Widely Taught at Universities, Except in the Psychology Department

10. Ellis A. Is Psychoanalysis Harmful? In: The Albert Ellis reader: a guide to well-being using rational emotive behavior therapy / edited by Albert Ellis and Shawn Blau. A Citadel Press Book. Secaucus, N.J. 1998. Pp. 316—325.; Вреден ли психоанализ? // перевод Е.Волков

11. Freudian psychoanalysis // Robert T. Carroll

Сергей ВЯЗОВ, специально для ЭиМ; 23 сентября 2012

Источник: economicsandwe.com

Вы можете противостоять «силе тяги» энтропии.
Вы сможете собрать разбросанную головоломку.
Вы сможете вытащить сорняки из вашего сада.
Вы сможете очистить грязную комнату.
Вы сможете организовать людей в сплоченную команду. (4)

Примечание автора (4). Для педантов от науки: да, вы не сможете обратить энтропию в дальней перспективе. Миллиарды лет спустя каждый атом во Вселенной неизбежно будет разбросан и распределен таким образом, чтобы энтропия была максимизирована, и ничто не будет упорядочено. Но в краткосрочной перспективе мы можем создать локальные области порядка в нашей жизни.

Но поскольку вселенная естественным образом скользит к беспорядку, вы должны вложить энергию, чтобы создать стабильность, структуру и простоту.
Успешные отношения требуют заботы и внимания.
Успешные дома требуют уборки и обслуживания.
Успешные команды требуют общения и сотрудничества.
Без приложения усилий все будет распадаться.
Принятие этого факта или его непринятие – вот начало начал для каждого из нас…
От этого будет зависеть ВСЁ в нашей жизни: от телесного здоровья, до социальной успешности и творческой самореализации.

Понимание того, что беспорядок имеет естественную тенденцию к возрастанию с течением времени и что мы можем противодействовать этой тенденции, целенаправленно расходуя энергию, раскрывает основное свойство, основной характер человеческой жизни. Мы обязаны прилагать усилия для создания полезных типов порядка, которые достаточно устойчивы, чтобы противостоять неумолимой «силе тяги» энтропии. (5)

Примечание автора (5). Как отметил известный ученый Стивен Пинкер,
«Второй закон определяет конечную цель жизни, разума и человеческого стремления:
привести в действие энергию и информацию, чтобы сдержать волну энтропии и создать убежища благодатного порядка».
См. «Второй закон термодинамики» Стивена Пинкера.

Поддержание организации в условиях хаоса даётся непросто. По словам Ивона Шуинара, основателя Патагонии: «Самое сложное в мире — упростить вашу жизнь, потому что всё тянет вас к тому, чтобы быть всё более сложным».

Энтропия всегда будет возрастать сама по себе. Единственный способ снова сделать вещи упорядоченными — это добавить энергию. Порядок требует усилий. (6)

Примечание автора (6). Интересно, что именно так возникли первые формы жизни.
Когда Солнце палило землю, оно обеспечивало дополнительную энергию, необходимую для образования молекул в структуры,
которые могли бы противостоять хаосу энтропии.
Дополнительная энергия помогала первым формам жизни поддерживать порядок.

Энтропия в повседневной жизни

Энтропия помогает объяснить многие таинственные вещи из нашей повседневной жизни.

Например:

Почему жизнь замечательна

Рассмотрим человеческое тело.

Набор атомов, составляющих наше тело, может быть организован бесконечным множеством способов, и почти все они не ведут к какой-либо форме жизни. Математически говоря, шансы в подавляющем большинстве против нашего присутствия в мире. Мы — очень маловероятная комбинация атомов. И все же, вот мы здесь. Это действительно замечательно.

Во Вселенной, где энтропия правит балом, присутствие жизни с такой организацией, структурой и стабильностью ошеломительно.

Почему искусство прекрасно

Энтропия предлагает хорошее объяснение того, почему искусство и красота настолько эстетичны.
Художники создают форму порядка и симметрии, которая, скорее всего, Вселенная никогда не будет генерировать сама по себе. Это так редко встречается в грандиозной схеме возможностей.
Количество красивых комбинаций намного меньше, чем общее количество комбинаций. Точно так же, когда мы видим симметричное лицо, это редкое и красивое зрелище, тогда как существует так много по-разному асимметричных лиц.

Красота редка и маловероятна во вселенной беспорядка. И это дает нам повод для защиты искусства. Мы должны охранять его и относиться к нему как к чему-то священному.

[МК] Не споря с автором по мелочам, скажу, что примеры, им приводимые, видятся мне не проявлениями Энтропии,
а проявлениями противодействующей ей столь же могущественной силы — Творения.
То, что вселенная не стала беспорядочной россыпью атомов, то, что в ней существуют звёзды,
все живые существа, мы с вами, вещи, сделанные людскими руками — это результат целенаправленных усилий Творения,
проявленного через через Творца — Вселенную и через творца – человека.

Психическая энтропия

Почему брак — сложная штука

Одна из самых известных первых строк в мировой литературе — это строка из романа “Анна Каренина” Льва Толстого: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.»

Есть множество причин, по которым брак может потерпеть неудачу — финансовый стресс, проблемы с воспитанием, полоумные родственники со стороны партнера по браку, конфликты в основных ценностях, отсутствие доверия, супружеская неверность и т.д. Недостаточность в любой из этих областей может привести к крушению семьи.

Однако, чтобы быть счастливым, нам нужна определенная степень успеха в каждой из этих областей. Таким образом, все счастливые семьи похожи, потому что все они имеют сходную структуру. Беспорядок может возникнуть множеством разных способов, но порядок — лишь немногими способами.

Почему «оптимальные жизни» созданы, а не открыты

У вас есть сочетание талантов, навыков и интересов, характерных для вас. Но вы также живете в более широком обществе и культуре, которые не были разработаны с учетом ваших конкретных способностей. Учитывая то, что мы знаем об энтропии, каковы, по вашему мнению, шансы, что окружающая среда, в которой вы выросли, также является оптимальной средой для ваших талантов?

Очень маловероятно, что жизнь представит вам ситуацию, которая идеально соответствует вашим сильным сторонам. Из всех возможных сценариев, с которыми вы могли столкнуться, гораздо вероятнее, что вы столкнетесь с тем, что не соответствует вашим талантам.

Эволюционные биологи используют термин «условия несоответствия», чтобы описать ситуации, когда организм не подходит для состояния, с которым он сталкивается. У нас есть общие фразы для условий несоответствия: «как рыба из воды» или «с ножом против пистолета». Очевидно, что, когда вы находитесь в состоянии несоответствия, сложнее добиться успеха, быть полезным и выиграть.

Вероятно, вы столкнетесь с условиями несоответствия в своей жизни. По крайней мере, жизнь не будет оптимальной — может быть, вы не выросли в оптимальной культуре для своих интересов, возможно, вы учились не тому предмету или занимались не тем видом спорта, возможно, вы родились не в то время в истории. Гораздо более вероятно, что вы живете в состоянии несоответствия, чем в хорошо подобранном для вас состоянии.

Зная это, вы должны взять на себя ответственность за создание своего идеального образа жизни. Вы должны превратить условия несоответствия в условия, хорошо совпадающие с вами. Оптимальные жизни созданы, а не открыты. (7)

Примечание автора (7).
Есть ещё одна связанная догадка.
Вероятно, вам следует прекращать заниматься вещами, в которые вы вовлечены, быстрее, чем вы это делаете.
Всегда есть риск, что вы оставите затею слишком рано, но из всех возможных вещей, которыми вы можете заниматься, в которые вы можете вкладываться,
маловероятно, что вы в настоящее время занимаетесь чем-то наилучшим для вас. Таким образом, если результаты не приходят легко, идите дальше.

Закон Мерфи в применении ко Вселенной

Наконец, вернемся к Закону Мерфи: «Все, что может пойти не так, пойдет не так».

Энтропия даёт хорошее объяснение тому, почему Закон Мерфи так часто проявляется в жизни. Существует больше тех путей, которыми всё может пойти не так, как надо. Трудности жизни не происходят потому, что планеты не так размещены или потому, что какая-то космическая сила замышляет против вас. Это просто энтропия в действии. Как сказал один ученый, «Энтропия подобна закону Мерфи, примененному ко всей вселенной». (8)

Примечание автора (8). Galileo’s Finger by Peter Atkins.

Никто не виноват, что в жизни существуют проблемы. Это просто закон вероятности. Существует много неупорядоченных состояний и лишь небольшое количество упорядоченных. Учитывая шансы против нас, замечательно не то, что в жизни существуют проблемы, а то, что мы можем их решить.

Источник: Entropy: Why Life Always Seems to Get More Complicated

Источник: forum.holo-system.ru

Психическая энтропияМногие из вас сталкиваются с ситуациями, в которых все валиться из рук, а чувство беспомощности берет за горло, и выливается наружу в виде гнева.
Что происходит с вами, когда новая информация вступает в конфликт с уже существующими намерениями и отвлекает от достижения поставленных целей. Наши ожидания о том «как будет» не оправдались и мы начинаем переживать боль, страх, гнев, стыд и т. п. Это и есть психическая энтропия.

Что же дает нам контроль и прогнозирование ситуации?

Конечно же четкие цели, спокойствие и уверенность, что все идет своим чередом. Важно?!

Как часто какие-то внешние события могут выбить нас надолго из колеи? Как чей-то взгляд, слово или действие рушат ваши планы и отбивают любую охоту что-то сделать.
Мы часто сталкиваемся с самым разнообразным поведением наших клиентов, друзей и близких. Их возражения, эмоциональные реакции, высказывания бывают порой не ожиданны для нас. И для того, чтобы возобновить самообладание и справиться с реакциями «ложного эго» нужно особое ресурсное состояние.

Что это за состояние и где его взять?

Это состояние, когда поступающая информация находится в согласии с внутренней структурой целей и психическая энергия течет без препятствий. У вас нет беспокойства и сомнений в своей адекватности, и есть стойкое ощущение, что «все идет как надо». Еще это состояние называют «состоянием потока».

В таких случаях Вам легко сконцентрироваться на поставленных задачах, быть внимательным и сосредоточенным, а в следствии этого получать удовольствие от достигнутого?
А результат этого состояния – когда ты оглядываешься назад (оценивая свою работу) и приходишь в восторг от того, что ты сделал.

Мастер-класс «Как получать радость в потоке повседневной жизни»

Удовольствие или переживание радости, удовлетворение психологических потребностей или радость от достижения.
Вы сможете разделить понятия «удовольствия от бездействия» и «переживание радости в действии», что наполнит Вашу жизнь истинными переживаниями счастья. И никто не заберет Ваше удовольствие от бездействия, оно тоже имеет место быть!

Истинная Радость возникает на границе между скукой и боязнью не справиться. Сложность задачи соответствует уровню мастерства. Стать рабом порядка или иметь дело с хаосом реальной жизни? Что выбираете Вы?

8 основных компонентов переживания радости:

  • Задача посильна
  • Можно на ней сосредоточиться
  • Концентрация на четко сформулированной цели
  • Мгновенная обратная связь – заметно приближение к цели
  • Высокая вовлеченность
  • Ощущение контроля над своими действиями
  • Теряется осознание своего эго (я), а после усиливается
  • Теряется ощущение времени

Цель Мастер-класса: Научиться в самые скучные моменты повседневной жизни находить возможности для личного роста и наполнить ее полезным смыслом.

В результате Мастер-класса «Как получать радость в потоке повседневной жизни» Вы получите новые стратегии более качественной и интересной Вашей жизни для регулярного и осознанного использования.

Источник: coaching.by

Стоит расслабиться, и сразу становиться очень трудно что-либо делать. Когда опасность, борьба, адреналин – удивляешься сам себе, сколько можешь успеть сделать. Но в спокойном состоянии тут же попадаешь в поток психической инерции. В христианском понимании – это надлом воли, вызванный грехопадением. Но надлом воли – это нечто большее, чем подверженность страстям, это энтропия всей психической жизни человека, рассеивание его психических сил. Поэтому приходится постоянно прилагать усилия не только для того, чтобы победить в себе какую-то отдельную страсть, но чтобы поддерживать свою психическую жизнь на более-менее работоспособном уровне (может, поэтому я так люблю приключения и борьбу, поскольку это позволяет отдохнуть от постоянной борьбы с собой).

В христианском откровении дано, что Христос искупил первородный грех. Это означает, что побеждена греховная природа, но вовсе не надлом воли, и если человек обретет спасение, не преодолев этот надлом, то в момент обретения полноты спасения погибнет от собственной психической энтропии. Если бы это было не так, то в момент воскресения Христа совоскресли бы и все остальные люди. Поэтому описывать полноту спасения в понятиях естественного состояния психики человека столь же нелепо, как нелепо обсуждать жилищный вопрос и проблемы регистрации в паспортном столе в случае всеобщего воскресения.

На пути к спасанию должно произойти еще что-то, столь же обязательное для спасания, как и искупительная жертва Христа, а именно, то, что восстановит волю человека. Трудно себе представить, что это может быть, но опять же, в христианском откровении говорится о Страшном Суде, только после которого можно обрести спасание. Что бы ни было Страшным Судом – все наши представления о нем столь же далеки от истины, сколь далеки были от реального Христа ожидания мессии как избавителя от власти Рима.

Возможно, смысл Страшного Суда вовсе не во внешнем воздаянии или наказании, а в таинстве восстановления целостной воли человека, которая позволит ему принять полноту жизни. Таким образом, Страшный Суд может и не быть одномоментным событием в конце времен, а чем-то принципиально иным, чем-то, что связано с внутренним перерождением человека, которое может быть рассредоточено в совершенно разных моментах жизни (или даже и не одной жизни, если время многомерно), а может быть, осуществляется и за пределами жизни и эмпирического времени вообще…

…Каждый раз, когда задумываешься над религиозными тайнами, понимаешь, что все наши представления недалеко ушли от наивных образов Бога в виде старичка на облаке. Разве наше линейное понимание времени, в котором должны в какой-то последовательности располагаться события Откровения – менее наивно?

Источник: karpitsky.livejournal.com


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.